Тема самообразования «Изучение литературы, методов и приемов по развитию мелкой моторики у дошкольников»
методическая разработка (младшая группа)

Бугаева Ольга Борисовна

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В. А. Сухомлинский

Актуальность выбранной темы

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2017.docx31.16 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДЕНО

Приказом ГБДОУ детского сада № 34

Красносельского района СПб

от  ___________ № ______

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 34комбинированного вида Красносельского района

Санкт-Петербурга

Тема самообразования «Изучение литературы, методов и приемов по развитию мелкой моторики у дошкольников»

                                                                  2017г.

Индивидуальный план самообразования на _2017- 2018 год

Воспитатель: группы №17

ДОУ №34

Ф.И.О.___ Бугаева Ольга Борисовна ______________________________________

Образовании: среднее специальное. 1995 год Пермский педагогический колледж №1.

Индивидуальная тема самообразования: «Развитие мелкой моторики»

Когда начата работа над темой: декабрь 2017г.

Когда предполагается закончить работу над темой: май 2017г.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В. А. Сухомлинский

Актуальность выбранной темы

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

         Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

         И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

 Значение развития тонкой моторики рук в раннем и дошкольном возрасте

Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.

Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.

Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами. Брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией, ложкой, вилкой, совочком и др. Открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать и т.д.

Это важно при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

-Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

-Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

-Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

-Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

-Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

-У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

-В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Основные направления работы.

-Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).

-Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок).

-Завязывание шнурков, застёгивание пуговиц, замков.

-Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, плетение).

-Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, выкладывание узоров).

-Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).

-Игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью или цветными крышками:

  • нахождение заданных предметов,
  • угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.

Форма отчетности:

- сделать консультацию для родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»;

- составить картотеку пальчиковых игр и гимнастик;

- организация выставки «Игры, способствующие развитию мелкой моторики».

План работы на 2017-2018 год. Изучить следующую литературу:

1. О.А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»

2. Г.Г.Галкина «Пальцы помогают говорить»

3. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

4. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.

5. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

6. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

7. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

Работа с детьми

Декабрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Замок», «Спрячь в ладошки».

2.Обучение детей игре «Шнуровка».

3. Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка».

4. Игра «Я катаю мой орех».

5. Игры «Разбери фасоль», «Собери бусы»

6. Дидактическая игра «Чей след?» (с использованием деревянных планшетов).

7. Застегивание, расстёгивание пуговиц и кнопок.

Январь

1. Заучивание пальчиковой игры «Капуста».

2. Пальчиковая игра «Переложи игрушки».

3. Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».

4. Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».

5.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).

6. Играем с бизибордом.

Февраль

1. Заучивание пальчиковой игры «Пирожки» , «Человечек».

2. Учить детей одевать и раздевать кукол.

3. Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка».

4. Песочная игротерапия

5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).

6. Дидактическая игра «Выложи узор» (использование деревянных планшетов).

7. Игры с цветными крышечками.

Март

1. Разучивание пальчиковых игр «Карандаш», «Орехи», «Дорожка». Повторение пальчиковой игры «Капуста», «Пирожки», «Замок».

2. Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».

3. Игры с цветными крышечками.

 4. Мобильный тренажер «Пальчиковый сухой бассейн» (фасоль, горох). (Найди мелкие предметы в сухом бассейне).

5. Сенсорные подушечки

6. Игры с прищепками.

7. Песочная игротерапия

Апрель

1. Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста»

2. Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка».

3.Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.

4.Настольные игры «Мозаика»,

5.Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками)

6.Игры с кухонной решёткой.

7. Скручивание веревочки.

Май

1.Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки».

2.Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».

3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья»

4.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».

5. «Рваные рисунки» (создание аппликаций в технике обрывание бумаги).

6.Игра «Прищепки».

7. Проигрывание с детьми пальчиковым театром «Пальчиковый театр «Русские народные сказки».

Работа с семьёй

Январь

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников» (интернет в группе).

Апрель

Листки-памятки  «Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода».

Самореализация

  1. Создание картотеки – Развивающая игра «Фигурки из палочек».
  2. Изготовление игры «Скручивание веревочки».
  3. Изготовление планшетов для Дидактической игры «Выложи узор».
  4. Изготовление дидактических игр.
  5. Изготовление бизиборда.
  6. Изготовление сенсорных подушечек.

Отчет о проделанной работе по развитию мелкой моторики.

1.Изучение методической литературы

Работала со следующей научной и учебно-методической литературой:

Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей

В книге представлены пальчиковые игры, комплексы упражнений и массажа для развития мелкой моторики у детей  дошкольного возраста.
Представлены советы и рекомендации опытного специалиста которые помогают правильно организовать занятия, сделают их увлекательными и необременительными для малыша.
В книге представлены рекомендации для родителей

1. Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.

2. В комплекс упражнений стараться включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.

3. Начинать или заканчивать занятия сеансом массажа кистей рук.

4. Проводить работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.

5. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.

6. Внимательно следить за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогать ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.

7. Чередовать новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходить к освоению более сложных.

8. Выполнять определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.

9. Поощрять творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.

10. Проводить занятия эмоционально, активно, хвалить малыша за успехи, но не забывать при этом следить за его настроением и физическим состоянием.

Предлагаются упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3—4 лет.

1. «Шишки на тарелке»

2. «Обведи предмет»

3. «Волшебный узор»

4. «Пришей пуговицу»

5. «Разноцветные снежинки»

6. «Зашнуруй ботинок»

7. «Волшебная пипетка»

8. «Маленький аптекарь»

Массаж ладоней и пальцев рук природными материалами

Для детей 4 лет можно предложить массаж с использованием сосновых, еловых, кедровых шишек, грецких орехов, фундука.

1. «Покрути шишку»

2. «Покатай шишку»

3. «Поймай шишку»

4. «Грецкий орех»

5. «Пересыпь орешки»

6. «Орехи на подносе»

7. «Зёрнышки»

8. «Ласковое пёрышко»

-Работа с пластилином.

-Обводим по контуру

Эти упражнения направлены на обучение ребёнка выполнению плавных линий, без отрыва карандаша от бумаги.

Книга Крупенчук О. И. Пальчиковые игры.

В этой книге известного петербургского логопеда О. И. Крупенчук представлены пальчиковые игры - комплекс упражнений и массажа для развития пальцев рук. Систематическая тренировка пальцев рук способствует развитию речи, улучшает мыслительную деятельность, запоминание и внимание ребёнка.
Стихи, сопровождающие упражнения, формируют и совершенствуют чувство ритма, что важно при обучении письму. Кроме того, они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги.

В книге представлены пальчиковые игры для малышей

Потешки — это стихи и движения, вид народной игры, забавления ребёнка, ещё не говорящего, но уже понимающего речь. Игра , которая не только приятна, но и очень полезна для ребёнка.

Эта игра сочетает прослушивание (а потом и проговаривание) стихотворения с выполнением определённых движений.

В книге предлагаются движения на уже известные народные тексты ( Котенька-коток: Русский детский фольклор  ; Русские народные детские песенки/ В обработке Г. Науменко. — М.: Дом, 1990; Е. В. Первушина.) и новые стихи с движениями.

Начинать играть с ребёнком можно с колясочного возраста. Сперва все движения взрослый делает руками малыша. По мере освоения движений ребёнок начинает делать их сам, а взрослый только проговаривает. Постепенно ребёнок сможет и проговорить и сделать все предлагаемые в этой книжке упражнения сам. Это очень полезно для малыша: такие занятия развивают координацию движений кистей и пальцев рук, а значит, помогают развитию речи и мышления.

Кроме того, потешки могут включаться в комплекс упражнений для малыша или могут начинать и заканчивать сеансы массажа.

Поскольку многие дети (да и взрослые) лучше воспринимают зрительный образ, стихи сопровождаются пояснительными рисунками-схемами. Для удобства мы обозначили большой палец руки как 1 -й, указательный — 2-й, средний — 3-й, безымянный — 4-й, а мизинец — 5-й.

О.А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»

Материал данной книги, представлен в форме стихов, потешек, детских песенок, пальчиковых игр и игр с пением, развивает эмоциональную сферу у детей младшего дошкольного возраста. Особенно он полезен в детском саду в период адаптации. Пособие включает в себя картотеку игрового и речевого материала по разделам программы "Детство": речевое развитие, социально-эмоциональное развитие, окружающий мир, культурно-гигиенические навыки. Оно будет полезно не только специалистам (педагогам, воспитателям дошкольных учреждений), но и заботливым родителям, бабушкам и дедушкам.

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев источник творческой мысли, которая питает мозг ребёнка. Вся история развития человечества доказывает, что на протяжении всего раннего детства чётко выступает зависимость движения руки и речи – по мере совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми – и с теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.

Стандартный набор занятий по развитию тонкой моторики (плетение,

конструкторы, мозаика, лепка и т.д.) использует в основном движения сжимания, изредка – растяжения и почти никогда – расслабления. К тому же в эти занятия включена обычно только социальная зона руки – большой, указательный, средний пальцы, смежная с ними часть ладони и соответствующие им двигательное поле – зона, несущая основную нагрузку в быту и в общении. Безымянный палец и мизинец остаются пассивными.

Для получения максимального «коэффициента полезного действия» игры с

пальцами рук и занятия должны быть составлены таким образом, чтобы:

1) сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев;

2) использовались изолированные движения каждого из них.

Поэтому в играх, представленных в книге, мы будем стараться использовать все пять пальцев. Для развития мелкой моторики вам не понадобится специальное оборудование, не нужно выкраивать время, можно воспользоваться предметами,  которые оказались в данный момент под рукой. Дети любят играть с бытовыми предметами, вам нужно только направить их фантазию в нужное русло. Для пальчиковых игр подойдут:

-мячи (каучуковые, колючие, плюшевые, соксы – вязаные и набитые

пластмассовыми пульками);

-верёвки капроновые плетёные (диаметром 3-6 мм), шнурки – для

завязывания узлов и для перебирания уже завязанных узлов пальцами,

рисования предметов;

-прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;

-щётки для волос, зубные щётки, - для массажа и самомассажа ладоней;

-орехи;

-решетка для раковины;

- бусы;

-карандаши;

-резиночки для волос;

Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настроению, улучшает психические процессы ( внимание, мышление, память); повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, улучшает

произношение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям. 

2.Внедрила в работу с детьми  дидактические игры и упражнения по развитию мелкой моторики дошкольников.

3.Составила картотеку игр для развития мелкой моторики рук

4.Подготовила презентацию на тему «Развитие мелкой моторики» для сайта детского сада.

5.Составить картотеку упражнений  по совершенствованию статистической и динамической координации движений пальцев рук.

6. Листки-памятки  для родителей «Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые методы и приемы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей

Данные игровые приемы помогут улучшить координацию движений пальцев и кистей рук, научат ориентироваться на листе бумаги, подготовят руку к обучению письму, разовьют аккуратность, графические умения, ...

использование различных методов и приемов для развития мелкой моторики дошкольника.

Данная рекомендация поможет применять воспитателям все это в разных  видах деятельности ребенка....

Игровые методы и приемы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей

Данные игровые приемы помогут улучшить координацию движений пальцев и кистей рук, научат ориентироваться на листе бумаги, подготовят руку к обучению письму, разовьют аккуратность, графические умения, ...

Игровые методы и приемы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей

Игровые методы и приемы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей...

Доклад. Игровые методы и приемы для развития мелкой моторики рук в организационной изобразительной деятельности

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой...

План по самообразованию «Изучение литературы, методов и приемов по развитию мелкой моторики у детей. Внедрение полученных знаний в работу с детьми раннего возраста»

Тема: «Изучение литературы, методов и приемов по развитию мелкой моторики у детей. Внедрение полученных знаний в работу с детьми раннего возраста»...