"Социально - коммуникативное развитие дошкольников в свете реализации ФГОС"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Тергуева Елена Вячеславовна

доклад на педсовете ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialno-kommunikativnoe_razvitie.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Социально-коммуникативное развитие дошкольников

 в свете реализации ФГОС»

Педагог:

Тергуева Е.В

Социально-коммуникативное развитие – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отношений.

        Социально-коммуникативное развитие детей  относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

        Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:

  • Несмотря на изменения в мире, обществе, семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами)
  • Произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду.
  • Отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.

Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются, в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребенка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.

В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

ФГОС дошкольного образования изменяет представления о содержании и условиях реализации образовательной области «Социально - коммуникативное развитие»

 Содержание  направлено на:

  • присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
  • формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье,
  • формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
  • формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).

Главной задачей целенаправленной работы по социализации считается формирование социально-активной личности, способной к творческой деятельности, к самореализации, установившую устойчивую гармоничную систему отношений к другим людям, обществу, труду, к себе. Важным моментом, позволяющим наиболее полно представить процесс реализации указанных задач, является усиление акцента на воспитательной составляющей образовательной деятельности. В первую очередь, речь идет о нравственном и трудовом воспитании дошкольников.

Основные направления реализации образовательной области

«Социально – коммуникативное развитие»:

  • Развитие игровой деятельности с целью освоения различных социальных ролей.
  • Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
  • Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

«Социальная компетентность дошкольников»

Коммуникативная компетентность - «способность к эффективному решению коммуникативных задач, определяющая индивидуально-психологические особенности личности и обеспечивающая эффективность ее общения и взаимодействия с другими людьми» (Л.А. Петровская)      

Социализация раскрывается через понятие «адаптация» (Т. Парсонс, Р. Мертон). С помощью понятия «адаптация» социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и его приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающий саморазвитию и самоутверждению (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс)

        Социализация – непрерывный процесс,  длящийся в течение всей жизни. Она распадается на этапы, каждый из которых специализируется на решении определённых задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажён или заторможен.

        Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности. Это период начальной социализации личности, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия. Неповторимые особенности физического, психического, социального развития проявляются в своеобразии способов и форм познания и деятельности дошкольника.

        Поэтому современное дошкольное образовательное учреждение должно стать местом, где ребёнок получит возможность широкого социально-практического самостоятельного контакта с наиболее значимыми и близкими для его развития сферами жизни. Накопление ребенком под руководством взрослого ценного социального опыта – вот путь, который способствует, во-первых, раскрытию возрастного потенциала дошкольника и, во-вторых, успешному вступлению во взрослую жизнь. Из чего следует, что возрастной потенциал не может быть реализован при отсутствии социальной зрелости (компетентности) человека на определенной ступени его развития.

Социальная компетентность имеет большое значение в поведении человека. Она позволяет не допустить ошибок в жизнедеятельности, оптимизировать эмоциональное состояние, отношения с социумом.

        В  структуру  социальной  компетентности  входит:  оперативная  социальная  компетентность  (знание  о  социальных  институтах,  их  представленности  в  обществе,  функционировании  социальных  групп,  требовании  современного  репертуара  ролевого  поведения);  вербальная  компетентность  (уместность  высказываний,  учет  контекста,  вариативность  интерпретации  информации);  коммуникативная  компетентность  (владение  сложными  коммуникативными  навыками  и  умениями,  знание  и  соблюдение  культурных  норм  и  ограничений);  социально-психологическая  компетентность  (межличностная  ориентация,  умение  решать  межличностные  проблемы,  сценарии  поведения  в  сложных  ситуациях);  эго-компетентность  (осознание  своей  национальной,  половой,  групповой  принадлежности,  знание  своих  сильных  и  слабых  сторон,  понимание  причин  своих  промахов  и  ошибок,  знание  о  механизмах  саморегуляции  и  умения  ими  пользоваться).
        Таким образом, рассмотрев перечисленные определения можно сделать следующие выводы:

1. Социальная компетентность состоит из нескольких компонентов:

  • мотивационного, включающего отношение к другому человеку как

высшей ценности; проявления доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия;

  • когнитивного, который связан с познанием другого человека (взрослого, сверстника, способностью понять его особенности, интересы, потребности; увидеть возникшие перед ним трудности; заметить изменения настроения, эмоционального состояния и т. д.
  • поведенческого, который связан с выбором адекватных ситуации способов общения, этически ценных образцов поведения.

2. Под социальной компетентностью дошкольника понимается качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и разных видах социального взаимодействия, а также усвоения ребёнком этих этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций, отношений.

3. Накопление ребёнком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее – к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребёнка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.

        Таким образом, социальная компетентность дошкольника предполагает знания, умения, навыки ребёнка, достаточные для выполнения обязанностей, присущих данному жизненному периоду.

При этом было обосновано, что приоритетным фактором, направленным на воссоздание и усвоение социальных отношений, в котором формируется и совершенствуется социально активная индивидуальность ребёнка, являются игровые технологии.

Были выделены основные показатели, раскрывающие протекание процесса социализации детей старшего дошкольного возраста:

  • полоролевое поведение (выбор игр и игрушек, ролевые предпочтения в играх, стиль общения со взрослыми и сверстниками)
  • способность разрешения конфликтов (доминирование, равенство, подчинение)
  • самосознание (знание и принятие своего пола, имени, возраста, внешности, социальной роли)
  • самооценка (завышенная адекватная – неадекватная, средняя, заниженная)
  • усвоение социальной информации (знание структуры, традиций, домашнего обихода своей семьи; обширный словарный запас и т. д.)

В заключении хочется сказать, что формирование социальной компетентности очень важно для дальнейшего развития дошкольника и становления его как личности. И поэтому, данная проблема требует срочного, своевременного решения. Ведь, только социально компетентный ребенок хорошо ориентируется в новой обстановке, знает, как общаться со своими сверстниками, умеет оказывать помощь и просить об этом других, знает меру своих возможностей.

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Социально-коммуникативное развитие дошкольников в свете ФГОС ДО

Социально-коммуникативноеразвитие дошкольниковв свете ФГОС ДО...

Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС

В презентации представлены условия, созданные в соответствии с ФГОС и опыт работы по социально-коммуникативному направлению Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский ...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Социально-коммуникативное развитие дошкольников в свете ФГОС ДО

В ДАННОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ РАСКРЫТЫ: ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯЭТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ОБЛАСТИ И МНОГОЕ ДРУГОЕ...

"Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОУ"

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры ...

Мастер-класс для воспитателей «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОУ»

Представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных на развитие социально – коммуникативных навыков у  дошкольников....

"Социально - коммуникативное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"

Рекомендации для педагогов на тему социально - коммуникативного развития дошкольников....

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Подвижные игры как средство социально-коммуникативного развития дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»

Подвижная игра - одно из важных средств всестороннего развития детей. В ней осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое воспитание. Активная двигательная деятельность игрового ха...