Оформление центра экспериментирования
занимательные факты (средняя группа)

Каверина Ксения Александровна

Эксперементирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperementirovanie.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

Оформление центра экспериментирования

Важным условием организации опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является создание предметно-познавательной среды. Это могут быть уголки для практических исследований в помещении группы, зелёные зоны на подоконниках для наблюдений за растениями. Возможна подготовка отдельной комнаты для функционирования кружка по познавательно-исследовательской деятельности. В исследовательском уголке или лаборатории должно быть выделено место для демонстрации проектов воспитанников или для тематических выставок. Для хранения познавательной литературы, материалов для опытов и приборов выделяются стеллажи, доступ к которым будет открыт всем ребятам. Для проведения опытов продумывается место: демонстрационный стол, ученические парты и стульчики. Наглядно должны быть представлены правила техники безопасности при проведении опытов (например, в виде плаката).

Особое внимание в настоящее время уделяется созданию центров воды и песка в группе. Экспериментируя с этими веществами, дети не только получают знания, но и совершенствуют мелкую моторику, а также восстанавливают баланс эмоционального состояния (занятия с водой и песком успокаивают, устраняют симптому переутомления, снимают напряжение мышц).

Развивающая предметно-пространственная среда группы должна обеспечивать:

1. Гармоничное всестороннее развитие детей с учетом особенностей возраста, здоровья, психических, физических и речевых нарушений.
2. Полноценное общение между собой, а в процессе учебной деятельности с педагогом, дать возможность уединиться по желанию ребенка.
3. Реализацию образовательной программы ДОУ.
4. Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

— содержательно-насыщенной;
— трансформируемой;
— вариативной;
— полифункциональной;
— доступной;
— безопасной.

Насыщенность РПП среды предполагает:

— разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе;
— соответствие возрастным особенностям и содержанию программы.

Полифункциональность материалов предполагает:

— возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.).

Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:

— от образовательной ситуации;
— от меняющихся интересов детей;
— от возможностей детей.

Вариативность среды предполагает:

— наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения);
— периодическую сменяемость игрового материала;
— разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми;
— появление новых предметов стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:
— доступность для детей всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
— свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности;
— исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность среды:
— соответствие всех ее элементов по обеспечению надежности и безопасности, т.е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.

Учитывая требования ФГОС развивающая предметно – пространственная среда делится на пять образовательных областей:

-Социально – коммуникативная;
-Познавательная;
-Речевая;
-Художественно – эстетическая;
-Физическая.

Познавательное развитие:

— Центр «Уголок Природы»;
— Центр сенсорного развития;
— Центр конструктивной деятельности;
— Центр математического развития;
— Центр экспериментирования.

Познавательное направление.

Большой популярностью у детей пользуется центр науки. В нем находится материал для осуществления опытной деятельности: лупы, мерные стаканчики, песочные часы, камни и т.п.

Центр математического развития: пособия с цифрами, счетный материал, дидактические игры, развивающие игры математического содержания.

Центр конструктивной деятельности организован так, что бы дети могли строить подгруппой и индивидуально. Имеется крупный и мелкий строитель, разнообразное лего, конструкторы.

В уголке природы подобраны безопасные растения, имается необходимое оборудование по уходу за ними.

Компоненты предметно-развивающей среды Познавательного развития:

3-4 года

∙сенсорный центр;
∙книжный центр;
∙центр дидактических игр;
∙центр природы;
∙центр «песок-вода»

4-5 лет

∙центр природы;
∙книжный центр;
∙центр дидактических игр;
∙центр безопасности;
∙центр коллекционера;
∙мини-музей;
∙огород на окне

5-8 лет

∙буквенный фриз;
∙цифровой фриз;
∙центр занимательной математики;
∙центр природы;
∙центр дидактических игр;
∙книжный центр,
∙полочка умных книг;
∙мини-лаборатория;
∙патриотический центр;
∙центр безопасности;
∙островок сокровищ;
∙мини-музей;
∙фоторепортаж
∙макеты;
∙огород на окне;
∙центр космоса;
∙центр «права ребенка»;
∙центр первоклассника

Требования к центрам Познавательного развитие:

-Наличие календарей природы, коллекций
-Наличие атрибутов и пособий для исследовательской деятельности
-Наличия материалов для сенсорного образования
-Наличие наглядного материала, игр, пособий для ознакомления с окружающим миром
-Наличие художественной и энциклопедической литературы
-Наличие материалов по правилам безопасности
-Наличие дидактических и развивающих игр

Создавая развивающую предметно-пространственную среду мы учитываем, что:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Алгоритм проектирования развивающей предметно-пространственной среды.

-Сформулировать цели и задачи работы по созданию развивающей среды.
-Определить игровое и дидактическое оборудование для решения образовательных задач.
-Определить дополнительное оборудование.
-Определить, как разместить оборудование в игровой комнате.

Вывод.

Организация развивающей ППС в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Территория детского садика.

В соответствии с требованиями ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства не только группы дошкольной организации, а также территории, прилегающей к дошкольной организации, приспособленной для реализации Программы (далее - участок).

Создавая развивающую предметно-пространственную среду на прогулочном участке, мы ориентируемся на возрастные особенности детей, а так же на требования ФГОС, которые говорят о том, что среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Познавательно- исследовательская деятельность детей на участке возможна благодаря наблюдениям за цветущими растениями цветника, за насекомыми, деревьями, птицами и т. п. Наличие на участке различных камушков, палочек, причудливых корешков позволяет использовать с дошкольниками такую форму работы как собирание коллекции или использовать находки в качестве счетного материала.

Большой простор для экспериментирования на участке представлен наличием песочника и мини-водоема. Выносной материал в виде султанчиков, флажков, мыльных пузырей, весов и др. значительно расширяет возможности для проведения различных опытов.

Трансформируемость среды обеспечивается за счет выносного материала.

Широко используем в образовательной деятельности на прогулочном участке полифункциональность таких материалов как природный (палочки, шишки, камушки и др., бросовый (коробки; пластиковые бутылки, которые «превращаются» в кегли, элементы песочного конструирования, предметы-заместители и т. п.)

Для обеспечения безопасности среды ежедневно контролируем все её объекты на предмет исправности, целостности и надежности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе «Маленькие исследователи» ( на лучшее оформление центра экспериментирования)

Положение определяет цели и задачи проведения конкурса в ДОУ, а также содержит критерии и параметры оценки уголков экспериментирования. К положению прилагается таблица оценки уголков по группам....

Особенности оформления центра экспериментирования во 2 младшей группе

Современные дети живут в эпоху информатизации, когда  жизнь от современных людей требуется не только владения знаниями, но и умения оперировать этими знаниями, думать креативно. В дошкольной...

Оформление центра экспериментирования

Уголок экспериментирования поможет детям окунуться в мир самостоятельного исследования и поиска ответов на интересующие их вопросы....

Приказ о назначение ответственного за оформление центров экспериментирования в в группах

Для организации опытно-экспериментальной деятельности детей педагоги создают в группах развивающую предметно-пространственную среду с учетом ФГОС ДО, которая обеспечивает детям возможность проведения ...

Оформление центра экспериментирования

Для организации опытно-экспериментальной деятельности детей я создала развивающую предметно-пространственную среду с учетом ФГОС, которая дает возможность детям проводить опыты, эксперименты, наблюден...

Материалы для оформления центра познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирования). Подготовительная группа

Маленькие дети – прирожденные исследователи. В этих материалах вы найдете подборку занимательных опытов для детей дошкольного возраста. Простые в исполнении эксперименты с использованием подручн...

Методические рекомендации по оформлению центров театрализации во всех возрастных группах. Положение о смотре-конкурсе «Лучший центр театрализации ДОУ»

Цель - создать оптимальные условия для развития творческих, коммуникативных и речевых способностей через театрально-игровую деятельность1.3. Задачи - способствовать повышению компетентности ...