Самообразование "Мастер-класс как форма профессионального обучения педагогов"
учебно-методический материал
Материал предназначен для старших воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.12 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Красносельский детский сад»
Арзамас,2019
Актуальность
Одной из важнейших характеристик нового педагогического профессионализма современного педагога признаются его рефлексивные компетенции, способность к обобщению и распространению собственного опыта. Среди методических форм этого процесса все большую популярность приобретают так называемые мастер-классы.
Высокая эффективность этой формы обучения педагогов неоднократно подтверждена научными исследованиями, а также разнообразными социологическими мониторингами.
Мастер – класс – это одна из важнейших форм повышения квалификации педагогов. Он представляет собой занятие практической направленности с профессиональной аудиторией для углубления и расширения определённых знаний по специально подобранной теме.
В чем же несомненные преимущества мастер-класса как формы профессионального общения?
Основное преимущество мастер-класса – уникальное сочетание индивидуальной работы, приобретения и закрепления практических знаний и навыков, гибкость во времени.
Во-первых, идея проведения мастер-класса изначально направлена на результативность работы его «учеников», а значит, практико- и компетентностно-ориентирована.
Успешное освоение темы мастер-класса происходит на основе продуктивной деятельности всех участников.
В ходе мастер-класса участники:
- изучают разработки по теме мастер-класса;
- участвуют в обсуждении полученных результатов;
- задают вопросы, получают консультации;
- предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;
- высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.
Во-вторых, мастер-класс - одна из интерактивных форм профессионального взаимодействия педагогов, что выгодно отличает ее от многих репродуктивных форм общения педагогов. Мастер-класс – это двусторонний процесс. Непрерывный контакт, практический индивидуальный подход к каждому слушателю – главное отличие мастер-класса от всех остальных форм и методов обучения.
В-третьих, мастер-класс как форма организации активной самостоятельной работы слушателей предполагает использование эмпирических методов: наблюдение, изучение документов и результатов деятельности педагога-мастера, разработку дидактических материалов для работы в собственной педагогической деятельности.
Цели и задачи
Целью мастер – класса является ретрансляция уникального преподавательского опыта, передача руководителем мастер - класса его участникам «инновационных продуктов», полученных в результате творческой, экспериментальной деятельности педагога, проводящего мастер- класс.
Основными задачами мастер-класса являются следующие задачи:
- создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
- повышение профессионального мастерства и квалификации участников;
- распространение передового педагогического опыта;
- внедрение новых технологий обучения и воспитания.
Тематика мастер-классов включает в себя:
- обзор актуальных проблем и технологий;
- различные аспекты и приемы использования технологий;
- авторские методы применения технологий на практике;
-тонкости, нюансы и недокументированные возможности при использовании технологий в конкретных задачах.
Основным условием успешного и эффективного мастер – класса является наличие педагога - мастера, специалиста, достигшего высокого уровня в своей сфере образовательной деятельности, имеющего яркую индивидуальность, собственный подход к педагогической деятельности, заслуживающего признание со стороны своих коллег.
Формат мастер-класса предполагает информационное представление методов, приемов, форм деятельности, которые удаются автору, и обучение аудитории этим методам, приемам и формам.
Примерная структура проведения МК
- выделение проблемы мастером
- актуализация знаний участников в данной проблемной плоскости (панель) предоставляющая возможность высказываться каждому участнику
- объединение в группы для решения проблемы
- работа с материалом
- представление результатов работы
- обсуждение и корректировка результатов работы (рефлексия)
Модель проведения мастер - класса
Этапы работы мастер-класса | Содержание этапа | Деятельность участников |
Подготовительно-организационный: | Приветствие, вступительное слово мастера: комментарий темы мастер-класса (формулировка проблемы, причин ее появления); постановка цели и задач (обучающих, развивающих и воспитательных); характеристика педагогической технологии и методики (методик) ее применения. | Задают вопросы. |
Основная часть. Содержание мастер-класса | Комментарий плана действий, включающего поэтапную реализацию темы. Методическое обоснование и демонстрация приемов, методик, используемых в процессе мастер – класса. Демонстрация и комментарии автором мастер-класса своих “изюминок” (приемов). | Задают вопросы, вступают в диалог с автором мастер-класса, выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей. |
Рефлексия | Заключительное слово автора мастер-класса. Представление выполненных работ. Обмен мнениями. | Анализируют, подводят итоги. |
Результаты мастер-класса.
В зависимости от автора и темы, поставленных целей, аудитории итоги проведения мастер-класса могут подводиться различным образом. Последействием мастер-класса чаще всего являются:
- обобщение и представление опыта педагога в различных вариантах (статья в журнале, материал в методический кабинет, фильм);
- методическое описание мастер-класса;
- методическая разработка содержания темы мастер-класса, оформление ее в методический продукт.
Ожидаемые результаты
Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию.
План работы по теме самообразования на 2019-2020 уч.г.
Месяц | Мероприятие, тема мастер-класса | Цель | Ответственный |
Сентябрь | Изучение методической литературы по теме, составление плана, теоретическая подготовка | Обогащение знаний по теме | Савина Л.С. |
Октябрь | Проведение мастер – класса для педагогов «Рисование в технике «Граттаж» | Повысить компетенции педагогов в области художественно- эстетического развития, познакомить педагогов с новой нетрадиционной техникой рисования | Савина Л.С. |
Ноябрь | Проведение мастер- класса для педагогов «Роспись тарелок «Гжель» | Повысить компетенции педагогов в области художественно- эстетического развития, познакомить педагогов с новыми способами рисования | Савина Л.С. |
Декабрь | Проведение мастер-класса «Живопись шерстью» | Повысить компетенции педагогов в области познавательного развития, познакомить педагогов с новым видом творческой деятельности | Савина Л.С., Шляпина Н.С. |
Январь | Проведение мастер-класса «ТРИЗ-технологии» | Повысить компетенции педагогов в области художественно- эстетического развития, обогатить знания педагогов о технологии и ее использовании в педагогическом процессе | Савина Л.С. |
Февраль | Мастер-класс «Опыты со снегом и льдом» | Повысить компетенции педагогов в области познавательного развития, обогатить знания педагогов об опытно- экспериментальной деятельности | Савина Л.С. |
Март | Мастер-класс «Техника Папье- Маше» | Повысить компетенции педагогов в области художественно- эстетического развития | Савина Л.С. Бекичева Е.А. |
Апрель | Мастер-класс «Игровые подходы в социально- коммуникативном развитии» | Повысить компетенции педагогов в области социально-коммуникативного развития | Савина Л.С. |
Май | Мастер-класс «Создание интернет- ресурса педагога» | Обогатить знания педагогов об ИКТ | Савина Л.С., Федотова Е.С. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/17/picture-932115-1497729529.jpg)
«Коучинг –сессия как активная форма обучения, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности педагога"
«Коучинг –сессия какактивная форма обучения, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/20/picture-635783-1432107198.jpg)
Методическая работа в МБДОУ по направлению "Эффективные формы взаимодействия с педагогами в рамках профессиональной деятельности педагога-психолога"
Цель: поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем; выработка внутренней позиции по отношению к профессиональной деятельности, ориентир...
«Педагогический проект, как форма внутрифирменного обучения кадров и развития профессионального мастерства педагогов в образовательном учреждении»
Методическая разработка предназначенна для старших воспитателей и заместитетлей заведующего по учебно-воспитательной работе. В материалах представлена модель внутрифирменного обучения педагогических к...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/03/picture-451365-1401816138.jpg)
Тренинг как одна из форм профессионального обучения педагогов
Педагог-психолог любой образовательной организации в своей работе постоянно должен контактировать не только с обучающимися и их родителями (законными представителями), но и тесно сотрудничать со всеми...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/08/picture-28801-1538958148.jpg)
Формы непрерывного профессионального развития педагогов "Горизонтальное обучение"
В рамках реализации федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование» важное место уделено системе повышения квалификации педагогических работников....
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/03/picture-1487563-1696298424.jpg)
Коллективные формы профессионального взаимодействия педагогов в ДОО
Формы методической работы с педагогамиПассивные формы работы методической службы сориентированы в большой степени на репродуктивную мыследеятельность и обеспечивают опору на зону актуального разв...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/25/picture-1167127-1569392874.jpg)
Презентация "Тренинг как одна из форм профессионального обучения"
Тренинг – это система методов, нацеленных на развитие навыков самосовершенствования, самопознания, коммуникации и саморегуляции....