План по самообразованию «Развитие двигательной активности у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»
материал по физкультуре
Данный план по самообразованию разработан в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.75 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
«Развитие двигательной активности
у детей дошкольного возраста
в процессе игровой деятельности»
Разработала:
инструктор по физической культуре
Куклина Оксана Сергеевна
Пояснительная записка
Данный план по самообразованию разработан в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми дошкольного возраста.
Нормативный срок освоения плана: 2019-2020 уч. год.
Основания для разработки:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).
- Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении и введении в действие федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
- Образовательная программа дошкольного образования МАОУ СШ № 55
- Рабочая программа инструктора по физкультуре.
Актуальность выбранной темы
В настоящее время проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность и социальную значимость. Медики, психологи, педагоги отмечают общую тенденцию - снижение двигательной активности детей, а для ребенка-дошкольника потеря в движениях - это потеря в здоровье, развитии, знаниях.
В дошкольном детстве посредством двигательной активности как раз и развиваются жизненно необходимые физиологические функции организма, физические качества, закладываются основы и ценности здорового образа жизни.
Не случайно в Федеральном государственном образовательном стандарте одной из задач образовательной области «Физическое развитие» является задача формирования опыта в двигательной деятельности дошкольников. (п. 2.6. ФГОС ДО)
Но, к сожалению, современные дети (даже дошкольники) большую часть свободного времени проводят за компьютерными, а не подвижными играми. Они не умеют и не стремятся организовать коллективные оздоровительные игры или игры-соревнования.
То есть, их биологическая потребность в движении не удовлетворяется в полной мере, что способствует ухудшению состояния здоровья, частым простудным заболеваниям, снижению иммунитета.
Таким образом, существует несогласованность между современными ориентирами и подходами к физическому развитию дошкольников и реальной практической ситуацией.
Необходимость решения данной проблемы определяет данную тему по самообразованию как актуальную и своевременную.
Решение этой проблемы я вижу в применении в образовательном процессе различных игр: подвижных, малой подвижности, сюжетных, игровых ситуаций, творческих игровых заданий.Такие игры являются очень эффективным средством физического развития дошкольников.
Они направлены на развитие физических качеств и основных движений, на формирование основ культуры здоровья, на вовлечениевоспитанников в активную физическую деятельность.
Новизна моего опыта заключается в применении комплекса современных форм, методов и средств педагогической деятельности. Благодаря применению деятельностного подхода, современных образовательных технологий, развивающих методов, а также личностно-развивающему характеру взаимодействия с детьми, физическая деятельность дошкольников наполняется новым смыслом и влияет непосредственно на личностное развитие ребенка.
А на современном этапе задача развития личностных качеств детей (в том числе и физических качеств) является одной из самых актуальных. Личностно развитый ребенок активен, любознателен, инициативен, стремится получить новые знания. У него развиваются произвольное и волевое поведение, активнее познается окружающий мир, легче устанавливаются контакты со взрослыми и сверстниками.
Учитывая актуальность данного направления, я определила цель и задачи своей профессиональной деятельности.
Цель: Совершенствовать профессиональные компетенции по вопросам развития двигательной активности детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Задачи:
- Создать условия для развития двигательной деятельности дошкольников, которые предусматривают организацию развивающей предметно-пространственной среды, разработку методического, дидактического и иллюстративного материала.
- Разработать перспективное планирование по теме самообразования.
- Разработать программу дополнительного образования для детей, способствующую обогащению двигательного опыта дошкольников.
- Организовать систематическую работу по теме со всеми участниками образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами.
- Провести мониторинг развития двигательной активности воспитанников (вводную и итоговую диагностику).
- Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег и родителей на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.
Предполагаемый результат
Для детей:
1. Снижен уровень заболеваемости.
2. Укреплена осанка, улучшены физические качества: координация, сила, общая выносливость, ловкость, гибкость, скорость, равновесие.
3. Сформирована техника выполнения различных видов основных движений, оптимально возрастным нормам ребенка.
4. Сформированы основы здорового образа жизни.
5. Развит интерес к подвижным играм и спортивным упражнениям.
6. Развито желание участвовать в образовательных и досуговых мероприятиях спортивного характера.
Для инструктора по физической культуре:
- Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для организации двигательной активности детей в процессе игровой деятельности
- Разработан учебно-методический комплект: картотеки различных игр, физических упражнений, сценарии квестов, спортивных праздников и развлечений, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
- Внедрены в образовательный процесс технологии, способствующие совершенствованию двигательного опыта воспитанников. современные формы и методы работы по физическому развитию детей.
- Обогащена развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по теме самообразования.
- Организовано эффективное взаимодействие с родителями по физическому развитию детей.
Для родителей:
- Сформированы теоретические знания и практические умения для развития двигательной активности детей.
- Приобретён педагогический опыт активного участия в оздоровлении и физическом развитии своего ребенка.
- Развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе детского сада, который посещает ребенок.
- Установлено единство с инструктором по физкультуре в вопросах оздоровления и физического развития своего ребенка.
План по самообразованию
Модуль | Направления деятельности по теме | Мероприятия | Сроки |
Научно-методическое обеспечение | Обучение по теме самообразования |
| В течение года |
Ознакомление с научной и методической литературой по теме. | Изучить особенности развития двигательной активности дошкольников из пособий:
Ознакомиться и выбрать технологии, способствующие развитию двигательной активности дошкольников:
Выбрать подвижные игры и упражнения из книг:
Разработать программу дополнительного образования по степ-аэробике на основе публикаций и книг:
| Сентябрь – октябрь 2019 | |
Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса | Разработатьучебно-методический комплект: 1. Комплексно-тематическое планирование. 2. Картотеку подвижных игр для каждого возраста. 3. Картотеку подвижных народных игр. 4. Оздоровительный проект «Веселые коньки». 5. Конспекты НОД: «Путешествие в Африку», «Игры наших бабушек» и др. 6. Комплекс гимнастик «Минутки здоровья» (пальчиковых, для глаз, дыхательных, бодрящих, ортопедических). 7. Сценарии квест-игр «В поисках здоровья», «Волшебный сундучок». 8. Сценарии развлечений и спортивных праздников: «Веселый стадион», «Спортивный калейдоскоп», «Лесная спартакиада». 9. Консультации для педагогов: «Особенности развития двигательной деятельности дошкольников в процессе квестов», «Обогащение предметно-пространственной среды в группе по развитию движений у дошкольников». 10 Презентации-консультации для педагогов: «Формы активизация двигательной деятельности дошкольников», «Применение подвижных игр в коррекционно-образовательном процессе с детьми с ОВЗ». | В течение года | |
Проектирование деятельности | Поэтапный алгоритм профессиональной деятельности по теме: I этап – организационный
II этап – практический
- кинезиологические упражнения А.Л. Сиротюк; - массаж биологически активных зон по А.А.Уманскому; -пальчиковую гимнастику В. Цвынтарного; - элементы психогимнастики М.И.Чистяковой; - логоритмические упражнения и речевые ритмические игры А.Я. Мухиной, М.Ю. Картушиной; -дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой. III этап – обобщающий
| Сентябрь - ноябрь 2019 Декабрь 2019 – март 2020 Апрель 2020 – май 2020 | |
Мониторинг деятельности |
| Октябрь-ноябрь 2019 Декабрь 2019 Май 2020 | |
Психолого-педагогическое обеспечение | Формирование личностных качеств воспитанников в процессе реализации темы по самообразованию |
| Постоянно |
Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования | Провести совместно с родителями и для родителей: 1. Спортивные развлечения: «Малые олимпийские игры», «Семейный марафон»; 2. Мастер-классы: «Степ-упражнения для укрепления здоровья детей», «Подвижные игры для дошкольников». 3. Консультации: «Значение подвижной игры в физическом развитии ребенка», «Игры и забавы с детьми от 3 до 7 лет зимой на улице», «Коррекция плоскостопия и осанки», «Современные технологии по оздоровлению дошкольников». 4. Буклеты: «Здоровая семья – здоровые дети», «Как закалять ребенка», «Учим детей самомассажу». | Ноябрь Февраль Март Январь Сентябрь Декабрь Апрель Май Апрель Ноябрь Март | |
Условия реализации методической темы | Создание развивающей предметно-пространственной среды |
| Сентябрь - декабрь 2019 |
Обобщение результатов | Описание и обобщение деятельности по теме самообразования | Представление опыта в форме:
- «Профилактика простудных заболеваний у воспитанников ДОУ посредством использования технологий оздоровления», - «Эффективные методы оздоровления детей в процессе двигательной деятельности». | Апрель - май 2020 |
Литература
Нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).
Научная и методическая литература:
- Акулова А.И. Ритмическая гимнастика для детей 6-7 лет. - Физкультура и спорт, 2007.
- Гуськова А.А. Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет: Развитие моторики, коррекция координации движения и речи.- Волгоград: Учитель, 2014.
- Долгорукова О. «Фитнес-аэробика // Обруч 2005 №6.
- Здоровьесберегающее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Филиппова Л.В., Лебедев Ю.А., Шилкова И.К., Силкин Ю.Р., Большев А.С. и др. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
- Казина О.Б. Веселая физкультура для детей и их родителей. Занятия, развлечения, праздники, походы. – М.: АСТ, 2008.
- Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б.Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие. - М.: Линка-Пресс, 2000.
- Кузина И. «Степ-аэробика не просто мода» // Обруч 2005 №1.
- Кузина И. Степ-аэробика для дошкольников // Дошкольное образование, 2008 №5 5.
- Нищева Н.В. Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Детство-Пресс.- 2013.
- Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. – М: «Речь», 2009.
- Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду.- М.: Мозаика-синтез, 2008.
- Рунова М.А. Движение день за днем; Двигательная активность - источник здоровья детей: пособие для педагогов дошкольных учреждений, препод. и студ.; - М.: Линка - Пресс, 2007.
- Силантьева С.В. Игры и упражнения для свободной двигательной деятельности детей дошкольного возраста. Детство-Пресс. 2013.
- Соломенникова Н.М. Формирование двигательной сферы детей 3-7 лет. Фитболгимнастика.- Волгоград: Учитель, 2009.
- Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр для занятий с детьми 2-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2016.
- «Степ-данс» - шаг навстречу здоровью // Дошкольная педагогика №1/01/11.
- Сулим Е.В. Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг. – М.: Сфера, 2010.
- Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Са-Фи-Дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей. - СПб.: Детство-Пресс, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/08/picture-472126-1507443598.jpg)
план работы по самообразованию «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»
данный материал поможет педагогам дошкольного образования, использующим в своей практике проектный метод...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/19/picture-1138661-1555702006.jpg)
Тема самообразования "Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в игровой деятельности"
Примерные игры на развитие двигательной активности детей, формирование ценности здорового образа жизни....
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/28/picture-1154277-1646057675.jpg)
План по самообразованию «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».
Материал содержит планирование по самообразованию воспитателя ДОУ на год....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/19/picture-1138661-1555702006.jpg)
Проект на тему самообразования " Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста"
Цель, задачи и формы физического воспитания.Огранизация двигательной деятельности в ДОУ. Значение утренней гимнастики, физкультминуток, динамических пауз, гимнастики после пробуждения, игр...
Перспективный план по самообразованию "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность с детьми 6-7 лет".
Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует раз...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/28/picture-1348857-1632839110.jpg)
РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Двигательная активность является неотъемлемой частью гармоничного развития ребенка. В современные годы, когда появилось такое разнообразие компьютерных игр, интерактивных панелей, удерживающих ребенка...
Представление педагогического опыта «Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в игровой деятельности».
Двигательная активность является одной из основных, генетически обусловленных биологических потребностей детского организма.Двигательная активность способна сохранить здоровье без лекарств. Фундамент ...