Самообразование "Мастер-класс как форма профессионального обучения педагогов"
учебно-методический материал

Савина Любовь Сергеевна

Материал предназначен для старших воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2020.docx32.12 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Красносельский детский сад»

Арзамас,2019

Актуальность

Одной из важнейших характеристик нового педагогического профессионализма современного педагога признаются его рефлексивные компетенции, способность к обобщению и распространению собственного опыта. Среди методических форм этого процесса все большую популярность приобретают так называемые мастер-классы.

Высокая эффективность этой формы обучения педагогов неоднократно подтверждена научными исследованиями, а также разнообразными социологическими мониторингами.

Мастер – класс – это одна из важнейших форм повышения квалификации педагогов. Он представляет собой занятие практической направленности с профессиональной аудиторией для углубления и расширения определённых знаний по специально подобранной теме.

В чем же несомненные преимущества мастер-класса как формы профессионального общения?

Основное преимущество мастер-класса – уникальное сочетание индивидуальной работы, приобретения и закрепления практических знаний и навыков, гибкость во времени.

Во-первых, идея проведения мастер-класса изначально направлена на результативность работы его «учеников», а значит, практико- и компетентностно-ориентирована.

Успешное освоение темы мастер-класса происходит на основе продуктивной деятельности всех участников.

В ходе мастер-класса участники:

- изучают разработки по теме мастер-класса;

- участвуют в обсуждении полученных результатов;

- задают вопросы, получают консультации;

- предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;

- высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.

Во-вторых, мастер-класс - одна из интерактивных форм профессионального взаимодействия педагогов, что выгодно отличает ее от многих репродуктивных форм общения педагогов. Мастер-класс – это двусторонний процесс. Непрерывный контакт, практический индивидуальный подход к каждому слушателю – главное отличие мастер-класса от всех остальных форм и методов обучения.

В-третьих, мастер-класс как форма организации активной самостоятельной работы слушателей предполагает использование эмпирических методов: наблюдение, изучение документов и результатов деятельности педагога-мастера, разработку дидактических материалов для работы в собственной педагогической деятельности.

Цели и задачи

   Целью мастер – класса является ретрансляция уникального преподавательского опыта, передача руководителем мастер - класса его участникам «инновационных продуктов», полученных в результате творческой, экспериментальной деятельности педагога, проводящего мастер- класс.
Основными задачами мастер-класса являются следующие задачи:

- создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
- повышение профессионального мастерства и квалификации участников;

- распространение передового педагогического опыта;

- внедрение новых технологий обучения и воспитания.

Тематика мастер-классов включает в себя:

- обзор актуальных проблем и технологий;

- различные аспекты и приемы использования технологий;

- авторские методы применения технологий на практике;

-тонкости, нюансы и недокументированные возможности при использовании технологий в конкретных задачах.

   Основным условием успешного и эффективного мастер – класса является наличие педагога - мастера, специалиста, достигшего высокого уровня в своей сфере образовательной деятельности, имеющего яркую индивидуальность, собственный подход к педагогической деятельности, заслуживающего признание со стороны своих коллег.
Формат мастер-класса предполагает информационное представление методов, приемов, форм деятельности, которые удаются автору, и обучение аудитории этим методам, приемам и формам.

Примерная структура проведения МК

- выделение проблемы мастером

- актуализация знаний участников в данной проблемной плоскости (панель) предоставляющая возможность высказываться каждому участнику

- объединение в группы для решения проблемы

- работа с материалом

- представление результатов работы

- обсуждение и корректировка результатов работы (рефлексия)

Модель проведения мастер - класса

Этапы работы

мастер-класса

Содержание этапа

Деятельность

участников

Подготовительно-организационный:

Приветствие, вступительное слово мастера: комментарий темы мастер-класса (формулировка проблемы, причин ее появления); постановка цели и задач (обучающих, развивающих и воспитательных); характеристика педагогической технологии и методики (методик) ее применения.

Задают вопросы.

Основная часть.

Содержание мастер-класса

Комментарий плана действий, включающего поэтапную реализацию темы. Методическое обоснование и демонстрация  приемов, методик, используемых в процессе мастер – класса. Демонстрация и комментарии автором мастер-класса своих “изюминок” (приемов).

Задают вопросы, вступают в диалог с автором мастер-класса, выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей.

Рефлексия

Заключительное слово автора мастер-класса. Представление выполненных работ. Обмен мнениями.

Анализируют, подводят итоги.

Результаты мастер-класса.

В зависимости от автора и темы, поставленных целей, аудитории итоги проведения мастер-класса могут подводиться различным образом. Последействием мастер-класса чаще всего являются:

  • обобщение и представление опыта педагога в различных вариантах (статья в журнале, материал в методический кабинет, фильм);
  • методическое описание мастер-класса;
  • методическая разработка содержания темы мастер-класса, оформление ее в методический продукт.

Ожидаемые результаты

Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию.

План работы по теме самообразования на 2019-2020 уч.г.

Месяц

Мероприятие, тема мастер-класса

Цель

Ответственный

Сентябрь

Изучение методической литературы по теме, составление плана, теоретическая подготовка

Обогащение знаний по теме

Савина Л.С.

Октябрь

Проведение мастер – класса для педагогов «Рисование в технике «Граттаж»

Повысить компетенции педагогов в области художественно- эстетического развития, познакомить педагогов с новой нетрадиционной техникой рисования

Савина Л.С.

Ноябрь

Проведение мастер- класса для педагогов «Роспись тарелок «Гжель»

Повысить компетенции педагогов в области художественно- эстетического развития, познакомить педагогов с новыми способами рисования

Савина Л.С.

Декабрь

Проведение мастер-класса «Живопись шерстью»

Повысить компетенции педагогов в области познавательного  развития, познакомить педагогов с новым видом творческой деятельности

Савина Л.С., Шляпина Н.С.

Январь

Проведение мастер-класса «ТРИЗ-технологии»

Повысить компетенции педагогов в области художественно- эстетического развития, обогатить знания педагогов о технологии и ее использовании в педагогическом процессе

Савина Л.С.

Февраль

Мастер-класс «Опыты со снегом и льдом»

Повысить компетенции педагогов в области познавательного  развития, обогатить знания педагогов об опытно- экспериментальной деятельности

Савина Л.С.

Март

Мастер-класс «Техника Папье- Маше»

Повысить компетенции педагогов в области художественно- эстетического развития

Савина Л.С.

Бекичева Е.А.

Апрель

Мастер-класс «Игровые подходы в социально- коммуникативном развитии»

Повысить компетенции педагогов в области социально-коммуникативного  развития

Савина Л.С.

Май

Мастер-класс «Создание интернет- ресурса педагога»

Обогатить знания педагогов об ИКТ

Савина Л.С., Федотова Е.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коучинг –сессия как активная форма обучения, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности педагога"

«Коучинг –сессия какактивная форма обучения, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности...

Методическая работа в МБДОУ по направлению "Эффективные формы взаимодействия с педагогами в рамках профессиональной деятельности педагога-психолога"

Цель: поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем; выработка внутренней позиции по отношению к профессиональной деятельности, ориентир...

«Педагогический проект, как форма внутрифирменного обучения кадров и развития профессионального мастерства педагогов в образовательном учреждении»

Методическая разработка предназначенна для старших воспитателей и заместитетлей заведующего по учебно-воспитательной работе. В материалах представлена модель внутрифирменного обучения педагогических к...

Тренинг как одна из форм профессионального обучения педагогов

Педагог-психолог любой образовательной организации в своей работе постоянно должен контактировать не только с обучающимися и их родителями (законными представителями), но и тесно сотрудничать со всеми...

Формы непрерывного профессионального развития педагогов "Горизонтальное обучение"

В рамках реализации федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование» важное место уделено системе повышения квалификации педагогических работников....

Коллективные формы профессионального взаимодействия педагогов в ДОО

Формы методической работы с педагогамиПассивные формы работы методической службы сориентиро­ваны в большой степени на репродуктивную мыследеятельность и обеспечивают опору на зону актуального разв...

Презентация "Тренинг как одна из форм профессионального обучения"

Тренинг – это система методов, нацеленных на развитие навыков самосовершенствования, самопознания, коммуникации и саморегуляции....