"Я, ты, он, она - вместе дружная страна"
материал (старшая группа)

Курдюкова Екатерина Сергеевна

Цель: развитие у детей  толерантного отношения к людям разных национальностей, проживающих на территории России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_ty_onona_-_vmeste_druzhnaya_semya.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: развитие у детей  возраста толерантного отношения к людям разных национальностей, проживающих на территории России.

Задачи:

-расширять представления детей о людях разных национальностей, проживающих в России;

-актуализировать имеющиеся знания детей о национальных особенностях жителей РФ (национальные костюмы, язык, жилища, традиции).

- продолжать знакомить детей с этикой межнационального общения:

- знакомить с обычаями и традициями народов России, воспитывать доброжелательное отношение к ним;

-воспитывать любовь к своей Родине и желание больше узнать о ней.

Предварительная работа: подготовка материалов и оборудования.

Словарная работа: многонациональная страна, россияне, национальность, народы, округ, республика, изба, мазанка, юрта, кочевые племена, курная изба.

Материалы и оборудование: телевизор для просмотра электронных изображений, подборка электронных изображений (яндекс картинки к рассказу): демонстрационный материал для занятий в группах д/с и индивидуально «Народы России и ближнего зарубежья».

Ход

- Ребята, я предлагаю вам сесть в круг, передавая клубочек волшебных ниток и поприветствовать друг друга. Каждый, кто передает и кому передается волшебный клубок, наматывает нитку на свой палец. (Показать, как это нужно делать. Продолжать игру до тех пор, пока все дети не окажутся связанными нитью.)

- Посмотрите, как мы все связаны одной нитью. (Предлагаю слегка ее натянуть, для того, чтобы почувствовать, что каждый из нас является частью одного целого.). Мы с вами – единое целое.

 - Ребята, а как называется наша страна? (Россия, Российская Федерация)

Рассматривание карты России.

Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»:

  1. Наша страна очень … (большая, огромная).
  2. В ней много … (рек, озёр, животных, лесов, городов).
  3. Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне).

 - Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.

 - Люди каких национальностей живут в нашей стране? (Показ иллюстраций-русские, чуваши, башкиры, татары, чукчи и др.).

- Встаньте в обруч те, у кого темные волосы;

- Топните те, у кого есть брат;

- Кивните головой те, кто мальчики;

- Похлопайте те, у кого голубые глаза;

-Встаньте те, кто одет в шорты;

-Поднимите руку те, у кого заплетены косички.

- Видите, ребята, мы с вами все очень разные, у каждого из нас есть свои особенности, не говоря уже о том, что у каждого человека свой внутренний мир. И поэтому мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас неповторим и нужен всем остальным.(просмотр презентации народов России)

- Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции? (Ответы детей.)

- Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.

- Какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Рождество, Пасха и др.)

 -Какие татарские народные праздники вы знаете? (Сабантуй, Уроза-байрам, Курбан-байрам и др.)

-Какие армянские народные праздники вы знаете? (Вардавар, Терендез и др.)(просмотр презентации народных праздников).

-У каждого народа есть свои танцы и песни. Мы приглашаем ребят на русский танец «Валенки». А сейчас послушаем татарскую мелодию и посмотрим танец.

Спасибо, теперь ребята, мы посмотрим армянский танец.

- У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.

Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах.

 - Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.)

 - Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка.

В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.)

-А сейчас обратите внимание на армянский костюм.

- Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

Мы вас приглашаем на народную игру «Юрта». Взявшись за руки, дети идут по кругу. В середине стоят четыре человека, взявшись за края платка. Дети идут по кругу переменным шагом и поют:

          Мы, весёлые ребята,

          Соберёмся все в кружок.

          Поиграем, и попляшем,

          И помчимся на лужок.

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они поднимают руки и платок над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

Я предлагаю вам сыграть в татарскую народную игру «Тимербай».

Физминутка – игра «Тимербай»

Дети образуют круг, водящий (воспитатель) – Тимербай, надевает тюбетейку и становится в центре. Звучит музыка, Тимербай говорит:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались.

Хорошенько отмылись

И красиво нарядились.

И не есть, ни пить, не стали,

В лес под вечер прибежали.

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

Слова сопровождаются имитацией движений по тексту (воспитатель показывает, дети повторяют), на словах «вот так!» Тимербай делает какое-либо движение (например, поднять большой палец руки, обхватить себя руками и др.). Все повторяют движение, водящий выбирает того, кто быстрее и лучше сделал, передает ему тюбетейку. Затем игра проводится с новым водящим, уже без повторения движений по тексту, дети просто идут по кругу. Уже показанные движения повторять нельзя. Игра повторяется с несколькими водящими.

Давайте поиграем в игру « Бубен»

Ведущий берет бубен и встает в центр круга.

Ведущий звенит бубном, дети в это время поворачиваемся друг за другом и двигаются подскоками по кругу. Когда музыка прекращается, ведущий перестает звенеть бубном, дети поворачиваются лицом в круг, хлопают в ладоши и поют следующие слова: «Прыгать сам ты начинай, между нами выбирай!»

В это время ведущий двигается подскоками внутри круга и звенит бубном, на последнем слове он останавливается возле пары детей и протягивает бубен между ними, пара должна развернуться спинами друг к другу. Остальные дети говорят следующие слова: «Раз, два, три – беги!» После этих слов выбранная пара бежит по кругу, каждый в свою сторону. Кто первым добежит до бубна и ударит по нему, тот становится новым ведущим.

Ребята, а вам интересно посмотреть, как издавна жили все эти народы? Давайте посмотрим на экран.

Продуктивная деятельность: дерево дружбы, народы России, ладошки дружбы.

Ребята, наше с вами путешествие подходит к концу, что для вас сегодня было самым интересным? О чем новом вы узнали?