Доклад к педагогическому совету "Ознакомление дошкольником с народным календарем"
статья

Тарасова Ирина Юрьевна

Знакомство педагогов с основными формами ознакомления дошкольников с народным календарем

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем
смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую
очередь это относится к нашему прошлому. Сегодня крайне необходимо
восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности, знакомить и приобщать к этому подрастающее поколение.

    2020 год – указом президента Владимиром Путиным объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия.

    Для того, чтобы познакомить дошкольников с русской народной культурой, лучше понять традиции русского народа, необходимо изучить с детьми народный календарь. 

Ведь календарь русского народа – явление удивительное.

Он создавался в течение тысячелетий, отражая в себе видение того мира, в котором поколения за поколениями жили наши предки.

 Русский народный календарь – циклическое собрание русских народных праздников, обрядов, поверий и примет на каждый день, с помощью которого организуется повседневная жизнь людей в течение года - их быте, труде, мировоззрении,  а также о приметах каждого дня.

Приобщение детей к культурному наследию, народным праздникам, традициям, народному декоративно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм - все это возможно осуществить при ознакомлении с Народным календарем. Все эти знания находили свое выражение в приметах, присловьях, пословицах, песнях, притчах, легендах, заклятьях, приуроченных к тем или иным дням, неделям годового круга.

В народном календаре - каждый месяц имел свое название

Недели также имели свои персональные названия: пестрая, всеядная, сырная, зеленая, постная и др. Для обозначения праздника широко использовались цвета: дни бывали белыми, красными, черными, зелеными. Также дни могли быть мужскими и женскими, молодыми и старыми, мертвыми и веселыми, толстыми и голодными, теплыми и холодными. В календаре наделялись свойствами живых существ солнце-батюшка, земля-мать, месяц-молодец, весна-молодица, зима-белолица, осень-водяница.

                В своей работе по ознакомлению детей с народными праздниками из всего многообразия необходимо отбирать только те дни, приметы которых были доступны пониманию дошкольников. Почти каждый день народного календаря чем-то значим:

Так, в приметные дни народного календаря знакомим с различными объектами наблюдения:

 7 сентября, на Тита-грибного, листопадника, в группе можно выставить грибы и желтеющие листья. Дети наглядно могут знакомятся с маскировкой грибов в природе.

6 сентября на прогулке провести наблюдение за ветром. По народным приметам этот день почти всегда бывает безветренным. Это для крестьян было очень важно, так как шла уборка льна, а ветер мог выбить льняное семя из коробочек.

А 23 сентября, на Петра и Павла-рябинников, в группу можно принести кисть рябины. Дети рассмотрят ягоды, семена рябины, пробуют их на вкус. В эту пору, после первых заморозков, рябина становится более сладкой, и крестьяне начинали собирать ее ягоды. Часть рябины предусмотрительно оставляли на кусту – дроздам-рябинникам, снегирям и всякой другой птице для питания зимой.

В процессе общения с детьми необходимо включать в свою речь подходящие русские народные прибаутки, пословицы и поговорки, которые входят сначала в пассивный, а потом и в активный словарь детей.

Например, 14 октября, на Покров, наблюдая вместе с детьми во время прогулки за состоянием погоды, рассказать им, что наши предки примечали: «На Покров до обеда осень, а после обеда – зимушка-зима», «Покров кроет землю то листом, то снежком», «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается» и добавить, что какова погода на Покров, такова и зима; ветер переменный – зима не постоянная.

Или 29 апреля, на Арину-рассадницу, высаживая с детьми семена капусты, воспитатель приговаривает: «Не будь голенаста, будь пузаста. Не будь пустая, будь тугая. Не будь стара, будь молода. Не будь мала, будь велика! Для чего огород городить, коли капусты не садить?»  

Так дети знакомятся с малыми фольклорными формами : поговорками, закличками, приметами и т. д. В соответствии с тематикой дня  народного календаря  можно подобрать загадки и народные сказки.

Все это – прекрасный повод дать детям возможность услышать и почувствовать всю красоту, емкость фольклорного слова

 Народный календарь позволяет не только знакомить детей с русской народной культурой, но и одновременно решать образовательные и воспитательные задачи основной программы. Сведения из народного календаря включены в различные виды совместной и индивидуальной деятельности детей, а также органично сочетаются с разделами непосредственно-образовательной деятельности: «Познание», «Художественно-эстетическое развитие», «экологическое воспитание», «Нравственно патриотическое воспитание» В процессе ознакомления детей с бытом и трудовой деятельностью наших предков, наблюдений в природе, происходит формирование первых чувств патриотизма: гордость за свою Родину, любовь  к родному краю, уважение традиций.

Знакомство детей с народным календарем происходит и через их творчество, например, рисование. Ребенок, рисуя на заданную тему, еще раз переживает свои впечатления от услышанного и увиденного ранее, лучше запоминает полученную информацию, убеждается в том, что чем больше знаешь об особенностях изображаемого предмета, тем легче его нарисовать. Темы рисования по датам народного календаря разнообразны. Это рисунки, отображающие и бытовые праздники, и сезонные явления, и рисунки домашних и диких животных, и декоративное рисование.

Художественное восприятие происходит на основе объединения зрительной и слуховой, осязательной и зрительной информации.

Например, 3 сентября, на день бабы Василисы-льняницы детей можно познакомить с национальной вышивкой и на шаблонах рубахи  составить узор. А 12 октября, на Юровую, тема рисования может быть «Белка запасает орешки на зиму», где дети изобразят белку, передавая характерные особенности строения ее тела, пушистость меха.

Результатом этой формы знакомства с календарем  -  создание альбома детских работ «Народный календарь в детских рисунках».

 

Следующий этап при ознакомление с народным календарем  - совместное проведение народных праздников.

 Праздник предполагал также полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, то есть выполнять всю повседневную крестьянскую работу. Праздник обязывал людей нарядно одеваться, для разговора выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя: быть веселым, приветливым, гостеприимным. Характерной чертой праздника было многолюдье.

В русской деревне все праздники включались в единую многоступенчатую последовательность. Они справлялись из года в год, из века в век в определенном порядке, установленном традицией. Среди них был главный праздник, обладавший, с точки зрения крестьян, наибольшей сакральной силой, — Пасха. Праздники великие: Рождество, Троица, масленица, Иванов и Петров дни и малые праздники, еще их называли полу – праздники, были связаны с началом разного рода крестьянских работ: первый день сева зерновых, заготовка на зиму капусты и т. п.

В старину говорили: «Мы трудимся, чтобы праздновать». Народные праздники также связывались с календарём и были привязаны к труду крестьянина на земле.

  Праздники разнообразны по содержанию и форме. Игровые программы, спортивные соревнования, театрализованные представления, вечера загадок позволяют дошкольникам получить незабываемые яркие впечатления. Каждый праздник имеет свою структуру. Обязательно используются заклички, хороводы, русских народные игры, соответствующих сезону.

                  Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.  

Также неоценимым богатством народного календаря являются – обрядовые куклы. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников.

Важным условием в приобщении детей к русской народной культуре  является взаимодействие детского сада и семьи..

 Поэтому вся работа ведется в тесном контакте с родителями. Совместно с детьми и родителями участвовать в природоохранных акциях,  «Покормите птиц зимой», «Каждой птице свой дом» а также -  уборка территории детского сада, высадка деревьев и кустарника. Участие в обрядовых праздниках. Такая работа помогает укреплять в детях здоровые нравственные начала, любовь и уважение к родителям, своему народу, его традициям и к Родине.

Таким образом – народный календарь - неотъемлемая часть народной культуры наших предков, который позволяет приобщать детей к истокам русской народной культуры, воспитывать чувство маленького гражданина.

Помогает укрепить в детях здоровые нравственные начала, любовь и уважение к родителям, своему народу, его традициям и к Родине.