Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].
Задачи:
1. Образовательные:
- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;
- расширить представления об органах артикуляции и их участии в произнесении звуков;
- совершенствовать произносительные навыки;
-закрепить навык отвечать на вопросы, описывать иллюстрацию;
- обогатить словарный запас.
2. Воспитательные:
- воспитывать интерес к открытию и получению новых знаний и представлений;
- развивать культуру взаимоотношений в парах, мини-группах, группе;
- воспитывать интерес к поддержанию порядка на рабочем месте;
- воспитывать самостоятельность, культуру взаимопомощи и поддержки.
3. Развивающие:
- развивать связную, диалогическую речь;
- развивать фонематический слух;
- развивать мелкую моторику руки;
- развивать внимание, восприятие, память, логическое мышление;
- развивать умение переключаться с одного вида деятельности на другой;
- развивать навык работы по образцу, контроль и самоконтроль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_zvuk_l.docx | 22.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:
Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"
Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].
Задачи:
1. Образовательные:
- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;
- расширить представления об органах артикуляции и их участии в произнесении звуков;
- совершенствовать произносительные навыки;
-закрепить навык отвечать на вопросы, описывать иллюстрацию;
- обогатить словарный запас.
2. Воспитательные:
- воспитывать интерес к открытию и получению новых знаний и представлений;
- развивать культуру взаимоотношений в парах, мини-группах, группе;
- воспитывать интерес к поддержанию порядка на рабочем месте;
- воспитывать самостоятельность, культуру взаимопомощи и поддержки.
3. Развивающие:
- развивать связную, диалогическую речь;
- развивать фонематический слух;
- развивать мелкую моторику руки;
- развивать внимание, восприятие, память, логическое мышление;
- развивать умение переключаться с одного вида деятельности на другой;
- развивать навык работы по образцу, контроль и самоконтроль.
Оборудование:
- иллюстрации в учебных пособиях;
- обозначения звуков [Л] и [Л’], гласных звуков;
-предметные картинки с изображением животных;
-карточки схем и фишки.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к нам. Они хотят знать, как вы играете в слова и умеете произносить все звуки в слове. Давайте поиграем в игру «Любознательный». А кто такой «Любознательный»? Что означает это слово?
Дети: Человек, который хочет много знать.
Воспитатель: Правильно! Любознательный-это человек, который многим интересуется и желает знать больше. Сейчас я буду задавать вопросы, а вы должны быстро отвечать на них.
-Чем едят суп? (Ложкой);
-Чем копают землю? (Лопатой);
-Что ночью ярко светит в небе? (Луна);
-Где пасут коров? (На лугу);
-От чего плачет мама, когда режет салат? (От лука);
-Что у дедушки на голове вместо волос? (Лысина).
Послушайте все эти слова (Ложка, лопата, луна, на лугу, от лука, лысина).
-Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук «Л»).
Сегодня мы будем правильно произносить звук «Л». Когда мы его произносим, губы растягиваются в улыбке (показывает), а язычок упирается в верхние зубы («Л» показывает), а воздух выдыхается по краям языка. («Л» показывает). Давайте еще раз произнесем: «Л».
-Ребята, а звук «Л» поется, как, например, звук «А», «О», «У» или обрывается? (Обрывается).
-Правильно, звук «Л» не поется, потому что он согласный, звонкий, твердый.
А теперь поиграем в игру «Телефон».
Дети по одному и хором повторяют чистоговорки.
Лы-лы-лы - забивали мы голы
Лу-лу-лу - возле окон на полу
Ла-ла-ла – не заметили стекла
Ло-ло-ло – вот и треснуло стекло
Ля-ля-ля – зеленые поля
Лю-лю-лю – я бревно пилю
Ли-ли-ли – мы улицу мели
Ле-ле-ле – катались на осле
Воспитатель: А сейчас внимательно послушайте сказку, которую я расскажу. Вам необходимо будет выбрать из нее слова со звуком «Л».
«У Слоненка был день рождения. Пришла к нему кукла Лола и подарила палочку. «Зачем мне палочка?» - удивился Слоненок.
«Это палочка не простая, а волшебная» - объяснила Лола. Если ты захочешь поиграть в игрушки, тебе стоит только назвать слово и взмахнуть волшебной палочкой, игрушка сразу же появится». Обрадовался Слоненок, сказал «Юла» и сразу же появилась юла. Сказал «Стол, стул» и появилась игрушечная мебель. Сказал «Телефон», появился телефон. Только скучно стало одному играть Слоненку. И решил он пригласить своих друзей из зоопарка».
Воспитатель: Понравилась вам сказка, ребята? Какие слова со звуком «Л» вы запомнили? (Ответы детей).
- Послушайте, кто-то стучится в нашу дверь. Угадайте, кто пришел к нам в гости?
Загадывает загадку: Он не кукла, не игрушка
А забавная зверушка.
Очень славная мордашка,
Носит имя …(Чебурашка).
Под песенку «Чебурашки» входит взрослый в костюме Чебурашки.
Чебурашка: Здравствуйте, ребята.
Воспитатель: Чебурашка, а почему ты такой грустный?
Чебурашка: Слоненок просил меня пригласить друзей из зоопарка, а я не смог.
Воспитатель: Почему? Ведь в зоопарке много разных зверей.
Чебурашка: Слоненок просил меня пригласить только тех, у кого в названиях есть твердый звук «Л» и мягкий «Ль». А я не знаю, что это такое.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Чебурашке. Я буду загадывать загадки с названиями животных, а вы будете отгадывать.
- По деревьям скок да скок
Живет, порхает огонек. (Белка)
- По реке плывет бревно
Ох, и злющее оно.
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит… (Крокодил)
- Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц.
С копытами, да не лошадь. (Осел)
- Хищный клык, страшный рык,
Слышат звери обомлев.
Кто же этот хищник? (Лев)
- Хитрая плутовка, рыжая головка
Хвост пушистый-краса,
А зовут ее … (Лиса)
Воспитатель: Вот сколько зверей имеют в своем названии звук «Л» или «Ль», а еще есть лошадь, олень, козел, слон и многие другие.
Чебурашка: Спасибо, дети, вы мне очень помогли! А сейчас давайте немного отдохнем!
Физкультминутка.
-Чебурашку мы в кино много раз видали (Руки в разные стороны)
-Чебурашку мы давно в гости ожидали (Руки изображают приглашающий жест)
-Чебурашка в детский сад к нам с утра стучится (Дети наклоняются и стучат кулачками по коленям)
-Чтоб на танцах у ребят «Польке» научится (Упражнение «Ковырялочка»)
-Чебурашка, веселей ножками притопни (движение притопывание)
-А теперь кружись быстрей и в ладоши хлопни (Кружение, хлопок в ладоши).
Чебурашка: Ой, ребята, как здорово! Мне понравилось с вами отдыхать.
Воспитатель: Чебурашка, а ты заметил, что названия всех этих животных (показывает на доску) содержат звуки «Л» и «Ль» и эти звуки могут стоять впереди, в середине и в конце слова.
Чебурашка: Да, да, я уже это понял.
Воспитатель: А вот, как ребята поняли, мы сейчас и проверим.
(Воспитатель раздает карточки-схемы слов и фишки).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на каждой карточке нарисованы 3 квадратика: первый-это начало слова, средний-середина слова и третий-конец слова. Вот, например, в слове «Осел» звук «Л» стоит в конце слова (Осел-показывает) и поэтому мы фишку ставим в третий квадратик. А сейчас мы разберем все названия животных так же.
(Воспитатель после каждого задания проверяет, дает оценки работе).
Чебурашка: Ребята, мне очень понравилось, как вы занимались. Я хочу подарить вам на память мои портреты, а вы в свободное время их раскрасите. До свидания, до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывно- образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Тема: «Автоматизация звука "Ш" в слогах, словах, фразовой речи"»
Уважаемые коллеги, известно, что зачастую автоматизация звука в речи занимает куда больше времени, чем его постановка. Поэтому, занятия по автоматизации должны быть интересными и увлекательными....
Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Звук [К’]" с самоанализом
Цель: закрепить у воспитанников представления о букве К и звуках [К] - [К’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"
Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...
Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе "Звукова культура речи: дифференциация звуков ж-ш"
Целью деятельности является развитие фонематического слуха, дифференцировать звуки ж-ш в словах.Посредством стихов и рифмовок упражнять детей в четком произношении этих звуков. С помощью дидактических...
Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему : Нужные звуки
Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представл...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе Тема: «Дифференциация звуков С-Ш»
Cовершенствование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различие звуков С-Ш, на определение позиции в слове....
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"
Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить пред...