Игра и ее влияние на личность ребенка.
учебно-методический материал

Джемакулова Мадина Борисовна

Игра -  необходимая составляющая  здорового развития ребенка.  Эмоционально важный опыт   получает в игре осмысленное выражение. Главная функция игры состоит в том, чтобы превращать нечто, невообразимое в реальной жизни, в поддающиеся контролю ситуации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_i_ee_vliyanie_na_lichnost_rebenka.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

Игра и ее влияние на личность ребенка.

О первостепенном  значении игры для ребенка говорит уже тот факт, что  ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка.  Игра – центральная деятельность ребенка, наполненная  для него смыслом и значением.

Игра -  необходимая составляющая  здорового развития ребенка.  Эмоционально важный опыт   получает в игре осмысленное выражение. Главная функция игры состоит в том, чтобы превращать нечто, невообразимое в реальной жизни, в поддающиеся контролю ситуации. Это делается через символическую репрезентацию, которая дает детям возможность научиться справляться с трудностями, погружаясь в самоисследование.  Игра – это специфический язык самовыражения. Психоаналитики утверждают, что ребенок,  который проиграл про себя страшную, неприятную ситуацию,   который выместил через игру  свои негативные  эмоции,  как бы самоочищается. Часто детям трудно рассказать, что они чувствуют  или как на них повлияло то, что они пережили,  но  они могут выразить все это посредством  игры, чем помогут  взрослому приблизиться к своим   мыслям и тем самым  позволить помочь себе.  

Чрезвычайно важным аспектом игры является развитие   когнитивной сферы  дошкольника. Именно игра дает возможность без лишней нагрузки  преподать ребенку множество уроков. В процессе игры ребенок запоминает невероятно много и  с большим удовольствием.  Развиваются буквально все  познавательные сферы ребенка – воображение (в первую очередь), мышление, память, представление и т.д. О детях, которые не могут разносторонне рассказать в первом классе  о птичке, дереве, которые не достаточно наблюдательны, говорят, что они «не доиграли», рано стали взрослыми.

Игра – это важное звено в общении  между детьми.  Взрослые  могут формировать коллектив дошкольников, предлагая играть всем вместе и разрешая  конфликты между ребятами.  В дальнейшем таким детям будет проще заводить друзей в школе, разрешать свои проблемы при помощи общения.

Интересны новые исследования  в области  гендерных взаимоотношений, формирующихся в процессе игры.  Игра рассматривается как один из важных факторов в формировании     половых стереотипов.  Довольно рано дети начинают  понимать, чем представители разных полов друг от друга отличаются, и подражать взрослым.   Так, мальчика с куклой наверняка засмеют в детском саду.  В  этом плане многие современные  ученые высказываются  против разделения полов в игре, то есть  попытке прекратить навязывание   устаревших гендерных ролей с самого детства.  Они говорят, что взрослые должны воспитывать в  ребенке не мальчика или девочку,  а,   прежде всего, нормального человека.  Безусловно,  игра – это  способ формирования правильного понятия о  поле, гендерных отношениях  и равноправии.

Да, игра во многом претерпевает  в наше время существенные изменения.  Это не только  появление новых игр – компьютерных, видеоигр.  Это новый ориентир  игры,  необходимость  перестраивать активность современного ребенка  в соответствии с запросами времени. Одиночество  - это  проблема   многих молодых людей, что связано с изменившимися условиями жизни, но идет оно часто из детства.  Детям нужно играть, учиться взаимодействовать, внимать новым веяниям педагогики и воспитания, тогда они превратятся в адаптированных, коммуникабельных взрослых, способных  помогать друг другу и взаимодействовать  друг с другом.

Дошкольное детство должно быть радостным воспоминанием каждого ребенка, молодого человека.  Принудительный труд – чтение,  счет, письмо -  все это придет  к детям в свое время.  А до семи лет, до начала школьной жизни ребенку нужно дать возможность наиграться.  

Когда мы рассматриваем данный тип  классификации,  мы выделяем  следующие  типы игр:  несоциальные,  параллельные, простые совместные, совместные игры.

Несоциальная  игра появляется  первой  в процессе  онтогенеза человека.  Ребенок играет сам с собой, он может наблюдать также за детьми неподалеку, но сам в  это время играть  не будет.

Первый тип социальной игры, который появляется примерно в год от рождения ребенка,  - параллельная игра.  Дети играют в одиночку, но сохраняют живой интерес  к тому, что делают другие.  Например, у каждого из детей есть свои игрушки, с которыми они играют, но в  то же время оба следят друг за другом. Появляется первое взаимодействие.  Когда один говорит или улыбается, второй обычно отвечает.

Начиная с возраста 15-18 месяцев дети не ограничиваются  простым наблюдением  за играми друг друга. В простой социальной игре  все малыши занимаются одним и тем же - они разговаривают или улыбаются,  предлагают руг другу игрушки. Игра становится интерактивной.    Например, два 20-месячных малыша  играют в машинки, ревут, катают, но время от времени обмениваются игрушками.

Ближе к двум годам начинается   совместная игра: дети  устраивают игру на определенную тему и берут на себя определенные роли, основанные на данной теме.

Одиночная игра часто пугает родителей ребенка.  Но то, что ребенок предпочитает заниматься в одиночестве, вовсе не означает, что он отсталый или «неправильный».  Зачастую одиночные игры не только нормальны, но даже очень полезны. Когда дети сидят в одиночестве, рисуют, собирают мозаику или конструктор – это не означает, что они плохо приспособлены. Многие малыши любят поиграть в одиночку, а затем присоединиться к   своим товарищам, чтобы поиграть в  очень даже социальные игры.

Но некоторые формы одиночной  «игры» действительно служат признаком того, что ребенку нелегко общаться с  другими. Одна из таких форм – бесцельное  брожение. Такие дети  переходят от одной группы  играющих к другой, но  так и не примыкают ни к одной из них.  Еще одна неблагоприятная форма такой  игры -  позиция наблюдателя. Ребенок может стоять рядом,  смотреть, но сам  в активности участия не принимает.  Такое поведения зачастую ведет  к нежелательным в будущем  последствиям, так что подобного ребенка лучше показать  специалисту.

Обозначим роль взрослого в социальных игровых  взаимоотношениях детей.   Взрослый может как  подтолкнуть  ребенка к новому уровню игры, тем самым развивать ребенка,  так и подпортить    отношения  детей.  Первый  случай  - это расширение  кругозора ребенка путем рассказов,  наглядных действий, что позволяет ребенку  еще лучше исполнять свои   роли (см. вверх.).  Но зачастую мы видим, как благими намерениями взрослые могут только навредить своим детям.    Так, например, мать, увидев, что с ее ребенком не играют дети,  может пойти и  «выступить посредником» - попытаться  насильно, искусственно  сунуть ребенка в детский коллектив или же  попытаться отругать  чужих детей за  проявляемую  с ее точки зрения черствость. Ошибка данного действия заключается в том, что ребенок должен сам учиться налаживать свои социальные  взаимоотношения с  детьми. Взрослый в такой ситуации только еще больше смутит  своего малыша  и помешает ему  плавно влиться в компанию   ребят.  Если у ребенка  возникают проблемы с общением лучше выбрать позицию  тренера-наставника,  попытаться объяснить ребенку, как нужно поступать в данной ситуации.

Игра – это эмоциональный заряд, способ  скрыться от страхов и неприятностей.  Важно помнить, что такого периода жизни, когда   воображение завладевает  всей нашей деятельностью, больше никогда не будет.   Развитие ребенка в дошкольный период – это очень важно, но еще важнее – не перегрузить  ребенка, дать ему эмоциональный багаж и  заряд сил идти дальше. Именно поэтому нужно не только позволять, но  и учить ребенка  играть.

«Методические приемы организации игровой деятельности детей»

ИГРЫ

Возьмем например, детей средней группы, здесь игры становятся более разнообразными. Развитие речи, достаточный запас знаний воспитанников позволяют педагогам формировать у них более сложные умения в различный видах игр: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных. Дети начинают различать характерные особенности каждого вида игры и использовать в своей деятельности соответствующие игровые способы и средства.

Полноценного развития игра детей достигает лишь, когда воспитатель систематически и целенаправленно формирует эту деятельность, отрабатывая все ее основные компоненты. Так, при сюжетно-ролевой игре он выделяет для ребят на фоне целостного сюжета содержания и способов ролевого взаимодействия; в дидактических играх помогает им выделить и осознать правила, определить последовательность действий и конечный результат, во время организации и проведения подвижных игр знакомит с содержанием правил и требований к игровым действиям, раскрывает смысл игровой символики и функции игровых атрибутов, помогает оценивать достижения сверстников. Наряду с этим воспитатель руководит и самостоятельными играми детей, осторожно направляя их в нужное русло с помощью организации игрового пространства и специального подготовительного этапа игры.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

        В первом полугодии учебного года воспитатель интенсивно формирует у детей  игровые умения и главным образом ролевое поведение. Он включает ребят в совместную игру или предлагает сюжет в виде небольшого рассказа.

        В младших группах у детей уже сформированы основные игровые умения, позволяющие им развертывать в процессе игры ряд взаимосвязанных условных предметных действий, относить их к определенному персонажу (роли).

        Перед  педагогом стоит задача – стимулировать творческую активность детей в игре. Этому способствует развертывание игры с включением в нее различных ролей: из разных сфер социальной жизни, из разных литературных произведений, сказок, а также соединение сказочных и реальных персонажей. Например, воспитатель детского сада и милиционеров, пожарник и баба-яга, Буратино и врач.

        Включение в общий сюжет таких ролей активизирует воображение детей, их фантазию, побуждает придумывать новые неожиданные повороты событий, которые объединяют и делают осмысленным совместное существование и взаимодействие таких различных персонажей. При этом воспитатель учитывает игровые интересы детей, которые в обычных совместных играх часто не могут реализоваться. Педагог в совместной с детьми игре должен показать, как можно развернуть сюжет с такими, казалось бы, несоединимыми ролями. Он всячески поощряет детей, которые вводят в предварительный план игры новые ситуации, события и действующих лиц, так как4 это является показателем свободного владения игровыми способами деятельности и творческой активности ребенка.

        Создание обстановки для сюжетно-ролевой игры или конструирование недостающих предметов в ходе уже развернувшегося сюжета помогает четче обозначить игровую ситуацию интереснее осуществить игровые действия, точнее согласовать замысел игры между ее участниками. Обычно для этой цели используют строительный материал готовые детали игрушек. При этом важно помнить, что обстановка должна быть не только удобной для игры, но и похожей на настоящую, так как не все дети сразу могут воспринимать чисто символическую, воображаемую ситуацию. Особенно это относится к групповым  играм, где важно для всех участников обозначить ситуацию игры и предметы.

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ

  Театрализованные игры в отличие от сюжетно-ролевых предлагают наличие зрителей (сверстники, младшие дети, родители). В их процессе у детей формируется умение с помощью изобразительных средств (интонации, мимики, жеста) точно воспроизводить идею художественного произведения и авторский текст. Эта сложная деятельность требует обязательного участия взрослого, особенно в подготовительный ее период. Чтобы театрализованные игры стали по-настоящему зрелищными, нужно обучить ребят не только способам выразительного исполнения, но и сформировать у них умение готовить место для представлений. Все это для детей среднего дошкольного возраста является нелегкой задачей.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

        Воспитатель организует и проводит дидактические игры как на занятиях, так и вне их, упражнения детей в узнавании, различении и определении формы, величины, цвета, пространства, звуков. С помощью дидактических игр дети учатся сравнивать и группировать предметы как по внешним признакам, так и по их назначению, решать задачи; у них воспитывается сосредоточенность, внимание, настойчивость, развиваются познавательные способности.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

        Музыкально-дидактические игры  осваиваются  детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Педагог знакомит детей с правилами игры, ставит перед ними определенную дидактическую задачу. Вначале воспитатель является инициатором проведения игры в группе, на прогулке или в другие режимные процессы. Впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав ведущего среди  своих товарищей. Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.

 Игра имеет важное значение для ребенка. Бесспорно, игра обучает и воспитывает детей. Она является жизненной потребностью его и средством всестороннего развития.

В игре дети становятся деятельными, радуются, смеются. Имея возможность действовать самостоятельно, они знакомятся с окружающим миром, приобретают опыт, навыки. В игре ребенок встречается с различными предметами, знакомится с ними, часто догадывается самостоятельно, что можно с ними делать. Таким образом у него развивается сообразительность.

Общаясь с другими детьми ребенок учится играть вместе, помогать или уступать товарищам, делится игрушками, согласовывать свои действия с действиями другого, развивать свою речь приучатся к организованности. В игре ребенок учится преодолевать трудности, следовательно, у него воспитываются и волевые качества: настойчивость, выдержка.