Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Звук [К’]" с самоанализом
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Урсуленко Людмила Михайловна

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве К и звуках [К] - [К’].

Задачи:

1. Образовательные:

- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;

- расширить представления об органах артикуляции и их участии в произнесении звуков;

- совершенствовать произносительные навыки;

- обогатить опыт чтения слогов;

- закрепить навык отвечать на вопросы, описывать иллюстрацию;

- обогатить словарный запас.

2. Воспитательные:

- воспитывать интерес к открытию и получению новых знаний и представлений;

- развивать культуру взаимоотношений в парах, мини-группах, группе;

- воспитывать интерес к поддержанию порядка на рабочем месте;

- воспитывать самостоятельность, культуру взаимопомощи и поддержки.

3. Развивающие:

- развивать связную, диалогическую речь;

- развивать фонематический слух;

- развивать мелкую моторику руки;

- развивать внимание, восприятие, память, логическое мышление;

- развивать умение переключаться с одного вида деятельности на другой;

- развивать навык работы по образцу, контроль и самоконтроль.

Оборудование:

- иллюстрации в учебных пособиях;

- обозначения звуков [К] и [К’], гласных звуков.

Учебное пособие: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Т. Р. Кислова «По дороге к азбуке» (часть 3). Длительность занятия 30-35 минут.

 

Ход занятия

I. Организационный момент.

Воспитатель заранее ставит дату занятия в каждом учебном пособии воспитанников, готовит оборудование.

Для того, чтобы детям было проще переключиться с игровой деятельности на занятие, воспитатель собирает детей в «паровозик» (дети-вагончики держатся друг за друга), который «приезжает» к месту занятий. Пока паровоз едет, дети проговаривают игровую присказку. Присказка заканчивается, дети рассаживаются на свои места. Если количество детей не превышает 8-10 человек, то все дети садятся за один общий стол. Если количество детей более 10 человек, то дети делятся на 3 подгруппы и рассаживаются.

Воспитатель проверяет, кто присутствует на занятии, отсутствующим в учебном пособии, рядом с датой, выставляется буква «н». Дети в это время могут проговорить, почему нет их друзей (если знают), свои чувства в связи с их отсутствием (скучаем, ждем). Этот момент важен для развития детской общности.

В каждой подгруппе выбирается дежурный, который раздает тетради (учебные пособия) и карандаши. Воспитатель показывает детям тетрадь и спрашивает, как она называется, какие в ней представлены главные герои, как называется занятие.

II. Знакомство со звуком и его звуковой карточкой.

1. Ситуация, создающая мотивацию к занятию.

Для того чтобы дети настроились на предстоящее занятие, воспитатель задает вопросы по прошлому занятию. Эти вопросы также способствуют укреплению долговременной памяти.

Вопросы от воспитателя*:

- Какой звук мы проходили на прошлом занятии?

- Какое изображение ему соответствует?

- Какая история приключилась с нашими героями в прошлый раз?

- Чем строитель угостил своих гостей? Как «кирпичи могут накормить»?

* Воспитатель следит, чтобы все подгруппы, приняли участие в обсуждении.

Для того чтобы воспитанники могли быстро включиться в работу, используется прием проблемно-диалогической технологии введения новых знаний – «яркое пятно» (рассказ, вызывающий эмоциональный интерес к теме занятия).

Рассказ «Дом для звука [К’]»

Дети слушают рассказ, рассматривают иллюстрацию в своем учебном пособии. Отвечают на вопросы воспитателя к тексту. По завершению рассказа они составляют описание иллюстрации по схеме.

Схема для описания иллюстрации*.

- Какое название вы бы придумали для этой иллюстрации?

- Кто нарисован на этой картине?

- Где они находятся?

- Кто находится в центре картины?

- Опишите строителя: как он выглядит, во что одет, что делает?

- Кто находится вокруг строителя? Как они выглядят, во что одеты, что делают?

- Что находится перед строителем, справа от него, слева от него?

- Когда герои закончат работу, что будет дальше? Чем закончится вся история?

* Воспитатель следит, чтобы все подгруппы, приняли участие в обсуждении. Воспитатель хвалит каждого отвечающего ребенка. Если ребенок затрудняется ответить, воспитатель подбадривает его.

2. Расширение представлений по теме занятия.

Данный этап является важной частью технологии формирования опыта чтения.

Презентация звуковой карточки.

- Картинка, где изображено, как постукивают кирпичи, обозначает звук [К’].

- Определите по башмачкам звука [К’], какой он? Чем отличается от звука [К]? что общего в этих звуках?

- Выложите слоги.

III. Воспроизведение нового в типовой ситуации.

Данный этап направлен на улучшение фонетико-фонематической грамотности детей.

Работа с заданиями №3,4 в учебном пособии.

- Определение места звука [К’] в слове.

- Различение звуков [К’] и [К].

После работы с заданием №3 дети закрывают его рукой. Воспитатель спрашивает, какие картинки были в этом задании. Такое же упражнение на развитие памяти проводится  с заданием №4.

Физкультминутка.

IV. Тренировочные задания.

Данный этап позволяет совершенствовать фонетико-фонематические процессы путем реализации речемыслительных операций.

- Разгадывание слова по первым звукам слов.

- Разгадываем ребус (задание №5 в учебном пособии).

- Проводим анализ звуков.

- Знакомимся с буквой К, штрихуем её.

- Читаем слоги (по парам или подгруппам).

Воспитатель следит за тем, чтобы дети выполняли задание в соответствии с инструкцией.

V. Итог занятия.

Данный этап направлен на закрепление изученного материала, развитие речемыслительной деятельности.

- Чем отличаются звуки [К’] и [К]. Какой буквой они обозначаются?

- Назовите слова со звуком [К], потом с [К’].

- Вам понравилось занятие? Что было трудно делать, а что легко?

По завершению работы дежурный помогает воспитателю привести рабочую зону в порядок, но каждый ребенок сам кладет свои карандаши и тетрадь в общую стопку, пододвигает свой стул к столу.

 

Самоанализ занятия

1. Соответствие программного содержания занятия развитию и возрасту детей. Учет индивидуальных особенностей.

Данное занятие является частью учебного курса «По дороге к азбуке», авторов Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Т. Р. Кислова. Воспитанники старшей группы занимаются по учебному пособию «По дороге к азбуке» (часть 3). В данном случае представлено занятие №20 «Звук [К’]».

Программное содержание занятия соответствует развитию и возрасту детей. Дети занимаются по данной программе больше половины года, знакомы со структурой занятия, типом игровых заданий и способом их выполнения. Уровень развития детей данного возраста позволяет им успешно осваивать программное содержание.

В группе детей бывают дети с разным уровнем скорости усвоения материала. Чаще всего, скорость коррелирует с уровнем развития ребенка. То есть, более развитый ребенок быстрее осваивает материал. Для того чтобы все дети смогли усвоить программное содержание, я выстраиваю работу следующим образом:

- Дети с более высоким уровнем скорости (1 подгруппа): выполняют задание самостоятельно, после выполнения подключаются ко всей группе и сверяют свои результаты с ответами детей. Если я вижу, что дети этой группы допустили ошибку, я прошу выполнить эту часть задания при мне, проговаривая вслух. Обычно этого достаточно, чтобы ребенок ошибку исправил.

- Дети со средним уровнем скорости (2 подгруппа): выполняют задание вместе с воспитателем, отвечая на вопросы по очереди. В случае, если они делают ошибку, я прошу детей первой подгруппы рассказать, как они сделали это задание и почему.

- Дети со сниженным уровнем скорости (3 подгруппа): также выполняют задание вместе с воспитателем. Но в случае ошибки, я сама объясняю правило. И после этого прошу ребенка снова ответить на вопрос. Я могу обратиться к ребенку повторно, вне очереди, с тем, чтобы еще раз задать вопрос и послушать его ответ.

Этот подход позволяет детям первой подгруппы примерить на себя роль «экспертов» и еще раз проработать материал. Материал, который ребенок объясняет своему сверстнику, будет усвоен лучше. При этом сохраняется быстрый темп работоспособности у детей данной подгруппы.

2. Познавательный эффект занятия (наличие элементов нового).

К элементам нового я могу отнести следующие компоненты программного содержания:

- рассказ «Дом для звука [К’]»;

- звуковая карточка;

- задания на определение места звука [К’] в слове, различение звуков [К’] и [К];

- ребусы и слоги для чтения;

- содержание физкультминутки.

Сами компоненты детям знакомы, они с ними уже работали и чувствуют себя спокойно при встрече с ними. Но содержание данных компонентов соответствует новой теме и вызывает у детей интерес к познанию.

3. Развитие мыслительной деятельности детей на занятии (обеспечение усилий и напряжение мысли ребенка, наличие поисковых ситуаций).

Занятие проходит на высоком уровне интеллектуальной активности. С самого начала занятия дети включаются в ситуацию поиска новых знаний: отвечают на вопросы, выполняют задания, отгадывают ребусы. Для всех этих заданий необходимо напряжение мысли ребенка и заинтересованность в поиске ответа.

4. Развитие психических процессов у детей (речь, внимание, память, мышление).

Во время занятия развивается диалогическая и связная речь. А также -  улучшается фонетико-фонематическая грамотность, которая напрямую связана с качеством письменной речи.

Программа занятия содержит ряд специально подобранных заданий для развития логического мышления.

Во время занятия я слежу за уровнем внимания детей, поддерживаю его. Для меня важно, как дети ведут себя на занятии, а также в то время, когда отвечают другие дети. Если я замечаю, что ребенок начинает отвлекаться, я сразу же подключаю его к работе, даже если его очередь не подошла. При этом я поддерживаю динамичный темп работы, дети сами стараются не отвлекаться, чтобы не выйти из него, не упустить важного и интересного.

Также я применяю некоторые приемы для развития внимания: говорю номер задания, к которому должны перейти дети («Найдите, пожалуйста, задание №3. Кто нашел?»); называю такой предмет, которого нет на рисунке («В слове «вилка» звук [К] мягкий или твердый?»). Когда я называю не нарисованный предмет, дети говорят: «Здесь нет вилки» -  и очень радуются, что заметили мою «ошибку». Юмор очень помогает повысить интерес к занятию и снизить напряжение, если оно накапливается.

Также развитию внимания служат сами задания на определение места звука [К’] в слове, различение звуков [К’] и [К]. Их важно выполнять внимательно, чтобы не допустить ошибки.

Для тренировки краткосрочной и развития долгосрочной памяти, я использую следующие приемы: в начале занятия задаю вопросы по содержанию предыдущего занятия; в конце - подвожу итог и задаю вопросы по содержанию проведенного занятия, тренирую зрительную память во время работы с картинками.

5. Воспитательная ценность занятия.

При выполнении заданий применяются такие формы работы, как работа в парах, мини-группах, группе, что позволяет развивать культуру взаимоотношений. Я учу детей помогать друг другу, отмечаю важность таких поступков, обязательно обращаю внимание детей на примеры взаимопомощи и поддержки, которые демонстрируют их друзья.

Дети учатся самостоятельно приводить в порядок свое рабочее место. Это не только важный персональный навык, но и пример ценностного отношения к занятию.

6. Выполнение гигиенических требований к организации всего занятия (помещения, одежда, оборудование).

Помещение перед занятием и после него обязательно проветривается, проверяется чистота столов и стульев. Все оборудование размещается на своих местах. Его исправность проверена до занятия. Все необходимые приготовления выполнены.

Перед тем, как отправиться на занятие, дети собираются в «паровозик». В паровозик может «сесть» только тот пассажир, который выглядит опрятно и выполнил все необходимые гигиенические процедуры (руки и лица чистые, ребенок сходил в туалет, одежда оправлена, обувь застегнута).

7. Использование наглядных пособий.

В данном случае они представлены в виде учебного пособия и звуковых карточек. Для того, чтобы звуковой и слоговой анализ был доступен ребенку, в учебном пособии используются следующие виды наглядности: цветовая символика гласных и согласных букв (отвечающая школьной) и звуковые человечки.

8. Продуманность построения занятия:

Мотивация.

Для создания мотивации к занятию, важным являются два компонента. Первый: ценностное отношение к детской общности. Я, как воспитатель, ориентирована на детскую общность. Если дети видят, что их принимают и понимают их друзья и воспитатели, им комфортно быть вместе. А это значит, что они будут с бòльшим удовольствием выполнять совместные дела, в том числе и заниматься. На данном занятии я поддерживаю детскую общность в следующих моментах: я обязательно отмечаю, кого нет и почему, и даю детям возможность сделать свои комментарии, я учу детей работать в группах и поддерживать друг друга, я отмечаю успехи каждого отдельного ребенка. В этом случае дети чувствуют себя компетентными, на практике убеждаются в своей способности преодолевать трудности.

Второй компонент: интерес к программе занятия. В качестве ситуации, создающей мотивацию к занятию, я выбрала прием «яркое пятно» (рассказ, вызывающий эмоциональный интерес). Дети любят эти рассказы о путешествиях главных героев, воспринимают их как сказку и следят за сюжетной линией. И им всегда интересно, что будет дальше.

Во время занятия мотивация поддерживается наличием поисковых ситуаций, интересных заданий и эмоциональной поддержкой воспитателя.

Части занятия, их взаимосвязь.

Первая часть – организационный момент. Дети в течение 2-3 минут собираются на занятие, усаживаются, готовятся к нему. Я напоминаю детям, какое занятие им предстоит, вместе с ними вспоминаю название, главных героев.

Вторая часть – знакомство со звуком и его звуковой карточкой. Этот этап направлен на расширение представлений по теме занятия.

Следующие этапы (третья часть – воспроизведение нового в типовой ситуации, четвертая часть – тренировочные задания) выстроены таким образом, чтобы дети могли совершенствовать фонетико-фонематическую грамотность и закреплять информацию, полученную во второй части.

Последняя часть – подведение итогов. Я вместе с детьми обобщаю новый материал, мы проговариваем, что было трудно и легко делать, чем понравилось занятие.

На мой взгляд, все части имеют обоснованную взаимосвязь и позволяют выполнить поставленные задачи и достичь цели занятия.

Профилактика утомления (наличие физкультурной паузы).

Физкультурная пауза подобрана в соответствии с учебным материалом. Дети повторяют движения и слова. Она воспринимается ими как еще одно интересное задание и позволяет им избежать утомления.

9. Разнообразие методов и приемов:

Приемы привлечения и сосредоточения внимания детей (владение педагогом организацией детского коллектива).

- «Яркое пятно» (история, которая вызывает эмоциональный интерес).

- Работа в подгруппах, взаимоподдержка.

- Моментальное подключение к работе отвлекающихся детей.

- Динамичный темп занятия.

- Модуляция голоса. Снижение уровня громкости в тех случаях, когда нужно, чтобы дети прислушались.

- «Номер задания». Я прошу детей найти задание под конкретным номером.

- «Несуществующая картинка». Я спрашиваю детей про картинку, которой нет в данном задании.

- «Имя ребенка». Если ребенок отвлекается во время рассказывания истории, я называю его имя и продолжаю рассказывать дальше.

- «Воспитатель рядом». Если какая-то часть детей расшумелась, я встаю рядом с ними.

- Смена вида деятельности.

Приемы обеспечения эмоциональности занятия, поддержание интереса детей.

- «Яркое пятно».

- «Несуществующая картинка».

- Смена вида деятельности.

- Я отмечаю успехи каждого ребенка.

- Динамичный темп занятия.

- Выразительность голоса.

- «Маленькая реклама». Напоминаю, что сразу после сложного задания мы будем делать интересное.

- «Самостоятельная оценка». Я прошу ребенка самостоятельно оценить свою работу. Если он выполнил ее не аккуратно, показываю пример аккуратного выполнения. Вместе с ребенком мы проговариваем, почему у него так не получилось и что он сможет сделать, чтобы в следующий раз все получилось.

Таким образом, программное содержание занятия позволяет реализовать поставленные задачи и достичь обозначенной цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_i_samoanaliz_po_razvitiyu_rechi_ursulenko_l.m.docx35.42 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность

по развитию речи в старшей группе на тему "Звук [К’]" с самоанализом

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве К и звуках [К] - [К’].

Задачи:

1. Образовательные:

- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;

- расширить представления об органах артикуляции и их участии в произнесении звуков;

- совершенствовать произносительные навыки;

- обогатить опыт чтения слогов;

- закрепить навык отвечать на вопросы, описывать иллюстрацию;

- обогатить словарный запас.

2. Воспитательные:

- воспитывать интерес к открытию и получению новых знаний и представлений;

- развивать культуру взаимоотношений в парах, мини-группах, группе;

- воспитывать интерес к поддержанию порядка на рабочем месте;

- воспитывать самостоятельность, культуру взаимопомощи и поддержки.

3. Развивающие:

- развивать связную, диалогическую речь;

- развивать фонематический слух;

- развивать мелкую моторику руки;

- развивать внимание, восприятие, память, логическое мышление;

- развивать умение переключаться с одного вида деятельности на другой;

- развивать навык работы по образцу, контроль и самоконтроль.

Оборудование:

- иллюстрации в учебных пособиях;

- обозначения звуков [К] и [К’], гласных звуков.

Учебное пособие: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Т. Р. Кислова «По дороге к азбуке» (часть 3). Длительность занятия 30-35 минут.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Воспитатель заранее ставит дату занятия в каждом учебном пособии воспитанников, готовит оборудование.

Для того, чтобы детям было проще переключиться с игровой деятельности на занятие, воспитатель собирает детей в «паровозик» (дети-вагончики держатся друг за друга), который «приезжает» к месту занятий. Пока паровоз едет, дети проговаривают игровую присказку. Присказка заканчивается, дети рассаживаются на свои места. Если количество детей не превышает 8-10 человек, то все дети садятся за один общий стол. Если количество детей более 10 человек, то дети делятся на 3 подгруппы и рассаживаются.

Воспитатель проверяет, кто присутствует на занятии, отсутствующим в учебном пособии, рядом с датой, выставляется буква «н». Дети в это время могут проговорить, почему нет их друзей (если знают), свои чувства в связи с их отсутствием (скучаем, ждем). Этот момент важен для развития детской общности.

В каждой подгруппе выбирается дежурный, который раздает тетради (учебные пособия) и карандаши. Воспитатель показывает детям тетрадь и спрашивает, как она называется, какие в ней представлены главные герои, как называется занятие.

II. Знакомство со звуком и его звуковой карточкой.

1. Ситуация, создающая мотивацию к занятию.

Для того чтобы дети настроились на предстоящее занятие, воспитатель задает вопросы по прошлому занятию. Эти вопросы также способствуют укреплению долговременной памяти.

Вопросы от воспитателя*:

- Какой звук мы проходили на прошлом занятии?

- Какое изображение ему соответствует?

- Какая история приключилась с нашими героями в прошлый раз?

- Чем строитель угостил своих гостей? Как «кирпичи могут накормить»?

* Воспитатель следит, чтобы все подгруппы, приняли участие в обсуждении.

Для того чтобы воспитанники могли быстро включиться в работу, используется прием проблемно-диалогической технологии введения новых знаний – «яркое пятно» (рассказ, вызывающий эмоциональный интерес к теме занятия).

Рассказ «Дом для звука [К’]»

Дети слушают рассказ, рассматривают иллюстрацию в своем учебном пособии. Отвечают на вопросы воспитателя к тексту. По завершению рассказа они составляют описание иллюстрации по схеме.

Схема для описания иллюстрации*.

- Какое название вы бы придумали для этой иллюстрации?

- Кто нарисован на этой картине?

- Где они находятся?

- Кто находится в центре картины?

- Опишите строителя: как он выглядит, во что одет, что делает?

- Кто находится вокруг строителя? Как они выглядят, во что одеты, что делают?

- Что находится перед строителем, справа от него, слева от него?

- Когда герои закончат работу, что будет дальше? Чем закончится вся история?

* Воспитатель следит, чтобы все подгруппы, приняли участие в обсуждении. Воспитатель хвалит каждого отвечающего ребенка. Если ребенок затрудняется ответить, воспитатель подбадривает его.

2. Расширение представлений по теме занятия.

Данный этап является важной частью технологии формирования опыта чтения.

Презентация звуковой карточки.

- Картинка, где изображено, как постукивают кирпичи, обозначает звук [К’].

- Определите по башмачкам звука [К’], какой он? Чем отличается от звука [К]? что общего в этих звуках?

- Выложите слоги.

III. Воспроизведение нового в типовой ситуации.

Данный этап направлен на улучшение фонетико-фонематической грамотности детей.

Работа с заданиями №3,4 в учебном пособии.

- Определение места звука [К’] в слове.

- Различение звуков [К’] и [К].

После работы с заданием №3 дети закрывают его рукой. Воспитатель спрашивает, какие картинки были в этом задании. Такое же упражнение на развитие памяти проводится  с заданием №4.

Физкультминутка.

IV. Тренировочные задания.

Данный этап позволяет совершенствовать фонетико-фонематические процессы путем реализации речемыслительных операций.

- Разгадывание слова по первым звукам слов.

- Разгадываем ребус (задание №5 в учебном пособии).

- Проводим анализ звуков.

- Знакомимся с буквой К, штрихуем её.

- Читаем слоги (по парам или подгруппам).

Воспитатель следит за тем, чтобы дети выполняли задание в соответствии с инструкцией.

V. Итог занятия.

Данный этап направлен на закрепление изученного материала, развитие речемыслительной деятельности.

- Чем отличаются звуки [К’] и [К]. Какой буквой они обозначаются?

- Назовите слова со звуком [К], потом с [К’].

- Вам понравилось занятие? Что было трудно делать, а что легко?

По завершению работы дежурный помогает воспитателю привести рабочую зону в порядок, но каждый ребенок сам кладет свои карандаши и тетрадь в общую стопку, пододвигает свой стул к столу.

Самоанализ занятия

1. Соответствие программного содержания занятия развитию и возрасту детей. Учет индивидуальных особенностей.

Данное занятие является частью учебного курса «По дороге к азбуке», авторов Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Т. Р. Кислова. Воспитанники старшей группы занимаются по учебному пособию «По дороге к азбуке» (часть 3). В данном случае представлено занятие №20 «Звук [К’]».

Программное содержание занятия соответствует развитию и возрасту детей. Дети занимаются по данной программе больше половины года, знакомы со структурой занятия, типом игровых заданий и способом их выполнения. Уровень развития детей данного возраста позволяет им успешно осваивать программное содержание.

В группе детей бывают дети с разным уровнем скорости усвоения материала. Чаще всего, скорость коррелирует с уровнем развития ребенка. То есть, более развитый ребенок быстрее осваивает материал. Для того чтобы все дети смогли усвоить программное содержание, я выстраиваю работу следующим образом:

- Дети с более высоким уровнем скорости (1 подгруппа): выполняют задание самостоятельно, после выполнения подключаются ко всей группе и сверяют свои результаты с ответами детей. Если я вижу, что дети этой группы допустили ошибку, я прошу выполнить эту часть задания при мне, проговаривая вслух. Обычно этого достаточно, чтобы ребенок ошибку исправил.

- Дети со средним уровнем скорости (2 подгруппа): выполняют задание вместе с воспитателем, отвечая на вопросы по очереди. В случае, если они делают ошибку, я прошу детей первой подгруппы рассказать, как они сделали это задание и почему.

- Дети со сниженным уровнем скорости (3 подгруппа): также выполняют задание вместе с воспитателем. Но в случае ошибки, я сама объясняю правило. И после этого прошу ребенка снова ответить на вопрос. Я могу обратиться к ребенку повторно, вне очереди, с тем, чтобы еще раз задать вопрос и послушать его ответ.

Этот подход позволяет детям первой подгруппы примерить на себя роль «экспертов» и еще раз проработать материал. Материал, который ребенок объясняет своему сверстнику, будет усвоен лучше. При этом сохраняется быстрый темп работоспособности у детей данной подгруппы.

2. Познавательный эффект занятия (наличие элементов нового).

К элементам нового я могу отнести следующие компоненты программного содержания:

- рассказ «Дом для звука [К’]»;

- звуковая карточка;

- задания на определение места звука [К’] в слове, различение звуков [К’] и [К];

- ребусы и слоги для чтения;

- содержание физкультминутки.

Сами компоненты детям знакомы, они с ними уже работали и чувствуют себя спокойно при встрече с ними. Но содержание данных компонентов соответствует новой теме и вызывает у детей интерес к познанию.

3. Развитие мыслительной деятельности детей на занятии (обеспечение усилий и напряжение мысли ребенка, наличие поисковых ситуаций).

Занятие проходит на высоком уровне интеллектуальной активности. С самого начала занятия дети включаются в ситуацию поиска новых знаний: отвечают на вопросы, выполняют задания, отгадывают ребусы. Для всех этих заданий необходимо напряжение мысли ребенка и заинтересованность в поиске ответа.

4. Развитие психических процессов у детей (речь, внимание, память, мышление).

Во время занятия развивается диалогическая и связная речь. А также -  улучшается фонетико-фонематическая грамотность, которая напрямую связана с качеством письменной речи.

Программа занятия содержит ряд специально подобранных заданий для развития логического мышления.

Во время занятия я слежу за уровнем внимания детей, поддерживаю его. Для меня важно, как дети ведут себя на занятии, а также в то время, когда отвечают другие дети. Если я замечаю, что ребенок начинает отвлекаться, я сразу же подключаю его к работе, даже если его очередь не подошла. При этом я поддерживаю динамичный темп работы, дети сами стараются не отвлекаться, чтобы не выйти из него, не упустить важного и интересного.

Также я применяю некоторые приемы для развития внимания: говорю номер задания, к которому должны перейти дети («Найдите, пожалуйста, задание №3. Кто нашел?»); называю такой предмет, которого нет на рисунке («В слове «вилка» звук [К] мягкий или твердый?»). Когда я называю не нарисованный предмет, дети говорят: «Здесь нет вилки» -  и очень радуются, что заметили мою «ошибку». Юмор очень помогает повысить интерес к занятию и снизить напряжение, если оно накапливается.

Также развитию внимания служат сами задания на определение места звука [К’] в слове, различение звуков [К’] и [К]. Их важно выполнять внимательно, чтобы не допустить ошибки.

Для тренировки краткосрочной и развития долгосрочной памяти, я использую следующие приемы: в начале занятия задаю вопросы по содержанию предыдущего занятия; в конце - подвожу итог и задаю вопросы по содержанию проведенного занятия, тренирую зрительную память во время работы с картинками.

5. Воспитательная ценность занятия.

При выполнении заданий применяются такие формы работы, как работа в парах, мини-группах, группе, что позволяет развивать культуру взаимоотношений. Я учу детей помогать друг другу, отмечаю важность таких поступков, обязательно обращаю внимание детей на примеры взаимопомощи и поддержки, которые демонстрируют их друзья.

Дети учатся самостоятельно приводить в порядок свое рабочее место. Это не только важный персональный навык, но и пример ценностного отношения к занятию.

6. Выполнение гигиенических требований к организации всего занятия (помещения, одежда, оборудование).

Помещение перед занятием и после него обязательно проветривается, проверяется чистота столов и стульев. Все оборудование размещается на своих местах. Его исправность проверена до занятия. Все необходимые приготовления выполнены.

Перед тем, как отправиться на занятие, дети собираются в «паровозик». В паровозик может «сесть» только тот пассажир, который выглядит опрятно и выполнил все необходимые гигиенические процедуры (руки и лица чистые, ребенок сходил в туалет, одежда оправлена, обувь застегнута).

7. Использование наглядных пособий.

В данном случае они представлены в виде учебного пособия и звуковых карточек. Для того, чтобы звуковой и слоговой анализ был доступен ребенку, в учебном пособии используются следующие виды наглядности: цветовая символика гласных и согласных букв (отвечающая школьной) и звуковые человечки.

8. Продуманность построения занятия:

Мотивация.

Для создания мотивации к занятию, важным являются два компонента. Первый: ценностное отношение к детской общности. Я, как воспитатель, ориентирована на детскую общность. Если дети видят, что их принимают и понимают их друзья и воспитатели, им комфортно быть вместе. А это значит, что они будут с бòльшим удовольствием выполнять совместные дела, в том числе и заниматься. На данном занятии я поддерживаю детскую общность в следующих моментах: я обязательно отмечаю, кого нет и почему, и даю детям возможность сделать свои комментарии, я учу детей работать в группах и поддерживать друг друга, я отмечаю успехи каждого отдельного ребенка. В этом случае дети чувствуют себя компетентными, на практике убеждаются в своей способности преодолевать трудности.

Второй компонент: интерес к программе занятия. В качестве ситуации, создающей мотивацию к занятию, я выбрала прием «яркое пятно» (рассказ, вызывающий эмоциональный интерес). Дети любят эти рассказы о путешествиях главных героев, воспринимают их как сказку и следят за сюжетной линией. И им всегда интересно, что будет дальше.

Во время занятия мотивация поддерживается наличием поисковых ситуаций, интересных заданий и эмоциональной поддержкой воспитателя.

Части занятия, их взаимосвязь.

Первая часть – организационный момент. Дети в течение 2-3 минут собираются на занятие, усаживаются, готовятся к нему. Я напоминаю детям, какое занятие им предстоит, вместе с ними вспоминаю название, главных героев.

Вторая часть – знакомство со звуком и его звуковой карточкой. Этот этап направлен на расширение представлений по теме занятия.

Следующие этапы (третья часть – воспроизведение нового в типовой ситуации, четвертая часть – тренировочные задания) выстроены таким образом, чтобы дети могли совершенствовать фонетико-фонематическую грамотность и закреплять информацию, полученную во второй части.

Последняя часть – подведение итогов. Я вместе с детьми обобщаю новый материал, мы проговариваем, что было трудно и легко делать, чем понравилось занятие.

На мой взгляд, все части имеют обоснованную взаимосвязь и позволяют выполнить поставленные задачи и достичь цели занятия.

Профилактика утомления (наличие физкультурной паузы).

Физкультурная пауза подобрана в соответствии с учебным материалом. Дети повторяют движения и слова. Она воспринимается ими как еще одно интересное задание и позволяет им избежать утомления.

9. Разнообразие методов и приемов:

Приемы привлечения и сосредоточения внимания детей (владение педагогом организацией детского коллектива).

- «Яркое пятно» (история, которая вызывает эмоциональный интерес).

- Работа в подгруппах, взаимоподдержка.

- Моментальное подключение к работе отвлекающихся детей.

- Динамичный темп занятия.

- Модуляция голоса. Снижение уровня громкости в тех случаях, когда нужно, чтобы дети прислушались.

- «Номер задания». Я прошу детей найти задание под конкретным номером.

- «Несуществующая картинка». Я спрашиваю детей про картинку, которой нет в данном задании.

- «Имя ребенка». Если ребенок отвлекается во время рассказывания истории, я называю его имя и продолжаю рассказывать дальше.

- «Воспитатель рядом». Если какая-то часть детей расшумелась, я встаю рядом с ними.

- Смена вида деятельности.

Приемы обеспечения эмоциональности занятия, поддержание интереса детей.

- «Яркое пятно».

- «Несуществующая картинка».

- Смена вида деятельности.

- Я отмечаю успехи каждого ребенка.

- Динамичный темп занятия.

- Выразительность голоса.

- «Маленькая реклама». Напоминаю, что сразу после сложного задания мы будем делать интересное.

- «Самостоятельная оценка». Я прошу ребенка самостоятельно оценить свою работу. Если он выполнил ее не аккуратно, показываю пример аккуратного выполнения. Вместе с ребенком мы проговариваем, почему у него так не получилось и что он сможет сделать, чтобы в следующий раз все получилось.

Таким образом, программное содержание занятия позволяет реализовать поставленные задачи и достичь обозначенной цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе. Блог : "Домашние животные"

   Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе.                          ...

Презентация к непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Домашние и дикие животные

Презентация к непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в  старшей группе. Домашние и дикие животные...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:  Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки" 

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе комбинированной направленности для детей ОВЗ (нарушение речи) «Бал комнатных растений»

Выявить уровень сформированности связной речи через составление описательных рассказов по схеме (употреблять предложения разных конструкций, четко проговаривать все автоматизированные звуки в речи). Р...

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе "Звукова культура речи: дифференциация звуков ж-ш"

Целью деятельности является развитие фонематического слуха, дифференцировать звуки ж-ш в словах.Посредством стихов и рифмовок упражнять детей в четком произношении этих звуков. С помощью дидактических...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить пред...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке «Цветик-семицветик» в рамках педсовета на тему: «Общность усилий специалистов и воспитателей ДОУ в речевом развитии детей".

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.Цель: Вос...