Проект "Моя Россия - мой Волгоград"
проект (старшая группа)

Камнева Мария Сергеевна

           Знакомство детей с родной страной, родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родной страны, родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Моя Россия - мой Волгоград"149.74 КБ

Предварительный просмотр:

                           

Проект : «Моя Россия – мой Волгоград»

https://parusvlg.ru/wp-content/uploads/2014/09/607549.jpg

Авторы:

Камнева Мария Сергеевна,

Ермолова Елена Евгеньевна,

воспитатели

высшей квалификационной категории.

г.Волгоград – 2019г.

1.Содержание

Названия разделов

Страницы

Содержание

2

Структура педагогического проекта

3-6

Этапы проектной деятельности

7-11

Вывод

12-13

Используемая литература

14

Приложения

15-19

2.Структура педагогического проекта.
                                                                     Моя Россия – степи ковыльные.
                                                                  Моя Россия – бураны пыльные.  
                                                                Зимой морозы, а летом жара.
                                                             Моя Россия – мой Волгоград.
                                                            Моя Россия – дороги долгие.
                                                               Моя Россия – это берег Волги.
                                                           Мою Россию спасал солдат.
                                                            Моя Россия – мой Волгоград.
                                                             Моя Россия – народ красивый.
                                                          Моя Россия – любовь и сила.
                                                                       Здесь жив Царицын и Сталинград.
                                                          Моя Россия – мой Волгоград.

(Е. Неволько )

Тема проекта: «Моя Россия – мой Волгоград».

Авторы: Камнева Мария Сергеевна, Самойлова Карина Александровна, воспитатели МОУ Детского сада № 343

Участники проекта: Педагоги ДОУ, дети старшей группы, родители.

Тип проекта: проект средней продолжительности (1 месяц)

Цель проекта: Приобщение дошкольников к истории и культуре родного  города  Волгограда. Воспитание любви и привязанности к Родине.

Задачи проекта:

  •  Формировать чувства привязанности к своему родному городу, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
  • Воспитать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики Волгограда;
  • Разработать содержание, методы, приемы, формы организации познавательной деятельности, способствующей нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста;
  • Создать предметно-развивающую среды;
  • Формировать нравственно-патриотические качества - воспитание храбрости, мужества, стремления защищать свою Родину.
  • Заинтересовать родителей данной темой, привлечь их к сотрудничеству.

Актуальность проекта.

           Знакомство детей с родной страной, родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родной страны, родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

            Заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитаем настоящего патриота, любящего свою Родину. Ребенок должен понять, что он является частью народа, огромной и богатой страны, что он гражданин России, маленький Россиянин. Для этого лучше начать знакомить ребенка с малой родиной - с местом, где он живет. Ребенок и должен знать тот район, в котором он живет, улицы по которым он проходит каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети жители России, ее граждане. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление принятых в нем норм поведения, взаимоотношения, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек.

Описание проблемы.

            Одним из условий нравственно – патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с родным краем является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает сильные эмоции, заставляет переживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. В нравственно – патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (фронтовых и трудовых подвигов). Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

           Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социально-культурного опыта. Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.

            Но результаты исследования показывают, что у некоторых детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края, страны; отсутствует познавательный интерес; родители тоже затрудняются в знании истории родного края и не имеют возможности посещать культурные мероприятия, проходящие в городе  из-за высокой занятости.

           Реализация проекта предусматривает целенаправленные совместные усилия всех участников воспитательно-образовательного процесса.

           Внедрение проекта в жизнь позволит детям полнее узнать жизнь своего родного города, его здания, его достопримечательности, его природу, историю своего края; а так же формирует его активный словарь, речевые умения и навыки личности, повышается уровень познавательных способностей дошкольника, развивается воображение, что в конечном итоге способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к познанию своей «малой родины» является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к окружающему миру.

          При организации педагогического процесса возникла необходимость реализации проекта «Моя Россия – мой Волгоград», по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с особенностями родного края.

Интеграция образовательных областей:  

 - Познавательное развитие

- Социально – коммуникативное развитие

- Речевое развитие

- Физическое развитие

- Художественно – эстетическое развитие

Предполагаемые результаты:

Для педагогов:

- повышение уровня компетенции в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста;

- инновационные изменения в организации воспитательного процесса;

- творческое использование ИКТ в разных видах деятельности.

Для воспитанников:

- повышение качества уровня знаний во время непосредственно образовательной деятельности;

- положительная динамика в развитии интереса к социальному окружающему миру;

- активизация познавательной деятельности в жизни детей;

- проявление творческого, патриотического самовыражения.

Для родителей:

- расширение знаний по проблеме патриотического воспитания детей;

- повышение статуса семейного воспитания.

         

3.Этапы проектной деятельности:

Проект «Моя Россия – мой Волгоград» состоит из трех этапов: I этап – подготовительный;  II этап – основной; III этап  - заключительный. И построен таким образом, что все этапы его реализации проходят в соответствии с общеобразовательной программой «2100», с учетом ФГОС ДО и санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

п/п

Основные направления деятельности

Этапы проекта

Деятельность педагогов

Деятельность детей

1.

- Родительское собрание

«Воспитание любви к родному городу в детском саду и семье»;

- Сбор иллюстраций,

открыток, картин о городе Волгограде, детской литературы, стихов, песен по тематике проекта;

-подготовка  материалов, презентаций о городе – герое;

- подбор  и разработка дидактических игр: «Государственные праздники России», «Наша Родина», «Мой край родной», «Герба городов России» и др.

Приложение 1

Подготовительный

( 1 неделя)

Показ презентации по теме собрания.

Подбор материалов для реализации проекта

Взаимодействие педагогов и родителей

Совместное участие детей и родителей в сборе материалов для проекта.

2.

- Беседы: «Моя малая Родина», «Герб Волгограда»;

- Чтение художественной литературы: «Царицын, Сталинград, Волгоград» Т.Лаврова, «Мой Волгоград» Т.Лаврова, «Удивительный солнечный город» А. Гришин, «Моя Россия – мой Волгоград» Е.Неволько и др.

- Прослушивание песен: «Песня о Волгограде» сл. В. Марахина, «Песня о городе – герое Волгограде» сл. В.Марахин, «Вечный огонь» сл. Д. Чибисова, муз. А. Филипенко и др.

- Собрание коллекции «Силуэты памятников»,

- Детско-родительский мини-альбом «Любимый уголок города»,

- Детско-родительская  выставка  «Герб  моей семьи»,

- Фотовыставка «Моя малая Родина».

- Создание книжки – малышки «Путешествие по городу»

- Подготовка детских работ к выставке: «Город в котором я живу», «Наша улица»

- Создание газеты «Моя малая Родина»

- Лепка из пластилина «Памятные места Волгограда»

- Конструирование «Дома на нашей улице», совместные игры вокруг постройки.

-  Непосредственно образовательная деятельность «Мой Красноармейск», «Береза – символ России», «Город – герой Волгоград»

- Дидактические игры, сюжетно – ролевые игры «Прогулка по городу»

- Приложение 2

Основной

(2-3 недели)

Проведение ряда бесед, чтение художественной литературы, прослушивание песен  о родном городе Волгограде.

Вовлечение родителей в изготовление  детско-родительских выставок и собрание

коллекций.

Организация детей для создания продукта художественной деятельности

Подготовка необходимых пособий и организация образовательной деятельности

Просмотр презентаций о Волгограде.

Совместное участие детей и родителей  в творческих выставках,

изготовление мини-альбомов.

Продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация конструирование

Активное участие в образовательной деятельности и совместны играх.

3.

- Развлечение «Урок Мужества», посвященное Сталинградской битве.

- Открытие мини-музея «Моя малая Родина»;

Приложение 3

Заключительный

4 неделя

Проведение праздника с приглашением родителей.

Оформление патриотического  уголка, сбор экспонатов.

Участие в празднике.

Совместное участие детей и их родителей в сборе экспонатов.

Подведение итогов:

           На подготовительном этапе осуществлялась подборка иллюстраций, картин о городе Волгограде, детской литературы по тематике проекта; подготовка видео презентаций о городе – герое, материалов  для продуктивной деятельности. С целью развития  у детей познавательных процессов, нами  подобранны и оформлены в картотеку дидактические игры и упражнения по формированию основ о родном городе.

А так же мы провели родительское собрание на тему: «Воспитание любви к родному городу в детском саду и семье». В форме презентации довели до сознания родителей важность приобщения дошкольников к истории и культуре родного города - Волгограда, его достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родному городу. Значимость использования данной формы состояло в том, что родители получили практические рекомендации  на тему, «Воспитание маленького патриота», а блиц-опрос родителей, помог выявить  мнение родителей в вопросе патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

На основном этапе проекта осуществлялась реализация поставленной цели и задач через различные виды  деятельности: игровая (дидактические игры, сюжетные игры), коммуникативная (беседы, загадки), продуктивная( рисование, лепка, аппликация), музыкально художественная( чтение художественной литературы, заучивание стихов и прослушивание песен), непосредственная работа с воспитанниками.

Повысить уровень знаний и интересов детей к родному городу, их коммуникативные способности, на данном  этапе помогли  беседы: «Моя малая Родина», «Герб Волгограда».

В ходе бесед, непосредственно-образовательной и продуктивной  деятельности:

- расширили  знания детей о своей малой родине, о своем городе, его достопримечательностях, представления детей о природе родного края;

- познакомили со знаменитыми людьми города Волгограда, с уникальными заповедными парками Волгоградской области, с животными и растениями, занесенными в Красную книгу Волгоградской области;

- развивали любознательность и стремление изучать и сохранять природу нашего края, а так же словарный запас  и речевое общение детей.

          С целью воспитания  чувства уважения к  историческим событиям в  родном городе, чувств любви к своему городу – своей малой родине - эффективным оказалось проведение непосредственно образовательной деятельности «Город – герой Волгоград». 

         На заключительном этапе  проекта с помощью родителей, которые с азартом включились в работу по сбору материалов, оказывали активную помощь в реализации проекта, открыли групповой мини-музей «Моя малая Родина». Для подведения итогов работы с детьми, нами было проведен праздник с привлечением родителей  «Урок мужества».

4.Вывод:

Из всего описанного выше – в  итоге реализация данного проекта -  можно сделать вывод: работа по данному направлению   имеет широкую перспективу развития т.к. даёт возможность дошкольникам лучше узнать историю своего города, более бережного отношения к его достопримечательностям, уважение к своей семье, родственникам, жителям города. Желание видеть свой город процветающим. Полученные знания детьми в процессе работы и после завершения проекта будут постоянно пополняться, т.к. у детей возник интерес к жизни своего небольшого, но исторически важного для всей страны города.

В дальнейшем проект может быть основой для проекта «Моя Родина- Россия», «Космические дали».

       В заключение хочется отметить, что все использованные средства методы и формы позволили донести до каждого ребенка необходимость формирование понятия малая - Родина с детьми дошкольного возраста:
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине». (В.А. Сухомлинский).

       Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми, интересной деятельностью. Ведь с воспитания чувств привязанности к родному детскому саду, родной улицы, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование ----чувство любви к своему Отечеству.

        Работа над проектом способствовала не только интеллектуальному, нравственному, патриотическому  воспитанию, но и развитию  коммуникативных навыков.                
       Включение родителей в работу нашей группы детского сада сблизило  их с детьми, повысило педагогическую культуру, расширило кругозор. Совместная работа детей и родителей служит залогом дружной семьи.

5. Используемая литература:

1.  Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии  мероприятий.

2.  Н. Г.Зеленова, Л. Е.Осипова «Мы живем в России»

4.  А. Я.Чебан, Л. Л.Бурлакова «Знакомим дошкольников с народной культурой»

5.  Князева. М.А. Приобщение детей к истокам русской народной  культуры.

6.  Т. А. Шорыгина «Детям о самом важном. Наша родина Россия»

7. Маргарита Агашина. «В каждой песне – береза». Стихи. Нижне-Волжское книжное издательство. В. 1984г.

8.«Сталинградская битва. Хроника, факты, люди» - М.: Воениздат, 2002 год.

9. По всей России обелиски, как души, рвутся из земли» Р.Казакова.

10. Использование материалов сайта «Мамаев курган».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие по Красноармейскому району" (Волгоград).

Спортивный праздник для детей старшего дошкольного возраста....

Дидактический материал по формированию лексико-грамматических категорий языка и связной речи для детей с ОНР - 3 уровня. I год обучения. 2 период. /Автор-сост. Е.П. Берлибо, В.Х. Петренко. - Волгоград: ИТД «Корифей». - 96 с.

Данная работа является продолжением «Дидактического материала по формированию лексико-грамматаческих категорий языка и связной речи для детей с ОНР - Ш уровня. I год обучения»....

Дидактический материал по формированию лексико-грамматических категорий языка и связной речи для детей с ОНР - 3 уровня. I год обучения. 2 период. /Автор-сост. Е.П. Берлибо, В.Х. Петренко. - Волгоград: ИТД «Корифей». - 96 с.

Данная работа является продолжением «Дидактического материала по формированию лексико-грамматаческих категорий языка и связной речи для детей с ОНР - Ш уровня. I год обучения»....

Дидактический материал по формированию лексико-грамматических категорий языка и связной речи для детей с ОНР - 3 уровня. I год обучения. 3 период. /Автар-сост. Е.П. Берлибо, В.Х. Петренко. - Волгоград: ИТД «Корифей». - 96 с.

Данная работа является продолжением <<Дидактического материала по формированию лексико-грамматических категорий языка и связной речи для детей с ОНР-3 уровня 1 год обучения»...

презентация к пректу "Кто в Волгограде не бывал, тот красоты не видал "

Проект апробирован и в презенацию включён фотоотчет....

Занятие в подготовительной к школе группе по нравственно-патриотическому воспитанию с применением ТСО «Моя Родина-Россия, мой - город Волгоград»

Расширять представления детей о государственной символике российского государства, их историческом происхождении. Формировать уважительное отношение к государственным символам. Вызвать у детей уважени...