Главные вкладки

    Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:  Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки" 
    план-конспект занятия (старшая группа) на тему

    Ирина Викторовна Мещерякова

    Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].

    Задачи:

    1. Образовательные:

    - закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;

    - расширить представления об органах артикуляции и их участии в произнесении звуков;

    - совершенствовать произносительные навыки;

    -закрепить навык отвечать на вопросы, описывать иллюстрацию;

    - обогатить словарный запас.

    2. Воспитательные:

    - воспитывать интерес к открытию и получению новых знаний и представлений;

    - развивать культуру взаимоотношений в парах, мини-группах, группе;

    - воспитывать интерес к поддержанию порядка на рабочем месте;

    - воспитывать самостоятельность, культуру взаимопомощи и поддержки.

    3. Развивающие:

    - развивать связную, диалогическую речь;

    - развивать фонематический слух;

    - развивать мелкую моторику руки;

    - развивать внимание, восприятие, память, логическое мышление;

    - развивать умение переключаться с одного вида деятельности на другой;

    - развивать навык работы по образцу, контроль и самоконтроль.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie_zvuk_l.docx19.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: 
    Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки" 

    Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].

    Задачи:

    1. Образовательные:

    - закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;

    - расширить представления об органах артикуляции и их участии в произнесении звуков;

    - совершенствовать произносительные навыки;

    -закрепить навык отвечать на вопросы, описывать иллюстрацию;

    - обогатить словарный запас.

    2. Воспитательные:

    - воспитывать интерес к открытию и получению новых знаний и представлений;

    - развивать культуру взаимоотношений в парах, мини-группах, группе;

    - воспитывать интерес к поддержанию порядка на рабочем месте;

    - воспитывать самостоятельность, культуру взаимопомощи и поддержки.

    3. Развивающие:

    - развивать связную, диалогическую речь;

    - развивать фонематический слух;

    - развивать мелкую моторику руки;

    - развивать внимание, восприятие, память, логическое мышление;

    - развивать умение переключаться с одного вида деятельности на другой;

    - развивать навык работы по образцу, контроль и самоконтроль.

    Оборудование:

    - иллюстрации в учебных пособиях;

    - обозначения звуков [Л] и [Л’], гласных звуков;

    -предметные картинки с изображением животных;

    -карточки схем и фишки.

    Ход занятия.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к нам. Они хотят знать, как вы играете в слова и умеете произносить все звуки в слове. Давайте поиграем в игру «Любознательный». А кто такой «Любознательный»? Что означает это слово?

    Дети: Человек, который хочет много знать.

    Воспитатель: Правильно! Любознательный-это человек, который многим интересуется и желает знать больше. Сейчас я буду задавать вопросы, а вы должны быстро отвечать на них.

    -Чем едят суп? (Ложкой);

    -Чем копают землю? (Лопатой);

    -Что ночью ярко светит в небе? (Луна);

    -Где пасут коров? (На лугу);

    -От чего плачет мама, когда режет салат? (От лука);

    -Что у дедушки на голове вместо волос? (Лысина).

     Послушайте все эти слова (Ложка, лопата, луна, на лугу, от лука, лысина).

    -Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук «Л»).

     Сегодня мы будем правильно произносить звук «Л». Когда мы его произносим, губы растягиваются в улыбке (показывает), а язычок упирается в верхние зубы («Л» показывает), а воздух выдыхается по краям языка. («Л» показывает). Давайте еще раз произнесем: «Л».

    -Ребята, а звук «Л» поется, как, например, звук «А», «О», «У» или обрывается? (Обрывается).

    -Правильно, звук «Л» не поется, потому что он согласный, звонкий, твердый.

    А теперь поиграем в игру «Телефон».

    Дети по одному и хором повторяют чистоговорки.

    Лы-лы-лы - забивали мы голы

    Лу-лу-лу - возле окон на полу

    Ла-ла-ла – не заметили стекла

    Ло-ло-ло – вот и треснуло стекло

    Ля-ля-ля – зеленые поля

    Лю-лю-лю – я бревно пилю

    Ли-ли-ли – мы улицу мели

    Ле-ле-ле – катались на осле

    Воспитатель: А сейчас внимательно послушайте сказку, которую я расскажу. Вам необходимо будет выбрать из нее слова со звуком «Л».

    «У Слоненка был день рождения. Пришла к нему кукла Лола и подарила палочку. «Зачем мне палочка?» - удивился Слоненок.

    «Это палочка не простая, а волшебная» - объяснила Лола. Если ты захочешь поиграть в игрушки, тебе стоит только назвать слово и взмахнуть волшебной палочкой, игрушка сразу же появится». Обрадовался Слоненок, сказал «Юла» и сразу же появилась юла. Сказал «Стол, стул» и появилась игрушечная мебель. Сказал «Телефон», появился телефон. Только скучно стало одному играть Слоненку. И решил он пригласить своих друзей из зоопарка».

    Воспитатель: Понравилась вам сказка, ребята? Какие слова со звуком «Л» вы запомнили? (Ответы детей).

    - Послушайте, кто-то стучится в нашу дверь. Угадайте, кто пришел к нам в гости?

    Загадывает загадку: Он не кукла, не игрушка

                                       А забавная зверушка.

                                       Очень славная мордашка,

                                        Носит имя …(Чебурашка).

    Под песенку «Чебурашки» входит взрослый в костюме Чебурашки.

    Чебурашка: Здравствуйте, ребята.

    Воспитатель: Чебурашка, а почему ты такой грустный?

    Чебурашка: Слоненок просил меня пригласить друзей из зоопарка, а я не смог.

    Воспитатель: Почему? Ведь в зоопарке много разных зверей.

    Чебурашка: Слоненок просил меня пригласить только тех, у кого в названиях есть твердый звук «Л» и мягкий «Ль». А я не знаю, что это такое.

    Воспитатель: Ребята, давайте поможем Чебурашке. Я буду загадывать загадки с названиями животных, а вы будете отгадывать.

    1. По деревьям скок да скок

    Живет, порхает огонек. (Белка)

    1. По реке плывет бревно

    Ох, и злющее оно.

    Тем, кто в речку угодил,

    Нос откусит… (Крокодил)

    1. Сер, да не волк,

    Длинноух, да не заяц.

    С копытами, да не лошадь. (Осел)

    1. Хищный клык, страшный рык,

    Слышат звери обомлев.

    Кто же этот хищник? (Лев)

    1. Хитрая плутовка, рыжая головка

    Хвост пушистый-краса,

    А зовут ее … (Лиса)

    Воспитатель: Вот сколько зверей имеют в своем названии звук «Л» или «Ль», а еще есть лошадь, олень, козел, слон и многие другие.

    Чебурашка: Спасибо, дети, вы мне очень помогли! А сейчас давайте немного отдохнем!

    Физкультминутка.

    -Чебурашку мы в кино много раз видали (Руки в разные стороны)

    -Чебурашку мы давно в гости ожидали (Руки изображают приглашающий жест)

    -Чебурашка в детский сад к нам с утра стучится (Дети наклоняются и стучат кулачками по коленям)

    -Чтоб на танцах у ребят «Польке» научится (Упражнение «Ковырялочка»)

    -Чебурашка, веселей ножками притопни (движение притопывание)

    -А теперь кружись быстрей и в ладоши хлопни (Кружение, хлопок в ладоши).

    Чебурашка: Ой, ребята, как здорово! Мне понравилось с вами отдыхать.

    Воспитатель: Чебурашка, а ты заметил, что названия всех этих животных (показывает на доску) содержат звуки «Л» и «Ль» и эти звуки могут стоять впереди, в середине и в конце слова.

    Чебурашка: Да, да, я уже это понял.

    Воспитатель: А вот, как ребята поняли, мы сейчас и проверим.

    (Воспитатель раздает карточки-схемы слов и фишки).

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, на каждой карточке нарисованы 3 квадратика: первый-это начало слова, средний-середина слова и третий-конец слова. Вот, например, в слове «Осел» звук «Л» стоит в конце слова (Осел-показывает) и поэтому мы фишку ставим в третий квадратик. А сейчас мы разберем все названия животных так же.

    (Воспитатель после каждого задания проверяет, дает оценки работе).

    Чебурашка: Ребята, мне очень понравилось, как вы занимались. Я хочу подарить вам на память мои портреты, а вы в свободное время их раскрасите. До свидания, до новых встреч!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» города Саратова. Игра «Звездный час». Тема «Перелетные птицы

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» города СаратоваВоспитатель первой квалификационной категории Коро...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Беседа на тему «Наши мамы».Чтение стихотворений Е.Благининой «Посидим в тишине» и А.Барто «Перед сном»

    Конспект представляет собой беседу  на тему «Наши мамы», а также чтение стихотворений Е.Благининой «Посидим в тишине» и А.Барто «Перед сном»...

    Конспект непрерывно- образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Тема: «Автоматизация звука "Ш" в слогах, словах, фразовой речи"»

    Уважаемые коллеги, известно, что зачастую  автоматизация звука в речи занимает куда больше времени, чем его постановка. Поэтому, занятия по автоматизации должны быть интересными и увлекательными....

    Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Звук [К’]" с самоанализом

    Цель: закрепить у воспитанников представления о букве К и звуках [К] - [К’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе с учетом ФГОС Тема недели : «Домашние птицы». Тема «В деревне у бабушки и дедушки»

    Цели: Развитие связной речи.Задачи: - Актуализация словаря по теме «Домашние птицы-  Совершенствование грамматического строя речи.- Развитие фонематического слуха, логического мышления- Вос...

    Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе "Звукова культура речи: дифференциация звуков ж-ш"

    Целью деятельности является развитие фонематического слуха, дифференцировать звуки ж-ш в словах.Посредством стихов и рифмовок упражнять детей в четком произношении этих звуков. С помощью дидактических...

    Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"

    Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить пред...