Статья на тему: «Исследовательская деятельность в работе с одарёнными детьми»
статья

Путей развития интеллектуального творческого потенциала личности (детской одаренности) существует много, но я считают, что одним из очень эффективных является исследовательская деятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_deyatelnost_v_rabote.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Исследовательская  деятельность в работе с одарёнными детьми»

       Путей развития интеллектуального творческого потенциала личности (детской одаренности) существует много, но я считают, что одним из очень эффективных является исследовательская деятельность.

Умения и навыки исследователя, полученные в детском саду в играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Мы  помним о том, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. Китайская пословица гласит: "Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму". Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает все сам.

       Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения, но особенно характерна она для одаренных детей. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину традиционно рассматриваются как важнейшие индикаторы детской одаренности.
Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. Ребенок  настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: он рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение птиц , проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.  Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, чем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.

Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется речь. Овладение орудийными действиями развивает руку ребенка.

   Круг явлений, с которыми экспериментируют  дошкольники в свободной деятельности и на занятиях, проводимых в детском саду, достаточно широк. Дети определяют свойства воды, воздуха, песка, глины, узнают состав почвы, знакомятся с многообразием камней,  узнают, что такое градусник, лупа, микроскоп, какие свойства у магнита.

Живая природа это тоже объект исследования:  как распускаются цветы, какие изменения происходят с деревьями с изменение сезонов, где живут дождевые черви, муравьи.

    Опыты позволяют узнать и о человеке: "проверим слух", "стук сердца", "цвет кожи", "цвет глаз", "как мы дышим" и др.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности; в-четвертых, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской одаренности.

Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности.

Можно выделить следующие психолого-педагогические условия для развития одаренных детей:

- Обогатить окружающую среду ребенка самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности, создать условия для проявления творческой активности

- Обеспечить благоприятную атмосферу, доброжелательность со стороны педагога, предоставить детям возможности активно задавать вопросы, поощрять высказывание оригинальных идей. Использовать личный пример творческого подхода к решению проблем.

- Не сдерживать инициативу ребенка, не давать четких наставлений, помогать действовать независимо. Не делать за него то, что он может сделать (или научиться делать) самостоятельно.

- Важно помнить, что одаренность – "дело штучное", и по отношению к каждому такому ребенку педагогу важно найти именно индивидуальный подход

- Единство требований к ребенку, как воспитателей, так и родителей. Нельзя добиться положительных результатов в воспитании вне связи с семьей.

- Одаренные дети уникальны, они отличаются от других детей, но и в группе одаренных дошкольников нет ни одного похожего ребенка – у каждого свой набор способностей, свой темп развития, именно для них особую важность приобретает индивидуальный подход в обучении, воспитании, общении, и просто в повседневной жизни.

   Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развивать творческие способности и в дальнейшем в школьные годы. И если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь – взрослый, умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одарёнными детьми в ДОУ – залог развития одарённости дошкольников.

Дошкольный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а, значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. В этой статье описывается опыт работы с...

Работа с одарёнными детьми. Составление портрета одарённого ребёнка.

Эта таблица поможет в соствлении портрета- наблюдения "одарённого" ребёнка, а вообщем то любого ребёнка, для того, чтобы он успешно развивался....

Система работы с одарёнными детьми в ДОУ – залог развития одарённости дошкольников.

Статья на тему: " Система работы с одаренными детьми в ДОУ - залог развития одаренности дошкольников"...

Модель работы с одарёнными детьми «Моя педагогическая стратегия развития одарённости»

Дошкольный возраст - это период, когда у ребенка проявляются и начинают интенсивно развиваться  способности, которые помогают выявить степень его одарённости. Они не даются ребенку в готовом виде...