Статья из сборника материалов зонального семинара-практикума для педагогов дошкольных образовательных учреждений и педагогов начальной школы.
статья

Преемственность между детским садом  и школой при подготовке детей к обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tokareva_e_statya.docx36.18 КБ

Предварительный просмотр:

Токарева Э. Ф.

Преемственность между детским садом  и школой при подготовке детей к обучению.

«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды.
Понятие преемственности трактуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. т.е. - это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:
-состояние здоровья и физическое развитие детей;
-уровень развития их познавательной активности; как необходимого компонента учебной деятельности;
-умственные и нравственные способности учащихся;
- сформированность их творческого воображения; как направления личностного и интеллектуального развития.
- развитие коммуникативных умений. т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе. Следовательно, основанием  преемственности между детским садом и школой являются:

  • развитие любознательности;
  • развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;
  • формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;
  • развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).

    Процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:

- на дошкольной ступени образования сокращается самоценность дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешного школьного обучения;

- школа как преемник дошкольной ступени не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

     Такое понимание преемственности позволяет реально осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей.

А именно:

  • координировать цели, задачи, содержание, методы, средства и формы организации образовательных процессов детского сада и школы;
  • обеспечивать условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого ребёнка.

     При определении ведущих идей в ходе реализации преемственности необходимо выделить следующие задачи, которые, с нашей точки зрения, являются наиболее актуальными для дошкольного и начального звена.

Задачи дошкольного звена:

-приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

-обеспечение эмоционального благополучия ребёнка, развитие его положительного самоощущения; создание условий для разнообразной художественной деятельности;

- развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям и себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и сверстниками);

- развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

-формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности в различных видах деятельности.

Задачи начального школьного звена:

-формирование осознанного принятия детьми ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;

-развитие готовности ребёнка к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной и деловой);

-формирование желания и умения учиться, готовности к образованию в школе и самообразованию;

- развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности;

- совершенствование достижений дошкольного развития; специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств, индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания;

     Организация работы по преемственности между дошкольным и начальным образованием это:

- создание системы непрерывного обучения, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное обучение и воспитание на основе связи и согласованности компонентов образования (целей, задач, содержания, методов, средств и форм организации);

-создание условий, благоприятных для адаптации к школьному обучению; эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности каждого ребёнка;

-развитие ведущей деятельности каждого периода жизни;

-формирование психологической готовности к школе;

-создание комплекса учебно – методической документации;

-формирование структуры учебного процесса в условиях непрерывного образования;

-создание новых творческих мастерских и проектов.

     Принимая детей в школу важен уровень психологического развития ребёнка. Он становится школьником, когда имеет внутреннюю позицию, а это возможно, когда нет устойчивых аффективных комплексов, связанных со школьной жизнью. Взаимодействие между ведущими линиями обучения и воспитания этого возраста влияет на дальнейшее развитие ребёнка. Комфортность пребывания в школе не должна зависеть от организации системы обучения. Поэтому преемственность между дошкольным и начальным звеном – одно из условий непрерывного образования ребёнка.

Но это не значит, что в ДОУ надо формировать узкопредметные знания, умения и навыки, готовность к изучению русского языка, математики, окружающего мира, наоборот, всё основное внимание надо уделять развитию качеств, необходимых для осуществления новой деятельности, сформированности предпосылок деятельности учения.

Исходя из философского понятия определения преемственности, «преемственность – это не только подготовка к новому, но и, что ещё более важно и существенно, сохранение развития необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым, как основа поступательного развития процесса».

     Значит важно:

- преемственность в целях;

-преемственность методической системы образования;

- преемственность в содержательной линии предметных областей, она должна быть единой.

     Понятие готовности к школе должно трактоваться в смысле формирования элементов учебной деятельности в дошкольный период, для того, как ребёнок непосредственно столкнётся с ежедневной необходимостью применять эти умения.

     Своевременная подготовка к адаптации к школе, педагогическая и психологическая помощь детям, является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания. В возрасте 5-6 лет происходит постепенное, систематическое и планомерное вхождение в обучение.

Характерно, что дети данного возраста охотнее играют в «школу», чем в «детский сад», стремясь в игре отразить не столько свое настоящее, сколько близкое будущее. Именно в этом возрасте происходит перестройка мотивов в игре. 5-6 летние дети играют не только ради удовольствия, получаемого от самого процесса игры, но и ради приобретения новых знаний и умений. Они начинают отличать учебную деятельность, как и труд, от игры, хотя и предпочитают получать знания в игровой форме.

Как говорят исследования психологов, в возрасте 5-6 лет происходит изменение самого процесса усвоения знаний, возникают простейшие формы учебной деятельности

По проблеме готовности ребёнка к школьному обучению в настоящее время существует большое количество разнообразных исследований, в которых раскрыто понятие готовности к обучению. Несмотря на наличие многочисленных исследований по проблеме готовности детей к школьному обучению она не получила своего окончательного решения как в плане разработки критериев готовности детей к школе, так и осуществления корректировки недостаточной подготовленности детей и уровня их психического развития. Как правило, именно педагогам достаточно хорошо известен смысл и содержание самого понятия «готовность к школьному обучению» она, прежде всего, предполагает - мотивационную готовность и

интеллектуально-познавательную готовность (развитость основных психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи );

деятельную готовность (развитость практических процессов и действий: ориентировка в задании, действия по его выполнению, самоконтроль).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Методы включения педагогов дошкольного образовательного учреждения в подготовку и проведение педагогических советов"

Анализ современных исследований по проблеме организации педагогических советов показал, что остается мало изученным вопрос выбора методов включения педагогов в подготовку и проведение педагогиче...

Статья для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Внимание, как составляющая всех психических процессов»

Знание особенностей внимания детейпозволит найти адекватные средства воспитания внимания в игровой, учебнойи других видах деятельности, а у детей с нарушениями внимания правильнопостроить коррек...

Сборник примеров и решений педагогических ситуаций для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

В деятельности воспитателя детского сада встречается множество педагогических задач, большинство из которых не имеют контрольного ответа. Для решения проблем, особенно педагогических, необходим жизнен...

«Сборник материалов в помощь родителям воспитанников дошкольных образовательных учреждениях» «Играем вместе»

Семья является источником общественного опыта для ребёнка. Именно в семье ребёнок находит примеры для подражания, а также происходит его социальное рождение.Чтобы вырастить нравственно здоровое поколе...

Сборник примеров и решений педагогических ситуаций для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Сборник примеров и решений педагогических ситуаций для педагогов дошкольных образовательных учреждений....

Материалы городского конкурса среди педагогов дошкольных образовательных учреждений «Волшебница игра!»

Проблема ранней профориентации личности, начиная с дошкольного возраста, является актуальной в педагогике, поскольку имеет социальную значимость для развития общества, его достижений в разных сферах д...

Сборник примеров и решений педагогических ситуаций для педагогов дошкольных образовательных учреждений

В данном сборнике представлены педагогические ситуации, часть из которых сопровождается вариантами решения...