Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями
статья (старшая группа)

Наталья Валерьевна Колтубаева

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, воспитатели, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? Ответы найдете в статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx41.08 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями

В работе ДОУ на данный момент актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры  родителей.
Родители очень нуждаются в помощи и поддержке в воспитании собственных детей. Не парадокс ли?

Но это так.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического характера усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Законе «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Семья играет главную роль в жизни ребенка. Первыми, кто передает ребенку опыт в непосредственном эмоциональном, нравственном, художественно-эстетическом, социально-личностном развитии становятся близкие взрослые, прежде всего его семья. Хорошо если в семье царят доверие, доброжелательность, искренняя забота, бережное отношение друг к другу, взаимопомощь. У ребенка, живущего в такой атмосфере, естественно и органично развивается способность к позитивному взаимодействию с окружающим миром. Он растет эмоционально защищенным и уверенным в себе, открытым и общительным.

Преобладающая часть родителей — не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знании в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Поэтому, сотрудничая с родителями я стремлюсь к позиции поддержки, учитываю эмоционально-личностные особенности как ребенка, так и его близких, придумываю способы вовлечения родителей в воспитательный процесс, предоставляя им право свободно, по своему усмотрению, знакомиться с жизнью ребенка в разных видах деятельности: в игре, труде, во время еды, на прогулке. Такие наблюдения источник новых, подчас неожиданных знаний о ребенке.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, воспитатели, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? Исходя из вышеизложенного, я сформулировала для себя следующие задачи:


-Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
-Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
-Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой необходимость решить следующие задачи:


- Создать атмосферу сотрудничества и сотворчества, установить партнёрские взаимоотношений в профессиональном общении с родителями воспитанников;
- Обеспечить преемственности воспитания в семье и в дошкольном образовательном учреждении;
- Содействовать в возрождении и сохранении традиций народной педагогики;
- Оказывать помощь в овладении родителями психолого-педагогической культурой, гуманистическим подходом к ребёнку;


Педагог и родители – партнёры в общем важном и нелёгком деле – воспитании детей. Успешным партнёрство может быть только при наличии взаимоуважения, доброжелательности. Сотрудничество и сотворчество, в основе которых – вера в ребёнка, его возможности, - станут основными формами взаимодействия педагога с семьями воспитанников.

В работе с семьёй я использую следующие принципы взаимодействия с родителями:
- Индивидуальный подход;
- Сотрудничество, а не наставничество;
- Системность;
- Гуманизация подходов к родителям.
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по четырем направлениям:
Информационно – аналитическое
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.
Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».
У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.
Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог – психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса. Педагог может передать родителям те неожиданные или интересные знания о ребенке,
которые не могли быть ими получены в семье (например, данные социометрического
исследования о положении ребенка в группе сверстников или особенности элементов
учебной деятельности, которые формируются у ребенка на занятиях). При этом педагог
доверительно сообщает родителям о своих затруднениях и советуется с ними, как
поступить.
Рассмотрим, какие формы общения педагога с родителями существуют.
Формы работы педагога с родителями в детском саду
Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом
взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип
индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные
способы вовлечения в работу большей части семей.
Презентация дошкольного учреждения
Цели: познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой
развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по
развитию личности каждого ребенка.
Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей
Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.
Педагогический совет с участием родителей
Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на
основе учета их индивидуальных потребностей.
Ход педсовета
Теоретическая часть, которую готовят педагоги в соответствии с темой педсовета.
Анкетирование родителей.
Проводится заблаговременно, чтобы выявить основные тенденции во мнениях родителей
по обсуждаемой проблеме.
Подведение итогов анкетирования.
вслух, так и в письменном виде. Записки рассматриваются, и на основе анализа
планируется работа с родителями в соответствующей форме.
Посещение семьи
Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих воспитанников.
Каждое посещение имеет свою цель.
Педагогические беседы с родителями
Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может
использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при
посещении семей, на родительском собрании, консультации.
Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру
беседы.
Тематические консультации
Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя
консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет.
Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми.
Консультация, как и беседа, требует подготовки для наиболее содержательных ответов
педагогов родителям.
Групповые собрания родителей
На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами
воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.
В течение учебного года рекомендуется проводить 3—4 групповых собрания, готовят их,
как правило, оба воспитателя поочередно. Продолжительность — 1, 5 часа.
«Круглый стол» с родителями
Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с
родителями актуальные проблемы воспитания.
Конференция с родителями
На конференции в занимательной форме педагоги, профильные специалисты и родители
моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не
только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и
устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.
Пример 1. Конференция для мам «Поговорим о маме».
Пример 2. Конференция для пап «Самый дорогой мой человек».
Общие собрания родителей (всеобучи)
На собраниях обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы всего
дошкольного учреждения.
Традиционные средства наглядной педагогической пропаганды — разнообразные стенды.
В каждой возрастной группе должен быть групповой стенд (уголок для родителей).
Первые визиты в детский сад.
Перед тем как ребенок начнет посещать детский сад, родители должны прийти на занятия
и познакомить с педагогами, другими детьми и вообще с детским садом.
Вводные собрания.
После того как ребенок записан в детский сад, вводные собрания для родителей помогают
им встретиться с воспитателями и другими родителями, узнать и ребенка, и его семью в
домашней обстановке.
Когда приводить и забирать ребенка
Расписание может быть составлено так, чтобы время, когда детей приводят в детский сад и забирают домой, использовалось для общения с семьями.
Письменные формы общения. Когда нехватка времени или сложности с расписанием мешают вам встретиться с родителями лично или если у вас нет телефона, поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения.
Брошюры, сайт ДОО
Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.
Доска объявлений.
Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др.
Отчеты.
Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями, которая
может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась система в работе с родителями.
Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из
«зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками
воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно-оздоровительной работы» консультация для педагогов

Слаженность в работе - залог хорошего результата, данное правило действует в любом коллективе, в т ч. пе­дагогическом, тем более что деятельность всех педагогов и специалистов ДОУ направлена на ...

Информационно-практическое занятие для педагогов ДОУ «Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с семьей»

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря к широким во...

Информационно-практическое занятие для педагогов ДОУ. Презентация. «Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с семьей»

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря к широким во...

Медиатека как способ взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с родителями в коррекционной работе

Медиатека как способ взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с родителями в коррекционной работе...

Консультация для педагогов "Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно- оздоровительной работы"

quot;Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно- оздоровительной работы"...

Консультация для педагогов ДОУ «Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно-оздоровительной работы»

Как показывает практика, многие воспитатели не знают, чем они могут быть полезны в процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий. Между тем от активного участия воспитателя, его взаимоп...

Консультация для педагогов "Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно-оздоровительной работы"

Слаженность в работе - залог хорошего результата, данное правило действует в любом коллективе, в т ч. пе­дагогическом, тем более что деятельность всех педагогов и специалистов ДОУ направлена ...