Тренинг как одна из форм профессионального обучения педагогов
статья

Ушакова Елена Вячеславовна

Педагог-психолог любой образовательной организации в своей работе постоянно должен контактировать не только с обучающимися и их родителями (законными представителями), но и тесно сотрудничать со всеми членами педагогического коллектива и администрацией. Только совместная продуктивная деятельность каждого участника образовательного процесса может принести положительные результаты. В связи с чем, моя работа как психолога не сводиться только к диагностике и консультированию, а так же направлена на развитие и совершенствование всего коллектива в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг как одна из форм профессионального обучения педагогов

Педагог-психолог любой образовательной организации в своей работе постоянно должен контактировать не только с обучающимися и их родителями (законными представителями), но и тесно сотрудничать со всеми членами педагогического коллектива и администрацией. Только совместная продуктивная деятельность каждого участника образовательного процесса может принести положительные результаты. В связи с чем, моя работа как психолога не сводиться только к диагностике и консультированию, а так же направлена на развитие и совершенствование всего коллектива в целом.

Особую роль в формировании позитивных взаимоотношений среди сотрудников я отвожу тренинговым занятиям.

        Тренинг – это система методов, нацеленных на развитие навыков самосовершенствования, самопознания, коммуникации и саморегуляции.

        Психологический тренинг – форма активного обучения навыкам поведения и развития личности.  В тренинге педагогам предлагается проделать те или иные упражнения, ориентированные на развитие или демонстрацию психологических качеств или навыков.  Ключевым принципом, обеспечивающим эффективное обучение и развитие, является постоянное сочетание в тренинге всех форм деятельности: общение, игра, обучение, труд.

        Проведение групповых тренингов является достаточно новой формой работы с педагогическим коллективом. Использование данной формы способствует повышению у педагогов уровня принятия себя и других, развитию рефлексии, в том числе эмоциональной, стремлению к саморазвитию.

        Для того чтобы образовательные цели были успешно достигнуты необходим сплоченный коллектив единомышленников. Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют хороший социально-психологический климат. Желание идти на работу, стремление к осуществлению поставленных целей и задач во многом зависит от взаимоотношений на рабочем месте. И чем лучше эти отношения, тем выше результаты труда каждого педагога и коллектива в целом. Поэтому для меня проведение психологических тренингов становится неотъемлемой частью работы в образовательной организации.

Как и любое мероприятие тренинг состоит из трех основных этапов: вводный, основной, заключительный.

Вводный этап тренинга – это введение педагогов в курс дела. Воспитатели и специалисты ДОО знакомятся с целями тренинга, правилами работы в группе, совместно придумывают «ритуал приветствия».

Так как ни одна социальная общность не может существовать без определенных норм поведения, регламентирующих жизнедеятельность людей, в тренинговой группе, в начале, я прибегаю к методу обсуждения и принятия основных принципов работы группы и чаще всего предлагаю следующие правила:

  1. «Здесь и теперь»
  2. Принцип «Я»
  3. Активность
  4. Конфиденциальность

Основной обучающий этап тренинга подразумевает передачу знаний, умений, то есть нового опыта в целом. Этот опыт должен быть вначале обозначен, затем объяснен и передан. Педагоги воспринимают и осмысливают данный опыт (присваивают его). Далее следует практика – непосредственное применение полученного опыта в условиях тренинга.

        Практическая фаза является очень важной составляющей группового тренинга. Без нее любые полученные сведения рискуют остаться в сознании педагогов оторванными от жизни или просто забыться. Чтобы избежать этого в работе я использую разборы реальных случаев из практической деятельности или специально созданные кейсы (в зависимости от специфики темы).

        Для повышения самопринятия и принятия других в тренинги я обязательно включают задания с прямыми «поглаживаниями». «Поглаживания» - это  словесные высказывания о достоинствах человека и о его ценности для коллектива. Они могут быть не прямыми, а опосредованными через продукт творческой деятельности участников.        Иногда полезно предварительно «разогреть» участников, заставить их подвигаться, снять напряжение, тем самым создать благоприятную атмосферу для работы. Для этого я применяю специальные упражнения и игры. Например, игра «Молекулы»: все члены группы – «атомы» - свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу психолога (хлопок) «атомы» объединяются в молекулы по 2 человека, затем по 3 и так далее. В конце упражнения объединяется вся группа.

        Для развития рефлексии также нужно предлагать специальные задания, причем педагоги с большим желанием участвуют в выполнении арт-терапевтических техник. Например, им дается задание нарисовать «Чудо». Затем каждый участник демонстрирует свой рисунок, а психолог задает вопрос: «Это изображение ассоциируется у меня с … (радостью), а у вас?» Все это способствует более углубленной эмоциональной рефлексии.

        С целью формирования у педагогов стремления к саморазвитию я использую психотерапевтические сказки-метафоры. Психотерапевтические метафоры - это короткие, часто иносказательные повествования, в которых информация о стратегиях действия, установках и поведенческих образцах представлена в символической форме. Метафоры помогают по-новому взглянуть на привычные ситуации, предметы и явления, а также дают человеку возможность доступа к тем ресурсам, без которых невозможно саморазвитие. Помимо этого, метафора «безопасна» для педагогов, так как похожа на сказку и к тому же имеет непрямой характер воздействия, позволяющий избежать дополнительного сопротивления участников тренинга.

        Основной этап тренинга завершается оценкой достигнутого. Результативность можно проследить путем выполнения тестовых заданий, коллективной завершающей дискуссией или другими способами (все зависит от личного выбора психолога).

        Завершающий этап тренинга – подведение итогов и прощание. Здесь участники высказывают свое мнение о том, что они вынесли для себя с тренинга, что понравилось, какие чувства испытывают по окончанию занятия, насколько были удовлетворены их ожидания.

        В заключении, хотелось бы отметить, что проведение психологического тренинга для меня является интересной и продуктивной формой работы с педагогическим коллективом образовательной организации. Он позволяет раскрыть каждого педагога, повысить уровень сплоченности в коллективе, научить способам решения проблемных ситуаций, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса, а также снять нервное напряжение путем вовлечения участников в игру. Тренинг – это возможность для педагогов отвлечься от работы и расслабиться, пофантазировать, и открыто выразить свои эмоции.

Так же в своей работе я использую такую форму работы с педагогами как семинар-практикум. Он позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы. Главными задачами семинаров-практикумов являются:

- совершенствование профессионального мастерства педагогов в определённом виде деятельности;

- развитие творчества и фантазии педагогов;

- обсуждение различных точек зрения, ведение дискуссий;

- создание проблемных ситуаций, которые позволяют выработать единые позиции в решении проблемы;

- создание реально выполнимых рекомендаций.

Семинар-практикум отличается тем, что в него включаются практические задания, наблюдения работы коллег с последующим обсуждением. Педагоги имеют возможность не только освоить приёмы работы, но и сами разработать систему организации деятельности с детьми в определённых условиях.

Кроме этого в ходе семинаров-практикумов предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, дискуссии, создание проблемных ситуаций, которые в итоге позволяют выработать единую позицию по рассматриваемому вопросу.

Важным условием организации данной формы работы является включение всех участников семинара в обсуждение темы. Для этого я использую перфокарты, рассматриваю противоположные точки зрения, применяю методы игрового моделирования и др. По итогам семинара можно оформить выставку работ педагогов.

Содержание семинаров-практикумов – это творчество и осознание поставленных целей. Однако можно выделить универсальную структуру проведения данной формы методической работы:

  1. подготовительная работа (тематические выставки, просмотры открытых занятий, взаимопосещение и т.д.) – целью является выявление проблемы;
  2. организационный момент (психологические упражнения, элементы деловой игры, обсуждение высказываний и т.д. фронтально или в творческих группах) – целью является конкретизация проблемы;
  3. теоретическая часть (выступление организатора семинара-практикума, члена творческой группы, мультимедийная презентация, «вопросы-ответы» и т.д._ - целью является теоретическое обоснование обсуждаемого;
  4. практическая работа (фронтально, в группах) – цель этого этапа распространение педагогического опыта, приобретение воспитателями новых умений;
  5. подведение итога мероприятия - итогом работы могут быть наглядные материалы (буклеты, памятки, дидактические игры и т.д.), изготовленные руками воспитателей, рекомендации к их использованию которыми могут воспользоваться все педагоги.

Таким образом, в методической работе на данном этапе развития дошкольного образования необходимо использовать такие формы работы, которые способствовали бы непрерывному образованию педагогических кадров, повышали их профессиональную квалификацию, оказывали реальную помощь педагогам в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний и умений и необходимых для современного педагога свойств и качеств личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение информационно-коммуникационной компетентности педагогов как одно из направлений профессиональных компетенций педагогов в ДОО с использованием современных образовательных технологий развития.

Данный материал о информационно-коммуникационной компетентности педагогов ДОО предназначен для воспитателей, а также других сотрудников детских садов, использующих их в воспитательном процессе. Ч...

План профильных мероприятий реализации одной из задач профессиональной деятельности педагога-психолога по одному из объектов профессиональной деятельности «ребенок и детский коллектив», «семья».

Психологическая служба образования – интегральное явление, которое представляет собой единство четырех составляющих, или аспектов, научного, прикладного, практического и организационного. Каждый...

Презентация "Тренинг как одна из форм профессионального обучения"

Тренинг – это система методов, нацеленных на развитие навыков самосовершенствования, самопознания, коммуникации и саморегуляции....