План по самообразованию «Развитие двигательной активности у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»
материал по физкультуре

Куклина Оксана Сергеевна

Данный план по самообразованию разработан в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuklina_o.s._plan_po_samoobrazovaniyu_1.docx42.75 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию

«Развитие двигательной активности

у детей дошкольного возраста

в процессе игровой деятельности»

Разработала:

инструктор по физической культуре

Куклина Оксана Сергеевна

Пояснительная записка

Данный план по самообразованию разработан в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми дошкольного возраста.

Нормативный срок освоения плана: 2019-2020 уч. год.

Основания для разработки:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).
  5. Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении и введении в действие федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
  6. Образовательная программа дошкольного образования МАОУ СШ № 55
  7. Рабочая программа инструктора по физкультуре.

Актуальность выбранной темы

В настоящее время проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность и социальную значимость. Медики, психологи, педагоги отмечают общую тенденцию - снижение двигательной активности детей, а для ребенка-дошкольника потеря в движениях - это потеря в здоровье, развитии, знаниях.

В дошкольном детстве посредством двигательной активности как раз и развиваются жизненно необходимые физиологические функции организма, физические качества, закладываются основы и ценности здорового образа жизни.

Не случайно в Федеральном государственном образовательном стандарте одной из задач образовательной области «Физическое развитие» является задача формирования опыта в двигательной деятельности дошкольников. (п. 2.6. ФГОС ДО)

Но, к сожалению, современные дети (даже дошкольники) большую часть свободного времени проводят за компьютерными, а не подвижными играми. Они не умеют и не стремятся организовать коллективные оздоровительные игры или игры-соревнования.

То есть, их биологическая потребность в движении не удовлетворяется в полной мере, что способствует ухудшению состояния здоровья, частым простудным заболеваниям, снижению иммунитета.  

Таким образом, существует несогласованность между современными ориентирами и подходами к физическому развитию дошкольников и реальной практической ситуацией.

Необходимость решения данной проблемы определяет данную тему по самообразованию как актуальную и своевременную.

Решение этой проблемы я вижу в применении в образовательном процессе различных игр: подвижных, малой подвижности, сюжетных, игровых ситуаций, творческих игровых заданий.Такие игры являются очень эффективным средством физического развития дошкольников.

Они направлены на развитие физических качеств и основных движений, на формирование основ культуры здоровья, на вовлечениевоспитанников в активную физическую деятельность.

Новизна моего опыта заключается в применении комплекса современных форм, методов и средств педагогической деятельности. Благодаря применению деятельностного подхода, современных образовательных технологий, развивающих методов, а также личностно-развивающему характеру взаимодействия с детьми, физическая деятельность дошкольников наполняется новым смыслом и влияет непосредственно на личностное развитие ребенка.

А на современном этапе задача развития личностных качеств детей (в том числе и физических качеств) является одной из самых актуальных. Личностно развитый ребенок активен, любознателен, инициативен, стремится получить новые знания. У него развиваются произвольное и волевое поведение, активнее познается окружающий мир, легче устанавливаются контакты со взрослыми и сверстниками.

Учитывая актуальность данного направления, я определила цель и задачи своей профессиональной деятельности.

Цель: Совершенствовать профессиональные компетенции по вопросам развития двигательной активности детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

Задачи:

  1. Создать условия для развития двигательной деятельности дошкольников, которые предусматривают организацию развивающей предметно-пространственной среды, разработку методического, дидактического и иллюстративного материала.
  2. Разработать перспективное планирование по теме самообразования.
  3. Разработать программу дополнительного образования для детей, способствующую обогащению двигательного опыта дошкольников.
  4. Организовать систематическую работу по теме со всеми участниками образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами.
  5. Провести мониторинг развития двигательной активности воспитанников (вводную и итоговую диагностику).
  6. Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег и родителей на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.

Предполагаемый результат

Для детей:

1. Снижен уровень заболеваемости.

2. Укреплена осанка, улучшены физические качества: координация, сила, общая выносливость, ловкость, гибкость, скорость, равновесие.

3. Сформирована техника выполнения различных видов основных движений, оптимально возрастным нормам ребенка.

4. Сформированы основы здорового образа жизни.

5. Развит интерес к подвижным играм и спортивным упражнениям.

6. Развито желание участвовать в образовательных и досуговых мероприятиях спортивного характера.

Для инструктора по физической культуре:

  1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для организации двигательной активности детей в процессе игровой деятельности
  2. Разработан учебно-методический комплект: картотеки различных игр, физических упражнений, сценарии квестов, спортивных праздников и развлечений, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
  3. Внедрены в образовательный процесс технологии, способствующие совершенствованию двигательного опыта воспитанников. современные формы и методы работы по физическому развитию детей.
  4. Обогащена развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по теме самообразования.
  5. Организовано эффективное взаимодействие с родителями по физическому развитию детей.

Для родителей:

  1. Сформированы теоретические знания и практические умения для развития двигательной активности детей.
  2. Приобретён педагогический опыт активного участия в оздоровлении и физическом развитии своего ребенка.
  3. Развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе детского сада, который посещает ребенок.
  4. Установлено единство с инструктором по физкультуре в вопросах оздоровления и физического развития своего ребенка.

План по самообразованию

Модуль

Направления деятельности по теме

Мероприятия

Сроки

Научно-методическое обеспечение

Обучение по теме самообразования

  1. Пройти курсы повышения квалификации по физическому развитию дошкольников.
  2. Обучиться на вебинарах и онлайн-семинарах по теме развития двигательной активности дошкольников.
  3. Изучить опыт других педагогов по данной теме.

В течение года

Ознакомление с  научной и методической литературой по теме.


Изучить особенности развития двигательной активности дошкольников из пособий:

  1. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду.- М.: Мозаика-синтез, 2008.
  2. Рунова М.А. Движение день за днем; Двигательная активность - источник здоровья детей: пособие для педагогов дошкольных учреждений, препод. и студ.; - М.: Линка - Пресс, 2007.
  3. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б.Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие. - М.: Линка-Пресс, 2000.
  4. Здоровьесберегающее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Филиппова Л.В., Лебедев Ю.А., Шилкова И.К., Силкин Ю.Р., Большев А.С. и др. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 

Ознакомиться и выбрать технологии, способствующие развитию двигательной активности дошкольников:

  1. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. – М: «Речь», 2009.
  2. Соломенникова Н.М. Формирование двигательной сферы детей 3-7 лет. Фитболгимнастика.- Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Сулим Е.В. Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг. – М.: Сфера, 2010.
  4. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Са-Фи-Дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей. - СПб.: Детство-Пресс, 2016.

Выбрать подвижные игры и упражнения из книг:

  1. Акулова А.И. Ритмическая гимнастика для детей 6-7 лет. - Физкультура и спорт, 2007.
  2. Нищева Н.В. Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Детство-Пресс.- 2013.
  3. Силантьева С.В. Игры и упражнения для свободной двигательной деятельности детей дошкольного возраста. Детство-Пресс. 2013.
  4. Гуськова А.А. Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет: Развитие моторики, коррекция координации движения и речи.- Волгоград: Учитель, 2014.
  5. Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр для занятий с детьми 2-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2016.
  6. Казина О.Б.  Веселая физкультура для детей и их родителей. Занятия, развлечения, праздники, походы. – М.: АСТ, 2008.

Разработать программу дополнительного образования по степ-аэробике на основе публикаций и книг:

  1. «Степ-данс» - шаг навстречу здоровью // Дошкольная педагогика №1/01/11.
  2. Долгорукова О. «Фитнес-аэробика // Обруч 2005 №6.
  3. Кузина И. Степ-аэробика для дошкольников // Дошкольное образование, 2008 №5 5.
  4. Кузина И. «Степ-аэробика не просто мода» // Обруч 2005 №1.
  1. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Са-Фи-Дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей. - СПб.: Детство-Пресс, 2016.

Сентябрь – октябрь

2019

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

Разработатьучебно-методический комплект:

1. Комплексно-тематическое планирование.

2. Картотеку подвижных игр для каждого возраста.

3. Картотеку подвижных народных игр.

4. Оздоровительный проект «Веселые коньки».

5. Конспекты НОД: «Путешествие в Африку», «Игры наших бабушек» и др.

 6. Комплекс гимнастик «Минутки здоровья» (пальчиковых, для глаз, дыхательных, бодрящих,  ортопедических).

7. Сценарии квест-игр «В поисках здоровья», «Волшебный сундучок».

8. Сценарии развлечений и спортивных праздников: «Веселый стадион», «Спортивный калейдоскоп», «Лесная спартакиада».

9. Консультации для педагогов: «Особенности развития двигательной деятельности дошкольников в процессе квестов», «Обогащение предметно-пространственной среды в группе по развитию движений у дошкольников».

10 Презентации-консультации для педагогов: «Формы активизация двигательной деятельности дошкольников», «Применение подвижных игр в коррекционно-образовательном процессе с детьми с ОВЗ».

В течение года

Проектирование деятельности

Поэтапный алгоритм профессиональной деятельности по теме:

I этап – организационный

  1. Обогатить предметно-пространственную среду для развития двигательной активности детей в игровой деятельности.
  2.  Формировать двигательный опыт дошкольников посредством ознакомления с различными видами подвижных игр.
  3.  Организовать взаимодействие с родителями по вопросам оздоровления и развития двигательной активности детей.

II этап – практический

  1. Совершенствовать двигательные навыки дошкольников в подвижных  играх.
  2.  Развивать основные физические качества: быстроту, ловкость, меткость, выносливость, внимание и координацию.
  3. Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.
  4. Применить здоровьесберегающие технологии:

- кинезиологические упражнения А.Л. Сиротюк;

- массаж биологически активных зон по А.А.Уманскому;

-пальчиковую гимнастику В. Цвынтарного;

- элементы психогимнастики М.И.Чистяковой;

- логоритмические упражнения и речевые ритмические игры А.Я. Мухиной, М.Ю. Картушиной;

-дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой.

III этап – обобщающий

  1. Использовать накопленный игровой опыт детей в самостоятельных играх.
  2.  Развивать творческую инициативу в игровой деятельности.
  3.  Провести анализ результатов по теме.
  4.  Обобщить опыт работы.

Сентябрь - ноябрь 2019

Декабрь 2019

– март 2020

Апрель 2020

 – май 2020

Мониторинг деятельности

  1. Провести диагностику по методике Г.П. Лесковой и Н.А. Ноткиной «Нормативы для оценки результатов физических качеств детей» (Ленинградский педагогический институт им. Герцена).
  2. Провести промежуточную диагностику с детьми, имеющими проблемы с развитием физических качеств.
  3. Провести анализ результатов вводной и итоговой диагностик.

Октябрь-ноябрь 2019

Декабрь 2019

Май

2020

Психолого-педагогическое обеспечение

Формирование личностных качеств воспитанников

в процессе реализации темы по самообразованию

  1. Создать психолого-педагогические условия для развития двигательной активности.
  2. Создать условия для организации самостоятельных подвижных игр.
  3. Поддерживать позитивный эмоциональный фон в процессе взаимодействия с детьми.
  4. Применять такие педагогические приемы как поощрение, похвала, юмор, которые позволят ребенку испытать положительные эмоции в образовательной деятельности.
  5. Стимулировать физическую раскрепощенность и двигательную активность детей.
  6. Развивать инициативу и самостоятельность воспитанников.
  7. Развивать целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца.

Постоянно

Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования

Провести совместно с родителями и для родителей:

1. Спортивные развлечения: «Малые олимпийские игры»,

«Семейный марафон»;

2. Мастер-классы: «Степ-упражнения для укрепления здоровья детей»,

«Подвижные игры для дошкольников».

3. Консультации: «Значение подвижной игры в физическом развитии ребенка»,

«Игры и забавы с детьми от 3 до 7 лет зимой на улице», «Коррекция плоскостопия и осанки»,

«Современные технологии по оздоровлению дошкольников».

4. Буклеты: «Здоровая семья – здоровые дети»,

«Как закалять ребенка»,

«Учим детей самомассажу».

Ноябрь

Февраль

Март

Январь

Сентябрь

Декабрь

Апрель

Май

Апрель

Ноябрь

Март

Условия

реализации методической темы

Создание развивающей предметно-пространственной среды

  1. Обогатить РППС разнообразным оборудованием для ходьбы, перешагивания, перепрыгивания: канатами, косичками, дорожками из следов стоп, массажными дорожками.
  2. Дополнить РППС атрибутами для самомассажа: массажерами, массажными перчатками и массажными мячиками.
  3. Изготовить атрибуты для подвижных и самостоятельных игр.

Сентябрь

- декабрь 2019

Обобщение результатов

Описание и обобщение деятельности по теме самообразования

Представление опыта в форме:

  1. Фотовыставки работы кружка «Степ-аэробика».
  2. Дня открытых дверей с просмотром работы кружка.
  3. Выступлений: «Подвижные игры как средство обогащения двигательного опыта ребенка», «Взаимодействие с родителями по развитию двигательной активности детей».
  4. Публикаций:

- «Профилактика простудных заболеваний у воспитанников ДОУ посредством использования технологий оздоровления», - «Эффективные методы оздоровления детей в процессе двигательной деятельности».

Апрель

- май

2020

Литература

Нормативно-правовые документы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).

Научная и методическая литература:

  1. Акулова А.И. Ритмическая гимнастика для детей 6-7 лет. - Физкультура и спорт, 2007.
  2. Гуськова А.А. Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет: Развитие моторики, коррекция координации движения и речи.- Волгоград: Учитель, 2014.
  3. Долгорукова О. «Фитнес-аэробика // Обруч 2005 №6.
  4. Здоровьесберегающее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Филиппова Л.В., Лебедев Ю.А., Шилкова И.К., Силкин Ю.Р., Большев А.С. и др. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  5. Казина О.Б.  Веселая физкультура для детей и их родителей. Занятия, развлечения, праздники, походы. – М.: АСТ, 2008.
  6. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б.Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие. - М.: Линка-Пресс, 2000.
  7. Кузина И. «Степ-аэробика не просто мода» // Обруч 2005 №1.
  8. Кузина И. Степ-аэробика для дошкольников // Дошкольное образование, 2008 №5 5.
  9. Нищева Н.В. Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Детство-Пресс.- 2013.
  10. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. – М: «Речь», 2009.
  11. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду.- М.: Мозаика-синтез, 2008.
  12. Рунова М.А. Движение день за днем; Двигательная активность - источник здоровья детей: пособие для педагогов дошкольных учреждений, препод. и студ.; - М.: Линка - Пресс, 2007.
  13. Силантьева С.В. Игры и упражнения для свободной двигательной деятельности детей дошкольного возраста. Детство-Пресс. 2013.
  14. Соломенникова Н.М. Формирование двигательной сферы детей 3-7 лет. Фитболгимнастика.- Волгоград: Учитель, 2009.
  15. Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр для занятий с детьми 2-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2016.
  16. «Степ-данс» - шаг навстречу здоровью // Дошкольная педагогика №1/01/11.
  17.  Сулим Е.В. Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг. – М.: Сфера, 2010.
  18. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Са-Фи-Дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей. - СПб.: Детство-Пресс, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план работы по самообразованию «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

данный материал поможет педагогам дошкольного образования, использующим в своей практике проектный метод...

Тема самообразования "Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в игровой деятельности"

Примерные игры на развитие двигательной активности детей, формирование ценности здорового образа жизни....

Проект на тему самообразования " Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста"

Цель, задачи и формы физического воспитания.Огранизация двигательной деятельности в ДОУ.  Значение утренней  гимнастики, физкультминуток, динамических пауз, гимнастики после пробуждения, игр...

Перспективный план по самообразованию "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность с детьми 6-7 лет".

Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует раз...

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Двигательная активность является неотъемлемой частью гармоничного развития ребенка. В современные годы, когда появилось такое разнообразие компьютерных игр, интерактивных панелей, удерживающих ребенка...

Представление педагогического опыта «Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в игровой деятельности».

Двигательная активность является одной из основных, генетически обусловленных биологических потребностей детского организма.Двигательная активность способна сохранить здоровье без лекарств. Фундамент ...