Эффективные формы работы с родителями в условиях дошкольного учреждения через нетрадиционные техники в мастер классах.
статья (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Эффективные формы работы с родителями в условиях дошкольного учреждения через нетрадиционные техники в мастер классах.
Карзаватых А.В., воспитатель МБДОУ БГО ЦРР д/с №19
В соответствии с ФГОС одной из главных задач, которые стоят перед ДОУ является: «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования и развития, охраны и укрепления здоровья детей».
В связи с этим появляется потребность активной работы родителей в жизни ДОУ. У педагогов возникает вопрос: как привлечь родителей к активной жизни группы и сада? Педагогические работники ищут новые формы работы, методы, приемы взаимосвязи с семьями воспитанников.
Единство позиций и уважительное отношение друг к другу - основные факторы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
Конечно, воспитание дошкольников и их развитие будет происходить только в условиях сотрудничества, взаимодействия дошкольного учреждения и семей.
Одной из форм взаимодействия с родителями и ДОУ является проведение мастер-классов в стенах дошкольного учреждения. Время, отведенное на мастер- класс, варьируется от 15 минут до одного часа в зависимости от возраста детей. На таких занятиях формируется интерес к проделанной работе. Педагог делится своими знаниями, умениями, знакомит с нетрадиционными техниками и приемами, различными материалами, опытом с присутствующими. Это наиболее активная работа с родителями в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников.
В нашем ДОУ ежемесячно проводятся мастер – классы для воспитанников и их родителей на различные темы с целью улучшения образовательного процесса посредством организации объединенной творческой деятельности детей, родителей, педагогов. На такие встречи приглашать можно и бабушек, дедушек, старших братьев и сестер, а мастер-классы организовывать таким образом, чтобы непосредственная образовательная деятельность заинтересовала всех присутствующих.
Таким образом, мастер-класс состоит из нескольких этапов:
1. Подготовительный – инструкционный. Педагог в самом начале встречи озвучивает актуальность проблемы.
2. Основной – изложение теоретического материала, который может включать в себя показ презентаций, знакомство с техникой, материалами, которые используются на занятии; проведение практической части - работа присутствующих с данным материалом.
3. Итоговый - демонстрация готовых изделий, подведение итогов, обсуждение.
Существует множество разнообразных тем и техник для мастер- классов:
- Новогодняя тематика: к ней подходят следующие техники: шерстяная акварель, « новогодний декупаж» (один из видов аппликации), витраж (рисование на стекле), лоскутное шитье, техника пейп-арт.
- К празднику Великой Пасхи подходят техники: аппликация различных видов, работа с крупой, знакомство с мастикой, изготовление куличей и др.
- Весенняя тематика: на таких мастер классах можно применить нетрадиционную технику «квиллинг» (изделия из бумаги различными способами), пластилинография, плетение из газет.
-Летняя тематика: изготовление объемные картин из атласных лент, цветного песка, нетрадиционное рисование плевых цветов другие.
В преддверии праздников во время совместного творчества можно изготовить подарки для пап (к 23 февраля), для мам и бабушек (к 8 марта, Дню матери) , реквизиты для театрализованной деятельности и др.
- К осенней тематике больше подойдет рисование картин из круп, оформление декоративных деревьев из искусственных или настоящих листьев, ягод и другого материала.
Например, в зимнее время с родителями и детьми можно провести мастер-класс «Ветка ели с игрушкой» (знакомство с техникой «шерстяная акварель»). Заранее педагог готовит необходимое оборудование по количеству участников: например, фоторамку определенного размера, ножницы, шерсть разных цветов, белый лист бумаги. В начале встречи педагог озвучивает тему мастер-класса, актуальность, знакомит с новой техникой – рисование шерстью, с материалами (где можно приобрести, какой фирмы, какие цвета потребуются и т.д.). Рассказ сопровождается показом презентации и видеороликом, где подробно показаны приемы работы. Далее воспитатель пошагово показывает процесс работы, а дети вместе с родителями повторяют за ним. В этот момент можно включить спокойную музыкальную композицию. В процессе совместной деятельности педагог предлагает помощь тем, у кого возникают вопросы. В конце встречи присутствующие демонстрируют готовые изделия, делятся мнениями и впечатлениями о проделанной работе. Педагог может вручить буклеты, брошюры, памятки для более подробного изучения выполняемой техники.
Таким образом, проведение мастер – классов решает не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что позволяет всесторонне развивать личность дошкольников и родителей.