«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».
материал (старшая группа)

Попова Елена Сергеевна

«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл saprunova_eksperement.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 30 "ВЕСНУШКИ"

«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».

Составила:

Сапрунова Елена Сергеевна

воспитатель старшей группы

«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».

Современные  дети  живут  и  развиваются  в  эпоху  информатизации.  В условиях  быстро  меняющейся  жизни  от человека  требуется  не  только  владение знаниями,  но  и  в  первую  очередь  умение  добывать  эти  знания  самому  и управлять  ими, мыслить самостоятельно и творчески.

В  ФГОС  ДО  в  качестве  одной  из  составляющих  образовательной  области  «Познавательное  развитие»  предполагается  развитие  интересов  детей, любознательности  и познавательной  мотивации;  формирование  познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто

лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка.

Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.

«Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму» (китайская пословица).

 На протяжении всего дошкольного детства (наряду с игровой

деятельностью), огромное значение в развитии личности ребенка, в

процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая

понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.  В  дошкольном  возрасте  он  является  ведущим,  а  в  первые  три  года –  практически единственным способом познания мира.

В процессе исследовательской  деятельности  идет  обогащение  памяти  ребенка,  активизируются его  мыслительные  процессы,  так  как  постоянно  возникает  необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.  Необходимость  рассказывать  об  увиденном,  формулировать  обнаруженные  закономерности  и  выводы  стимулирует  развитие  речи  у  детей дошкольного возраста. Нельзя не отметить положительного влияния исследовательской деятельности  на эмоциональную сферу ребенка,  на развитие творческих  способностей,  на  формирование  трудовых  навыков  и  укрепления здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Так как в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности  –  это игра, то необходимо  так  смоделировать  групповое  пространство,  накопить  необходимое количество разнообразных дидактических игр, чтоб дети в свободное время и по собственному желанию могли играть, закреплять полученные знания.

Помимо игровой деятельности очень важно вовлекать ребят в исследовательскую работу  –  проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты чем-то  напоминают  детям  фокусы,  они  необычны,  они  удивляют.  Потребность  ребенка  в  новых  впечатлениях лежит  в  основе  возникновения  и  развития  неистощимой  ориентировочно-исследовательской  (поисковой)  деятельности,  направленной  на  познание окружающего  мира.  Чем  разнообразнее  и  интенсивнее  поисковая  деятельность,  тем  больше  новой  информации  получает  ребенок,  тем  быстрее  и полноценнее он развивается.

Изучая с детьми новую тему, исследуя новый объект или явление обратите внимание на следующую структуру:  

‒  формулирование проблемы (познавательной задачи);

‒  выдвижение предположений, отбор проверки, выдвинутых детьми;

‒  проверка предположений, гипотез;

‒  подведение итогов, вывод;

‒  фиксация результатов.

Для положительной мотивации деятельности детей необходимо

использовать различные стимулы такие как:

‒  новизна, необычность объекта;

‒  тайна, сюрприз;

‒  мотив помощи;

‒  познавательный момент (почему так);

‒  ситуация выбора.

Хочется,  остановится  на  особенностях  при  организации  и  проведении

исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.

 Из опыта работы Педагогам рекомендую придерживаться следующим правилам в данной работе:

‒  детское  экспериментирование  свободно  от  обязательности:  мы  не можем заставить ребенка,  во время любого эксперимента ребенок

должен захотеть этим заниматься;

 - не следует строго придерживаться заранее намеченного плана:  можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит  вреда  живым  организмам.   - Если  воспитатель  будет  радоваться открытиям  своих  воспитанников,  будет  одобрять  их  попытки  мыслить самостоятельно, то в группе создастся творческая атмосфера, способствующая умственному развитию детей;

‒  дети не могут работать, не разговаривая: лишение детей возможности

общаться друг с другом не только затрудняет усвоение материала, но

и наносит ущерб личности в целом. Потребность поделиться своими

открытиями, выяснить, нет ли у других  чего-либо нового и интерес ого, является естественной потребностью любого творческого человека независимо от возраста. Однако при этом надо чутко улавливать грань между творческим общением и нарушением дисциплины;

‒  необходимо учитывать право ребенка на  ошибку: невозможно требовать, чтобы ребенок совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения.

‒  соблюдение правил безопасности  –  это предмет особого внимания,

т.к.  дошкольники,  в  силу  возрастных  особенностей  еще  не  могут

систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты  своих  поступков.  Увлекаясь  работой,  они  забывают  об  этом, поэтому обязанность за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.

Педагогам в дошкольных учреждениях важно понимать и помнить:

‒  В детском саду не должно быть четкой границы между обыденной

жизнью  и  исследовательской  деятельности,  между  жизнью  и  обучением. Эксперименты  –  не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром. Лучший способ личностного развития, настоящий залог  высокого  интеллекта  -  это  искренний  интерес  к  миру,  проявляющийся  в познавательной  активности,  в  стремлении  использовать  любую  возможность, чтобы чему-нибудь научиться. Следовательно, внедрение познавательно-исследовательских методов в образовательный процесс детского сада - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.

В завершении хотелось бы напомнить слова .Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получить на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с тем, кто такой школы не прошёл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

В проекте представлен опыт работы с воспитанниками по созданию условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника  средствами экспериментальной деятельности. . Данный проект предст...

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников.

Взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира....

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я за...

Статья "Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников"

«Ребёнок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель    мира»                   ...

Мастер-класс «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольника»

Мастер-класс для воспитателей по организации детского экспериментирования....