Консультация для родителей " Агрессия и агрессивность"
консультация

Абайдулина Оксана Владимировна

Агрессия и агрессивность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_agressiya_i_agressivnost.docx16.56 КБ

Предварительный просмотр:

Агрессия и агрессивность

Послушание

Воспитывая в ребенке главную «добродетель» – послушание, взрослый, не обладая способностью к полноценному эмоциональному общению с ребенком и выбору адекватных средств самовыражения, формирует у детей «изуродованную эмоциональность», провоцирует притесненное поведение. Он выводит ребенка на дорогу непослушания, «как бы подсознательно желая поддержать в своем представлении образ плохого ребенка, основного носителя зла, с которым мы непременно должны бороться» (Каган В.Е.)

Формирующая под воздействием тоталитарного сознания взрослых двойная идентификация ребенка (когда есть разделение «я для себя» и «я для семьи») оказывается  мощной основой для внутреннего отчуждения ребенка от семьи. И даже при сохранении высокой эмоциональной привязанности ребенка к родителям, им крайне трудно транслировать свои ценности (особенно нравственные и духовные) следующим поколениям. По существу, речь идет  о трансляции внутри личностного конфликта и агрессивных побуждений из поколения в поколение в условиях тоталитарного воспитания, о деформации психики ребенка.

Отсюда нередки случаи психологического насилия в современной семье, а сексуальное, физическое насилие, жестокость по отношению к ребенку представляют собой крайнее выражение психологического насилия.

Можно добавить, что «строгий стиль» воспитания, ориентированный на воспитание детского послушания, приводит к возникновению у ребенка повышенной эмоциональности, делая для него маловероятными размышления о своих действиях или восприятие новой информации о моральных принципах.

Наказание

«Строгий  стиль» воспитания в качестве основного средства воздействия на личность подразумевает наказание.

Многие данные говорят о том, применение наказания может способствовать обучению агрессии, которую взрослый пытается подавить с помощью наказания.

Влияние наказания на человеческое поведение чрезвычайно неоднозначно и зависит от ряда факторов.

В то же время наказание, заставляя ребенка, раз за разом переживать озлобленность, обиду, мстительность, враждебность, создает условия для формирования агрессивности как устойчивой черты личности.

Отмечая постепенную эскалацию физического наказания в воспитании, Пенелопа Лич пишет: «Ни одного доброго слова нельзя сказать про физические наказания. Исследования показали, что дети, которых отшлепали, совсем не помнят, за что их наказали. Они убегают от взрослых, кипя злостью, а вовсе не раскаиваются. Часто взрослый, наказывая, только унижает ребенка. Вы даете почувствовать себя беспомощным и никчемным, неспособным быть «хорошим». Надо дать ребенку понять, каковы результаты его собственных опрометчивых действий, о которых ему приходится жалеть. Любое другое наказание воспринимается ребенком как месть, как желание утвердиться за его счет.

Стили общения

Наказание может быть эффективным только при соблюдении таких условий, как позитивное отношение наказывающего к наказываемому, принятие наказываемым норм наказывающего, использование умеренных доз наказания, понятность, признание справедливости наказания наказываемым.

Любое наказание  воспринимается ребенком как неблагополучие во взаимоотношениях. В первую очередь с взрослым как увеличение психологической дистанции с окружающими.

Чем меньше связывающих нитей, чем меньше доверия, безопасности присутствовало в отношениях между ребенком и взрослым ранее, тем меньше вероятность конструктивного поведения ребенка в ситуации наказания. В подобных случаях у ребенка возникают чувство не заслуженности, несправедливости наказания, обида, озлобленность, агрессия по отношению к окружающим.

Снисходительность и строгость

В то же время недостаточно убедительно выглядит и такая схема воспитания социально одобряемого поведения: «При основанном на любви стиле поддержания дисциплины родитель настойчиво предостерегает ребенка от нежелательных действий, объясняет причины этого и описывает обстоятельства, при каких такие действия особенно нежелательны. Ребенок имеет возможность составить более абстрактное представление, уловить дух морального принципа, о котором идет речь, и имеет собственное суждение, а не слепо подчинятся принципу. Он также учится понимать, что лишится одобрения родителей, если нарушит запрет. Как следствие этого, замышляя проступок, ребенок предвидит потерю хорошего родительского отношения и испытывает тревогу. Если искушение не слишком велико, тревога удержит его от плохого поступка».

В исследованиях показано, что в социализации присутствуют два важных фактора: 1) снисходительность родителей (их степень готовности прощать проступки); 2) строгость наказания ребенка за агрессивное поведение.

Снисходительность характеризует поведение родителей до совершения ребенком того или иного проступка. Строгость – после совершения агрессии. Можно предложить, что агрессивность детей обусловлена, с одной стороны, появлением враждебности и соответственно усилением агрессивности в ответ на суровое наказание, а с другой – ярким примером родителя, склонного к агрессивному поведению. В результате ребенок «привыкает» к тому, что агрессия есть нормальный способ преодоления фрустрации.

Практическая педагогика по-прежнему исходит из того, что, если ребенок совершил проступок, его обязательно нужно наказывать, чтобы он запомнил и в следующий раз не делал ничего подобного.

Мы не задумываемся над тем, что такая формула больше подходит для воспитания малолетних преступников.