Семинар для педагогов ДОУ "Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями"
методическая разработка (подготовительная группа)

Федорова Елена Николаевна

Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является трудности, связанные с взаимодействием и общением с родителями. В связи с этим актуальны, на мой взгляд, и просто необходимы интерактивные мероприятия для педагогов, направленные на восполнение знаний и отработку практических навыков общения и взаимодействия с родителями, способствующие так же повышению уверенности в себе, объединяющие коллег.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_pedagogov.docx27.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов ДОУ

« Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»

Федорова Елена Николаевна,

 Педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад №166 «Цветик - семицветик» г.Чебоксары

«Для того чтобы жить среди людей и добиваться от них того, что вам надо, нужно уметь общаться с ними».   

 Д. Карнеги

   

Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является трудности, связанные с взаимодействием и общением с родителями. В связи с этим актуальны, на мой взгляд, и просто необходимы интерактивные мероприятия для педагогов, направленные на восполнение знаний и отработку практических навыков общения и взаимодействия с родителями, способствующие так же повышению уверенности в себе, объединяющие коллег.

 Цель: способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями.

Задачи: - Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями;

- Содействовать повышению уверенности в себе;

Оборудование: бейджики на каждого участника, листы бумаги, доска, маркер, карточки с фразами для игры «Тренировка интонации».

  1. Игра «Поменяйтесь местами те у кого…»

Все участники сидят на стульях в кругу, ведущий в центре предлагает поменяться местами тех, у кого, например, день рождения в мае. Задача всем найти себе место.

  1. Игра на сплочение « Спираль»

Встаньте в шеренгу и возьмитесь за руки. Первый в шеренге осторожно закручивается вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получится «спираль». В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние. Можно предложить группе в конце своего движения осторожно присесть на корточки.

Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя: свои сильные и слабые стороны.

  1. Упражнение-самодиагностика « Я в лучах солнца».

Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает свое имя. Далее необходимо прорисовать лучи идущие от этого груга. Получается солнце. Над каждым лучом записывается качество, характеризующее этого человека. При анализе учитывется количество лучей (ясное представление себя) и преобладание положительных качеств (позитивное восприятие себя).

  1. Дискуссия « Я и родители моей группы»

Вопросы к участникам:

- «Каким образом на сегодняшний день складывается общение с родителями в Ваших группах?»

- «Помогают ли они Вам?»

- «Есть ли у Вас претензии к родителям?»

- «Предъявляют ли родители какие-либо претензии к Вам?»

Теоретическое вступление «Правила построения эффективного общения»

-Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд. Для того, чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

1. Улыбка.

2. Имя собеседника.

3. комплимент.

- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка.

- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя и  отчество при приветствии.

- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: родителю его ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником

  1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд.
  2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50см до 1,5м.). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника.
  3. Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
  4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
  5. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
  6. Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «вы должны это!» Чаще говорить: «Мы»: « Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали!», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

  1. Игра «Молекулы» (эмоциональная разрядка)

Представьте, что мы молекулы. Хаотично движемся по залу в любом направлении. По сигналу «Стоп! В пары!» берем за руку рядом стоящего товарища».

  1. Игра « Тренировка интонации» (Участники делятся на два круга)

Произнести фразы:

«Мне не безразличны успехи Вашего ребенка» (первый круг).

«Мне хотелось бы большей откровенности в вашем разговоре» (второй круг).

Произнести эти фразы с оттенками иронии, упрека, безразличия, требовательности, доброжелательности.

По окончании произнесения участники сообщают, удалось ли на их взгляд, достичь цели воздействия. Какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.

  1. Игра «Волшебная игрушка» (упражнение педагогов в высказывании комплимента родителям)

- Пока звучит музыка, передаем игрушку по кругу. Когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, говорит комплимент любому, стоящему в круге. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о «ребенке» Тот «родитель», которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да мне это в себе тоже очень нравится!».

Обмен впечатлениями:

-Легко ли было говорить комплимент?

- Приятно ли было принимать комплимент?

Итог: Комплимент должен быть искренним, лучше не прямым, а косвенным, т.е. хвалить «родителю» ребенка.

  1. Психотехническое упражнение «Давление»

Встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего – слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре.

Выскажите друг другу свои впечатления. В какой ситуации Вам было эмоционально комфортнее: когда Вы давили или когда Ваш партнер давил на Ваши ладони?

 А теперь попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращенными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла.

Почувствовали ли Вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнера по общению ,будет это родитель, коллега или ребенок мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.

 Теоретическое вступление « Основы построения беседы с «трудным» родителем».

- Любой специалист ДОУ знает, как нелегко беседовать с так  называемыми «трудными» родителями.

- Каких родителей можно назвать «трудными»? (высказывания педагогов).

« Трудные родители»:

-Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремятся оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: « Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!».

Основная цель общения педагога с родителями – объединение совместных усилий для решения конкретной проблемы ребенка.

На первой фазе общения с такими родителями, необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т.е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциями этого родителя. В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: « Я Вас слушаю», « Я Вас понимаю…».

Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстранённость, родитель начнет «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами.

Вторая фаза беседы с родителем – конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения проблем.

Чтобы избежать противостояния с родителями:

- необходимо проявлять сдержанную доброжелательность и открытость;

-подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребенка;

- показать родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку. Когда родитель увидит и почувствует, что педагог заботится о благополучии его ребенка, он перестанет прибегать к «психологической» защите и проявит готовность к сотрудничеству.

- Не надо стремиться, во что бы то ни стало отстаивать свою позицию, навязывать свое мнение родителям.

- Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка и его родителей.

- Нужно выразить уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и педагогов детского сада, то существующая воспитательная проблема будет успешно решена.

9. Игра – фантазия «Посылай и воспринимай уверенность»(релаксация, закрепление положительных эмоций).

- Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… теперь представьте себе, что над Вашей головой висит чудесная золотая звезда. Это  - Ваша звезда, она принадлежит Вам и заботится о том, чтобы Вы были счастливы. Представьте, что Вы с ног до головы озарены светом этой звезды, светом любви и радости. Теперь последовательно приложите свою руку сначала к сердцу, потом – к горлу и ко лбу. Почувствуйте, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представьте себе, что Вы, как и Ваша звезда, испускаете во все стороны лучи ясного теплого света и что это свет идет ко всем Вашим коллегам, находящимся в этом зале… Подумайте обо всех, кто находится в этом зале, и пошлите всем немного своего света.

Теперь пошлите немного света людям, которых нет в этой комнате: своим домашним, друзьям, Вашим воспитанникам, их родителям.

Теперь прислушайтесь к самим себе. Ощущаете ли Вы какие-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу? Сохраните в памяти эти чувства и обращайтесь к ним в тех случаях, когда Вы устали и Вам нужны свежие силы и уверенность в себе… А сейчас попрощайтесь со звездой и мысленно возвращайтесь назад. Когда я досчитаю до трех, Вы можете открыть глаза и снова оказаться в этом зале.

Подведение итогов. Рефлексия впечатлений участников.     

Литература:

1.Зверева, О.Л., Кротова,Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ О.Л. Зверева, Т.В.Кротова. – Москва: ТЦ Сфера, 2005г. – 80c.

2. Бабич, О.И., Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения О.И. Бабич. – Волгоград: Учитель 2014г. – 124c.

3. Чумакова, М.И., Смирнова, З.В. Развитие профессиональной компетентности педагогов: программы и конспекты занятий с педагогами М.И.Чумакова, З.В.Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2014г. – 135c.