Статья на Маам.ру-образовательный портал
статья (старшая группа)

Трофимова Евгения Михайловна

Организация предметно-развивающей среды в проектной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

https://www.maam.ru/detskijsad/organizacija-predmetno-razvivayuschei-sredy-v-proektnoi-dejatelnosti.html

Евгения Трофимова
Организация предметно-развивающей среды в проектной деятельности

«Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки,

рисунка, фантазии, творчества.

Этот мир должен окружать ребенка…»

В. Сухомлинский

Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями окружающего мира. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Зачем нужна предметно-развивающая среда воспитателю? Она является эффективным вспомогательным средством для воспитателя при поддержке индивидуальности и целостного развития ребенка до школы. Развивающая среда строится с целью предоставления детям наибольших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности. Служит для воспитателя специальным пространством организации деятельности детей и влияет на воспитательный процесс.

Главная задача воспитателя создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам: создавать положительное состояние у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдых.

Насыщенная предметно-пространственная и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности».

При проектировании развивающей предметно пространственной среды в ДОУ важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки.

Организация развивающей предметно пространственной среды в детском саду должно отвечать следующим требованиям, предъявляемым Федеральными Государственными Образовательными Стандартами:

- обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, а так же возможности для уединения;

- обеспечивать реализацию образовательной программы образовательного учреждения

-учитывать национально-культурные, климатические условия;

- должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Одним из современных перспективных методов образования дошкольников, является метод проектирования, который я активно использую в своей работе.

Считаю, что правильно организованная развивающая предметно -пространственная среда может стать одной из важных составляющих в организации проекта.

Поэтому активно использую изменения в развивающей среде в качестве мотивации к проекту; вместе с детьми вносим изменения в пространство группы во время реализации проекта; насыщаем предметно-пространственную среду итоговыми продуктами, полученными в ходе проекта.

В прошлом учебном году в нашей второй младшей-средней группе были реализованы проекты, посвящённые ознакомлению с сезонными изменениями в природе. В качестве мотивации к началу проекта было появление на тематической стене в группе барышни-Осени, Весны, Лета и Зимы. В ходе наблюдений, исследовательской деятельности детей и изучения примет времени года, мы дополняли тематическую стену осенью продуктами деятельности детей: дерево с разноцветными листьями, осенний дождь, заготовки на зиму, перелётные птицы, собранные во время экскурсии осенние листья, украсили причёску Осени, в уголке творчества появились осенние пейзажи и раскраски, в книжном уголке книги об осени, в математическом уголке шишки, жёлуди и «грибы», в уголке природы появился гербарий.

Для барышни зимы дети нарисовали и вырезали снежинки, сделали макет кормушки для птиц, украсили корону и варежки барышни зимними узорами. В уголке творчества появились зимние пейзажи и раскраски, в книжном уголке книги о зиме и новогодних праздниках, в речевом уголке снежные комочки из ваты и картинки для составления рассказов. В группе ребята сделали «птичью столовую» из одноразовых стаканчиков, которую пополняли кормом родители вместе с детьми.

Мотивацией к проекту «Берёзовая роща» стало появление в уголке «Мой край» птицы грача с берёзовой веточкой в клюве. В ходе реализации проекта дети изготовили плакат «Берёзовая роща в разные времена года», коллаж «Лесные животные», собрали модель берёзки из ТИКО-конструктора, памятки для родителей «Берегите рощу», и вместе с ними выполнили поделки «Русская берёза». Итогом проекта стало создание макета «Берёзовая роща» и книги «Правила поведения в лесу».

Учёбный год в старшей-подготовительной группе начался с проекта «Как хлеб на стол пришёл». Живущий в нашей группе Незнайка, который часто проявляет интерес ко всему, принёс новый вопрос для детей«Сколько людей трудилось, чтобы хлеб на стол попал?». Чтобы ответить на этот вопрос дети посмотрели видеофильм, показывающий весь процесс от подготовки земли до появления хлеба в магазине, и отразили этот процесс в схемах на тематической стене; побывали в музее Курганской Государственной Сельскохозяйственной Академии, где посмотрели мультфильм о почве, рассмотрели разные виды почвы, удобрения, организмов, живущих в почве; В музее нам подарили пшеничные колосья, которые украшают теперь нашу группу; Узнав процесс приготовления теста, дети сами сделали солёное тесто, а из него вылепили хлебобулочные изделия для игрового уголка. Свои впечатления дети отразили в рисунках и сделали выставку «Как хлеб на стол пришёл». Итогом стало открытие Музея хлеба, в организации которого активное участие приняли родители. Дети угощали друг друга ароматными, свежеиспечёнными лакомствами, которые приготовили совместно с родителями дома. А так же дети собрали альбом о том, как хлеб на стол пришёл.

Проект «Моя семья-моя гордость» начался с появления фотографии в группе моей семьи, и моего рассказа детям о каждом члене семьи, о наших традициях и взаимоотношениях. Дети тоже прониклись желанием поделиться историей своей семьи, но для этого нам нужно было расширить представление о понятии «семья», о функциях членов семьи, взаимоотношениях между ними. В процессе развития этого проекта в нашей группе появились настольно-печатные игры на тему семьи, а так же атрибуты для сюжетно-ролевых игр; пополнилась картотека для пальчиковых игр, в книжном уголке появились книги со стихами, рассказами и сказками о семье, в центре творчества появились раскраски о семье. Итогом этого проекта стало появление в группе семейных альбомов, рассматривая которые дети рассказывали с гордостью о своей семье.

Активными участниками каждого проекта являются родители. Совместно с ними мы:

- изготовили поделки из природного и бросового материала.

-получили информацию, пополнили развивающую среду атрибутами, книгами, играми, костюмами.

Для того, чтобы систематизировать работу по пополнению развивающей предметно-пространственной среды нами была составлена таблица «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с проектной деятельностью», где отражено какие изменения происходят в предметно-пространственной среде на этапе мотивации к началу проекта, во время его реализации и что является его итоговым продуктом.

Таким образом, можно сделать вывод, что проектная деятельность, реализованная в детском саду, помогает интегрировать предметно-развивающую среду семьи и детского сада, связать воспитательно-образовательный процесс с социальной жизнью.

При этом организация проектной деятельности даёт возможность своевременно пополнять и обогащать развивающую среду в соответствии с интересующей детей темой, вносить в неё новейшие и актуальные элементы, а так же продукты, изготовленные совместно с детьми, родителями и сотрудниками ДОО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий фольклорного развлечения "Труд - кормит, лень - портит"

Вечер фольклорного развлечения для детей старшего возраста с инсценировкой сказки "Кому горшки мыть"....

Занятие в бассейне "Мы пришли сегодня в порт"

На этом занятии, я планирую решить следующие задачи:Совершенствовать навыки горизонтального положения тела  на воде, с поддерживающими средствами. Продолжать обучать ребят в освоении вдохов-выдох...

Благодарность Детского развивающего портала "Почемучка"

Благодарность воспитателю Никифоровой Наталье Владимировне за обеспечение участия своей воспитанницы Голишевой Яны во Всероссийском конкурсе детских рисунков "Профессия моей мечты"...

" Математическая галактика". Занятие по математике для подготовительной к школе группе. Материал взят с сайта: Мистер ГИД Образовательный портал.

Путешествие в математическую галактику.Цель: Закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия.Задачи:-Закрепить умения устанавливать соответствие между количеством предметов и...

Статья "Когда похвала не портит"

Стараясь воспитать у детей полезные привычки, научить их чему-то, родители постоянно оценивают их действия – хвалят, ругают, делают замечания. В разные периоды дошкольного возраста дети по-разно...

Статья Как мы портим детям игру

Статья для родителей об ошибках, которые мы допускаем играя (или не играя) с детьми...

Сценарий "Наша елочка" для второй младшей группы" (публикация в сборнике статей Международного образовательного портала "Солнечный свет" "Педагогика и образование")

Представлен сценарий "Наша елочка" для второй младшей группы, который был опубликован в сборнике статей Международного образовательного портала "Солнечный свет" "Педагогика и ...