Дидактическое пособие "Путешествие в мир русских народных сказок"
учебно-методическое пособие (младшая группа)

Соболева Светлана Юрьевна
Данное дидактическое пособие способствует развитию речи, закреплению полученных речевых умений, позволит не только активизировать речь, но и будет способствовать развитию внимания, памяти, наглядно-образного и логического мышления, мелкой моторики и координации движений рук. Красочный вид наглядного дидактического пособия не только привлечет детей к игре, но и реализует развитие эстетического восприятия предметов окружающего мира.
Дидактическое пособие «Путешествие по русским народным сказкам» можно использовать как в организованной деятельности, так и самостоятельной игровой деятельности. В образовательной деятельности пособие выступает как демонстрационный материал, а также используется для создания игровой мотивации и решения проблемных ситуаций. В совместной деятельности педагога и детей, а также для самостоятельной деятельности пособие можно использовать как игровой материал для проведения дидактических игр. Пособие можно использовать на индивидуальных, групповых занятиях.
Источником практического опыта послужило методическое пособие Волочковой В.Н., Степанвой Н.В. «Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskoe_posobie.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №15»

Дидактическое пособие

«Путешествие по русским народным сказкам»

для детей младшего дошкольного возраста

Авторы:

Соболева Светлана Юрьевна,

воспитатель I кв. категории,

Цедринская Юлия Николаевна,

воспитатель I кв. категории

Арзамас, 2020

Аннотация

Данное дидактическое пособие способствует развитию речи, закреплению полученных речевых умений, позволит не только активизировать речь, но и будет способствовать развитию внимания, памяти, наглядно-образного и логического мышления, мелкой моторики и координации движений рук. Красочный вид наглядного дидактического пособия не только привлечет детей к игре, но и реализует развитие эстетического восприятия предметов окружающего мира.

Дидактическое пособие «Путешествие по русским народным сказкам» можно использовать как в организованной деятельности, так и самостоятельной игровой деятельности. В образовательной деятельности пособие выступает как демонстрационный материал, а также используется для создания игровой мотивации и решения проблемных ситуаций. В совместной деятельности педагога и детей, а также для самостоятельной деятельности пособие можно использовать как игровой материал для проведения дидактических игр. Пособие можно использовать на индивидуальных, групповых занятиях.

Источником практического опыта послужило методическое пособие Волочковой В.Н., Степанвой Н.В. «Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста».

Пояснительная записка

Актуальность

Для ребенка хорошо сформированная связная речь – это успех в обучении. Не всем детям дано в срок овладеть всеми сторонами связной речи. Детей с самого раннего возраста привлекает смысловая сторона языка. Они придумывают новые слова, сами того не замечая. Но не у всех детей к определенному возрасту достигается определенный уровень развития речи. И вот здесь одну из главных ролей могут сыграть именно сказки, которые читают родители дома, которые читаются в детском саду. И не только читаются. Но еще дети учатся их пересказывать, отвечать на вопросы по их содержанию, придумывают свои концовки сказочных историй. Воспитатели в детском саду не просто читают сказки, а еще беседуют о прочитанном, рисуют любимых персонажей и составляют рассказы о них.

Развитие речи – одно из важнейших направлений работы, которое обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка. Речь детей 3-4 лет необходимо развивать как средство общения, создавая условия, при которых они могут устанавливать контакты и добиваться своей цели путем словесного обращения к взрослому или сверстнику.

Одним из методов решения проблемы может стать дидактическое пособие, которое обеспечит повышение звуковой культуры речи и расширит активный и пассивный словарь у младших дошкольников. Одним из направлений является речевое развитие детей дошкольного возраста, задачами которого являются: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Игра способствует созданию у детей веселого, жизнерадостного настроения, пробуждает стремление к общению со взрослыми и сверстниками.

Поэтому мы считаем актуальным создание наглядного дидактического пособия, помогающее развивать речь ребенка младшего дошкольного возраста через игру. Мы представляем дидактическое пособие «Путешествие по русским народным сказкам» которое является частью развивающей предметно-пространственной среды группы ДО.

Целью пособия: закрепление знаний содержания русских народных сказок у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Побуждать детей к пересказыванию знакомых сказок.

2. Способствовать формированию умения воспроизводить последовательность событий (с опорой на вопросы воспитателя, иллюстрации, силуэты).

3. Обеспечить освоение способов показа сценок при помощи игрушек.

4. Побуждать к вступлению в речевой контакт со взрослым и сверстниками.

5. Способствовать развитию мелкой моторики рук.

6. Обеспечить закрепление основных цветов.

Ожидаемые результаты:

  • Дети умеют пересказывать знакомые сказки, могут воспроизводить последовательность событий

• Вступают в речевой контакт со взрослыми и сверстниками

• Дети знают и называют основные цвета.

Описание дидактического пособия.

Основа игры – коробка, обклеенная самоклеющейся пленкой, также имеется платформа с изображением пейзажа. Герои сказок приклеены на крышки от питьевого йогурта. Горлышки крышек крепятся к основе, а крышки с героями сказок закручиваются на них.

Ход:  

Сначала воспитатель знакомит детей с игрой. Рассказывает сказку, демонстрируя наглядный материал. Затем воспитатель еще раз рассказывает сказку, но уже предлагает ребенку самому расставить героев по своим местам.

Далее после необходимого повторения ребенок сам рассказывает сказку с опорой на наглядный материал.

Часто после знакомства со сказками дети испытывают трудности в воспроизведении содержания сказки. Может быть, это происходит из-за большого количества героев. Дети путают последовательность, кто за кем следует. С целью формирования умения рассказывать сказку правильно, мы используем это пособие в индивидуальной работе с детьми. Можно специально допустить ошибку в расположении героев и предложить ребёнку эту ошибку исправить.

Попутно, в процессе игры, происходит развитие мелкой моторики пальцев рук. Дети с большим удовольствием закручивают и раскручивают пробки на горлышках от бутылок.

При интеграции образовательных областей пособие можно использовать для формирования элементарных математических представлений. Можно закреплять счёт героев, соотнесение количества героев с цифрами в пределах 5-ти, ориентирование в пространстве (определение первого героя, последнего, кто за кем, кто перед кем).

Пособие соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования:

  • трансформируемо (не закреплено к определенному месту, пособие очень легкое и мобильное, что позволяет переносить его в любое место);
  • полифункционально (используется в разных видах деятельности: познавательная, игровая деятельность);
  • безопасно (сделано из экологически чистого материала, прост в использовании, имеет возможность санитарной обработки, легок в уходе);
  • доступно (находится в зоне доступности для детей).

Дидактическое пособие «Путешествие по русским народным сказкам» помогает реализовать принципы ФГОС:

  • принцип соответствия возрастным особенностям ребенка; индивидуальным особенностям;
  • принцип наглядности (эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию материала);

Варианты использования дидактического пособия

1 .«Вспомни сказку»

 

        Цель: развитие связной речи детей.

   

      Описание: Педагог показывает предметные картинки героев сказки.

- Угадай, из какой сказки пришли герои?

- Расскажи эту сказку (ребенок самостоятельно или с помощью логопеда рассказывает сказку).

- Кто нашёл теремок? Кто пришёл следующим? Кто пришёл последним и сломал теремок?

2. «Угадай, чей голосок?»

     Цель: Развитие высоты и тембра голоса, интонационной выразительности речи.

   Описание: Педагог показывает предметные картинки героев сказки.

- Угадай, из какой сказки пришли герои?

- Расскажи эту сказку (ребенок самостоятельно или с помощью логопеда рассказывает сказку).

- Кто первый нашёл теремок? Кто пришёл второй? Третий? Кто пришёл последним и сломал теремок?

3. «Кто, где живёт?»

     Цель: Побуждать употреблять предлоги над, под.

   

   Описание:  Педагог размещает зверей, предлагает внимательно посмотреть и отгадать, кто это?

- Этот зверь живёт над волком. Это…

- Этот зверь живёт над лисой. Это …

- Этот зверь живёт под мышкой. Это …

- Этот зверь живёт под лягушкой. Это …

- Этот зверь живёт под волком. Это…

4.  Д/и «Найди чья тень?»

    Цель: Побуждать находить заданные силуэты, развитие  зрительного восприятия детей, внимания, логического мышления, развитие приемов зрительного наложения.

     Описание:  Педагог предлагает детям рассмотреть  карточки с животными.

Ребёнку предлагается найти тень предмета и положить цветные изображения на чёрные.

Задайте малышу дополнительные вопросы: Как называется это животное?

5.  «Чей хвост?»

     

    Описание: Ребёнку дается задание. Подобрать хвост для каждого животного и соединить нужные картинки линиями. Назвать у какого животного, какой хвост (длинный, короткий, пушистый, толстый, маленький, большой и т.д.).

6. Дидактическая игра «Помоги найти маму».

   Цель: Развитие наблюдательности, внимания и аналитических способностей.

   Игровой материал:  карточки с изображением детёнышей животных и их мам 6 штук.

  Описание: педагог раздает  детенышей  животных а  дети находят  взрослых.  Ребятам предстоит помочь малышам разыскать своих мам. Также при игре можно закрепить понятие у малышей большой и маленький.

Список литературы:

Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб., 2014г.

Литвинова О.Э. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. –СПб., 2015г.

Сомкова О.Н. Образовательная область «Речевое развитие». Как работать по программе «Детство». - СПб., 2015г.

Совместная интегрированная деятельность. Развитие познавательных способностей и речи дошкольников/ под ред. Л.С. Вакуленко, Н.В. Верещагиной. - СПб., 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека дидактических игр с использованием русских народных сказок

Картотека дидактических игр с использованием русских народных сказок...

Картотека дидактических игр по развитию связной речи с использованием русских народных сказок у дошкольников.

Картотека дидактических игр по развитию связной речи с использованием русских народных сказок у дошкольников.Д/игра «Расскажи сказку» Цель: совершенствование умения пересказывать знак...

Презентация "Дидактическая игра по ОБЖ на основе русских народных сказок"

Игра "Сказка - ложь, да в ней намёк" Цель игры:1. На примере сказочных героев дать знания об основах безопасности жизнедеятельности.2. Способствовать развитию чувства самосохранения, ум...

"Картотека дидактических игр для закрепления знания русских народных сказок"

Основная цель дидактических игр по русским народным сказкам – развитие речи детей, воспитание интереса к русским народным сказкам....

Картотека дидактических игр по мотивам русских народных сказок для детей младшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр  по мотивам  русских народных сказок  для детей  младшего дошкольного возраста...

Картотека "Дидактические игры по мотивам русских народных сказок"

Дидактические игры рассчитаны на детей младшего школьного возраста. Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутс...