Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста
статья

В статье раскрывается важность развития социально-коммуникативных навыков у детей, раскрыты методы и приемы работы в ДОУ по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialno.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.

Детство – уникальный период формирования и развития человека на протяжении всей жизни, требующий особого психолого-педагогического сопровождения и условий.

ФГОС ДО определил пять направлений развития ребенка, одно из которых социально-коммуникативное развитие. Социально — коммуникативное развитие — это процесс, который  позволяет  ребенку найти свое место в обществе. С помощью коммуникации формируются: бытовые и гигиенические умения, элементы материальной и духовной культуры, стиль и содержание общения, ребенок приобщается к разным видам и типам отношений в основных сферах жизнедеятельности – общении, игре, познании.
Социально-коммуникативное развитие детей является важной составляющей дошкольной педагогики. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

В рамках реализации ФГОС ДО в образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития. Современное общество нуждается в активной,  творческой личности, способной к  взаимодействию и  бесконфликтному общению. Решая проблему коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы детей, возникла необходимость оптимизации педагогических условий для более эффективного формирования социальных навыков у детей.

Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, появился комплекс социально-психологических проблем: агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка.
Задачей современного дошкольного образования является не столько  получение детьми определенного запаса знаний, умений и навыков, а развитие познавательных процессов и формирование самостоятельности, мотивации к деятельности и нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни: этические нормы поведения и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Опыт работы дошкольного образовательного учреждения  показывает, как важно  формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах.

С младшего дошкольного возраста педагоги начинают формировать у детей умение общаться.
Общение– сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека

Коммуникация (англ. communikate – сообщать, передавать) - это общение с целью передачи определенной информации таким образом, чтобы собеседник понял ее смысл.

Ребенок находится в социуме, поэтому ему необходимо освоить культуру общения и взаимодействия с другими людьми.

Социализация ребёнка дошкольного возраста – явление сложное, формирующееся  под влиянием разных факторов: наследственности, условий, в которых  ребёнок воспитывается, среды, окружающей его, собственной деятельности, игры, самопознания и саморазвития.

Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. От этого страдает общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через оценку других людей. Сенситивным периодом для развития эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе, группе детского сада — во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба. Как только ребенок в первый раз приходит в детский сад он оказывается среди сверстников. Дома он был центром внимания, получавшим много внимания и заботы.  В детском саду таких как он много, и взрослые требуют от него быть более самостоятельным,

Особенностью детского коллектива является то, что им всегда руководит взрослый, который направляет и координирует действия детей.
Хочу представить Вашему вниманию свой опыт работы

по теме «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста»

Недавно я прочитала очень интересную фразу. «Чаще всего мы слушаем людей не для того, чтобы понять их, а для того чтобы ответить»

Мне хотелось бы, чтобы мои дети могли найти себе друзей, чтобы их любили и понимали

Для решения этой проблемы в группе была создана развивающая предметно-пространственная среда, состоящая из разных направлений детской деятельности.

Речевой уголок: в нем дети могут выполнять упражнения и играть в игры на развитие мелкой моторики и развитие речевого дыхания, в  шарики и колечки су-джок

Театральный уголок. Театрализованная деятельность – это не только игры-драматизации, готовые постановки, это, прежде всего возможность придумывать диалоги, сказки и свои истории, играя с театральными игрушками. Штоковые куклы и игрушки на резинках помогают детям «оживить» своих персонажей, говорить и двигаться за них.

Книжный уголок.  Нельзя недооценивать значение  художественной литературы. Мы много читали, слушали аудиокниги, разучивали стихи,

придумывали продолжение сюжета, обыгрывали их.

Большую роль в социально-коммуникативном развития детей играют русские народные традиции - смешные диалоги, докучливые сказки, потешки, русские народные песни и игры. Русские народные сказки всегда включали в себя аспект, связанный с нравственным поступком и поведением. С помощью устного народного творчества раскрываются для детей такие понятия как взаимопомощь, поддержка, добро, терпение, любовь. Знакомство с  литературными произведениями помогает детям понять и оценить поступки людей. В них ставятся вопросы о  справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности. Анализ прочитанного дает возможность детям оценить поступки различного характера и увидеть результаты того или иного поведения, это способствует усвоению детьми нравственных представлений.

Игровые уголки. Ведущий вид деятельности детей – игра. Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную. Управляя игрой детей, можно влиять на их отношения и мировоззрение.

 Настольные дидактические игры, хороводные игры и, конечно, сюжетно-ролевые – создают идеальные условия для общения и речевого развития детей. Дети учатся играть вместе, соблюдать правила, выигрывать и проигрывать. В них они договариваются, вступают в диалог, спорят, одним словом, общаются и взаимодействуют.

Во взаимодействии по ходу игры педагог стимулирует следование детей усвоенным нормам поведения, правилам дружеских и коллективных взаимоотношений. В организационный период игры (при необходимости и по ходу ее) он помогает детям выделять нравственный смысл отношений, связанных с ролью; ориентирует на отражение в соответствующих игровых ролях таких качеств, как отзывчивость, стремление помочь другому, проявить заботу, выручить из беды, преодолевая препятствия, и т.п. Предметом заботы педагога является воспитание у детей ответственности за свое поведение в совместной игре, стремления реализовывать игровой замысел. В ролевом взаимодействии старших дошкольников увеличиваются попытки контролировать действия друг друга — они часто критикуют, указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж.

Коммуникативные игры помогают в развитии социальных, нравственных качеств у детей. Учат детей сопереживать, помогать, общаться.

Работа с родителями. Вся эта работа была бы невозможна без поддержки и активного участия родителей. Дети и родители с удовольствием взаимодействовали – играли, пели, мастерили, рисовали и лепили.

Использование разнообразных приемов поддерживает детский интерес, они детятся впечатлениями, радостными событиями, интересными открытиями с другими детьми и со взрослыми , то есть начинают общаться!

 Целенаправленная работа позволила детям научиться  грамотно говорить, ясно выражать свои мысли, составлять описательные и творческие рассказы

С детьми стало интересно разговаривать и слушать их суждения, они стали настоящими собеседниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие социально-коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"

Обострение  проблемы  взаимодействия дошкольников со сверстниками   диктует  необходимость интенсивной работы  по формированию у детей социально-коммуникативной компетенц...

План по самообразованию на тему: «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»

Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли, активизирует и повышает познавательный интерес, вызывает эмоциональный подъём, способствует развитию творче...

Рабочая программа по развитию эмоциональной, личностной сферы и социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста «Я дарю тебе радость» для воспитанников от 6 до 7 лет

Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, т.к. положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития л...

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта посредством игровых упражнений и пальчиковых игр

В статье представлен опыт работы воспитателя на группе кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями социально-коммуникативного развития....

Лэпбук, как средство развития социально-коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и наибол...

Самообразование на тему «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»

Самообразование на тему «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста  с помощью игровых технологий»...

Презентация "Роль музыки в развитии социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"

Обобщение опыта по развитию социально-коммуникативных навыков дошкольников средствами музыкально-игровой деятельности....