Разработка НОД по развитию речи в дошкольном учреждении по теме «Приключения звуков «с», «ш»».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Максимова Ольга Фёдоровна

Разработка НОД по развитию речи в дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priklyuchenie_zvukov_s_sh.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка занятия по развитию речи в дошкольном учреждении

«Приключения звуков «с», «ш»»

Максимова О.Ф.

МБДОУ «Детский сад» №6

Нижний Новгород

2019 г

   

    Занятие разработано для детей средней группы.

    Цель: дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах, словах, фразах.

     Задачи:

- Образовательные и развивающие:

  • Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [с] и [ш].
  • Закрепление умения определять место данных звуков в словах.
  • Развитие умения составлять предложения.
  • Развитие фонематического и зрительного восприятия, слуховой памяти.
  • Развитие умения концентрировать внимание.
  • Совершенствование мыслительных операций.

- Воспитательные:

  • Развитие интереса к родному языку.

     Дидактическое оснащение и оборудование: зеркала, предметные картинки на звуки [с] и [ш]; цветок, на лепестках которого даны задания.

Задачи

Ход занятия

Методы, время

Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [с] и [ш].

Слуховая дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах.

Слуховая дифференциация звуков [с] и [ш] в словах; развитие фонематического восприятия, умения концентрировать внимание.

Дифференциация звуков [с] и [ш] в словах; закрепление умения определять место данных звуков в словах.

Закрепление умения составлять предложения; совершенствование мыслительных процессов.

Слуховая дифференциация

[с] и [ш] во фразах; закрепление умения составлять предложения.

1.Организационный момент.

- А вы были когда-нибудь в лесу?

Представьте, что мы сейчас в лесу. - Покажите, какие там большие деревья. (Поднять руки вверх.) Подул тёплый ветерок: ш – ш – ш – зашумели ветки.

( Быстро – быстро пошевелить пальчиками.)

- Подул холодный ветер: с – с – с – закачались сосны. ( Покачать и помахать руками.) Ветер затих – не шевелятся больше ни ветки, ни деревья. (Расслабиться.)

- Снова подул ветер.  (Напрячься, покачаться и помахать руками, затем опять расслабиться.)

2. Сообщение темы.

- Как шумели ветки от теплого ветра? (Ш – ш – ш.) А от холодного? (С – с – с.)  Сегодня мы будем повторять звуки «с», «ш».

3. Сравнение звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

- Давайте возьмём зеркала и произнесем звуки «с» и  «ш». Какое положение принимают губы при произнесении звука «с»? (Растянуты в улыбке.) При «ш»? (Вытянуты вперед.) Что происходит с языком при произнесении звука «с»? (Кончик языка находится за нижними резцами.) При «ш»? (поднимается к верхним резцам.) Давайте теперь поставим ладошку ко рту и произнесём звук «с». А теперь произнесём звук «ш». Что заметили? Какая воздушная струя? ( При произнесении звука  «с» - холодная, «ш» - тёплая. Участвует ли голос в произнесении звуков «с» и «ш»? Голос в произнесении звуков не участвует, значит это глухие звуки. Вспомните, какие животные или явления природы, предметы издают звуки, похожие на «с» и «ш»? («с» - течёт вода, сдувается шарик; «ш» - шипит гусь, змея.)

4. Работа со звуками.

- Наши звуки «с» и «ш» решили совершить путешествие в Страну Чудес. И мы отправимся вместе с ними. В этой стране чудес растёт необыкновенный цветок, каждый лепесток которого волшебный. Давайте посмотрим, что это за цветок. На каждом лепестке задание, давайте попробуем его выполнить.

1 –й лепесток – повторение слогов с выражением эмоций:

- Познакомились слоги со – шо, са – ша, су – шу и решили поговорить друг с другом:

Са-са, ша – ша

( Произнеси удивленно).

Су-су, шу – шу (С восхищением.) Со - со – со, шо- шо – шо

( Грустно.)

2 – й лепесток – дидактическая игра «Слушай внимательно».

Воспитатель произносит слова, если в них звук «с», то дети хлопают. Если в слове звук «ш», то топают.

Слова:  сок, шуба, песок, мыши, мишка, чашка, слон.

3 – й лепесток – дидактическая игра «Будь внимательным?»

Разложить картинки на две кучки: со звуком «с» и со звуком «ш».

Картинки: автобус, собака, шуба, сливы, кошка, свитер, груша.

- Давайте теперь посмотрим где в этих словах спрятался звук «с»; звук «ш» (в начале, середине, в конце)

- 5- й лепесток – физкультминутка.

(Воспитатель читает

 стихотворение, ребята выполняют движения)

Для начала мы с тобой

Крутим только головой.

Корпусом вращаем тоже.

Это мы, конечно, сможем.

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны. Прогнулись.

От разминки раскраснелись

И на  стульчики обратно сели.

6 – лепесток – дидактическая игра «Найди пару».

- Составь из этих картинок пары, например: шуба – свитер (собака – кошка, слива – груша, автобус – машина). Давайте попробуем составить предложения по паре слов, например: Шуба и свитер – это тёплая одежда.

7 – й лепесток – произношение звуков «с» и «ш» в чистоговорках.

- Захотелось звукам посмеяться вместе с нами. И придумали они чистоговорки – небылицы со словами слон, душ, лиса.

- Повторяйте за мной.

Лон – лон – лон – на лопате едет слон.

Са – са – са – на луне сидит лиса.

Уш – уш –уш – слон с лисою съели душ.

- Давайте тоже попробуем придумать чистоговорки – небылицы со словами шуба, лиса (шу – шу – шу – шубку шью карандашу, сы – сы – сы – у лисы пропали усы).

5. Итог занятия.

- Все задания этого чудесного цветка мы выполнили. Звуки очень довольны, что взяли нас с собой в Страну Чудес. Им было интересно и весело с вами.

- Так с какими звуками мы путешествовали? Понравилось занятие?

 - Что запомнилось?

- Спасибо за занятие.

Активизация познавательной деятельности, 1 мин.

Вопрос,  1мин.

Сравнение, 3 мин.

Игровой приём, 1 мин.

Повторение, 1 мин.

Дидактическая игра, 1 мин.

Дидактическая игра, 3 мин.

Физкультминутка, 1 мин.

Дидактическая игра, 4 мин.

Работа по образцу, 3 мин.

Вопрос, оценочная деятельность; 1 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:  Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки" 

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

Занятие по развитию речи в старшей группе на тему: "Приключение щенка"

Цель. Развитие связной монологической речи: сочинение сказки по началу....

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи в старшей группе на тему :"Нужные звуки"

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве З и звуках [З] - [З’].Задачи:Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить предста...

Разработка НОД по развитию речи в дошкольном учреждении по теме «Света и снеговик».

Разработка НОД по развитию речи в дошкольном учреждении....

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить пред...