Применение средств эйдетики на занятиях по развитию речи в дошкольном учреждении
статья (младшая группа)

Ашимова Гульэра Касымжановна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Применение средств эйдетики на занятиях по развитию речи в дошкольном учреждении

          Анализируя результаты мониторинга в аспекте речевого развития детей дошкольного возраста, отмечаем тревожную тенденцию: всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое. Поскольку неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование неречевых психических процессов (недостаточное устойчивое внимание, сниженная память, слабая продуктивность запоминания и т.д.), дети не могли сами сосредоточить своё внимание на каком-то значительном для них событии или художественном произведении, не могли одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними.
В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обоснованных путей развития речи у детей дошкольного возраста.
Один из эффективных методов является - Эйдетика.

Применение методики Эйдетики должен: 
- способствовать развитию связной речи.
- расширять и обогащать словарный запас детей.
- развивать зрительную и слуховую память, воображение и творческую активность;
- формировать познавательные действия;
- формировать интерес к художественной литературе; 
- формировать умение слушать и понимать стихотворный текст, следить за его содержанием, отвечать на вопросы воспитателя.
- активизировать речевые высказывания, уточнять и закреплять произношения гласных и согласных звуков;

Как помогает эйдетика в обучении детей? Чтобы понять как? необходимо разобраться с термином эйдетика. Что же такое эйдетика? Эйдетика ( eidos греч. вид, образ, образец) - философия и учение о сущности. Впервые эйдетику описал Аристотель, затем Демокрит. Они уделяли эйдетике огромное философское значение. В психологии явление эйдетизма было открыто и описано Йеншем, это психическое явление, которое состоит в способности воссоздавать яркий наглядный образ через значительный промежуток времени.

             Эйдетика характеризует особенность памяти с более яркой фиксацией объекта, наполненной эмоционально-чувственной насыщенностью. Они должны обучать ребенка представлять отсутствующие предметы и визуализировать их в своем сознании. Благодаря качеству эйдетизма, предмет после исчезновения через несколько минут или лет может быть воспроизведен в памяти. В основе эйдетики лежит: развитие памяти, внимания и образного мышления.

          Метод эйдетики строится на принципе образных ассоциаций, благодаря которым ребенок может быстрее, качественнее запоминать материал, сохранить его и легко воспроизвести. Помните, как легко мы в детстве запоминали все цвета радуги и помним их всю жизнь по нехитрой прибаутке «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»? Дело все в том, что, проговаривая эту прибаутку, мы явно представляем себе «радужного» фазана. Образ, доступный воображению плюс положительные эмоции - в результате в памяти надолго сохраняется яркий «файлик» с нужной информацией. Примечательно, что именно так работает память ребенка. Такую психологическую особенность необходимо использовать в обучении. Играя, дети привыкают внимательно вглядываться в каждое слово, рассматривая его с разных сторон.

            Эйдотехника, как одна из разновидностей мнемотехники, помогает развивать и обобщать различные образы через умение обозначать каким-либо одним символом реальный образ (или несколько образов), отражая им общие признаки предмета, т.е. пользоваться «заместителями». 
Принцип Эйдотехники заключается в следующем: любую информацию можно представить в виде ассоциативных образов, которые очень быстро запоминаются и с такой же легкостью могут потом воспроизводиться. Методика запоминания на основе эйдетики изменяет весь подход к запоминанию информации.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»,- писал К. Д. Ушинский.     Эффективность приемов эйдотехники основан на том факте, что дети познают окружающий их мир с помощью наглядно-образного мышления. Этот способ заучивания можно спутать с демонстрацией обычных иллюстраций, но это совершенно не верно. Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить. 
Основной секрет эйдотехники прост и хорошо известен. Когда человек в своем изображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. Использование образов (или ЭЙДОСОВ, как их назвали древние греки) и образных фантазий открывает новые возможности для развития памяти, творческого мышления, воображения, внимания. Наглядный материал облегчают и ускоряют процесс запоминания и усвоения текстов, формируют приемы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.


         Заучивание стихов — один из испытанных приемов развития речи, но легко запоминать стихи могут только дети с хорошей памятью. В это понятие входят объем запоминаемой информации, быстрота и точность запоминания, а также время хранения информации. Как приятно слышать, когда дети знают и умеют декламировать стихи. Но я заметила, насколько тяжело детям иногда дается запоминание стихотворных текстов. Многие родители, как бы они ни старались, не могут добиться того, чтобы их дети заучивали даже небольшие по объему стихи. Часто вместо того, чтобы достичь красивой поэтической речи, испытывают трудности и усталость. Более того, традиционное заучивание стихов, когда многократно повторяется текст, развивает у детей лишь слуховую память.
Дошкольник младшего возраста (3-4 года), как показывают психологические исследования, запоминает произвольно чрезвычайно мало материала. Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Произвольное запоминание — это сложная интеллектуальная работа. Она помогает более быстрому обогащению речи ребенка, чем при невольном запоминании; интенсивнее развивает эстетичные чувства (чувство поэзии, чувство прекрасного); укрепляет образную память (связанную с воображением) и словесную память (связанную с мышлением), которая, по мнению психологов, является самым совершенным видом памяти.

 Планируемые результаты применения методики Эйдетики:
- увеличивается продуктивность запоминания,
- снижается эмоциональная напряженность и дети уверенны в успехе,
- обогащается  словарный запас, сформированы навыки правильного звукопроизношения слов и отдельных фраз.

             Эйдетика лучший помощник в обучении детей. Дети мыслят «формами, звуками, красками и ощущениями». Эта возрастная закономерность требует, чтобы мышление маленького ребенка развивалось среди природы, чтобы он одновременно видел, слышал, переживал и думал.  

           В основе всех методов в эйдетике лежат ассоциации. Любой предмет представляется, сравнивается. Давайте вспомним как в детстве, когда ребенок еще не говорит, родители с ним разговаривают и показывают ему все. Ребенок запоминает сказанное слово, также быстро, как он запоминает картинки и образы, если говорить это слово много раз, произнося его и указывая на предмет, который это слово обозначает, то ребенок, когда начнет говорить, он не просто говорит слова, он четко понимает, о чем идет речь. В мозге ребенка складывается следующая логическая схема: звук смысл графический образ. Следовательно, если дети мыслят образно, нам необходимо этим пользоваться в их обучении. Эйдетика сила, развивающая внимательность, мышление, она придает эмоциональную окраску познанию. Благодаря одновременности видения, слухового восприятия, переживания и мышления в сознании ребенка формируется то, что в психологии называется эмоциональной памятью.

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста.

Применение здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя по развитию речи детей в условиях ДОУ...

Мастер-класс по теме: «Применение песочной игротерапии на занятиях по развитию речи в группе компенсирующей направленности»

Рекомендации для воспитателей по применеию песочной игротерапии на занятиях по развитию речи....

Современные формы и методы работы по развитию речи в дошкольном учреждении

laquo;В пустых стенах ребёнок не заговорит»… – заметила в своё время Е.И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, необходимо заботится в первую очередь о том, чтобы дети могли удо...

Разработка НОД по развитию речи в дошкольном учреждении по теме «Света и снеговик».

Разработка НОД по развитию речи в дошкольном учреждении....

Презентация "Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по развитию речи"

Презентация "Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по развитию речи"...

Консультация для педагогов на тему «Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по развитию речи»

    Использование здоровьесберигающих технологий в коррекционной работе говорит об их эффективности в решении разных задач по развитию речи. Грамотное их испо...