Картотека дидактических игр на напольном шахматном поле
картотека

Тонконогова Ольга Васильевна

картотека  дидактических  игр с шахматами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра «Шахматное лото»

Предпосылкой для успешного усвоения шахматного материала явля ется отчетливое и ясное представление в уме каждого поля доски. Для быстрого запоминания расположения полей были придумана  игра «Шахматное лото». Надо изготовить бочонки, как в лото и подписать с обеих сторон обозначение шахматных полей (а1, а2 и т.д.) . Эту игру можно проводить на каждом занятии, пока дети не будут знать совершенстве шахматную доску.

Цель: научиться хорошо ориентироваться на доске, быстро и безошибочно находить шахматные поля.

Игру можно проводить индивидуально, можно и команда на команду.

- «Найди поле» - ученик выбирает бочонок и ставит на соответсвующее  поле. Если допущена ошибка, выходит второй, третий и т.д.

- «Кто быстрее?» игра проводиться с контролем времени 2 мин., 1 мин. У кого больше правильно расставленных бочонок, тот и выигрывает.

«Составь доску»- шахматная доска собирается на  пустом столе.

«Найди диагональ»- расположить бочнки на указанную диагональ.

«Найти поле»-поставить бочонок на пересечении горизонтали а3-h3 c l диагональю h7-в1.

По

Игра  «Шашечный (шахматный )город»

Оборудование : шахматное поле, карточка(и)  с  «адресами» фигур,   шахматы

Задачи:  развивать  воображение,  лог. Мышления, повторение и закрепление  названия фигур (после этапа  знакомства с ними), умение  ориентироваться в пространстве(горизонталь, вертикаль), учить находить    точку пересечения горизонтали  и вертикали, повторение  букв, цифр в пределах 8.

Правила игры:  Детям предлагается   представить   ш. город, где есть  дома с улицами, номерами домов. Улицы –это вертикали, дома – это горизонтали. Нужно поселить фигуры в городе. Каждая клеточка- площадь, где стоит дом. Дети должны найти по карточке(ам) определить, где живет каждая фигура.

. Можно   играть по командам, предварительно определив границы ш. городов.

Игра «Снайпер»

Оборудование: шахматное поле, шашки или шахматы.

Задачи: развивать  умение правильно называть(закреплять) координаты  ш. доски, развивать память, умение договариваться , работать сообща.

,

Правила игры: Играют двое или командами. Один из игроков на доске хаотично расставляет 8 пешек. Другой должен   «стрелять»,т. Е. угадать координаты   фигур. Если  снаряд не попал в цель –«мимо», попали – «убит».

Нападающий делает 8 выстрелов . Потом  играющие меняются местами. Подсчиваются очки.

 Кто сделал больше попаданий , тот выигрывает.

Игра «Шахматный лабиринт»

Оборудование: шахматное поле , карты – схемы, фигуры.

Задачи: научить работать по схеме,  ориентироваться в пространстве(влево, вправо, вперед, упражняться в счете , лог. Мышление ,  умение работать в коллективе, договариваться.

Правила игры : Предлагается по карте -схеме провести  по маршруту фигуру  в определенное место на поле. В карте не обозначены цвета,  но есть клеточки. Стрелки указывают  маршрут ,, есть  точка старта и финиша. Количество игроков варьируется от 2 до 6.

Игра «Живые шахматы»

Оборудование: шахматное поле, таблички с названием(изображением ) шахмат, муз. Сопров.

Задачи: повторить  шахматные фигуры, их первоначальную расстановку, развивать быстроту реакции, внимательность, умение играть в коллективе

Правила игры: Дети  становятся шахматными фигурами, стоя на местах своих фигур(определяют по надписям, картинкам)

Звучит музыка- шахматные фигуры танцуют . Когда музыка остановиться   они должны встать на  свои  первоначальные места.

Задача играющих : не перепутать свои места. После меняются фигурами и игра продолжается.