Музыка, как средство патриотического воспитания дошкольников.
материал
Консультация для музыкальных руководителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.1 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыка, как средство патриотического
воспитания дошкольников.
Музыка является одним из средств не только эстетического, но и нравственного, патриотического, умственного и физического воспитания. Использование музыки как средства всестороннего развития предусматривает ознакомление с музыкальными произведениями, доступными для детского восприятия. Патриотические чувства не возникают сами по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного процесса, воздействия на человека с самого раннего детства.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из самых актуальных. Чтобы вырастить полноценную личность, нужно сформировать в ней гражданские качества. Патриотическое воспитание направлено на решение широкого круга задач: воспитание любви и тёплого отношения к семье, родным и близким людям, младшим, сверстникам и старшему поколению, любви к родной земле, к природе, уважения к труду, к истории и защитникам Родины; ознакомление с государственными символами, народными праздниками и традициями; воспитание толерантного отношения к другим народам, их культуре и традициям.
Патриотизм начинает формироваться уже в дошкольном возрасте и должен носить комплексный, системный характер, проходить через все виды деятельности дошкольника, осуществляться в интеграции всех образовательных областей.
Большая работа по воспитанию патриотических чувств у детей детского сада проводится в течение всего учебного года: тематические занятия, беседы, чтение художественной литературы, разучивание стихов, песен и танцев, проведение игр, экскурсии, дети рисуют, лепят, делают поделки. Итоговыми мероприятиями большинства тем являются музыкальные развлечения и праздники. Каждый год традиционно проводятся такие, как: «Золотая осень», «День Республики», «День Матери», «День Защитника Отечества», «8 Марта», «Русские и башкирские фольклорные праздники», «День Победы», «День защиты детей».
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Эта тема очень любима детьми, особенно мальчиками. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них песни «Бравые солдаты», «Һалдат булам!», перестроения под бодрую маршевую музыку и танец ,например «Яблочко» . Папы вместе с ребятами на праздниках активно участвуют в соревнованиях, проявляя решительность, силу, ловкость, находчивость. Рассказывают детям о своей службе в армии. Такие мероприятия вызывают у детей желание быть похожими на сильных и смелых воинов, как их папы!
Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. Мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времён и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий к памятникам погибшим воинам. Во время экскурсий к «МемориалуВОВ» ,стеле « Учителю-воину»ребята узнают очень много интересного о героях, защищавших нашу страну .На мероприятия, посвященные «Дню Победы», в детский сад приглашали ветеранов ВОВ и тружеников тыла, а теперь приглашаем Детей войны. Дошкольники тепло приветствуют гостей, внимательно слушают их рассказы о военных годах. При подборе музыкального репертуара учитываются не только возрастные критерии, необходимые для исполнения детьми, но и сила воздействия музыки, песен на чувства и настроение детей. Проводятся слушание и разучивание музыкальных произведений: «Священная война», «В землянке», «Вечный огонь», «Наследники Победы», «День Победы».
Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Все дети любят своих мам. В нашем репертуаре очень много песен о маме, весёлых и лирических, в которых переданы любовь и нежные тёплые отношения к маме. Поздравляем мам на 8 марта и в День Матери, где сами они активно участвуют в конкурсах, танцуют вместе с детьми.
Ещё одно из слагаемых патриотизма- чувство любви к родной природе. В любое время года, в любую погоду дети с воспитателями совершают прогулки, и не только для того, чтобы подышать свежим воздухом, но и чтобы проникнуть в тайны природы, жизнь её обитателей, полюбоваться её красотой. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым и бережливым. В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. В нашем репертуаре много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого в разделе слушания музыки масса инструментальной музыки, характеризующей образы природы: П.Чайковский- цикл «Времена года», А.Вивальди- цикл «Времена года», Ж.К. Сен-Санс- цикл «Карнавал животных», С. Прокофьев- цикл «Детская музыка», С. Прокофьев -симфоническая сказка «Петя и волк» и множество других музыкальных произведений для детей.
Большие возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского ,башкирского народа, трудом, бережным отношением к природе, чувством юмора.
Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение. На многих праздниках и занятиях использую башкирские народные песни, танцы, игры и хороводы. Дети их любят и с огромным желанием участвуют в них. Мы знакомим детей с народными праздниками и обрядами и проводим праздники Масленица, Сабантуй, Кәкүк сәйе,Аулаҡ өй, Ҡаҙ әмәһе,Өләсәйем һандығы. Детям приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом.
В заключении, хочется сказать: музыка способна очень тонко воздействовать на чувства, настроения ребёнка, поэтому она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир, и является сильным средством формирования нравственно-патриотических чувств.
Дети учатся сопереживать, сами не замечая этого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/29/picture-76978-1351515726.jpg)
Музыка и гимнастика как средства оздоровления дошкольников.
Влияние художественной гимнастики на физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/05/picture-225691-1365160388.jpg)
Слушание музыки как средство всестороннего развития дошкольника.
1. Возрастные особенности музыкального развития детей раннего и дошкольного возраста.2. Роль слушания музыки во всестороннем развитии детей.3. Методы и приёмы, виды и формы по слушанию музыки.4. ...
"Музыка – как средство патриотического воспитания дошкольников".
Взаимосвязь в работе всех специалистов детского сада на сегодняшний день является очень актуальной. В статье раскрыта работа музыкального руководителя в тесном взаимодействии с воспитателем и педагого...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/08/picture-519554-1415442773.jpg)
"Формирование, средствами музыки, музыкально-ритмических движений дошкольников.
Занимаясь вопросами музыки и движения на протяжении многих лет, я, проанализировав программу воспитания в детском саду, пришла к выводу, что в традиционной методике музыкального воспитания детей дошко...
Педагогический проект "Сказка в музыке, как средство развития музыкально-творческого потенциала старших дошкольников"
Музыкальная сказка развивает музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей, побуждает их сочинить «свою» сказку, рассказанную музыкой, опираясь на смену интонаций...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/24/picture-599668-1424810623.jpg)
Консультация «Классическая музыка как средство нравственного воспитания дошкольника»
Роль классической музыки в нравственном воспитании дошкольника....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/16/picture-1108915-1550332961.jpg)
Музыка как средство развития дошкольников
Музыка в жизни детского сада-это не просто развлечение, попрыгали, побегали. Она имеет огромное значение для нравственного воспитания дошкольника, способствует снятию нервного напряжения, ...