Семинар-тренинг для педагогов «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»
методическая разработка

Александрова Анна Александровна

Данный материал направлен на формирование коммуникативной компетентности педагогов ДОУ при взаимодействии с родителями воспитанников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx25.85 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-тренинг для педагогов

«Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»

Цель:

формирование коммуникативной компетентности педагогов ДОУ при взаимодействии с родителями воспитанников.

Задачи:

- ознакомить педагогов с основами психологии общения; 

- развивать умение осознавать собственные сильные и слабые стороны в общении;

- поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению этой темы.

Просмотр видеофрагмента «Родители» (4 мин.)

Уважаемые педагоги, практически каждый из нас является родителем, у нас есть родители, а также по роду профессиональной деятельности нам приходится взаимодействовать с родителями наших воспитанников.

Представьте себе....

Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят.

Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются...

А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой.

В большинстве случаев педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает.

А ведь у педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.

Трудностей в организации общения с родителями много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка.

Упражнение «Сердечки»

Участники сидят в общем кругу. Педагог-психолог передает по кругу коробочку с сердечками 2-х цветов со словами: «Возьмите, пожалуйста, себе немного сердечек». После того как все участники взяли сердечки, просит: если в ваших руках зеленое сердечко – поделитесь с нами опытом положительного взаимодействия с родителями (то, что вам удается лучше всего, какие-то ваши изюминки), если красное – расскажите о том, что у вас не совсем пока получается, какие трудности испытываете (7 мин.)

Обсуждение: легко ли было выполнить это упражнение, были ли затруднения, если были, то в чем.

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника, нужно дать ему как минимум три психологических плюса).

Самые универсальные – это:

  • Улыбка,
  • Имя собеседника
  • Комплимент.

Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

Упражнение «Приветствие»

Ведущий: Я предлагаю вам поприветствовать друг друга по очереди, или сказать друг другу что-то приятное в 3х интонациях: сердитой; равнодушной; и доброжелательной (улыбаясь, стараясь расположить к себе того, к кому обращаетесь).

Участники сидят в кругу и последовательно обращаются друг к другу, каждый в 3-х интонациях.

Обсуждение: легко ли было выполнить это упражнение, были ли затруднения, если были, то в чем.

Ведущий: Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрасьте!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя.

Упражнение «Шушаника Минична»

Упражнение выполняется в кругу. Каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество.

Ведущий начинает: «Меня зовут Шушаника Минична». Затем он спрашивает участника тренинга, находящегося рядом: «Скажите, пожалуйста, как вас зовут?» Тот читает вслух имя на карточке, например: «Глориоза Провна». В ответ на это ведущий должен ответить любой фразой, при этом обязательно повторить услышанное имя собеседника. Например: «Очень приятно Глориоза Провна, с вами познакомиться» или «Какое у вас необычное, красивое имя, Глориоза Провна». После ответа уже «Глориоза Провна» задает вопрос своему следующему соседу: «Представьтесь, пожалуйста, меня зовут Глориоза Провна», тот называет свое имя, Глориоза Провна – ему комплимент, повторяя его имя и уже третий участник, представляется, обращаясь к четвертому и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника (т.е. каждый участник должен сам представится – прочитать свое имя и повторить имя собеседника).

Обсуждение: участники обсуждают, легко ли далось им это упражнение.

Упражнение «Комплимент».

Ведущий: В общении с родителями наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого - его ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка, но в положительном ключе.

Инструкция: участники делятся на 2 команды. «Родители» сидят по кругу. «Воспитатели» по очереди по кругу подходят к каждому и высказывают комплимент. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот «родитель», которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно!» и сказать ответный комплимент «воспитателю».

Обсуждение: Какие трудности возникли у вас при выполнении задания? Удалось ли вам сказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?

Ведущий делает вывод: 

Самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагогов отметить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.

         

Наверное, у каждого в группе есть родители, встреча и общение с которыми всегда приятны, но есть и такие, с которыми хотелось бы как можно реже встречаться и общаться. Я предлагаю Вам перечислить основные качества, которые присуще трудному родителю, общение с которым вызывает у Вас отрицательные чувства.

Особого внимания требуют так называемые «трудные» родители. Каких родителей можно назвать «трудными»? Перечислите, пожалуйста, качества, которые на ваш взгляд наиболее характерны для трудных родителей. (Участники высказываются).

«Трудные» родители:

Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремятся оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!».

Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!».

На первой фазе общения с такими родителями, необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т.е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциями этого родителя. Как показывает опыт, необходимо «продержаться» примерно 10 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность. В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю…», «Успокойтесь».

Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами.

Вторая фаза беседы с родителем – конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения проблем.

Чтобы избежать противостояния с родителями:

• необходимо проявлять сдержанную доброжелательность и открытость;

• подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребенка;

• показать родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку. Когда родитель увидит и почувствует, что педагог заботится о благополучии его ребенка, он перестанет прибегать к «психологической» защите и проявит готовность к сотрудничеству.

• не надо стремиться, во что бы то ни стало отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение родителям (давление приводит к протесту).

• обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка и его родителей.

• нужно выразить уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и педагогов детского сада, то существующая воспитательная проблема будет успешно решена. «Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».

Упражнение «Педагоги и родители: партнеры или…»

Игра проводится в парах. Играющие распределяются, кто будет играть роль «педагога», а кто роль «родителя» и встают лицом друг ко другу на расстоянии 15 см, соприкасаясь ладошками. По команде ведущего «родитель» со всей силы начинает давить на руки «педагогу», «педагог» сопротивляется. Потом действия играющих меняются: «педагог» давит, «родитель» сопротивляется. Новая инструкция для играющих. По команде ведущего «родитель» давит, «педагог» не сопротивляется, и наоборот.

По завершении проводится обсуждение. Подводят к выводу участников, что во взаимодействии с родителями в конфликтной ситуации, чем сильнее давление, тем сильнее сопротивление. Снять накал конфликта можно, уйдя, от конфликта, не поддерживая эскалацию конфликта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для начинающих педагогов ДОУ по построению эффективного общения и взаимодействия с родителями

Одной из причин, серьезно осложняющих процесс адаптации молодого педагога к работе с дошкольниками, являются трудности, связанные с взаимодействием и общением с родителями. Непонимание своей роли в от...

Занятие - тренинг для педагогов ДОУ «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»

Цель: способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями.Задачи: 1.Актуализировать существующие проблемы во взаимодействиис родителями;2.Содействовать повышению ув...

Психолого-педагогический практикум для педагогов ДОО «Построению эффективного общения и взаимодействия с родителями»

Цель: повышение коммуникативной компетентности воспитателей в общении с родителями.Задачи:1) развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями;2) обучение практическим прие...

Семинар – практикум для педагогов раннего возраста, в рамках школы молодого воспитателя: «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями. Нескучное родительское собрание»

Описаны:- приемы и правила установления хорошего контакта с собеседником;- правила организации родительского собрания;- игры и упражнения для проведения родительского собрания....

Семинар для педагогов ДОУ "Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями"

Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является трудности, связанные с взаимодействием и общением с родителями. В связи с этим актуальны, на мой взгляд, и просто необходимы ин...

Тренинг для начинающих педагогов ДОУ по построению эффективного общения и взаимодействия с родителями

Цель: способствовать преодолению трудностей педагогов вобщении и взаимодействии с родителями.      Задачи:разобраться в причинах, ведущих к неэффективному общению между педаго...

«Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников» В рамках семинара по построению эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников. Клуб «Педагогич

laquo;Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников»В рамках семинара по построению эффективного общения и взаимодействия с родител...