"Игра как средство коррекции поведения агрессивного ребенка"
методическая разработка (старшая группа)

Красавина Елена Николаевна

В данной работе описаны признаки детской агрессии, причины агрессивного поведения дошкольников и особенности использования игры в коррекции агрессивного поведения дошкольника.

Проведено  эмпирическое исследование:анализ основных направлений работы воспитателей по коррекции агрессивного поведения детей и диагностика агрессивного поведения детей старшей группы детского

сада.

Выделены рекомендации воспитателям по использованию игры как средства коррекции агрессивного поведения старших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра как средство коррекции поведения агрессивного ребенка

Оглавление

Введение        3

Глава 1.  Теоретическое исследование проблемы коррекции поведения агрессивного ребенка посредством игры        6

1.1.  Признаки детской агрессивности        6

1.2.  Причины агрессивного поведения дошкольников        11

1.3.  Особенности использования игры в коррекции агрессивного поведения дошкольника        15

Глава 2.  Эмпирическое исследование проблемы коррекции поведения агрессивного ребенка посредством игры в МАДОУ Хатунский детский

сад «Ручеек»        22

2.1.  Анализ основных направлений работы воспитателей МАДОУ Хатунский детский сад «Ручеек» по коррекции агрессивного поведения детей        22

2.2.  Диагностика агрессивного поведения детей старшей группы детского

сада        29

2.3.  Рекомендации воспитателям по использованию игры как средства коррекции агрессивного поведения старших дошкольников        31

Заключение        42

Список литературы и других используемых источников        44

Приложения        45


Введение

Рост агрессивных тенденций в обществе отражает одну из острейших проблем современности, в связи с чем изучение проблемы агрессивного поведения детей в последнее время стало едва ли не самой значимой в отечественной и зарубежной психологии. Проявление агрессии как в школах, так и дошкольных учреждениях, все больше волнует родителей, воспитателей, учителей; у определенной категории детей агрессивность сохраняется и развивается, трансформируясь в устойчивое личностное качество. При этом тревожен тот факт, что в быту и в повседневной жизни нередко встречаются формы грубого насильственного поведения, несомненно, относящиеся к агрессивным проявлениям, хотя и не называемые обычно этим термином. Говорят о «задиристости», «драчливости», «озлобленности», «сквернословии» и т.п., когда наблюдают проявления агрессивности как черты характера.

Именно поэтому в последние годы проблема развития толерантных отношений между членами общества становится государственной проблемой: имеющие место агрессивные побуждения, насилие, безнравственность, отсутствие взаимопонимания между людьми разрушают общество изнутри. Переломить сложившиеся стереотипы поведения у взрослых людей весьма сложно, поэтому появляется необходимость своевременного формирования толерантности у детей, начиная с дошкольного возраста. Причем, в работе с детьми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтического воздействия. Для этих целей как нельзя лучше подходят игровые методы, которые дают возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом – через игру. Вместе с тем, это направление остается на периферии внимания воспитателей детских садов.

Многообразие работ, посвященных исследованию проблемы агрессивного поведения детей, подтверждает ее актуальность. Однако, несмотря на широкое исследование в педагогике и психологии, проблема детской агрессивности мало изучена. Особенно это касается дошкольного возраста. Если теоретическое описание проблемы можно считать достаточно удовлетворительным, то программ профилактики и коррекции агрессивного поведения дошкольников еще недостаточно. На сегодняшний день разработка способов коррекции агрессивного поведения, а, главное, его профилактика остаются одной из самых актуальных задач современной науки. К сожалению, большинство научных работ носят теоретический характер. Исследований, основанных на практическом опыте и реальных результатах, сравнительно немного. Авторы, занимающиеся вопросами коррекции агрессивного поведения, предлагают большое количество различных игр и рекомендаций, но мало кто систематизирует их в комплексы игровых упражнений для детей.

О недостаточной разработанности данной проблемы свидетельствует тот факт, что в числе запросов воспитателей, поступивших к практическому психологу относительно различных поведенческих особенностей дошкольников, тема агрессивных проявлений в поведении детей 5-7 лет составляет в среднем около 40% [2, с.59].

Таким образом, несмотря на проработку теоретических вопросов агрессивного детского поведения, эта проблема, в частности, использование игры в работе по коррекции агрессивности у детей дошкольного возраста, остается на сегодняшний день слабо освещенной в психолого-педагогической литературе, что свидетельствует об актуальности темы исследования.

Объект исследования: агрессивное поведение детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: игра как средство коррекции поведения агрессивного ребенка.

Цель исследования: изучить возможности игры как средства коррекции поведения агрессивного ребенка.

Задачи исследования:

  1. Изучить признаки детской агрессивности.
  2. Проанализировать причины агрессивного поведения дошкольников.
  3. Раскрыть особенности использования игры в коррекции агрессивного поведения дошкольника.
  4. Провести анализ основных направлений работы воспитателей МАДОУ Хатунский детский сад «Ручеек» по коррекции агрессивного поведения детей.
  5. Выявить уровень агрессивности детей старшей группы детского сада.
  6. Разработать рекомендации воспитателям по использованию игры как средства коррекции агрессивного поведения старших дошкольников.

Теоретическую базу исследования составили теоретические положения педагогики и психологии, касающиеся проблемы агрессии и агрессивности (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, А. Басс, А. Бандура, К. Роджерс, Г. А. Андреева, О. Ю. Михайлова и др.), проблемы агрессивности детей дошкольного возраста (П. П. Бельский, И. А. Невский, С. Я. Беличева, С. Ф. Сироткин и др.), а также вопросов использования игры непосредственно в психокоррекционных целях (И. В Дубровина, А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, Л. В. Чернецкая и др.).

База исследования. Эмпирическое исследование организовано на базе МАДОУ Хатунский  детский сад «Ручеек». В исследовании приняли участие 15 воспитанников старшей группы «Солнышко» и их воспитатель А.Н. Бакотина.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты и выводы могут быть использованы в практической деятельности педагогов ДОУ по профилактике и коррекции агрессивности у детей старшего дошкольного возраста с использованием игры.

        


Глава 1.  Теоретическое исследование проблемы коррекции поведения агрессивного ребенка посредством игры

1.1.  Признаки детской агрессивности

Термин «агрессия» сегодня часто употребляется в широком контексте. Для научного осмысления природы человеческой агрессивности необходимо уточнение смысла и значения этого понятия. При этом на сегодняшний день в науке отсутствует однозначная трактовка понятия «агрессивность», что вполне объяснимо сложностью и многообразием форм проявления данного феномена. Б. Крэйхи в этой связи отмечает, что в академической сфере не наблюдается единодушия в определении агрессии [10, с.330]. При этом наиболее признанным считается понятие агрессии, предложенное В. Ф. Пирожковым: «...это мотивированное деструктивное поведение индивида, противоречащее принятым правилам и нормам существования людей в социуме, причиняющее моральный, физический, материальный или психологический ущерб другим людям» [15, с.247]. Агрессивное поведение понимается как специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб.

        Анализ некоторых психолого-педагогических исследований первого десятилетия ХХI в. показал, что агрессивность как проблема исследуется в контексте социальной психологии, в русле коммуникативного взаимодействия, активны также исследования образовательной, воспитательной сред дошкольного учреждения. Появляются исследования, в которых типы и компоненты агрессии и агрессивности «встраиваются» в структуру других понятий, например, ассертивности (способность быть уверенным), что позволяет разрабатывать средства не столько коррекции агрессивного поведения, а сопровождения позитивных качеств личности ребенка старшего дошкольного возраста [18, с.59].

Итак, на сегодняшний день в контексте проблемы агрессии как таковой все чаще обращает внимание на себя вопрос о детской агрессивности. Практически в каждой группе детского сада можно встретить хотя бы одного агрессивного ребенка. Такие дети нападают на других детей, отбирают и ломают игрушки, обзывают и бьют детей. Они доставляют много огорчений как воспитателям, так и родителям: их трудно принять такими, какие они есть, и очень трудно понять.

Неконтролируемое поведение в более раннем детском возрасте может перерасти в поведение с асоциальными тенденциями в подростковом возрасте. Поэтому чрезвычайно важно как можно раньше выявлять детей с признаками агрессивного поведения для проведения с ними коррекционной работы.

Следует отметить, что результаты разных исследований дают довольно высокие показатели устойчивости различных форм агрессии на протяжении всего периода развития. Последующие исследования показали, что существуют индивидуальные различия в устойчивости агрессии, для большинства данное поведение является преходящим и ситуационным. Хотя у некоторых лиц агрессия носит чрезвычайно стойкий характер, все упомянутые выше исследования говорят о том, что определенная часть детей и подростков с проблемами, вызванными ранним агрессивным поведением, со временем все же воздерживаются от проявления агрессии [12, с.245].

По мнению С. Н. Нагимовой, признаками детской агрессивности являются следующие:

  • упрямство, постоянные возражения, отказы даже от легких поручений, игнорирование просьб взрослых;
  • драчливость;
  • постоянная или длительная подавленность, раздраженность;
  • беспричинные вспышки гнева, озлобленность;
  • жестокое обращение с животными;
  • стремление оскорбить, унизить;
  • властность, стремление настоять на своем;
  • эгоцентризм, неспособность и нежелание понять других;
  • эмоциональная глухота, душевная черствость;
  • самоуверенность, завышенная самооценка [13, с.11].

Вот как описывает Н. Л. Кряжева поведение агрессивных детей старшего дошкольного возраста: «Агрессивный ребенок, используя любую возможность... стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он «не успокаивается» до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку» [11, с.105].

Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

Классифицировать агрессивное поведение детей можно по-разному. Так, например, положив в основу классификации проявления детской агрессии, можно выделить четыре категории детей:

  1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии активны, деятельны, целеустремленны, отличаются решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью, авантюризмом. Они любят демонстрировать свою силу и власть, доминировать над другими людьми, проявлять садистские тенденции. Эти дети отличаются малой рассудительностью и сдержанностью, плохим самоконтролем. Они действуют импульсивно и непродуманно, игнорируя этические нормы, моральные ограничения.
  2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии, отличаются психической неуравновешенностью, постоянной тревожностью, сомнениями и неуверенностью в себе. Они активны и работоспособны, но в эмоциональных проявлениях склонны к сниженному фону настроения. Поэтому часто внешне производят впечатление угрюмых, недоступных, высокомерных. Также их отличает и низкая фрустрационная толерантность. Малейшие неприятности выбивают их из колеи. Свои чувства и отношение к окружающим они не скрывают и выражают их в агрессивных вербальных формах.
  3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии, отличаются чрезмерной импульсивностью, слабым самоконтролем, недостаточной социализацией влечений и низкой осознанностью своих действий. Они с удовольствием отдаются чувственным наслаждениям, стремятся к немедленному удовлетворению своих потребностей, не считаясь с обстоятельствами, моральными нормами, этическими стандартами и желаниями окружающих. Эти дети очень плохо переносят критику и замечания в свой адрес.
  4. Дети, склонные к проявлению негативизма, отличаются повышенной ранимостью и впечатлительностью, эгоистичностью, самодовольством, чрезмерным самомнением. Критику, равнодушие окружающих воспринимают как обиду и оскорбление и начинают сразу активно выражать свое негативное отношение.

Е. О. Смирновой, которой при обследовании агрессивных детей выявлены существенные индивидуальные различия как в характере поведения, так и в психологических характеристиках, выделены три группы агрессивных детей, различающихся по частоте и жесткости агрессивных действий; по своим психологическим характеристикам (уровню интеллекта, произвольности); по своему статусу в группе сверстников:

  • Импульсивно-демонстративный тип. Главная цель у такого ребенка – продемонстрировать себя, обратить на себя внимание. Дети игнорируют нормы и правила поведения, ведут себя шумно, демонстративно обижаются, кричат.
  • Нормативно-инструментальный тип. Агрессивные действия детей выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели – получения нужного предмета, роли в игре, выигрыша у своих партнёров.
  • Целенаправленно-враждебный тип. Нанесение вреда другому является самоцелью этих детей. Они получают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение другим людям. В основном такие дети используют прямую агрессию. Грубое физическое воздействие, отличающееся особой жестокостью и хладнокровием, они применяют чаще к выбранной жертве постоянно [19].

При этом автор подчеркивает, что во всех трех группах агрессивных детей имеется одно объединяющее свойство – невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого. В основе такого отношения к другим лежит фиксированность ребенка на себе, его внутренняя изоляция от других. Другие люди выступают для него как внешние обстоятельства, которые либо мешают достижению его целей, либо не уделяют ему должного внимания, либо пытаются нанести ему вред [19].

Итак, агрессивность – относительно устойчивая черта личности, связанная с враждебной установкой к другим людям. Агрессивное поведение – это, прежде всего, внешне выраженное действие, направленное против другого человека.

Среди признаков детской агрессивности можно назвать следующие: упрямство, постоянные возражения, отказы даже от легких поручений, игнорирование просьб взрослых, драчливость, постоянная или длительная подавленность, раздраженность, беспричинные вспышки гнева, озлобленность, жестокое обращение с животными, стремление оскорбить, унизить и т.д.

1.2.  Причины агрессивного поведения дошкольников

Для проведения профилактических мероприятий педагогам и психологам важно не только познакомиться с понятием агрессии, ее видами и характером проявления, но и понимать причины возникновения агрессивного поведения.

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем». Действительно, жизнь ребенка в первые годы всецело зависит от родителей: они дают ему еду, защиту, обслуживают и согревают чувством любви и принятия. Одним из механизмов привлечения ребенком внимания к себе, способом добиться своих целей уже тогда являются проявления агрессивности. Попав в ситуацию, когда его потребности не удовлетворены, ребенок реагирует отрицательными эмоциями. Это могут быть гнев, ярость, тревога, страх. Для восстановления психологического комфорта он должен либо изменить ситуацию в нужном ему направлении, либо восстановить свое эмоциональное равновесие, несмотря на неблагоприятную ситуацию. Управляемые механизмы психологической защиты у детей еще не сформированы. Поэтому дети обычно стремятся изменить ситуацию, и нередко – с помощью агрессии. Поэтому первые проявления агрессивности у ребенка видны уже на третьем месяце его жизни: он стучит ножками, бьет ручками, пытаясь привлечь к себе внимание.

Вариантов реагирования родителями на действия ребенка много. Но есть крайние из них, которые могут привести к тому, что ребенок вырастет чрезвычайно агрессивным: родители мгновенно выполняют все требования ребенка, родители вообще не обращают на него внимания. В первом случае наблюдается чрезмерная предупредительность родителей, а во втором – эмоциональное отвержение родителями ребенка. Но даже при адекватной реакции родителей на подобную активность, направленную на достижение желаемого, может вырасти агрессивный ребенок. Если подобное поведение ребенка вызывает неодобрение у взрослых, ребенок будет учиться контролировать свою агрессию. Развитие внутреннего контроля часто идет с помощью процесса идентификации – стремления поступать как знакомый человек.

Таким образом, формирование агрессивного поведения у детей во многом зависит от окружающих их взрослых: от их реакции на поведение детей, от личного примера взрослых.

Отметим, что вопрос о генезисе агрессивности, о роли, которую в ее происхождении играют биологические и социальные факторы, исключительно сложен, и многое еще только предстоит узнать. В психоневрологических генетических исследованиях все шире признается важная роль наследственных факторов в агрессии. Эти наследственные влияния, по-видимому, наиболее сильны в открытых типах агрессии и агрессии с ранним началом, но были также обнаружены в скрытом агрессивном и оппозиционном поведении. Большинству существующих в современной психологии теорий агрессии не противоречит идея о взаимосвязи агрессии с теми или иными конкретными устойчивыми поведенческими паттернами или определенными характерологическими типами (А. А. Реан).

Некоторые неэффективные приемы родительского воспитания имеют следствием появление и сохранение агрессивного поведения у детей и подростков. К этим приемам относятся: применение суровых и непоследовательных дисциплинарных мер, недостаточное наставление и слабый контроль за детьми, а также низкий уровень положительного участия в жизни и занятиях детей, родительское неприятие  [12, с. 245].

И. В. Дубровина выделяет две наиболее распространенные причины агрессивного поведения детей:

  • боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения. «Чем сильнее агрессия, – считает И. В. Дубровина, – тем сильнее стоящий за ней страх…»;
  • пережитая обида или душевная травма, или само нападение. Часто страх порождается нарушенными социальными отношениями ребенка и окружающих его взрослых [4, с.247].

По мнению Е. И. Рогова, к агрессивному поведению приводят длительные и частые фрустрации: унижения, оскорбления ребенка со стороны родителей (частный случай фрустрации) [17, с.34]. Такой же точки зрения придерживаются многие зарубежные исследователи (А. Бандура, Л. Берковец, Д. Доллард, Д. Зильманн, Н. Миллер и др.).

Д. Доллард считает, что фрустрация не только провоцирует агрессивное поведение; влияние следующих одна за другой фрустраций может быть совокупным, и это вызовет не только агрессивные реакции большей силы, чем каждая из них в отдельности, но может обусловить и возникновение психических заболеваний.

Д. Зильманн указывает на роль познавательных процессов в усилении и ослаблении эмоциональных агрессивных реакций и роль возбуждения в когнитивном опосредовании поведения. Этот феномен необходимо использовать в коррекционно-профилактической работе. Интересна точка зрения Д. Зильманна, что большинство людей «научаются» реагировать на воспринятую ими провокацию ответной агрессией [9, с.51].

Существует возможность научить детей приобрести навык неагрессивного реагирования на провокацию путем осознания причин возникновения возбуждения или фрустрации.

Основателем теории «социального научения» является А. Бандура. Согласно его теории, агрессия рассматривается как специфическое поведение, которое усваивается и поддерживается так же, как и многие другие формы социального поведения [1, с.112].

По мнению С. Н. Нагимовой, агрессивность провоцируют несколько факторов:

  • врожденная склонность (враждебность). Отрицательные предрасположения создают, например, вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, некоторые наследственные психические заболевания;
  • аверсионные случаи (жара, боль, теснота). Среди аверсионных случаев на первом месте боль, жара является сильным источником агрессивности. У взрослых чаще агрессию вызывает алкоголь. Теснота, скученность людей также усиливают агрессивное поведение. Потому так часто возникают вспышки гнева, брани и оскорблений в переполненном транспорте, местах массового скопления людей;
  • возбуждение, переживаемое человеком под влиянием реальной ситуации или его мыслей, воспоминаний, является сильным провокатором агрессивного поведения. Как часто ребенок плачет, волнуется, хочет отомстить, вспоминая прошлые обиды. Крайне отрицательно действуют на ребенка оценки взрослых: «Размазня! Хлюпик! Не можешь за себя постоять!»;
  • массовая культура. Учеными давно установлено, что наблюдение детьми насилия по телевизору ведет к усилению агрессивности, повышает порог нечувствительности к насилию, вводит насилие в норму социальной жизни. На различных телеканалах и в различных телепередачах большое количество агрессивных эпизодов, зачастую чрезвычайно жестокого характера, без труда доступных для просмотра юным зрителям. То же самое можно сказать о домашнем видео, кинопродукции, комиксах и о компьютерных игра, которые очень популярны в молодежной среде. Кроме того, регулярно сообщаются тревожные данные о среднем количестве часов в неделю, проводимым за компьютером, телевизором детьми. Эти наблюдения приводят к убеждению, что трансляция насилия в средствах массовой информации обусловливает общее увеличение агрессивного поведения в обществе [21, с.73];
  • агрессивные игры и влияние группы. Известно, что агрессивное возбуждение и поведение нарастают в группах. Группы – сильно действующие возбудители. То, что ребенок никогда бы не сделал один, в группе он может это сделать [13, с.12].

Итак, проанализировав различные подходы отечественных и зарубежных ученых на проблему возникновения агрессивных проявлений в поведении людей, мы пришли к мнению, что причина возникновения агрессии полифакторна. Педагоги и психологи, проводя профилактику агрессивных проявлений в детской среде, должны учитывать как природный фактор (наличие агрессивности, как личностной предрасположенности к агрессивным действиям), так и микросоциальный фактор (взаимодействие в семье, референтной группе), а также макросоциальный фактор (модель поведения, принятая в обществе, пропагандируемая с помощью средств массовой информации).

1.3.  Особенности использования игры в коррекции агрессивного поведения дошкольника

Агрессивные дети не могут объективно оценить свои поступки и, как правило, имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию. Агрессивное поведение ребенка является помехой в его взаимоотношениях с окружающими. В общении с другими детьми они проявляют низкий уровень эмпатии, у них слабо развит контроль над эмоциями. Со временем у многих детей агрессивное поведение уступает место общепринятым правилам, установленным в коллективе и в обществе, в целом. Однако у отдельной категории детей агрессия становится устойчивой формой поведения.

Само возникновение агрессии предотвратить сложно, но научить ребенка преодолевать негативные эмоции приемлемым способом, расширить его поведенческий репертуар возможно [20, с.159]. Поэтому, в частности, как отмечают многие исследователи, в связи с важностью гуманизации и демократизации всей системы образования, в том числе и дошкольного, насущной задачей является формирование у детей с первых лет жизни нравственных ценностей, которые помогли бы им в дальнейшем противостоять возросшей бездуховности и коммерциализации общества, воспитать в них толерантность, миролюбие, кооперативность (В. И. Долгова, Г. Ю. Гольева, Н. В. Крыжановская [3]). Проявление чрезмерной агрессивности свидетельствует о некотором нарушении, которое может закрепиться при отсутствии работы с такими детьми.

Коррекция агрессии у ребенка должна начинаться с выяснения причин, так как здесь необходим индивидуальный подход к каждому ребенку. Однако большой эффект имеет и групповая коррекция [8, с.128].

Распространенными технологиями социальной коррекции агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста являются: арттерапия, сказкотерапия, игротерапия, коммуникативные и психогимнастические игры, ролевые игры, методики релаксации. В рамках курсовой работы остановимся подробнее на специфике использования игры в коррекционной работе с агрессивными детьми.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека в течение всей жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, биологов, этнографов, искусствоведов. Представители всех научных отраслей сходятся во мнении, что игра – неотъемлемая часть человеческой культуры [7, с.55]. В психоаналитической практике игра рассматривается как символическая деятельность, в которой ребенок с помощью игрушек, ролей и игровых действий, будучи свободным от запретов со стороны социального окружения, выражает бессознательные импульсы и влечения. В процессе игры ребенок переживает чувства контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат [16, с.57].

Педагог, руководя игрой, имеет возможность воздействовать на чувства, сознание, волю, на поведение, т. е. на все стороны развития личности ребенка. Влияние игровой деятельности на развитие личности ребенка определяется тем, что через игру ребенок имеет возможность познакомиться с поведением и определенными взаимоотношениями взрослых, которые становятся впоследствии образцом его собственного поведения. Игра является отражением стремления и формирования потребности детей вступать во взаимоотношения с окружающим миром. В игре ребенок изменяет свою природу, так как он не только осваивает на предметный мир, но и в меру своей активности имеет возможность воздействовать на него. Кроме того, в игре складываются и наиболее эффективно развиваются творческое воображение, образное мышление, произвольность, самосознание, в том числе и самооценка, потребностно-мотивационная сфера ребенка и пр.

Основная цель применения игры в ходе коррекции агрессивного поведения – помочь детям выразить свои переживания наиболее приемлемым для них образом – через игру, так как она является ведущим видом деятельности для дошкольников. Ребенку намного проще выражать свои переживания, потребности, мечты в игровом процессе.

Целям коррекции, по мнению Б. Д. Карвасарского и А. И. Захарова, служит перенос отрицательных эмоций и качеств ребенка на игровой образ [23, с. 82]. Дети наделяют персонажей собственными отрицательными эмоциями, чертами характера, переносят на куклу свои недостатки, которые доставляют им неприятности.

А. И. Захаров выделяет ряд правил, соблюдение которых является необходимым в игротерапии:

  • игра применяется как средство диагностики, коррекции и обучения;
  • выбор игровых тем отражает их значимость для психолога и интерес для клиента;
  • руководство игрой способствует развитию самостоятельной инициативы детей;
  • спонтанные и направленные игры – две взаимодополняющие фазы единого игрового процесса, в котором главное – возможность импровизации;
  • соотношение спонтанного и направленного компонентов зависит не столько от возраста детей, сколько от их клинических особенностей;
  • игра не комментируется взрослым;
  • направленное воздействие на клиента осуществляется посредством характеров, воспроизводимых им и психологом персонажей [5, с.117].

По мнению многих исследователей, наиболее предпочтительно проведение игротерапии в форме групповых занятий [22, с. 25].

Развитие любой групповой деятельности проходит ряд стадий, или фаз. Для детской коррекционной группы также характерна своя внутренняя динамика. Групповой процесс, возникающий в ходе занятий игровой коррекции, проходит три отчетливо выявляемых этапа: ориентировочный, реконструктивный и закрепляющий [6, с.63].

1. Ориентировочный этап

На первом этапе детям предоставляется возможность спонтанной игры. Тактика ведущего на этом этапе наименее директивна. Он наблюдает за игрой детей, старается создать теплую эмоциональную атмосферу в группе, ненавязчиво помогает ребенку освоится в новой обстановке; может предложить детям поиграть в те или иные игры, но не настаивает на этом. Охотно поддерживает инициативу детей, никак не направляет игру, не высказывает никаких мнений по поводу игры, не оценивает детей. Используются следующие приемы: невербальные средства общения; поощрение спонтанной активности ребенка.

На этом этапе решаются следующие задачи коррекции агрессивного поведения детей:

  • Выявление особенностей агрессивного поведения, требующих коррекции.
  • Создание у ребенка положительного эмоционального настроения и атмосферы безопасности в группе.

На данном этапе широко используются невербальные средства коммуникации, игры, облегчающие вступление в контакт. Постепенно скованность и напряженность исчезают, дети становятся более активными.

2. Реконструктивный этап

На реконструктивном этапе тактика изменяется, позиция ведущего становится более активной. Тактика ведущего на втором этапе принимает целенаправленный характер, используются специальные приемы. Задача ведущего на этом этапе – продемонстрировать ребенку неадекватность, нецелесообразность некоторых способов реагирования и сформировать у него потребность в изменении своего поведения.

Приемы коррекции: интерпретация; отражение, демонстрация более адекватных способов поведения, внушение, создание ситуаций выбора, требующих от ребенка определенного способа действия.

Таким образом, на этом этапе происходит эмоциональное отреагирование внутреннего напряжения, неприятных переживаний. Именно на этой стадии коррекционного процесса происходят главные изменения в поведении ребенка, совершается разрешение многих внутренних конфликтов, которые носят подчас бурный и драматичный характер.

Почти всегда на этом встречаются проявления агрессии, негативизма, направленных против ведущего. К концу этого этапа гамма противоречивых эмоций ребенка должна смениться чувством безопасности и доверия как к ведущему.

3. Закрепляющий этап

На третьем этапе у детей закрепляется способность самостоятельно находить нужные способы поведения. Задача педагога – обучить их новым формам эмоционального реагирования, поведения, развить навыки общения, обогатить игровую деятельность. Целью этого этапа является закрепление всего того позитивного и нового, что возникло в поведении ребенка. Необходимо добиться того, чтобы ребенок окончательно поверил в свои силы и смог вынести приобретенную веру за пределы игровой комнаты в реальную жизнь.

Это этап опробования нового опыта. Ребенок уже научился справляться с возникающими перед ним проблемами. Педагог во всем поддерживает ребенка, демонстрирует ему свое уважение.

Итак, современная психолого-педагогическая помощь ребенку, проявляющему агрессивное поведение, способствует благоприятному развитию его личности. Для коррекции агрессивного поведения детей можно использовать различные средства, при этом одним из наиболее эффективных средств развития и психологического воздействия в работе с детьми является игра в силу того, что она является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Игра свободна от влияния взрослых, принуждения, дает ребенку возможность свободного самовыражения и самоисследования чувств и переживаний; она позволяет освободиться от фрустрации, вытеснить эмоциональное напряжение.


Глава 2.  Эмпирическое исследование проблемы коррекции поведения агрессивного ребенка посредством игры в МАДОУ Хатунский детский сад «Ручеек»

2.1.  Анализ основных направлений работы воспитателей МАДОУ Хатунский детский сад «Ручеек» по коррекции агрессивного поведения детей

Целью эмпирического исследования является изучение проблемы коррекции поведения агрессивного ребенка посредством игры в МАДОУ Хатунский детский сад «Ручеек».

        Задачи эмпирического исследования:

  1. Провести анализ основных направлений работы воспитателей МАДОУ Хатунский детский сад «Ручеек» по коррекции агрессивного поведения детей.
  2. Выявить уровень агрессивности детей старшей группы детского сада.
  3. Разработать рекомендации воспитателям по использованию игры как средства коррекции агрессивного поведения старших дошкольников.

Эмпирическое исследование организовано на базе МАДОУ Хатунский  детский сад «Ручеек», который осуществляет уход, присмотр, оздоровление, воспитание, развитие детей с  2 до 7 лет.

Целью работы дошкольного учреждения является: 

  • разностороннее развитие ребенка,
  • укрепление здоровья детей,
  • формирование творческих способностей, соответствующих возрастным особенностям.

Содержание образовательного процесса в ДОУ определяется основной образовательной программой ДОУ (ООП ДОУ) «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.Васильевой [14]. ООП ДОУ  обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от двух до семи лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. 

Для осуществления образовательного процесса в детском саду создана предметная пространственная среда, условия для разностороннего развития детей в соответствии с возрастными особенностями.

Решая задачи развития детей в ДОУ, развивающее образовательное пространство в детском саду простроено на принципах вариативности, стабильности и динамичности, творчества и активности, дистанции взаимодействия, учета половых и возрастных особенностей, комфортности и эмоциональности благополучия ребенка и взрослого. Педагогический коллектив строит свою работу в соответствии с основными принципами, положенными в основу основной общеобразовательной программы ДОУ:

  • уважение к свободе и достоинству каждого ребенка;
  • создание условий для развития его индивидуальности;
  • обеспечение атмосферы психологического комфорта в группе;
  • учет возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и обучения;
  • обеспечение качественной подготовки к школе.

В ДОУ созданы условия для качественной реализации основной общеобразовательной программы, обеспечивающие детям психологический комфорт и их всестороннее развитие. Во всех возрастных группах грамотно организована развивающая среда. Группы оснащены современным игровым материалом: новыми дидактическими, настольно-печатными играми, игровым материалом и игрушками для развития познавательных способностей; конструкторами разных видов из различных материалов, центрами экспериментирования с набором разнообразного материала; физическими и экологическими картами мира, полушарий, России, удобной мягкой мебелью, стенками, кухонными уголками, мольбертами, наборами для развития сюжетно-ролевых игр. Во всех возрастных группах развивающая среда сформирована в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности.

Педагоги детского сада имеют высокий уровень квалификации и профессиональной компетенции, что выражается в выстраивании сотрудничества взрослых с детьми и детей со сверстниками на основе межличностного диалога, формировании детского сообщества; в создании условий для самостоятельной, активной деятельности каждого ребенка; во взаимодействии с семьей на принципах взаимопонимания и партнерства.

Важным в системе управления ДОУ является создание механизма, обеспечивающего включение всех участников педагогического процесса в управление (рис. 1).

Рис. 1. Структура органов управления МАДОУ Хатунский детский сад «Ручеек»

Главная цель педагогического коллектива – создать в детском саду такие условия, чтобы ребенку жилось в нем радостно, комфортно, уютно. Стратегию и тактику построения развивающей среды педагоги ДОУ определили, исходя из того, что непременным условием ее построения является личностно-ориентированная модель взаимодействия между субъектами образовательного пространства. Педагог в общении с детьми должен придерживается положения: «не рядом, не над, а вместе». Весь воспитательно-образовательный процесс строится по двум направлениям: с детьми раннего возраста и с детьми дошкольного возраста. На каждом возрастном этапе педагогический процесс имеет свои особенности.

В настоящее время в МАДОУ функционируют 3 разновозрастные группы:

  • младшая группа «Капелька» с 2-3,5 лет;
  • средняя группа  «Пчелка» 3,5-5 лет;
  • старшая группа «Солнышко» 5-7 лет.

Профилактика и коррекция агрессивных проявлений в поведении детей проводится в саду в форме социального сопровождения. Важным моментом в этой работе является участие каждого специалиста на разных этапах сопровождения: в период адаптации, при проведении диагностики, разработки рекомендаций, определении индивидуального подхода к конкретному ребенку, реализации коррекционно-развивающей работы, в том числе и по снижению уровня проявлений агрессивности в поведении детей. Реально «сопровождение» заложено в организации взаимодействия между специалистами сопровождения в совместно организованной деятельности по созданию благоприятных условий воспитания, коррекции и развития детей в системе дошкольного образовательного учреждения. В системе этого взаимодействия четко определены функции и содержание работы каждого специалиста.

Система сопровождения с целью снижения уровня агрессивности в поведении детей направлена на обеспечение двух согласованных процессов:

  1. Индивидуальное сопровождение детей.
  2. Системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию агрессивного поведения, характерного не для одного ребенка, а для системы, в целом.

Основные этапы индивидуального сопровождения:

  • сбор информации о ребенке;
  • анализ полученной информации;
  • совместная выработка рекомендаций;
  • консультирование всех участников сопровождения;
  • работа по решению проблем;
  • анализ выполненных рекомендаций;
  • дальнейший анализ развития ребенка.

Первые два этапа индивидуального сопровождения проходят все дети учреждения, дальнейшая работа ведется в случае выявления проблемы агрессивного поведения.

Основные этапы системного сопровождения:

  • диагностический этап;
  • поисковый этап;
  • консультативно-проективный этап;
  • деятельностный этап;
  • рефлексивный этап.

Важным направлением в этой работе является сотрудничество с родителями воспитанников. Специалисты, проводя коррекционно-развивающую работу с детьми по снижению их агрессивности, предлагают свои рекомендации родителям по взаимодействию с ребенком с целью снижения агрессивности.  

В работе по снижению агрессивности в поведении детей специалисты МАДОУ используют следующие формы работы:

  • диагностическая (воспитатели, психолог);
  • профилактическая (воспитатели, психолог, музыкальный руководитель);
  • коррекционно-развивающая (воспитатели, психолог);
  • коррекционно-терапевтическая (психолог).

В рамках этих форм работы специалисты применяют следующие методы:

  • наблюдение;
  • беседа;
  • игротерапия;
  • музыкотерапия;
  • арттерапия;
  • сказкотерапия
  • социальное и психологическое консультирование родителей и педагогов;
  • лекции и практические занятия (тренинги) для родителей;
  • конкурсы, викторины, праздники – для детей и их родителей.

Все эти формы и методы работы с агрессивными детьми успешно применяются специалистами на занятиях с детьми и дают хорошие результаты. Вместе с тем, специалисты занимающиеся проблемой снижения агрессивности у воспитанников испытывают некоторые трудности, а именно:  

  • недостаточное осознание некоторыми педагогами и специалистами сущности проблемы агрессивности детей и перспективности ее решения;
  • наличие предпочтения профилактической работе по снижению агрессивности у детей и недостаточное внимание коррекционной работе с детьми;
  • непринятие проблем агрессивного поведения ребенка со стороны родителей, а также недостаточный уровень сотрудничества с родителями в совместном решении проблемы агрессивного поведения детей.

Как следствие, коррекционной работе с агрессивными детьми уделяется недостаточно внимания. В частности, использование в этой работе игр и игровых упражнений проходит зачастую бессистемно и носит фрагментарный характер. Воспитатели используют большое количество различных игр, однако никто из них не систематизирует их в комплексы игровых упражнений для детей.

На основании изложенного представляется целесообразным провести эмпирическое исследование, направленное на выявление старших дошкольников с проявлениями агрессивного поведения, и на разработку рекомендаций воспитателям по использованию игры как средства коррекции агрессивного поведения старших дошкольников.

В исследовании приняли участие 15 воспитанников старшей группы «Солнышко» и их воспитатель Н.А. Бакотина. Для удобства обработки результатов исследования каждому испытуемому ребенку был присвоен личный номер.

В ходе исследования была использована анкета для воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка» (разработана Г. П. Лаврентьевой, Т. М. Титаренко) [7], а также проведена беседа с воспитателем старшей группы Н. А. Бакотиной.

Анкета для воспитателей использовалась для выявления склонности дошкольника к агрессивности.

Воспитателю предлагалось ответить «да» или «нет» на 20 вопросов (приложение 1), касающихся особенностей каждого ребенка. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

  • высокая агрессивность – 15-20 баллов;
  • средняя агрессивность – 7-14 баллов;
  • низкая агрессивность – 1-6 баллов.

Цель беседы с воспитателем заключалась в выявлении наличия либо отсутствия конфликтных ситуаций между воспитателем и ребенком, а также дисциплинированности каждого ребенка.

2.2.  Диагностика агрессивного поведения детей старшей группы детского сада

Результаты анкетирования группы испытуемых детей по анкете для воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка», разработанной Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко, а также результаты беседы с воспитателем занесены в сводную таблицу 1 (приложение 2).

Анализ данных таблицы 2 показал следующее:

  • 4 (26,7%) испытуемых набрали от 15 до 20 баллов, что соответствует высокому уровню агрессивности;
  • у 7 (46,6%) испытуемых от 7 до 14 баллов – у них средний уровень агрессивности;
  • низкий уровень агрессивности зафиксирован у 4 (26,7%) испытуемых – эти дети набрали от 1 до 6 баллов.

Для наглядности эти данные представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Результаты анкетирования воспитателя

Итак, как наглядно видно на рисунке 2, по результатам анкетирования воспитателя, у большинства принявших участие в исследовании старших дошкольников средний уровень агрессивности. При этом достаточно большой процент детей (почти треть от их общего числа) имеют высокий уровень агрессивности.

Анализ результатов беседы с воспитателем показал следующее:

  • 7 (46,6%) дошкольников охарактеризованы воспитателем как дети конфликтные, часто вступающие в конфликты как со сверстниками, так и с воспитателем;
  • 6 (40%) испытуемых детей отличаются плохой дисциплиной, что выражается в плохом поведении, непринятием замечаний воспитателя.

Для наглядности эти данные представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Результаты беседы с воспитателем

Итак, как наглядно видно на рисунке 3, несмотря на то, что большинство принявших участие детей, по мнению воспитателя, характеризуются низкой конфликтностью со сверстниками и с воспитателями, а также хорошей дисциплиной, тем не менее, около половины всех дошкольников имеют проблемы с поведением.

По результатам анкетирования воспитателя и беседы с ним нами были выделены три группы детей в зависимости от уровня агрессивности:

  • группа детей с высоким уровнем агрессивности – 4 (26,7%) дошкольника: для этих детей характерно наличие частых конфликтных ситуаций с воспитателем, отсутствие дисциплины в детском саду, поведение ребенка оценивается как неудовлетворительное; дети не принимают во внимание замечания воспитателя, постоянно пререкаются с воспитателем и другими детьми;
  • группа детей со средним уровнем агрессивности – 7 (46,6%) дошкольников: эти дети характеризуются наличием конфликтных ситуаций с воспитателем, отсутствием дисциплины в детском саду, поведение оценивается как удовлетворительное, дети иногда могут нагрубить воспитателю, но, в целом, учитывает замечания воспитателя;
  • группа детей с низким уровнем агрессивности – 4 (26,7%) дошкольника: для них характерно отсутствие конфликтных ситуаций с воспитателем, хорошая дисциплина в детском саду, поведение оценивается как удовлетворительное, но иногда возникают конфликтные ситуации с детьми группы.

Как видим, достаточно большой процент детей характеризуются агрессивным поведением, что требует проведения с ними целенаправленной и систематической коррекционной работы.

2.3.  Рекомендации воспитателям по использованию игры как средства коррекции агрессивного поведения старших дошкольников

Психологи, работающие с детской агрессивностью, используют такие игровые пособия, как подушки, коврики, мешочки для отреагирования ребенком негативных эмоций. В литературе предлагаются разнообразные игры, например, «Падающая башня» (Н. Кряжева), «Высвобождение гнева» (К. Рудестам) и др. При этом коррекционную работу по снижению агрессивности у детей старшего дошкольного возраста посредством игры следует проводить в трех направлениях:  

  1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.
  2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля гнева и агрессии, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих  вспышки гнева.
  3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

В соответствии с данными направлениями сформированы 3 блока игр для сопровождения детей с агрессивным поведением.

Блок 1 «Уходи, злость!» Работа с гневом

Психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать гнев, поскольку, загнав гнев внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно все же почувствует необходимость выплеснуть его. При этом вырвавшиеся на свободу негативные чувства могут «осесть» внутри человек, что ведет к различным соматическим проблемам: головным болям, желудочным и сердечнососудистым заболеваниям.

Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться. Поскольку чувство гнева чаще всего возникает в результате ограничения свободы, то в момент наивысшего накала страстей необходимо разрешить ребенку сделать что-то, что, может быть, обычно и не приветствуется взрослыми.

Мы предлагаем следующие игры для обучения агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

Игра «Волшебные подушки»

Цель: отреагирование негативных эмоций, снятие агрессивности.

Возраст: 4–7 лет.

Оборудование: простая подушка, «подушка злости», «подушка добра».

Описание игры

«Подушка злости», на которой будет вымещаться агрессия, кладется перед ребенком на большую мягкую подушку или спортивный мат. Психолог (или педагог) читает стихотворение, демонстрируя игровые действия, затем предлагает ребенку повторить их: ударять по «подушке злости» расслабленными кулачками. Также можно предложить ребенку поколотить по «подушке злости» надувными или деревянными молоточками. При ударах можно выкрикивать слова, выражающие чувство гнева.

«Подушка злости»

Кулачки (молотки) стучат,
Злость прогнать они хотят,
Чтобы злость не обижала
Ни меня и ни ребят!

Затем ребенку предлагается «подушка добра». На нее можно положить расслабленные руки, ее можно погладить или обнять. Таким образом, отреагированное чувство гнева меняется на приятные ощущения спокойствия и эмоционального равновесия.

«Подушка добра»

Ах, ты, моя душечка,
Добрая подушечка,
Мои ладошки успокой,
Я люблю играть с тобой!

Игра «Мешочек гнева»

Цель: отреагирование негативных эмоций, снятие агрессивности.

Возраст: 4–7 лет.

Оборудование: «мешочек гнева».

Описание игры

Психолог (или педагог) показывает ребенку «мешочек гнева», читает стихотворение, затем озвучивает любыми звуками или словами негативные эмоции. Взрослый предлагает ребенку прокричать в «мешочек гнева» накопленное недовольство, обиду, гнев.

«Мешочек гнева»

Гнев в мешочек прокричу,
Иногда и порычу.
Гнев так быстро исчезает,
И обида тоже тает.
Ловко завяжу мешок
И скажу себе я: «Ох!»

Игра «Волшебные коврики»

Цель: отреагирование негативных эмоций, снятие агрессивности.

Возраст: 4–7 лет.

Оборудование: «коврик злости», «коврик радости».

Описание игры

«Коврик злости», на котором будет вымещаться агрессия, кладется перед ребенком.

Психолог (или педагог) читает стихотворение, демонстрируя игровые действия, затем предлагает ребенку повторить их: протопать негативную эмоцию на «коврике злости», можно предложить ребенку попрыгать. При активных движениях можно выкрикивать любые слова, выражающие чувство
гнева.

«Коврик злости»

Коврик злости – вот потеха!
Ну а если не до смеха?
Топну ножкой: раз-два-три…
Улетела злость – смотри!

Затем ребенку предлагается «коврик радости», на нем можно полежать, расслабиться, помечтать о чем-то приятном, почувствовать спокойствие и эмоциональное равновесие.

«Коврик радости»

Коврик радости, привет!
Даришь ты сердечку свет.
На тебе могу лежать,
На тебе могу мечтать,
Отдыхать, летать, кружить.
Я хочу с тобой дружить!

В процессе использования в играх необычных игровых пособий дети осознают и понимают, что можно освободиться от разрушительных эмоций не агрессивным способом, а с помощью волшебных помощников.

Блок 2 «Какой я?». Обучение детей навыкам распознавания и контроля гнева и агрессии, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих  вспышки гнева

Следующим очень ответственным и не менее важным направлением является обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций. Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивны. К сожалению, такие дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих. Эмоциональный мир агрессивных детей очень скуден. Они с трудом могут назвать всего лишь несколько основных эмоциональных состояний, а о существовании других (или их оттенков) они даже не предполагают. Нетрудно догадаться, что в этом случае детям сложно распознать свои и чужие эмоции.

В данном блоке мы предлагаем игру для обучения агрессивных детей распознавать свое эмоциональное состояние и развить потребность говорить о нем «Мы – актеры»

Цель: развитие эмоциональной сферы, умения понимать эмоции и чувства персонажей игры, других людей; обучение умению выразительно передавать эмоциональные состояния с помощью движений, мимики и жестов.

Возраст: 4–7 лет.

Оборудование: иллюстрации с основными эмоциями и чувствами персонажа стихотворения; детали костюмов мальчика Задаваки (Снеговика, Гномика, Шарика).

Описание игры

Психолог читает стихотворение, сопровождая текст показом иллюстраций с эмоциональными состояниями персонажа игры. Затем взрослый предлагает детям назвать эмоции главного героя.

Стихотворение читается второй раз, дети выразительными движениями, с помощью мимики и жестов передают эмоции персонажа игры. На следующих занятиях детям предлагается стать актерами.

Ребенок, желающий изобразить главного героя стихотворения, наряжается и выразительно передает эмоции и чувства персонажа игры.

После знакомства со всеми игровыми персонажами можно предложить эту игру, где каждый ребенок по желанию может сыграть роль героя любого стихотворения.

«Задавака»

Познакомьтесь с задавакой:
Иногда он весельчак,
Иногда сердит иль грустен,
Не узнать его никак.
Иногда пуглив он очень,
А спокоен чаще ночью.
Иногда он удивляка,
Вот так мальчик-задавака!

«Снеговик»

1. Я люблю, друзья, морозы,
Снегопадам очень рад,
И сейчас я приглашаю
Поиграть со мной ребят.

2. Вы слепили меня ловко,
Ну, а где же нос-морковка?
Очень я, друзья, смущен
И, признаюсь, удивлен.

3. Что? Сломать меня хотят?
Я разбойникам не рад.
Грозно топну, рассержусь,
Снежной тучей закружусь!

4. В марте я всегда грущу,
Расставаться не хочу.
Солнце будет припекать,
А я – таять, исчезать.
Сейчас я крепкий снежный ком,
Но стану лужицей потом.

5. Вот как славно поиграли!
Всем улыбку я дарю, 
За театр эмоций ярких
Всех детей благодарю!

«Гномики»

1. Этот гномик – весельчак,
Улыбается он так (показ взрослого).
Гномик просит всех детей:
Улыбнитесь поскорей!

2. Этот гном, друзья, сердит,
У него здесь хмурый вид.
Гномик-гномик, не сердись,
Лучше с нами подружись.

3. Этот гномик испугался,
Глазки округлил и сжался.
«Ой!» – пугливый гном сказал
И от нас он убежал.

4. Этот гном – печальный гном:
Потерял дорожку в дом.
Гномик, слезки вытирай,
Лучше с нами поиграй!

«Шарики»

1. Веселый шарик вверх летит,
Он улыбается, кружит.
С тобою, шарик, полетим,
И в танце вместе закружим.

2. Дружочек-шарик, что с тобой,
Ты почему сказал нам: «Ой!»?
Ты испугался вдруг ежа?
Ползет он к нам сюда, шурша.

3. На ежика наш шар сердит,
У шарика серьезный вид,
Пыхтит и хмурит брови он,
Шар не на шутку возмущен.

4. Вот успокоился наш шар,
Ведь ежик мимо пробежал.
Вверх шарик быстро полетел,
На нас спокойно посмотрел.

Блок 3 «Школа дружбы и доброты». Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии, которая представляет собой способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее. Поэтому так важна работа педагога по развитию у ребенка чувства эмпатии.

Мы предлагаем следующие игры для обучения агрессивных детей умению проявлять добрые чувства по отношению к другому человеку.

Игра «Кто подарил добрые слова?»

Цель: гармонизация отношений в общении детей, обучение умению проявлять добрые чувства по отношению к другому человеку.

Возраст: 4–7 лет.

Описание игры

Дети встают в круг. Выбирается водящий, который садится на стул в центре круга и закрывает глаза. Участники игры идут по кругу со словами:

Здесь игра сейчас начнется,
Дождь из добрых слов прольется.
Отгадай, кто подходил,
Добрые слова дарил.

Ребенок, до которого психолог (или педагог) дотронется рукой, подходит к водящему и, нежно к нему прикасаясь, дарит добрые слова. Например, «Петя, ты заботливый, умный и добрый». Водящий должен узнать по голосу того, кто подарил добрые слова. Если водящий узнает игрока, игра продолжается с новым водящим.

Игра «Взрослые и дети»

Цель: развитие воображения, создание доброжелательности и взаимопонимания в общении детей друг с другом.

Возраст: 5–7 лет.

Описание игры

Группа делится на две подгруппы: первая – «дети», вторая – «взрослые». «Дети» садятся на стулья, поставленные по кругу. «Взрослые» встают за спиной сидящих «детей». Перед началом игры они поглаживают, разминают свои руки, превращая их в нежные, добрые руки близких людей. Психолог может показать детям, как выполняется «волшебный» массаж рук, и сопроводить действия словами:

Я поглажу свои руки,
Будьте, рученьки, добрей,
Чтоб ласкать и нежно гладить
Моих маленьких детей.

После этого «взрослые» начинают нежно поглаживать плечи, руки «детей». Через несколько секунд «взрослые» меняют своих подопечных. Через 2–3 смены подопечные «дети» определяют:

а) какой «взрослый» самый ласковый и нежный;

б) с чьими руками можно сравнить руки «взрослого»: мамы, папы, дедушки, бабушки.

Затем «дети» и «взрослые» меняются ролями.

Игра «Школа дружбы»

Цель: осознание детьми ценности дружелюбных отношений в общении с людьми.

Возраст: 5–7 лет.

Описание игры

Дети встают в круг. Все они – ученики в «Школе дружбы». Взрослый предлагает детям карточки с изображением членов семьи (мамы, папы, бабушки, дедушки, брата, сестры). Психолог (или педагог):

Будь внимателен, смотри:
На картинке – член семьи.
Что ты можешь предпринять,
Чтоб надежным другом стать?

Каждый ребенок по очереди рассказывает, что он может сделать для того или иного человека, чтобы стать его другом. Можно также использовать фотографии детей группы и педагогов детского сада.

Отметим, что все описанные выше игры могут быть использованы в работе с детьми как психологами, так и воспитателями детских садов и родителями дошкольников.

При проведении коррекционно-развивающих занятий особое внимание следует обратить на релаксационные упражнения, добиваться от детей правильного их исполнения. При этом самое главное – научить ребенка разряжаться – избавляться от накопившегося раздражения, дать ему возможность использовать переполняющую его энергию «в мирных целях».

Очень активным и склонным к агрессии детям следует создать условия, позволяющие им удовлетворить потребность в движении, а также заняться интересующим их делом. Например, можно предложить им занятия в спортивных секциях, участие в соревнованиях или постановке спектаклей, организовывать для них разные игры, длительные прогулки или походы.

В заключение следует подчеркнуть, что для устойчивого результата работы с агрессивным ребенком необходимо, чтобы коррекция носила системный, комплексный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности данного ребенка. В противном случае эффект от коррекционной работы будет нестойким.


Заключение

        В ходе теоретического анализа литературы по проблеме исследования были сформулированы следующие выводы:

  1. Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, связанная с враждебной установкой к другим людям. Агрессивное поведение – это, прежде всего, внешне выраженное действие, направленное против другого человека. Среди признаков детской агрессивности можно назвать следующие: упрямство, постоянные возражения, отказы даже от легких поручений, игнорирование просьб взрослых, драчливость, постоянная или длительная подавленность, раздраженность, беспричинные вспышки гнева, озлобленность, жестокое обращение с животными, стремление оскорбить, унизить и т.д.
  2. Причина возникновения агрессии полифакторна. Педагоги и психологи, проводя профилактику агрессивных проявлений в детской среде, должны учитывать как природный фактор (наличие агрессивности, как личностной предрасположенности к агрессивным действиям), так и микросоциальный фактор (взаимодействие в семье, референтной группе), а также макросоциальный фактор (модель поведения, принятая в обществе, пропагандируемая с помощью средств массовой информации).
  3. Современная психолого-педагогическая помощь ребенку, проявляющему агрессивное поведение, способствует благоприятному развитию его личности. Для коррекции агрессивного поведения детей можно использовать различные средства, при этом одним из наиболее эффективных средств развития и психологического воздействия в работе с детьми является игра в силу того, что она является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Игра свободна от влияния взрослых, принуждения, дает ребенку возможность свободного самовыражения и самоисследования чувств и переживаний; она позволяет освободиться от фрустрации, вытеснить эмоциональное напряжение.

Целью эмпирического исследования явилось изучение проблемы коррекции поведения агрессивного ребенка посредством игры в МАДОУ Хатунский детский сад «Ручеек». В исследовании приняли участие 15 воспитанников старшей группы «Солнышко» и их воспитатель Н.А. Бакотина. В ходе исследования была использована анкета для воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка» (разработана Г. П. Лаврентьевой, Т. М. Титаренко), а также проведена беседа с воспитателем старшей группы.

По результатам анкетирования воспитателя и беседы с ней было установлено, что достаточно большой процент детей характеризуются агрессивным поведением, что требует проведения с ними целенаправленной и систематической коррекционной работы.

В рамках курсовой работы в качестве рекомендаций воспитателям по использованию игры как средства коррекции агрессивного поведения старших дошкольников были разработаны 3 блока игр для сопровождения детей с агрессивным поведением.

В заключение отметим, что своевременное выявление и преодоление отклонений в поведении детей, проявляющих агрессивное поведение, а также проведение профилактической и коррекционно-развивающей работы необходимо. Причем, для проведения эффективной коррекционной деятельности с агрессивными детьми необходимо иметь, по возможности, наиболее полное представление о факторах и механизмах детской агрессии. Эту информацию можно получить только при условии проведения постоянной диагностической работы, в которой должен принимать участие не только психолог ДОУ, но и педагоги, воспитатели, родители. Однако практически эта проблема еще далека от разрешения. Выявлению детской агрессивности посвящено сравнительно мало работ, наблюдается недостаток методов диагностики агрессивных тенденций, пригодных для практического использования в консультативной практике, что свидетельствует о перспективности дальнейших исследований в данном направлении.


Список литературы и других используемых источников

  1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 512 с.
  2. Беневольская Т. Б. Диагностика агрессивных проявлений в старшем дошкольном возрасте // Психологическая наука и образование. – 2007. – № 1. – С. 49-60.
  3. Долгова В. И., Гольева Г. Ю., Крыжановская Н. В. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании. Монография. – М.: Перо, 2015. – 192 с.
  4. Дубровина И. В. Практическая психология образования. – М.: Владос, 2006. – 592 с.
  5. Захаров А. И. Как предупредить отклонение в поведении ребенка. – М.: Педагогика, 1996. – 294 с.
  6. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М.: Рос. пед. агентство, 1997. – 191 с.
  7. Карабанова О. А. Понятие «социальная ситуация развития» в современной психологии // Методология и история психологии. – 2007. – № 4. – С. 10-15.
  8. Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. – СПб.: Речь, 2007. – 336 с.
  9. Коваленко И. Л. К решению проблемы агрессивного поведения детей и молодежи // Человеческий фактор: Проблемы психологии и эргономики. – 2006. – № 2. – С. 51-52.
  10. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. – СПб.: Питер, 2003. – 890 с.
  11. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций: Дети 5-7 лет. – М.: Академия, 2001. – 160 с.
  12. Маркова С. В. Агрессивно поведение подростков как актуально направление исследований специальной психологии // Психология XXI века: материалы V Межд. научно-практ. конф. молодых ученых. Санкт-Петербург, 19-20 ноября 2009 г. – СПб., 2009. – С. 244-247.
  13. Нагимова С.Н. Причины агрессивного поведения детей // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 6. – С.10-12.
  14. От рождения до школы: основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2016 – 349 с.
  15. Пирожков В. Ф. Криминальная психология. – М.: Ось-89, 2001. – 360 с.
  16. Попов Г. Н., Шевелёва Н. В. Игра как средство коррекции агрессивного поведения учащихся младших классов // Вестник ТГПУ. – 2014. – № 1 (142). – С. 56-59.
  17. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: в 2 кн. – кн.1. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 384 с.
  18. Рудакова И. А. Психолого-педагогические аспекты исследования проблемы агрессии и агрессивности детей старшего дошкольного возраста // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2015. – № 1 (10). – С. 58-73.
  19. Смирнова Е. О. Агрессивные дети: психологические особенности и индивидуальные варианты // Современное дошкольное образование. – 2009. – № 2.
  20. Суббота И. Ю., Иванова В. А. Снижение агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии // Альманах современной науки и образования. – 2014. – № 8(86). – С. 158-161.
  21. Холод Н. И. Влияние средств массовой информации на агрессивное поведение детей // Ярославский педагогический вестник, 2005. – № 4. – С. 72-74.
  22. Чернецкая Л. В. Психологические игры и тренинги в детском саду. – Р-н/Д: Феникс, 2005. – 128 с.
  23. Эмоциональные нарушения и их коррекция / под ред. В. В. Лебединского, О. В. Никольской – М.: Просвещение, 1988. – 156 с.


Приложения

Приложение 1

Анкета для воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка» (разработана Г. П. Лаврентьевой, Т. М. Титаренко)

  1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
  2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
  3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
  4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
  5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
  6. Иногда он настаивает на чем-то, когда окружающие теряют терпение.
  7. Он не прочь подразнить животных.
  8. Переспорить его трудно.
  9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
  10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
  11. В ответ на обычные расположения стремится сделать все наоборот.
  12. Часто не по возрасту ворчлив.
  13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
  14. Любит быть первым, командовать, подчинять себя других.
  15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виновных.
  16. Легко ссорится, вступает в драку.
  17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
  18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
  19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
  20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Приложение 2

Таблица 1

Результаты анкетирования воспитателя

№ исп.

Анкетирование

Беседа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Итого

Конфликты

Отсутствие дисциплины

1

+

+

+

+

+

+

+

7

+

2

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

15

+

+

3

+

+

+

+

+

+

+

+

8

4

+

+

+

+

4

5

+

+

+

+

+

5

6

+

+

+

+

+

+

+

+

8

+

7

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

17

+

+

8

+

+

+

+

+

+

+

+

+

9

9

+

+

+

3

10

+

+

+

+

+

+

+

+

+

9

+

11

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

17

+

+

12

+

+

+

+

+

+

+

7

+

13

+

+

2

14

+

+

+

+

+

+

+

+

8

+

15

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

18

+

+


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для молодых педагогов "Подвижная игра, как средство коррекции поведения гиперактивных и агрессивных детей"

Игра – ведущий вид деятельности для любого ребенка дошкольного возраста.Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Они делятся  на элементарные и сложные. Элементарные в свою...

Игра как средство коррекции поведения детей дошкольного возраста

Картотека игр, которые направлены на преодоление проблем в поведении ребенка. Игры, в которые могут играть дети, имеющие такую проблему в поведении, как застенчивость....

Игра как средство коррекции поведения детей дошкольного возраста

Картотека игр, которые направлены на преодоление проблем в поведении ребенка.Игры, в которые могут играть дети, имеющие следующие проблемы в поведении:- гиперактивность,- агрессивность,- тревожность....

Игра как средство коррекции поведения детей дошкольного возраста

Картотека игр, которые направлены на преодоление проблем в поведении ребенка.Игры, в которые могут играть дети, имеющие следующие проблемы в поведении:- гиперактивность,- агрессивность,- тревожность....

Игра как средство коррекции поведения детей дошкольного возраста

Картотека игр, которые направлены на преодоление проблем в поведении ребенка.Игры, в которые могут играть дети, имеющие следующие проблемы в поведении:- гиперактивность,- агрессивность,- тревожность.А...

"Игра, как средство коррекции поведения детей дошкольного возраста"

Игра даёт возможность ненавязчиво, в интересной и увлекательной для ребенка форме оказывать на него влияние, формировать модели правильного поведения....