ТАНГРАМ
методическая разработка
КОНСПЕКТ МАСТЕР - КЛАССА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ – ГОЛОВОЛОМКИ «ТАНГРАМ» В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«ЦРР-детский сад № 211» Ленинского района г. Саратова
КОНСПЕКТ
МАСТЕР - КЛАССА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ –
ГОЛОВОЛОМКИ «ТАНГРАМ»
В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ»
Автор: Жерлицина Мария Александровна,
воспитатель
2019г.
Тема: «Использование игры - головоломки «Танграм»» в работе с дошкольниками.
Педагог – мастер: Жерлицина Мария Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории.
Дата проведения: 16 марта 2019г.
Время проведения: 14:30
Место проведения: музыкальный зал МДОУ «ЦРР-детский сад 211»
Продолжительность мастер класса: 25 минут
Цель мастер класса: повысить мотивацию педагогов к использованию геометрических головоломок в работе с дошкольниками.
Задачи:
Обучающие: познакомить педагогов с приемами использования головоломки «Танграм» и показать возможности для развития ребенка; передача коллегам личного профессионального опыта;
Развивающие: создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов;
Воспитательные: создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого педагога.
Форма проведения мастер – класса: групповая, индивидуальная;
- введение в проблему;
- практическая работа с педагогами.
Оборудование:
- демонстрационный материал – схемы, пособия, танграм цветной из ковролина, танграм однотонный из коробочек от компакт-дисков, танграм однотонный из пластиковых папок;
- презентация игра- головоломка «Танграм»;
- мультимедийный проектор, компьютер.
Раздаточный материал:
- головоломка «Танграм» 2 видов (цветной из ламинированной бумаги и однотонный из пластиковых папок);
- листочки и схемы для наложения;
- карточки - «ответы»;
- схемы танграма модели животных, людей (расчлененные и контурные схемы)
Ход мастер-класса.
I Вводная часть. (2 минуты)
Начинаем мастер – класс!
Удивлю сегодня вас
Интересными заданиями
На смекалку и внимание.
Будем составлять сегодня
Множество фигурок сложных,
А поможет в этом нам
Игра с названием танграм
II Основная часть. (8 - 10 минут)
Теоретико - демонстрационная часть.
-Кому известно это слово? Что ты знаешь о танграме?
-Более четырех тысяч лет назад у одного человека выпала из рук фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что позже квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.
Танграм в переводе с китайского означает «семь дощечек мастерства». Это головоломка, которая представляет из себя квадрат, разрезанный на 7 частей определенным образом.
Из полученных частей можно складывать самые разнообразные фигуры…
Существуют различные легенды о появлении танграма. Мне больше всего нравится вот такая…
Легенда о том, как три мудреца придумали танграм
Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник.
Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали головоломку «Ши-Чао-Тю» — квадрат, разрезанный на семь частей. Позднее игру – головоломку завезли в Америку китайские моряки, из Америки она уже попала в Европу, где и получила свое название «Танграм», что в переводе обозначает «тан» - китаец, «грам» - буква.
Танграм, способен заинтересовать не только детей, но и серьёзных взрослых – учёных и знаменитых людей.
• Писатель и математик Льюис Кэролл считается энтузиастом танграма. У него хранилась китайская книга с 323 задачами.
• У Наполеона во время его изгнания на остров Святой Елены был набор для танграма и книга, содержащая задачи и решения.
Педагогическое значение игры "Танграм".
Игра способствует развитию у детей умений играть по правилам и выполнять инструкции, наглядно-образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей.
В результате упражнений и заданий к этой игре ребенок научится анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель. Кроме того, для малышей игра «Танграм» станет ещё и пальчиковым тренажером.
“Танграм” часто называют “головоломкой из картона” или “геометрическим конструктором”. Это одна из несложных головоломок, которая под силу ребенку дошкольного возраста.
Задания развивающей игры «Танграм» для детей 3-4 лет.
Для малышей 3 - 4 лет достаточно сложным заданием будет наложить фигурки танграма на готовый образец (ответ) головоломки. При этом детям нужно сопоставить размер и форму фигурок, найти правильное положение, да и точно размесить фигурку на основе-подсказке не так-то просто как кажется. Естественно, что фигуры на карточке должны точно соответствовать размерам фигур игрушки.
Такие же задания нужно использовать и с детьми постарше, начиная их знакомить с этой развивающей игрой. Достаточно дать два-три таких задания и, если ребенок легко с ними справляется, можно переходить к более сложным заданиям.
Задания развивающей игры «Танграм» для детей 5-7 лет.
Для детей этого возраста будет по силам складывать модели из фигурок танграма уже рядом с карточкой-ответом. В этом случае, карточка может не соответствовать реальным размерам деталей танграма. Как только ребенок легко будет справляться с такими заданиями, можно переходить к следующему этапу. Ребенку предлагают собрать модель, предъявляя только карточку с силуэтом фигурки
При решении головоломки требуется соблюдать 2 условия.
- необходимо использовать все семь фигур танграма (таны);
- фигуры не должны перекрываться между собой.
Изготовление танграма.
- приготовьте квадратный лист бумаги, карандаш, линейку и ножницы.
- разделите квадрат на 7 частей, как это показано на рисунке.
- аккуратно вырежьте ножницами каждую часть головоломки
С чего начать?
I этап – составление фигур из двух-трёх элементов.
II этап - складывание фигурок по заданному примеру по цветным схемам. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки.
III этап – складывание фигурок по заданному примеру по однотонным схемам.
IV этап – складывание фигурок по контуру
V этап – самостоятельная творческая работа детей.
III. Практическая часть. (10 -12 минут)
Выполнение творческой работы участниками мастер класса.
- Но исследуя эту тему, я узнала, что танграм не единственная игра-головоломка из плоских фигур.
Есть и другие, например, пентамино, колумбово яйцо, монгольская игра. Поэтому исследование по теме «Танграм –игра разума» имеет продолжение.
IY. Заключительная часть.
Рефлексия. (2- 3 минуты)
-У нас сегодня, друзья,
Получилась увлекательная игра.
А помог в этом нам
Разрезной квадрат танграм.
-Мы хотим подарить вам на память его,
Это занятие равнодушным не оставит никого
А к нему с фигурками листок,
Чтобы в этом деле каждый был – знаток.
А на прощанье пожелать всем вам
Успехов в составлении фигур танграм.
Приятного вам время провождения за игрой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/08/picture-74912-1581186368.jpg)
Статья «Изучаем названия геометрических фигур в игре «Танграм».
Изучение геометрических фигур, с помощью игры «Танграм»....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/18/picture-385480-1390045695.jpg)
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ-ГОЛОВОЛОМКИ «ТАНГРАМ» ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
История игры.Последовательность овладения детьми игрой....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/18/picture-385480-1390045695.jpg)
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ-ГОЛОВОЛОМКИ «ТАНГРАМ» ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
История игры.Последовательность овладения детьми игрой....
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/13/picture-447697-1400009890.jpg)
Конспект развивающей игры головоломки Тангром с детьми раннего возраста По теме:"Зайчик"
Цель:способствовать развитию абстрактивного,логического и пространственного мешления,внимания,вооброжения,а так же понимания цвета,величины и формы.Материалы: игрушка зайчик,наборы из 7 геометрических...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/07/picture-180528-1386430012.jpg)
Мастер класс Танграм
В материале изложена историческая справка о возникновении игры танграм. Способы работы с геометрическими фигурами набора игры танграм....