Конспект мероприятия по познавательно-исследовательской деятельности «Электрические чудеса» в подготовительной группе
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Цель: расширять представления детей о физических явлениях окружающего мира через организацию познавательно-исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx27.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад №76»

Конспект мероприятия по познавательно-исследовательской деятельности

«Электрические чудеса»

Подготовила:

воспитатель первой квалификационной категории

Заболотнева Елена Николаевна

Подготовительная группа

г. Челябинск – 2020

Цель: расширять представления детей о физических явлениях окружающего мира через организацию познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные:

• познакомить детей с достижением человечества – электричеством; обобщать знания детей об электрических приборах и их использовании человеком;

• познакомить с понятием «статическое электричество»

• закреплять правила безопасного обращения с электроприборами.

Развивающие:

• способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления;

• развивать познавательный интерес, стремление к исследовательской деятельности.

Воспитательные:

• вызывать чувства уважения и гордости к достижениям человека.

Оборудование и материалы:

материалы, используемые для беседы: иллюстрации с изображением Доброй Феи,Золушки и предметов бытовой техники; фрагмент мультфильма из серии «Уроки тетушки Совы. Школа безопасности»;

материал для наблюдения и экспериментирования: часы, батарейка, воздушные шары на каждого ребёнка, лоскуты шерстяной ткани (одеяло или свитер, варежки, шарф и т.д.), пластмассовые расчески, трубочки, бумажные бабочки, фольга, емкость с пенопластом, брызгалка с водой, соль и перец, поднос, провод;

материалы для дидактических игр:  карточки с изображением половины предметной картинки,  парные карточки с изображением предметов.

Предварительная работа:  беседы о бытовых электроприборах и электричестве; рассматривание и чтение детских энциклопедий, рассматривание  соответствующих картинок, освоение правил безопасного поведения при обращении с электроприборами, отгадывание загадок, проведение опытов, сюжетно-ролевая игра «Учёные», игра с мячом «Для чего нужен электроприбор?»

Ход НОД:

Организационный момент.

Воспитатель:  Я принесла сегодня для вас часы, чтобы было удобно заниматься, и мы не пропустили другие важные дела. Но  по-моему, они не работают. Не слышно, что бы они тикали, да и стрелки стоят на месте. Что же с ними такое? (ответы детей)

Осматриваем часы, выясняем, что нет батарейки.

Воспитатель:  Попробуем поставить батарейку. А кто знает, как правильно её  нужно поставить? (ответы детей)

 Воспитатель: У батарейки есть два полюса. Посмотрите, здесь «плюс», а здесь «минус». Надо не ошибиться  и поставить «плюс» к «плюсу», а «минус» к «минусу». Что произошло? (часы снова работают).

Как вы думаете, почему стрелки на часах стали двигаться? (ответы детей)

Правильно, когда мы вставили батарейку, через часы пошел электрический ток, и часы заработали. Стрелки движутся, часы тикают. Что же за сила скрывается в батарейке?  Как вы думаете? (предложения детей.)

 Молодцы, это электричество. Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать.

Послушаем, что нам расскажет тетушка Сова из научного дупла. (Просмотр фрагмента мультфильма об электричестве из сериала «Уроки тетушки Совы»)

Воспитатель: Как вы думаете, в группе, где мы сейчас находимся, есть электричество? (розетки, выключатели, провода и т. д.). Откуда электричество поступает в наш дом? (предложения детей.) Ток вырабатывается на электростанциях и по проводам поступает в наш дом (воспитатель вместе с детьми рассматривает устройство электрического провода).  Сверху провод одет в резиновую рубашку, а под ней – пучок тонких медных проволочек. Вот по этим проволочкам текут маленькие частицы – электроны. Потом ток попадает в розетки, а затем – в электроприборы.

«Про девушку эту я сказку читаю,

Но как ей помочь, к сожаленью не знаю.

Не справиться девушке с тяжкой работой,

А ей на балу оказаться охота.

Никто не оценит бедняжки стараний!

Ей так не хватает машины стиральной.

Приходится девушке дом убирать,

Но где пылесос, чтобы ей помогать?

Как трудно тарелок огромную груду

Помыть без машины, что моет посуду!

А надо еще приготовить обед.

Как жаль, что электроплиты в доме нет.

Присела бедняжка – всего не успеть.

Сейчас телевизор бы ей посмотреть!

Однако работает, сил не жалея,

Надеется только на добрую Фею».

Воспитатель:  Вы догадались, о ком это стихотворение? (О Золушке). Она трудится не покладая рук, а на бал приедут ее вредные сестры. Вы хотите, чтобы Золушка попала на бал? Сегодня Добрая Фея предлагает вам сделать Золушке подарок. Если вы правильно называете отгадку, Фея дарит подарок Золушке (дети отгадывают загадки, по мере отгадывания выставлять изображения предметов бытовой техники).

Есть у меня в квартире робот.

У него огромный хобот.

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер "ТУ"

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает.

 (ответ): Пылесос

Летом папа нам привез

В белом ящике мороз —

И теперь мороз сухой

У нас и летом и зимой

Бережет продукты:

Мясо, рыбу, фрукты.

 (ответ): Холодильник

Четыре синих солнца у бабушки на кухне,

Четыре синих солнца горели и потухли.

Поспели щи, шипят блины.

До завтра солнца не нужны.

 (ответ): Электроплита

Этот ящик очень любят,

Он умеет говорить,

И показывать он будет,

Только надобно включить.

Деткам он дарит мультфильмы,

Взрослым новости, кино,

Включат ящик Димки, Машки,

Сразу весело, смешно.

 (ответ): Телевизор

Воспитатель: Сколько подарков Золушке мы подарили! Как можно назвать предметы, которые мы перечислили? (ответы детей) Это бытовая техника  или электрические приборы.

Почему мы эти приборы называем электрическими? (ответы детей) 

Как вы думаете, для чего нужна бытовая техника? (ответы детей)

Дидактическая игра «Как предметы помогают человеку»

(для игры понадобятся карточки: на одних изображение предмета, на других изображение, которое показывает, для чего эти предметы нужны человеку. Детям нужно найти пару и объяснить свой выбор).

Раскладываются карточки, составляющие пару:

Волосы - фен.

Спящий человек – будильник.

Ночь – фонарь.

Чашка – электрический чайник.

Ковер – пылесос.

Фотография – фотоаппарат.

Платье – швейная машинка,

Письменный стол – настольная лампа.

Воспитатель: Как вы думаете, в природе можно встретить электричество? (ответы детей). Кто во время грозы видел молнию? Разряд молнии – это разряд электричества. У молнии очень мощный разряд электричества, он опасен для жизни. Но есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно даже поиграть. Это статическое электричество.

 Сейчас мы с вами отправимся в лабораторию  «Волшебных предметов», где будем учеными и  изучим  статическое электричество. А попадём мы туда с вами с помощью этого провода. (Дети встают в круг.)

Физкультминутка.

Ток бежит по проводам, (дети, бегут по кругу)

      Свет несет в квартиру нам,

Чтоб работали приборы: (делают круговые движения руками, перед собой)

 холодильник,  мониторы,  (повороты в лево, в право)

      кофемолка, пылесос.

Ток энергию принёс  (бегут по кругу)

Все держатся за провод и идут в лабораторию.

 Экспериментирование.  

Воспитатель: Электрический ток в проводах очень опасен, а вот статическое электричество не опасно. Поэтому мы можем с ним поэкспериментировать. Тогда давайте скажем слова, которые помогут нам в работе: «Если только захотим – волшебство мы сотворим»

Опыт 1. «Веселые шарики» (пенопласт в контейнере)

Воспитатель: У меня есть шарики из пенопласта. Я попробую заставить их двигаться без помощи рук.

( натирается крышка пластиковой коробки шерстяной тканью и накрывается коробка с шариками).

Что происходит с шариками? (они зашевелились) Почему они зашевелились? Когда мы натирали пластик шерстяной тканью, он зарядился статическим электричеством, поэтому шарики задвигались, притянулись к пластику. Попробуем другие предметы сделать «волшебными».

Опыт 2.

Посмотрите, на полу лежат шарики. Попробуйте повесить их на стену (Дети пытаются повесить шарики на стену).

Почему ваши шарики падают? (предположения детей) 

А хотите ваши шарики превратить в волшебные? Посмотрите как! Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Все шарики висят. Вот и наши шарики стали волшебными. Как вы их сделали такими? (Ответы детей)

Вывод: В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене.  

А когда еще можно увидеть электричество в волосах? (Когда расчесываемся). Что происходит с волосами? (Волосы электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны). Это еще раз доказывает, что в волосах живет электричество (дети самостоятельно проводят этот опыт). 

Попробуем другие предметы сделать «волшебными».

Опыт 3.

Воспитатель: Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что вы видите? (ответы детей)

Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными. Возьмите кусочек шерстяной ткани (варежка, свитер, одеяло) и натрите им пластмассовую палочку. Вот так (показ воспитателя). Медленно поднесите палочку к бабочке и потихоньку поднимите её. Что произошло с бабочкой? (бабочки притянулись, прилипли). Ребята, почему палочки стали электрическими? (ответы детей)

Вывод: Доброе, волшебное, статическое электричество живёт не только в волосах, но и в одежде – оно не опасно.

Опыт 4.

У вас на столе лежат кусочки фольги. Как вы думаете, фольга будет прилипать к расческе? Проверьте. Натрите расческу о шерстяную ткань и поднесите ее к фольге. Что получилось? (дети выполняют)

Молодцы! Вы опять поймали электричество.

Опыт 5. «Шарики поссорились - помирились ».

Воспитатель: Для следующего опыта понадобятся воздушные шары на длинных нитках. Натираю шары  шерстяной материей, и пытаюсь к одному шару приблизить второй. Что происходит с шарами? (ответы детей) Верно, шары разлетаются в разные стороны, поссорились. Два заряженных предмета отталкиваются друг от друга, поэтому шары отлетают. Давайте их помирим  (далее один шар сбрызгивается водой). Что произошло теперь? (ответы детей) Правильно, шары притягиваются друг к другу, потому что вода сняла электричество, и один шар стал притягиваться к тому который наэлектризованный.  Шары помирились!

Опыт 6.  «Помоги Золушке»

Ребята, надо помочь Золушке отделить соль от перца (высыпать  на поднос  перец и соль и тщательно их перемешать, потереть воздушный  шарик о шерстяную ткань, затем поднесьти его к смеси соли и перца. Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе) Натираем шар о шерстяную ткань и подносим к подносу. Что произошло? (ответы детей) Перец более лёгкий и он прилип к шарику, а соль осталась на подносе.

Вот так мы помогли Золушке. Это еще один пример действия статического электричества.

Рефлексия.

Воспитатель:  Ребята, вы молодцы!  Сегодня вы научились делать предметы «волшебными». А почему мы их называем «волшебными»? Что происходит с этими предметами? (ответы детей) Это электричество опасно?  Какие вы молодцы! Что вам больше всего понравилось? А теперь можете поиграть с воздушными шариками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский познавательно-исследовательский проект "Мороженое: вред или польза?" (подготовительная группа)

Мороженое – очень древнее лакомство. О нем говорят очень много, особенно летом. В честь него организовываются конкурсы и праздники. Его любят и взрослые и дети, причем, достоверно неизвестно, кт...

Краткосрочный познавательно-исследовательский, творческий проект «Новый год» в подготовительной группе «Сказка»

Представляю вам проект, который очень заинтересовал детей, их родителей,  и в котором они с удовольствием участвовали! Проект связан с музейной педагогикой, которую  я стараююсь использовать...

Познавательно - исследовательский проект «Прикоснись к природе сердцем» (подготовительная группа)

Познавательно - исследовательский проект «Прикоснись к природе сердцем» (подготовительная группа)...

Конспект познавательно – исследовательской НОД по экологическому направлению в подготовительной группе на тему: «Лекарственные растения» .

Цель: Закрепить знания о лекарственных растениях и их применении, обобщить знания детей об охране здоровья.Образовательные задачи.- закрепить знания о лекарственных растениях и их применении;- за...

Познавательно-исследовательский проект «Огород круглый год» в подготовительной группе № 5 МДОУ «Детский сад № 7»

Вид проекта: творческо-исследовательский.Продолжительность: 2 месяца.Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагоги.   Проект затрагивает все образовательные области, с ...

Методическая разработка познавательно- исследовательский проект "Люди и камни" для подготовительной группы

Идея этого проекта была подсказана детьми. Их очень интересовали камни, которые они в большом количестве собирали на улице. Мне показалось, что надо использовать этот интерес для решения актуальных за...