Методические рекомендации по оформлению центров театрализации во всех возрастных группах. Положение о смотре-конкурсе «Лучший центр театрализации ДОУ»
методическая разработка

Байкова Ксения Александровна

Цель 

- создать оптимальные условия для развития творческих, коммуникативных и речевых способностей через театрально-игровую деятельность

1.3. Задачи 

- способствовать повышению компетентности педагогов в создании условий для развития творческих, коммуникативных и речевых способностей через театрально-игровую деятельность;

- создание в педагогическом коллективе атмосферы творческого поиска для эффективной организации театрализованной деятельности;

- обогащение предметно-развивающей среды центра театрализованной деятельности;

- развитие, поддержка и поощрение творчески работающих педагогов;

- привлечение к участию родителей (законных представителей) воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_rekom_teatr.docx36.59 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ

Наиболее полное познание окружающего мира ребёнком происходит через призму доступного и занимательного для него способа переработки информации, то есть с помощью игры. Именно игра положена в основу театрализованной деятельности, подразумевающей импровизацию, оживление предметов, звуков.

Во многих методических источниках понятия «театрализованная деятельность» и «театрализованная игра» являются синонимами. С помощью такой игры дошкольники социализируются, учатся осмысливать нравственные категории. И это далеко не полный перечень целей и задач театрализации.

Театр — доступный вид искусства для дошкольников, развивающий художественные способности, эстетический вкус и коммуникативные навыки, а также способствующий нравственному воспитанию детей.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Миссия вовлечения детей в творческую активность, связанную с воплощением сюжетов на сцене, состоит в том, что в процессе работы:

  • расширяются знания малышей об окружающем мире, в частности, ребята знакомятся с жанрами театра, его устройством и типами постановок;
  • формируется творческая, самостоятельная активность ребёнка;
  • развивается речь, правильная артикуляция (особенно важно для детей средней и старших групп, в которых развитию речи и постановке звуков уделяется особое внимание);
  • обогащается словарный запас;
  • развивается память, фантазия, образное мышление;
  • совершенствуется пластика тела, координация движений, гибкость;
  • развивается навык передачи эмоций и чувств через мимику, жесты, а также интонацию;
  • воспитывается умение сотрудничать с другими членами коллектива (эта цель важна в любом возрасте, но для малышей подготовительной группы, которые готовятся ко вступлению в новый коллектив, она имеет особое значение).

Осуществлению поставленных целей способствует решение следующих задач:

  • активизация познавательного интереса детей через знакомство с подходящими для возраста драматургическими образцами (например, для ребят подготовительной группы это будут постановки интересных историй про Муми-троллей финской писательницы Туве Янссон, а для малышей — сказок В. Сутеева);
  • ликвидация скованности и зажатости юных театралов (постепенно дети перестают стесняться выступать на публике, что впоследствии очень важно для снятия напряжённости при устных или письменных ответах у доски в школе);
  • формирование быстрой реакции на команду или музыкальный сигнал (дети учатся выполнять смену разных видов деятельности по условному знаку, что также пригодится в школе на уроках, когда переключение от работы с учебником до выполнения самостоятельной работы, например, происходит очень быстро);
  • развитие умения координировать свои поступки с другими ребятами, то есть соотносить себя с коллективом;
  • тренировка речевого дыхания, дикции на материале стихотворений (в младшей и средней группах), скороговорок (в старших группах), а также расширение интонационной палитры речи;
  • знакомство с правилами поведения в театре, театральной терминологией, устройством сцены, зрительного зала.

ПРИНЦИПЫ

Базовым принципом занятий театрализованной деятельностью является развивающее обучение, опирающееся на закономерности общего развития малыша. Для этого важно создавать условия психологического комфорта, которые включают:

  • разнообразие тематики (к примеру, экологический пальчиковый театр во второй младшей группе на тему «Как звери готовятся к зиме»);
  • регулярное включение элементов театрализации в другие виды образовательной деятельности (например, в качестве мотивирующего начала для занятий по развитию речи);
  • снятие факторов стресса (с помощью мотивационных приёмов, настраивающих детей на занятие творчеством);
  • раскрепощение (для этого одним из практически беспроигрышных вариантов является, например, участие детей в постановках совместно с родителями и членами педагогического коллектива);
  • создание реальных мотивирующих условий (нельзя заставлять детей играть, личностные мотивы для участия в театральной деятельности должны быть сильнее авторитета взрослого, а также ребёнок должен находиться в ситуации успеха – «У меня всё получится!»).

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР

  • Совместная со взрослыми творческая деятельность в рамках игр на занятиях или
  • праздниках, организации музея кукол (уголка театра в группе). Эта форма востребована в образовательном процессе с детьми любого возраста. Сюда же относятся посещения театров.
  • Самостоятельная театральная деятельность. Применяется во время игр, подготовки и проведения утренников с детьми старших групп (иногда уже во втором полугодии воспитанники средней группы включаются в самостоятельную, то есть без участия взрослых, театрализованную деятельность).
  • Мини-игры на занятиях с привлечением кукол (Петрушки, Маши и др.) для решения познавательных задач. Так, в группе раннего возраста на занятиях по рисованию, когда дети учатся изображать геометрические фигуры, воспитанники рисуют не просто круг, а бублик для кошки, которая случайно забрела в группу и призналась, что очень голодна.

ВИДЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Согласно требованиям ФГОС, в детских садах применяются следующие виды театрализованных игр:

Театр на стенде

Суть стендового театра заключается в том, что на определённую поверхность крепятся декорации и фигурки персонажей. К стендовым играм относятся:

  • фланелеграф — доска, на которую натянута ткань, при этом фигурки обычно крепятся липучками, и ребёнок или воспитатель по мере развития сюжета их передвигает (сама доска может быть одна, а наборов для сказок несколько);
  • магнитный (идентичен фланелеграфу, только в качестве основы выступает магнитная доска);
  • театр теней, подразумевает наличие натянутой вертикально белой ткани, фонаря или лампы для освещения «экрана» и плоских фигурок чёрного цвета (вместо них можно использовать кисть руки или пальцы — «живые тени»).

Театр на столе

Драматизация происходит на столе, поэтому фигуры персонажей и декорации небольшие. Такой театр может быть:

  • бумажным (или картонным) — герои и необходимые атрибуты вырезаются по шаблонам;
  • магнитным, состоящим из доски и персонажей на магнитах;
  • из природных материалов (например, в ящике из песка расставляются герои из шишек, каштанов или желудей).

Театр «наручный»

Разыгрывание сюжетов происходит с помощью кукол, которые надеваются отдельно на каждый палец или в виде перчатки на всю ладонь. Особенность этого вида театрализованной деятельности в том, что персонажей пальчикового театра изготавливают из подручных материалов, например, из:

  • картона, вырезанного в форме конуса;
  • ткани;
  • шариков для тенниса;
  • пластиковых бутылок, тарелок, стаканов;
  • спичечных коробков и пр.

Верховой театр

Существует несколько типов верхового театра:

  • тростевой (кукла закреплена на высокой трости);
  • бибабо (принцип перчаточного театра, отличие только в том, что персонаж действует из-за высокой ширмы);
  • театр ложек (лицо героя рисуется на выпуклой стороне ложки, а на ручку, за которую держат персонажа, надевается костюм).

Театр на полу

Для таких постановок используются марионетки. Поскольку управлять ими очень сложно, дети остаются в представлениях зрителями. Но это совершенно не лишает постановки наличия в них элемента настоящего чуда для малышей.

Театр живых кукол

Этот вид деятельности обычно используется на занятиях по развитию речи, экологии, а также во время проведения досуга, утренников. С помощью театра живых кукол можно пересказать сказку, разыграть сюжет для зрителей.

Различают 3 типа театра живых кукол:

  • масочный (причём маски дети могут изготавливать самостоятельно во время досуга или в процессе работы на занятиях по изобразительному творчеству);
  • платочные куклы (кукла нашивается на платье или фартук, ребёнок держит её за руки, а движения героя выполняет своим телом);
  • театр кукол-великанов (обычно персонажей в таких представлениях играют профессиональные актёры либо воспитатели, родители, в редких случаях — ребята из старшей или подготовительной группы).

Костюмированные представления

Это инсценировки, которые предполагают наличие у детей костюмов. Малыши перевоплощаются в образ с помощью текста, а также жестами и мимикой показывают своего персонажа. Такие представления требуют тщательной подготовки. Обычно используются только для особых поводов: утренников, открытых занятий. Кроме того, костюмированные представления являются точками контроля работы театральной студии.

АТРИБУТЫ ДЛЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Если театр в классическом варианте начинается с вешалки, то в детском саду он начинается с атрибутов, по которым дети получают начальные сведения об этом виде творческой активности. В группе рекомендуется оборудовать специальный театральный уголок.

Непременными элементами знакомства с театрализацией являются:

  • ширма (для пальчикового театра она может быть изготовлена из картонных коробок с отверстиями внизу, при этом оформление ширмы лучше сделать универсальным, например, в виде лесной полянки с домиком на опушке);
  • костюмы (это могут быть покупные или самодельные образцы);
  • маски (могут быть изготовлены по шаблонам из плотной бумаги и тонкого картона, из папье-маше, фетра и других материалов);
  • шапочки (самый простой вариант — изготовить их из картона, вырезав его в виде конуса, а затем украсить);
  • куклы пальчикового театра.

В дальнейшем содержание набора театральных реквизитов будет меняться, усложняться: появятся куклы бибабо, марионетки, костюмы для постановок и т. д.

ВИДЫ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Исходя из целей театрализованных игр в образовательном процессе ДОУ, можно сделать вывод, что кроме занятий по театрализованной деятельности, этот вид творческой активности гармонично вписывается в рамки любой совместной деятельности в детском саду. Однако наиболее активно элементы данного вида работы применяются на некоторых из них:

  • Развитие речи. Малыши учатся правильно интонировать, вырабатывают чистую артикуляцию, учатся слушать и слышать собеседника. При этом элементы театрализации можно использовать уже с первой младшей группы, когда дети повторяют реплики персонажей вслед за рассказчиком-взрослым. И с гораздо большей охотой они будут это делать, если герой будет маленьким гномом на пальце, тенью котёнка по имени «Гав» или жёлудем Гошей, потерявшим свою шапочку во время прогулки.
  • Музыкальное занятие. Музыка, рисование и театр настолько тесно взаимосвязаны, что порой бывает трудно определить доминирующий вид деятельности. Например, для раздела «Пение» программы музыкальных занятий можно использовать приём озвучивания, когда малыши, разучивая песенки, исполняют их от лица персонажа пальчикового или перчаточного театра.
  • Самостоятельная деятельность. Причём речь идёт и об отдельном виде работы (своего рода домашнем задании по заучиванию текстов роли), и об элементах активности в рамках других занятий (например, во время этапа самостоятельной работы на рисовании дети старшей группы могут вырезать шаблоны для бумажного театра на столе).
  • НОД. Например, в рамках НОД во второй младшей группе на тему «Домашние животные» театрализованная деятельность в виде театра масок может применяться для закрепления звукоподражательных слов «кто как говорит»: «муу», «мяу», «гав».
  • Экологическое. Кроме театра на столе из природных материалов, в работе можно использовать пальчиковый театр, например, при разыгрывании сюжета для детей средней группы о том, как медведь, волк, белка, синица ищут свои домики.

ПРИЁМЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Для того чтобы творческая активность не стала обыденной, воспитателю необходимо менять набор приёмов в работе с детьми, учитывая их возраст.

  • Просмотр сценок кукольного театра. Этот вид театрализованных игр особенно актуален для детей первой и второй младших групп, в которых малыши ещё не вполне готовы к полноценному участию в данном виде творческой деятельности. Но зато с удовольствием участвуют в ней в качестве зрителей. Так, сказку «Репка» можно разыграть пальчиковыми куклами.
  • Разыгрывание сказок и инсценировок. Это приём особенно активно используется в старших группах, когда дети уже знакомы со всеми видами театрализованных игр. В зависимости от типа театрализованной деятельности такие постановки могут быть в рамках утренника, открытого занятия, обычного урока или как вид работы над изучением литературного произведения. К примеру, в средней группе для проведения мероприятия по случаю проводов осени можно организовать постановку сказки «Теремок». И хотя полноценно «игровые» виды театра рекомендуется начинать в старших группах, такие хорошо известные сюжеты, в которых не будет проблем с заучиванием небольшого текста, можно использовать в качестве сценария для драматизации с детьми младших групп.
  • Беседы о театре. Приём, который используется уже в группе раннего возраста. При этом малыши постигают театральную тематику, начиная со знакомства с персонажами, которые там представлены (к примеру, герои пальчикового театра, куклы бибабо и пр. в первой младшей группе, персонажи театра теней — во второй младшей, тростевой театр в старшей и т. д.).
  • Выполнение упражнений, направленных на формирование выразительности исполнительского мастерства. К примеру, в старших группах дети с удовольствием принимают участие в этюде «Тень», развивающем внимание и наблюдательность. Суть упражнения заключается в том, что малыши разбиваются на пары, воспитатель даёт установку (например, «дети идут по дороге»), один «актёр» выполняет действия, а второй, его «тень», их повторяет.
  • Работа над упражнениями по социально-эмоциональному развитию детей ведётся, начиная с группы раннего возраста. К примеру, с детьми 2–3 лет это может быть вариант выбора обращения («мяу-мяу», «гав-гав») к котятам, собакам на прогулке. Таким образом, дети не только знакомятся с окружающим миром, но и воспринимают как данность, то, что некоторые животные спокойно сосуществуют с человеком, и последний не должен создавать для них угрозы. А вот в средней группе малышам можно давать задание «Потеряшка», которое развивает слуховое внимание, эмоциональность, воспитывает ответственность. Воспитатель предлагает малышам представить ситуацию: они оказались в лесу и узнали, что один из ребят потерялся. Будучи обеспокоенными, остальные дети по очереди зовут «потеряшку»: «Ау, Серёженька!», а тот, стоя спиной к одногруппникам, должен по голосу распознать, кто же его позвал.
  • Психогимнастика (может использоваться в рамках физкультминутки). Этот приём помогает ребятам прислушаться к своим ощущениям, провести рефлексию. Задания обычно представляют собой сочетание инструкций взрослого и музыки. Чаще всего это звуки природы и просьба представить себя на берегу моря, в лесу, а затем проиграть разные эмоции, связанные с этой ситуацией: зашли в море, приятно, потом тревожно, ведь не знаем морское дно — хмуримся, подплыли рыбки, удивились, испугались — что-то незнакомое, обрадовались новым друзьям — морским жителям.
  • Игры с драматизацией. Отличный приём для проведения подвижных игр, в том числе и на улице.

КАК ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАТЬ ЗАДАНИЯ

Одной из основных концепций современного образования является индивидуальный подход к детям. Реализовывать его необходимо постоянно, во всех видах деятельности. Что касается театрализованной игры, то есть несколько вариантов персонализировать работу. Выбор зависит от того, какую цель индивидуализация преследует. Например, если малыш — интроверт, то ему нелегко презентовать материал на публике. И если никакие способы привлечь его к публичным выступлениям не действуют, то, вероятно, стоит найти для него иную нишу в творческом процессе. Например, разработку и подготовку декораций.

Если же у ребёнка выражены артистические и творческие способности, то стоит уделить их дальнейшему развитию особое внимание. Так, если малыш отлично читает прозу, то есть смысл дополнить сюжет несколькими объёмными авторскими ремарками.

Каждый ребёнок к старшему дошкольному возрасту осваивает свои способы самореализации в театральном творчестве. Но воспитатель по мере возможностей должен приобщать малышей к разным видам активности в этом виде деятельности, используя подходящие приёмы, а также варианты работы в малых группах, парах.

КАК МОТИВИРОВАТЬ ДЕТЕЙ

Для любого вида деятельности, в том числе и для игры, малышей нужно мотивировать. Кроме уже описанных приёмов театрализованных игр, которые могут использоваться и для создания нужного настроя на работу, можно предложить ещё несколько:

  • Наглядность — основной приём в работе с детьми, в том числе и на занятиях театрализованной деятельностью. Если речь идёт о постановке известного сюжета, то без картинок не обойтись. У ребёнка в детском саду только происходит переход от наглядного к наглядно-образному восприятию, поэтому перед тем, как воспринимать содержание произведения, малышу нужно увидеть действующего персонажа. Если же речь идёт о кукольном театре, то и здесь перед началом драматизации тоже стоит показать всех героев, представить их поимённо. Нельзя забывать и о такой форме наглядности, как показ мультимедийных презентаций. Это очень удобная форма представления общей информации о театре или его разновидностей, основных сведений об авторе (особенно актуально для старших групп, где театрализованная деятельность основывается на изучении авторских сказок), а также для демонстрации разных вариантов обыгрывания одного и того же образа (например, русский и американский персонаж Кот в сапогах). Отдельно стоит сказать о таком виде наглядности, как буклеты с картинками. Такие раздвижные книжечки не только помогают детям освежить изученные сюжеты, но и выяснить детали внешнего облика персонажа.
  • Беседы. Кроме разговоров о театре, для мотивации можно применять вопросно-ответную форму общения по сюжету постановки (например, «Кто является главным героем сказки В. Сутеева «Ёлка»?, «Почему сломался теремок»?, «Кого на своём пути встречал Колобок»? и др.). Так дети смогут не только настроиться на рабочий лад, но и повторить сюжет, имена персонажей.
  • Игры. В основном используются забавы, направленные на формирование исполнительского мастерства (с группы раннего возраста), а также на социально-эмоциональное развитие (со второй младшей группы).

Оснащение центра театрализации в группе раннего возраста

  • Театрально-игровое оборудование: ширма, атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски-шапочки, образные фартучки;
  • Куклы бибабо;
  • «Пальчиковый» театр (на всю длину пальчика ребенка);
  • Тростевые куклы, театр картинок
  • Настольный театр плоскостных игрушек (образы людей, животных);
  • Театр для показа детям инсценировок по сказкам («Теремок», «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок»)
  • Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.

Оснащение центра театрализации во 2-й младшей группе

  • Театрально-игровое оборудование: ширма, маски, театрально-игровые атрибуты для разыгрывания сказок;
  • Атрибуты для ряженья — элементы костюмов (шляпы, шарфы, юбки, сумки, бусы и прочее);
  • Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски диких и домашних животных, маски сказочных персонажей;
  • Театр для показа детям инсценировок по сказкам («Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»);
  • «Пальчиковый» театр для обыгрывания произведений малых форм фольклора;
  • Различные виды настольного театра;
  • Аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности.

Оснащение центра театрализации в средней группе

  • Театрально-игровое оборудование: большая складная ширма, маленькая ширма для настольного театра; стойка-вешалка для костюмов.
  • Костюмы, маски, атрибуты для постановки двух-трех сказок, игр-драматизаций;
  • Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра (плоскостной на фланелеграфе, тростевой, кукольный, настольный, перчаточный), куклы бибабо, соразмерные руке взрослого (для показа детям), а для ребенка (перчаточные или пальчиковые);
  • Набор театральных игрушек, которые могут быть мелкого и среднего размера, сделаны из бумаги, ткани, картона, пластмассы, пластизолей, папье-маше, тонкой фанеры.
  • Аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности.

Оснащение центра театрализации в старшей и подготовительной группе

  • Театрально-игровое оборудование: большая и маленькая ширма, простейшие декорации, в том числе изготовленные детьми, стойка-вешалка для костюмов;
  • Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки 4-5 сказок;
  •  Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра: пальчиковый, куклы бибабо, теневой театр, тростевые куклы и др.
  • Аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов для создания фона в процессе театрально-игровой деятельности.

Для детей 6-7 лет игровой материал театрализованных игр отвечают в основном тем же требованиям, что и на предыдущем возрастном этапе. Однако здесь дополнительно рекомендуются куклы-марионетки с элементарной системой управления; мягкие, на прочных нитях.

1. Общие положения:

1.1. Настоящее Положение о смотре-конкурсе «Лучший центр театрализации ДОУ» регламентирует порядок проведения смотр-конкурса на лучшее оформление центров театра.

1.2. Цель смотра - конкурса:

- создать оптимальные условия для развития творческих, коммуникативных и речевых способностей через театрально-игровую деятельность

1.3. Задачи конкурса:

- способствовать повышению компетентности педагогов в создании условий для развития творческих, коммуникативных и речевых способностей через театрально-игровую деятельность;

- создание в педагогическом коллективе атмосферы творческого поиска для эффективной организации театрализованной деятельности;

- обогащение предметно-развивающей среды центра театрализованной деятельности;

- развитие, поддержка и поощрение творчески работающих педагогов;

- привлечение к участию родителей (законных представителей) воспитанников.

2. Порядок организации и проведения смотра – конкурса:

2.1. Организатором конкурса является государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №86 общеразвивающего вида Калининского района Санкт-Петербурга.

2.2. Участниками конкурса являются воспитатели всех возрастных групп дошкольного образовательного учреждения.

3. Организация и проведение смотра – конкурса: с 22 по 26 апреля 2019 года.

В целях определения победителей смотра – конкурса формируется жюри в составе:

- Шаденкова Т.В.. – заведующий;

- Байкова К.А. – старший воспитатель;

- Лукьянова Е.Г.– музыкальный руководитель;

- Чаркина С.Ю. – музыкальный руководитель;

4. Критерии оценки смотра - конкурса:

- Эстетичность оформления центра театра;

- Разнообразие видов театра и соответствие их возрастной группе;

- Наличие атрибутов и элементов декораций;

- Наличие и разнообразие костюмов для театрализованной деятельности;

- Наличие атрибутов, декораций, элементов костюмов и пр., изготовленных в совместной деятельности взрослых и детей;

- Оригинальность идей;

- Наличие картотек («Пальчиковая гимнастика», «Физкультминутки», «Речевые игры и упражнения», «Театрализованные игры и упражнения»);

- Методическая копилка (конспекты СД с элементами театрализации, сюжетно-ролевых игр, Семейных клубов, спектаклей и т.п.).

5. Подведение итогов смотра – конкурса: 30 апреля 2019 года. 

5.1. Жюри смотра-конкурса определяет группу-победителя по наибольшей сумме набранных баллов.

5.2. Победители награждаются грамотами ДОУ на итоговом педагогическом совете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о смотре-конкурсе "Лучший центр исследовательской деятельности(уголок экспериментирования)"

Смотр конкурс проводился в ДОУ в рамках перехода на ФГТ.Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность эксп...

ПОЛОЖЕНИЕ о смотре-конкурсе «Лучший центр исследовательской деятельности (уголок экспериментирования) в группе»

Смотр-конкурс  «Лучший  центр  исследовательской  деятельности  (уголокэкспериментирования) в группе» организуется и проводится в Детском саду №79в целях формирования познават...

Положение о смотре- конкурсе "Лучший центр патриотического воспитания"

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одним из важных направлений в образовании.В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основ...

Положение о смотре-конкурсе «Лучший центр познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ»

Положение о смотре-конкурсе "Лучший уголок познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ"...

Положение о смотре - конкурсе «Лучший центр исследовательской деятельности (уголок экспериментирования)»

Положениео смотре - конкурсе «Лучший центр исследовательской деятельности(уголок экспериментирования)»...

Положение о смотре-конкурсе "Лучший центр речевого развития"

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе...