« Психолого - педагогический комфорт, как основа безопасности в образовательной среде ГБДОУ».
статья

Наталья Сергеевна Машутина

Психологический комфорт- это такое нравственно-эмоциональное  состояние  коллектива  образовательного учреждения, в котором находят гармоничное развитие и удовлетворение  интересы и потребности субъектов педагогического процесса, как со стороны внешних бытовых условий их жизни, так и со стороны их душевных переживаний и волнений, отношений друг к другу, к работе, к окружающим событиям.

Выявив детерминанты психолого-педагогического комфорта, можно исследовать его критерии; для этой цели был использован  опросник «Причины эмоционального дискомфорта».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_pedagogov_1.docx29.87 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов « Психолого - педагогический комфорт,

как основа  безопасности в образовательной среде».

Среда детских образовательных учреждений в последнее время испытывает все больше и больше как внешних, так и внутренних опасностей в виде неблагоприятной социально-экономической обстановки, отнюдь не воспитательного влияния средств массовой информации,  психологических перегрузок, снижения готовности участников образовательного процесса к конструктивному диалогу в решении насущных проблем.

Разумеется, одному детскому образовательному учреждению не изменить социально-экономической ситуации, но оно  в силах смягчить формирующую среду, в которой осуществляется развитие и воспитание личности ребенка.

В связи с этим имеется острая необходимость поиска и создания таких психолого-педагогических условий для непосредственных субъектов образовательного процесса, как ребенка, так и педагога, в которых они бы чувствовали себя комфортно и

смогли бы полностью реализовать свои личностные возможности.

Любое образовательное учреждение – это удивительно сложный организм со своим психологическим климатом .  Исследованием   отдельных  компонентов  психологического климата  активно занимались  Р.С. Немова, А.Г. Кирпичник, А.Н. Лутошкин, И.В. Дубровина, Г.М. Коджаспирова,  Р.Л. Кричевский, Р.Х. Шакуров, М.Е. Литвак и других.

Необходимо отметить, что для психологически здорового коллектива,  характерны:  

  • высоконравственная  атмосфера,
  •   дружелюбие,
  •  чувство долга,
  • взаимная требовательность,
  •  защищенность каждого члена коллектива .

Это проявляется в активности  педагогов и  их сознательном отношении к  работе.    

Отсутствие здорового психологического климата, а если сказать точнее, социально-психологического климата связано с преобладанием отрицательных эмоций, разрушающих взаимоотношения, снижающих эффективность коллективного  труда.

Выделим характерологические признаки социально-психологического климата, благоприятного для личностного развития:

  • Доброжелательность- как расценивание поведения любого члена группы в благоприятном для него смысле;
  • Защищенность -как безусловное отсутствие агрессии в адрес любого человека и

             готовность оказать помощь;

  • Работоспособность- как созидательная активность группы,  положительная мотивация и мобильность группы;
  • Инициативность - как индивидуальная активность каждого члена

группы и свободное проявление личностного «я»;

  • Мажор и оптимизм как устремление группы к радостным переменам.

Говоря о воспитании, как о процессе социализации личности, нельзя не обратиться к рассмотрению проблемы положительного психологического климата в исследованиях не только ученых-педагогов и психологов, но и ученых, работающих в области менеджмента.

 Так, Р.Л. Кричевский показывает, что психологический климат выступает для каждого из нас как бы в двух ипостасях: как объективно наблюдаемый феномен и как субъективно переживаемое состояние. Объективно психологический климат выступает для нас в характере тех отношений, которые складываются между членами коллектива в повседневной жизни, а субъективно – в  переживаемом нами чувстве удовлетворенности различными аспектами  жизни коллектива.

Адресуя свои исследования управленческим работникам, автор говорит, что очень часто применительно к трудовому коллективу субъективная сторона психологического климата описывается как удовлетворенность трудом. И в этом случае, подчеркивает Р.Д. Кричевский, при  проведении каких-либо социологических или социально-психологических опросов работников, удовлетворенность трудом подразделяется на целый ряд составляющих ее компонентов: удовлетворенностью оплатой труда, социально-гигиеническими условиями работы, отношением с руководством или коллегами и так далее. Если еще учесть, что между удовлетворением, получаемым от работы, и производительностью труда существует определенная позитивная связь, указывает автор, то «придется признать несомненную значимость этого субъективного репрезентанта психологического климата».

Говоря о положительном, благоприятном психологическом климате педагогического коллектива, Р.Х. Шакуров вводит понятие творческого климата. По его мнению, «...это и доброжелательное внимание коллектива к успехам и неудачам каждого педагога, и высокая культура критики, и бережное отношение к свободному времени педагога, и всемерная экономия его сил и здоровья, и хорошее настроение педагогического коллектива, и добрая атмосфера межличностных отношений, создающих условия для творческого содружества».

Таким образом, по своему внутреннему, психологическому содержанию понятия «психологический климат», «социально-психологический климат», «творческий климат» очень близки друг к другу, хотя и не тождественны. Общим для них является такое психологическое состояние коллектива, учреждения, которое характеризуется внутренним спокойствием, довольством, умиротворенностью, благодушием, хотя личностные

потребности и интересы его членов могут быть и не удовлетворены из-за того, что какие-то компоненты «климата», «здоровья» не в полной мере развиты. По нашему мнению, во всех этих понятиях отсутствует внешняя  сторона такого состояния, которую раскрывает понятие «комфорт». За словом «комфорт» мы видим какие-то бытовые удобства. Иным словом, это условия жизни, обеспечивающие удобство, спокойствие, уют, безопасность. Если из этого определения подходить к нашей проблеме, то можно предположить, что все усилия педагогического, детского, родительского,  коллективов образовательных учреждений должны быть сосредоточены на создании бытовых удобств, в которых обучаются наши воспитанники: красота интерьера, чистота, уют, солидная охрана и так далее. Все это, без сомнения, нужно, но, формулируя проблему, мы исходили из того, что в учебном заведении необходимо создавать такие социально-педагогические и психологические условия, чтобы все участники педагогического процесса чувствовали себя комфортно, прежде всего, в психолого-педагогическом аспекте, чтобы они реализовывали свои природные способности, физически росли и психически развивались,  испытывая удовольствие от педагогического процесса, от изучаемого материала, от общения, чтобы они были защищены от возникающих жизненных неурядиц.

Психологический комфорт- это такое нравственно-эмоциональное  состояние  коллектива  образовательного учреждения, в котором находят гармоничное развитие и удовлетворение  интересы и потребности субъектов педагогического процесса, как со стороны внешних бытовых условий их жизни, так и со стороны их душевных переживаний и волнений, отношений друг к другу, к работе, к окружающим событиям.

Выявив детерминанты психолого-педагогического комфорта, можно исследовать его критерии; для этой цели был использован  опросник «Причины эмоционального дискомфорта».

В ноябре 2019 педагогический коллектив ГБДОУ № 95  принял активное участие в анкетировании, направленном на выявление основных факторов влияющих на эмоциональный комфорт в образовательной среде. 27 педагогов оценили степень влияния  предложенных факторов на их эмоциональное состояние по пятибалльной шкале.

Данные факторного  анализа анкет заполненных педагогами ГБДОУ № 95 не могут быть представлены в свободном доступе, так как это нарушает принцип этики педагога- психолога.

Выявив уровень психолого-педагогического комфорта, мы определили  задачи ГБДОУ №95  по развитию безопасной образовательной среды для каждого участника образовательного процесса:

  • познакомить педагогов с темой «Профессиональная этика и педагогическое общение»
  • сформировать первичную установку на выбор конструктивных стратегий в межличностном взаимодействии;
  • выработать примерные рекомендации, которые можно применить в профессиональной деятельности в общении со всеми участниками образовательного процесса.

Педагогическая этика - это правила, которые позволяют:

- регулировать отношения между педагогами и их воспитанниками, а также другими участниками образовательного процесса;

- защищать их человеческую ценность и достоинство;

- поддерживать качество профессиональной деятельности педагогов и честь их профессии;

- создавать культуру образовательного учреждения, основанную на доверии, ответственности и справедливости.

На принципах педагогической этики основывается этический кодекс педагога.

В процессе профессиональной деятельности  многие сотрудники сталкиваются с необходимостью, а в ряде случаев и с желанием высказать критические замечания в адрес своих сослуживцев, участников деловой беседы, партнеров по переговорам и т.д.  Критика может быть вызвана как объективной, так и субъективной необходимостью. Объективная необходимость определяется отклонениями от формальных, организационно регламентированных процессов профессиональной деятельности, несоблюдением со стороны исполнителя каких-либо инструктивных предписаний. Субъективная необходимость критики определяется личностным восприятием  критикующего лица той или иной производственной ситуации. К субъективной необходимости критики можно отнести также несоблюдение кем-либо этических норм и правил поведения.         

Однако человеческая психика устроена таким образом, что практически любая критика в наш адрес воспринимается достаточно болезненно. Сталкиваясь с объективной или субъективной необходимостью критических замечаний в чей-то адрес, надо проявлять максимальную осторожность и корректность. На основе опыта человеческого общения выработаны правила критики, несоблюдение которых сводит на нет усилия, направленные на критический разбор ситуации. Игнорирование, а чаще незнание правил критики приводит к тому, что у критикуемой стороны возникает «защитный барьер», обида, чувство ущемленного достоинства. В результате даже полезная, объективная критика не воспринимается конструктивно.

Чтобы критика была плодотворной, не оскорбительной и не обидной, необходимо использовать следующие несложные правила:

1. Прежде всего изъять из критики обвинительное «жало», сместить акцент на конструктивные предложения.

2. Замечания целесообразно делать наедине, чтобы не задеть самолюбия критикуемого.

3. Стремиться искренне и серьезно понять точку зрения партнера; обсудить аргументы «за» и «против»; проявить сочувствие к его мыслям и желаниям.

4. Проявить уважение к мнению партнера, не отвергая его сразу и резко, даже если оно вам кажется абсурдным. Дайте возможность высказаться до конца и старайтесь не доказывать, а выяснять факты.

5. Вести разговор в доброжелательном,  и спокойном тоне. Старайтесь начинать с темы, по которой у вас с собеседником есть взаимное согласие. По возможности начинайте с вопросов, мнения по которым совпадают, могут вызвать утвердительный ответ и, таким образом, настроить партнера на согласие. Если с самого начала разговора человек скажет «нет», его трудно переубедить, поскольку самолюбие не позволяет отказаться от высказанного мнения, даже если он почувствует, что первоначально был неправ. Щадите самолюбие собеседника.

6. Если хотите указать человеку на его ошибку, начинайте с похвалы и искреннего признания его достоинств.

7. Обращая внимание людей на их ошибки, старайтесь делать это в косвенной форме. Например, вспомните похожий случай.

8. Используйте критику- «рикошет»: критику поступков абстрактного (вымышленного) лица.

9. Выдвигать свое мнение, (несогласие, критику) нужно в порядке обсуждения, не навязывая его.

10. Не употребляйте неоправданных приемов усиления аргументации. Нежелательны аргументы типа: «Сколько раз я вам говорил!». Некорректным способом усиления высказывания является и повышение голоса. Если у вас возникло желание сказать партнеру что-то резкое, обидное, не торопитесь — сделайте сначала несколько глубоких вдохов и выдохов или молча посчитайте до 10-30, сделайте несколько плавных движений языком во рту, произнесите про себя какое-либо образное, но безобидное выражение.

11. Представляйте психологические паузы людям, находящимся в состоянии ссоры. Они помогут снизить эмоциональный накал, обратиться к логике вещей, к самооценке, может быть, за советом к близким людям. Не требуйте немедленного, сиюминутного признания ошибок от партнера, согласия с вашей точкой зрения, с вашим мнением по этому вопросу. Психологически это трудно, дайте время на раздумье, не настаивайте.

12. Свою ошибку, неверный шаг признайте быстро, решительно и чистосердечно.

13. Вместе с критикой желательна аргументированная самокритика. Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках. Признание вины, собственных промахов у критикующего позволяет воспринимать критику не так остро, и самолюбие оказывается менее уязвленным.

14. Сделайте так, чтобы недостаток выглядел легко исправимым. Очень часто людей повергает в уныние безвыходность их положения. Не «давите» на психику, а помогите найти выход.

15. Говорите только о деле, не переходите на личность: критикуйте поступки, а не человека. Дайте ему возможность «спасти лицо».

Во многих случаях важным является не только соблюдение правил критики, но и общая последовательность их применения в процессе беседы.

Важно помнить и такую закономерность: чем более человек возбужден, чем более задето его самолюбие, тем менее чувствителен он к логике, тем более пристрастен и субъективен и тем более тактичного подхода требует. Если вы замечаете, что кто-то в споре слишком разгорячился, лучше перенести разговор на другое время. Критика становится полезной лишь тогда, когда люди ее воспринимают.

И закончить свое выступление я бы хотела вопросом «Как мы относимся к тому что нам не принадлежит? » Например, к чужой книге, которую нам дали на время? Разве не начинаем мы беречь ее больше че свою собственную? С чужой книгой мы обращаемся намного аккуратнее, чем со своей….. Может быть стоит так поступать и с душой другого человека, ведь  нам она не принадлежит…….

Литература

1. Воробьева О.А. Психолого-педагогический комфорт как условие воспитания

гармонично развитой личности вобразовательных учреждениях нового типа. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук.

– Коломна,

2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Безопасность образовательной среды детских учреждений: психолого-педагогический аспект: учебное пособие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая разработка по теме "СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «БЕЗОПАСНОСТЬ»: ЦЕЛЬ, ФОРМЫ РАБОТЫ, ИНТЕГРАЦИЯ С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ"

Творческая разработка по изучению образовательной области "Безопасность" с учетом федеральных государственных требований....

Социальные и психолого-педагогические аспекты здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса в ДОУ

В статье представлены материалы по организации системы работы по здоровьесберегающим технологиям....

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Здоровье»

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Здоровье» Сущность психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Здоровье» Цели ...

Психолого-педагогические особенности организации и экспертизы образовательной среды дошкольного образовательного учреждения с учетом новых требований федеральных государственных образовательных стандартов

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы проведения экспертизы образовательной среды ДОУ. Экспертиза позволяет выработать оптимальную стратегию развития образовательной среды дошкольной организации и м...

ТЕЗИСЫ К городскому семинару «Психолого-педагогические требования к содержанию предметно-развивающей среды дошкольника»

Грамотно и целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в группе играет большую роль в развитии и воспитании ребёнка....

"Психолого - педагогические требования к содержанию предметно - развивающей среды дошкольника"

Развивающая среда является одним из условий, которое обеспечивает качество дошкольного образования .Дошкольное учреждение , создаёт все благоприятные условия для развития личности и деятельности детей...