Программа "Мир сенсорики"
рабочая программа

Шерипова Патимат Арсланбековна

Цель программы:

Развитие умственных способностей у детей младшего дошкольного возраста через сенсорное развитие.

Задачи:

  • Дать детям представления о сенсорных эталонах, являющихся образцами основных разновидностей каждого свойства: 6, затем 7 цветов спектра, 5 геометрических фигур, 3 градации величины.

  • Формировать познавательную активность детей при проведении непосредственной обучающей деятельности (игры, дидактические упражнения, эксперименты, игровые задания и поручения).

  • Закрепить четкие представления о разновидностях каждого свойства.

  • Научить правильно, понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Т.к. «величина» не имеет «абсолютного» значения, учить воспринимать ее только в сравнении с другой величиной.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_mir_sensoriki.docx231.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

        «Центр образования «Школа-сад №7»

Программа

дополнительного образования

по сенсорному развитию

для детей группы раннего возраста

«Мир-сенсорики»

Составитель: Шерипова Патимат Арсланбековна

           

Ханты-Мансийск, 2019г.

Пояснительная записка.

Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

Ведущую роль сенсомоторики при восприятии и познании различных предметов с помощью активного осязания подчеркивали Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец и др. Сочетание работы кожно-механического и двигательного анализаторов обеспечивает информацию о размерах, форме, твердости, соотношении частей и других характеристик ощупываемых предметов. Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а лишь в ходе усвоения общественного сенсорного опыта, под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов. Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой — имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.

Ранний этап развития ребенка предполагает формирование широкой ориентировки в предметном окружении.

Не только  ознакомление с цветом, формой, величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и др. с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций (А. В. Запорожец, А. П. Усова).

Необходимость точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребенком в тех случаях, когда он должен эти свойства воссоздать в процессе своей деятельности, так как от того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат.

Познание свойств и качеств предметов, явлений, овладение обобщенными знаниями и умениями, связанными с ориентировкой в окружающем, происходят в процессе различных видов содержательной деятельности (изначально — в процессе предметной деятельности). На этой позиции базируется современная система сенсорного развития детей в отечественной науке (В. Н. Аванесова, Л. А. Венгер, А. Н. Лебедева, Н. Н. Поддьяков, Н. П. Сакулина и др.).

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

  •  является основой для интеллектуального развития;
  • упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
  •  обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
  •  развивает наблюдательность;
  •  готовит к реальной жизни;
  •  позитивно влияет на эстетическое чувство;
  •  является основой для развития воображения;
  •  развивает внимание;
  • дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
  •  влияет на расширение словарного запаса ребенка;
  • влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

  Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

  Для решения этой задачи в группе в этом учебном году был организован кружок для детей раннего возраста «Мир - сенсорики»

В основе программы лежат следующие принципы:

  • Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей   ребенка.
  • Принцип системности коррекционных  и развивающих задач.
  • Принцип единства диагностики и коррекции.
  • Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
  • Принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации.

 Программа реализуется через занятия, которые проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня. Формы организации деятельности: подгрупповая, индивидуальная. Используются следующие методы: игровой метод (дидактические игры), наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов), практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

Цель программы:

Развитие умственных способностей у детей младшего дошкольного возраста через сенсорное развитие.

Задачи:

  • Дать детям представления о сенсорных эталонах, являющихся образцами основных разновидностей каждого свойства: 6, затем 7 цветов спектра, 5 геометрических фигур, 3 градации величины.
  • Формировать познавательную активность детей при проведении непосредственной обучающей деятельности (игры, дидактические упражнения, эксперименты, игровые задания и поручения).
  • Закрепить четкие представления о разновидностях каждого свойства.
  • Научить правильно, понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Т.к. «величина» не имеет «абсолютного» значения, учить воспринимать ее только в сравнении с другой величиной.

Направления   программы:

Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно - перцептивных процессов.

Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития,  воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость  мышления, словарный запас речи, воображение), воспитание  умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.

Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире.

Организационно-методическая деятельность по реализации программы.

  • Систематический анализ сенсорного развития детей с целью последующей психолого-педагогической коррекции.
  • Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей.
  • Определение содержания педагогического процесса в образовательном учреждении, способствующего формированию сенсорной культуры, сенсорному образованию детей.
  • Создание условий для кружковой деятельности.

     Гибкая форма организации кружка в совместной деятельности детей и взрослого позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками обследования, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. В начале деятельности рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе деятельности, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток педагог подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна. Формы проведения деятельности различны.

Диагностическое сопровождение.

     Диагностика эффективности программы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста «Её величество Сенсорика» осуществляется на итоговых занятиях и в процессе беседы с родителями и педагогами в конце учебного года.

Основными критериями определения уровней сенсорных способностей у детей стали:

  • степень ориентировки ребенка в основных цветах спектра;
  • умение ребенка подбирать геометрические фигуры по образцу;
  •  умение ребенка находить и называть предметы разной величины;
  •  знания свойств предметов и слов их обозначающих;
  •  эмоциональное отношение к предложенной деятельности;
  •  результат.

За основу были взяты комплексы показателей из работы специалиста по раннему детству Е.Б. Волосовой «Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели)».

Цель: Выявить умения ребенка различать цвета по принципу “такой же – не такой), называть их (красный, желтый, зеленый, синий).

Разложить цветы на столе врассыпную. Предложить ребенку помочь бабочке найти свой цветок: “Посади бабочку на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно”.

После выполнения задания ребенком подвести итог: “Желтая бабочка села на желтый цветок…. Все бабочки спрятались. Молодец!”

Красный круг– Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя цвет.

Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но цвет не называл.

Зеленый круг – Ребенок путает цвета, но с помощью педагога исправляет ошибку.

Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

Показать и рассмотреть с ребенком кубик и шарик, называя их. Показать “домик”, в котором они живут, только заходят в разные “двери” (показ воспитателя)

Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя фигуры.

Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но фигуры не назвал.

Зеленый круг – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибку.

Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

Цель: Выявить умения ребенка сравнивать предметы по величине (большой – маленький, больше - меньше), различать понятия “один – много”.

Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно, сопровождая свои действия словами по показу педагога.

Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но не сопровождал свои действия словами. Педагог задавал наводящие вопросы.

Зеленый круг – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибки, и с заданием справился.

Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

Цель: Выявить уровень зрительного восприятия формы предмета: насколько ясно ребенок представляет форму геометрической фигуры, узнает ли ее среди других.

Красный круг – Ребенок ни разу не ошибся.

Желтый круг – Ребенок ошибся один раз.

Зеленый круг – Ребенок ошибся 2-3 раза

Пустой круг – Ребенок ошибся все 4 раза.

Цель: Выявить умение детей сравнивать два предмета по длине путем наложения или приложения и находить одинаковые.

Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно правильно без помощи педагога.

Желтый круг – Педагог направлял ребенка словами, и он справился с заданием.

Зеленый круг – Ребенок ошибся и исправляет себя с помощью действий воспитателя.

Пустой круг – Ребенок не справился с заданием и с помощью взрослого.

Структура занятия:

  • Приветствие;
  • Основная часть,
  • прощание.

 Приветствие способствует сплочению детей, установлению контакта, создаёт атмосферу доверия: «Добрые пожелания», « Я рад тебя видеть», «Я тебя люблю», «Я скучал по тебе».

Основная часть включает в себя дидактические игры и задания, направленные на решение задач занятия. На занятиях предполагается чередование видов деятельности: переход от дидактической игры к подвижной деятельности.

Прощание позволяет создавать у каждого участника чувство принадлежности к  группе и закрепляет положительные эмоции, полученные от работы на кружке.

Объекты программы

  • Дети 2-3 лет.
  • Семьи детей,  посещающих группу.
  • Педагогический персонал группы.

Принципы комплектования группы и организации работы.

  • Учет интересов и способностей детей.
  • Желание родителей.
  • Добровольное участие.
  • Учет психофизических особенностей детей.

Продолжительность реализации программы:

Данный курс состоит из 34 занятий по 10- минут каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во вторую половину дня.

Предполагаемый результат:

  • Дети различают и называют основные цвета.
  • Различают и называют геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат, треугольник).
  • Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка и.тд.).
  • Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
  • Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.

Поэтапный план реализации программы

Подготовительный этап:

1.Создание предметно-пространственной среды в группе:

а) изготовление картотеки игр, сбор художественного слова(стихотворений, потешек, загадок).

б) изготовление атрибутов для ООД, игр.

Основной этап:

Перспективное планирование игровых занятий по кружковой работе на период учебного года (сентябрь 2019г. по май 2020г.)

Заключительный этап:

1. Диагностика детей по сенсорному развитию в группах раннего возраста на окончание учебного года 2019 -2020г.

2. Подведение итогов проекта (работы кружка).

3. Подготовка презентации по фотографиям.

4. Оформление стенгазеты для родителей по итогам.

5. Заметки на работу кружка на следующий учебный год, перспективное планирование.

Приложение.

Перспективный план работы в группах раннего возраста

на  учебный год

Сентябрь.

  1. Знакомство с цветами: желтый, красный, синий, зеленый, белый, черный. Дидактическая игра «Спрячь мышонка».
  2. Знакомство с формой: квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, круг. Дидактическая игра: «Птичка в клетке».
  3. Знакомство с параметрами трех величин. Дидактическое упражнение «Накорми мишек»
  4. Интегрированная ООД: «Найди такой же по цвету и форме».

Октябрь.

  1. «Спрячь зайку от лисы» - цвет.
  2. «Кто где спит» - форма.
  3. «Игра с мячами» - величина.
  4. Интегрированная ООД: «Чудесный мешочек» - форма и величина.

Ноябрь.

  1. Окраска воды – цвет.
  2. Какой формы предметы в нашей группе.
  3. Построим башню.
  4. Интегрированная ООД Разноцветные комнаты – цвет и величины

Декабрь.

  1. «Украшение для ёлочки» - цвет.
  2. «Новогодние елочки» - величина.
  3. «Составные картинки» – форма.
  4. Лото «цвет и форма».

Январь.

  1. Дидактическая игра «Хвост у петуха» - цвет.
  2. Дидактическая игра «Магазин» - форма.
  3. Дидактическая игра «Кто выше» - величина.

Февраль.

  1. Дидактическая игра «Живое домино» - цвет.
  2. Игра – соревнование «Кто быстрее свернет ленту» - величина.
  3. «Построим башню» - величина.
  4. Интегрированная ООД «Радуга» - цвет и величина.

Март.

  1. Игровые поручения – цвет и величина.
  2. Дидактическая игра «Соберем фрукты» – величина.
  3. Игровое упражнение «Найди свой домик» - форма.
  4. Интегрированная ООД «Платочек для мамы» - форма.

Апрель.

  1. Дидактическая игра «Разноцветные флажки» - цвет.
  2. Дидактическая игра «Принеси и покажи» – форма и величина.
  3. Игровое упражнение «Найди свою полянку» - цвет.
  4. Дидактическое упражнение «Как звери выбирали себе место».

Май.

  1. Закрепление – дидактическая игра «Пришла весна» - цвет, форма и величина.
  2. Закрепление – коллективное рисование «Цвета весны».
  3. Закрепление – коллективная аппликация «Весенняя капель» - величин.

При правильном подходе Сенсорное развитие ребенка формирует его сознание и способности к оценке происходящих событий.

Занимаясь с детьми и приобщая их к сенсорной культуре мы открываем перед ними неограниченные возможности для проявления потенциальных талантов, а также самореализации на этапе взрослой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по сенсорике в 1 младшей группе. Педагог Бойкова О.В.

Организованная образовательная деятельность с детьми раннего возраста. Сенсорное развитие детей в процессе игры с "Волшебной картиной". Картина создана самим педагогом....

Конспект по сенсорике с использованием русского народного фольклора <<Снеговики в гостях у ребят>>

Конспект по сенсорике с использованием русского народного фольклора <<Cнеговики в гостях у ребят>>...

Конспект занятия по сенсорике в 1-й младшей группе

Занятие по ознакомлению детей с основными цветами (красный, желтый, синий) и различными предметами....

Венгер. Сенсорика. 2 мл гр.

Занятия программы "Развитие" по сенсорике....

Занятие по сенсорике

ЗАНЯТИЯ ПО СЕНСОРИКЕ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Консультация для родителей по сенсорике

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Проект по сенсорике "Веселая сенсорика"

Актуальность проекта. В дошкольной педагогике одним из вопросов требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры детей дошкольного возраста.Сенсорная культура ре...