Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Нецветаева Наталия Александровна

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].

Задачи:

1. Образовательные:

- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;

- расширить представления об органах артикуляции и их участии в произнесении звуков;

- совершенствовать произносительные навыки;

-закрепить навык отвечать на вопросы, описывать иллюстрацию;

- обогатить словарный запас.

2. Воспитательные:

- воспитывать интерес к открытию и получению новых знаний и представлений;

- развивать культуру взаимоотношений в парах, мини-группах, группе;

- воспитывать интерес к поддержанию порядка на рабочем месте;

- воспитывать самостоятельность, культуру взаимопомощи и поддержки.

3. Развивающие:

- развивать связную, диалогическую речь;

- развивать фонематический слух;

- развивать мелкую моторику руки;

- развивать внимание, восприятие, память, логическое мышление;

- развивать умение переключаться с одного вида деятельности на другой;

- развивать навык работы по образцу, контроль и самоконтроль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zvuk_l.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: 
Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки" 

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].

Задачи:

1. Образовательные:

- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;

- расширить представления об органах артикуляции и их участии в произнесении звуков;

- совершенствовать произносительные навыки;

-закрепить навык отвечать на вопросы, описывать иллюстрацию;

- обогатить словарный запас.

2. Воспитательные:

- воспитывать интерес к открытию и получению новых знаний и представлений;

- развивать культуру взаимоотношений в парах, мини-группах, группе;

- воспитывать интерес к поддержанию порядка на рабочем месте;

- воспитывать самостоятельность, культуру взаимопомощи и поддержки.

3. Развивающие:

- развивать связную, диалогическую речь;

- развивать фонематический слух;

- развивать мелкую моторику руки;

- развивать внимание, восприятие, память, логическое мышление;

- развивать умение переключаться с одного вида деятельности на другой;

- развивать навык работы по образцу, контроль и самоконтроль.

Оборудование:

- иллюстрации в учебных пособиях;

- обозначения звуков [Л] и [Л’], гласных звуков;

-предметные картинки с изображением животных;

-карточки схем и фишки.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к нам. Они хотят знать, как вы играете в слова и умеете произносить все звуки в слове. Давайте поиграем в игру «Любознательный». А кто такой «Любознательный»? Что означает это слово?

Дети: Человек, который хочет много знать.

Воспитатель: Правильно! Любознательный-это человек, который многим интересуется и желает знать больше. Сейчас я буду задавать вопросы, а вы должны быстро отвечать на них.

-Чем едят суп? (Ложкой);

-Чем копают землю? (Лопатой);

-Что ночью ярко светит в небе? (Луна);

-Где пасут коров? (На лугу);

-От чего плачет мама, когда режет салат? (От лука);

-Что у дедушки на голове вместо волос? (Лысина).

 Послушайте все эти слова (Ложка, лопата, луна, на лугу, от лука, лысина).

-Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук «Л»).

 Сегодня мы будем правильно произносить звук «Л». Когда мы его произносим, губы растягиваются в улыбке (показывает), а язычок упирается в верхние зубы («Л» показывает), а воздух выдыхается по краям языка. («Л» показывает). Давайте еще раз произнесем: «Л».

-Ребята, а звук «Л» поется, как, например, звук «А», «О», «У» или обрывается? (Обрывается).

-Правильно, звук «Л» не поется, потому что он согласный, звонкий, твердый.

А теперь поиграем в игру «Телефон».

Дети по одному и хором повторяют чистоговорки.

Лы-лы-лы - забивали мы голы

Лу-лу-лу - возле окон на полу

Ла-ла-ла – не заметили стекла

Ло-ло-ло – вот и треснуло стекло

Ля-ля-ля – зеленые поля

Лю-лю-лю – я бревно пилю

Ли-ли-ли – мы улицу мели

Ле-ле-ле – катались на осле

Воспитатель: А сейчас внимательно послушайте сказку, которую я расскажу. Вам необходимо будет выбрать из нее слова со звуком «Л».

«У Слоненка был день рождения. Пришла к нему кукла Лола и подарила палочку. «Зачем мне палочка?» - удивился Слоненок.

«Это палочка не простая, а волшебная» - объяснила Лола. Если ты захочешь поиграть в игрушки, тебе стоит только назвать слово и взмахнуть волшебной палочкой, игрушка сразу же появится». Обрадовался Слоненок, сказал «Юла» и сразу же появилась юла. Сказал «Стол, стул» и появилась игрушечная мебель. Сказал «Телефон», появился телефон. Только скучно стало одному играть Слоненку. И решил он пригласить своих друзей из зоопарка».

Воспитатель: Понравилась вам сказка, ребята? Какие слова со звуком «Л» вы запомнили? (Ответы детей).

- Послушайте, кто-то стучится в нашу дверь. Угадайте, кто пришел к нам в гости?

Загадывает загадку: Он не кукла, не игрушка

                                   А забавная зверушка.

                                   Очень славная мордашка,

                                    Носит имя …(Чебурашка).

Под песенку «Чебурашки» входит взрослый в костюме Чебурашки.

Чебурашка: Здравствуйте, ребята.

Воспитатель: Чебурашка, а почему ты такой грустный?

Чебурашка: Слоненок просил меня пригласить друзей из зоопарка, а я не смог.

Воспитатель: Почему? Ведь в зоопарке много разных зверей.

Чебурашка: Слоненок просил меня пригласить только тех, у кого в названиях есть твердый звук «Л» и мягкий «Ль». А я не знаю, что это такое.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Чебурашке. Я буду загадывать загадки с названиями животных, а вы будете отгадывать.

  1. По деревьям скок да скок

Живет, порхает огонек. (Белка)

  1. По реке плывет бревно

Ох, и злющее оно.

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит… (Крокодил)

  1. Сер, да не волк,

Длинноух, да не заяц.

С копытами, да не лошадь. (Осел)

  1. Хищный клык, страшный рык,

Слышат звери обомлев.

Кто же этот хищник? (Лев)

  1. Хитрая плутовка, рыжая головка

Хвост пушистый-краса,

А зовут ее … (Лиса)

Воспитатель: Вот сколько зверей имеют в своем названии звук «Л» или «Ль», а еще есть лошадь, олень, козел, слон и многие другие.

Чебурашка: Спасибо, дети, вы мне очень помогли! А сейчас давайте немного отдохнем!

Физкультминутка.

-Чебурашку мы в кино много раз видали (Руки в разные стороны)

-Чебурашку мы давно в гости ожидали (Руки изображают приглашающий жест)

-Чебурашка в детский сад к нам с утра стучится (Дети наклоняются и стучат кулачками по коленям)

-Чтоб на танцах у ребят «Польке» научится (Упражнение «Ковырялочка»)

-Чебурашка, веселей ножками притопни (движение притопывание)

-А теперь кружись быстрей и в ладоши хлопни (Кружение, хлопок в ладоши).

Чебурашка: Ой, ребята, как здорово! Мне понравилось с вами отдыхать.

Воспитатель: Чебурашка, а ты заметил, что названия всех этих животных (показывает на доску) содержат звуки «Л» и «Ль» и эти звуки могут стоять впереди, в середине и в конце слова.

Чебурашка: Да, да, я уже это понял.

Воспитатель: А вот, как ребята поняли, мы сейчас и проверим.

(Воспитатель раздает карточки-схемы слов и фишки).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на каждой карточке нарисованы 3 квадратика: первый-это начало слова, средний-середина слова и третий-конец слова. Вот, например, в слове «Осел» звук «Л» стоит в конце слова (Осел-показывает) и поэтому мы фишку ставим в третий квадратик. А сейчас мы разберем все названия животных так же.

(Воспитатель после каждого задания проверяет, дает оценки работе).

Чебурашка: Ребята, мне очень понравилось, как вы занимались. Я хочу подарить вам на память мои портреты, а вы в свободное время их раскрасите. До свидания, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа): Занятие в старшей группе "В сказочном лесу"

Данное занятие я показывала на методическом объединение. Занятие по развитию речи в (Старшей группе)...

Конспект непрерывно- образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Тема: «Автоматизация звука "Ш" в слогах, словах, фразовой речи"»

Уважаемые коллеги, известно, что зачастую  автоматизация звука в речи занимает куда больше времени, чем его постановка. Поэтому, занятия по автоматизации должны быть интересными и увлекательными....

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Звук [К’]" с самоанализом

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве К и звуках [К] - [К’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:  Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки" 

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе общеразвивающей направленности."Звук [у]" (ЗКР)

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе общеразвивающей направленности."Звук [у]" (ЗКР)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе Тема: «Дифференциация звуков С-Ш»

Cовершенствование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различие звуков С-Ш, на определение позиции в слове....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе общеразвивающей направленности. Звук [и] (ЗКР)

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе общеразвивающей направленности. Звук [и] (ЗКР)...