Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Мыльные секреты».
план-конспект занятия (старшая группа)

Уклеина Алена Олеговна

Конспект ООД по познавательному развитию

 в старшей группе

«Мыльные секреты».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mylnye_sekrety.docx27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад «Солнышко»

Конспект ООД по познавательному развитию

 в старшей группе

«Мыльные секреты».

Подготовила:

 воспитатель Уклеина А.О

Р.п. Дмитриевка 2019 год

Программное содержание:

Основное направление: Познавательное.

Интегрируемые образовательные области: познавательно-речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое.

Цель: развитие познавательного интереса детей к исследовательской деятельности в процессе знакомства со свойствами мыла и его разновидностями.

Задачи:

Обучающие: активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах мыла и его разновидностями (туалетное, хозяйственное, специальное); закрепить и уточнить знания детей о значимости мыла для человека. Развивать знания о том, чем люди мылись в древние времена. Познакомить детей, как получить мыльные пузыри. Обогащать и активизировать словарный по теме: лаборатория, лаборант, мыловар, глицерин, ароматезаторы.

Развивающие: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, развивать мыслительные способности, развивать сенсорные навыки, зрительное восприятие, внимание, память; развивать исследовательские умения детей.

Воспитывающие: создать положительную мотивацию к самостоятельному экспериментированию. Воспитывать КГН, умение взаимодействовать с другими детьми, воспитывать интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная.

Педагогические технологии, методы и приемы:

Технологии: здоровьесберегающие, информационно – коммуникативные, решение проблемных ситуаций, игровая.

Методы и приемы:

Наглядные- просмотр слайдов.

Словесные- беседа, уточнение.

Практические- опыт, игровые упр.

Материалы и оборудование: мыло различных видов (туалетное, хозяйственное, специальное, фигурное);  пластиковые стаканчики, трубочки; влажные салфетки; ложечки; жидкое мыло; глицерин, мыльные пузыри, фартуки, шапочки, нарукавники для работы; телевизор.

Ход занятия:

Дети стоят полукругом перед телевизором.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

Похоже на пряники разного цвета,
Собрало в себе запах трав всего света.
Ребята охотно им моют ладошки,
Не любят его лишь собаки и кошки.

Ответы детей.

Слайд 2. Картинка и загадка МЫЛО.

Воспитатель: Молодцы, угадали, мыло. Сегодня мы поговорим о нем, потрогаем его, почувствуем его запах, и даже сделаем мыльные пузыри из него. Ребята, как вы думаете, для чего мыло нужно человеку?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, ребята! Мыло- наш большой помощник! Оно смывает грязь и микробы с наших рук. Микробы хоть и маленькие, но очень злые и могут сильно навредить нашему здоровью.

-А как вы думаете, всегда ли у людей было мыло?

Ответы детей:

Воспитатель: Сегодня я расскажу вам историю появления мыла.

Слайд 3

В давние времена, в Древнем Риме люди стали думать, как смыть грязь с жирной кожи. И заметили, что зола хорошо смывает грязь. После прогоревшего костра оставалась зола, которую люди растворяли в воде и мылись этой водой. Древние римляне жгли костры, готовили пищу, жир смешивался с золой от костра. При помощи смеси жира и золы белье лучше отстирывается.

А в Древней Греции использовали песок и пчелиный воск.

А еще в природе встречалось много растений, способных образовывать пену. Люди также использовали их вместо мыла, это ягоды бузины, солодка, мыльнянка лекарственная (её называют «мыльной травой», «собачьим мылом»).

Слайд 4.

Учёные до сих пор спорят «Кто и когда изобрёл мыло?». Но пока к единому мнению не пришли. История возникновения мыла уходит «корнями» в глубокую древность. Во время раскопок археологи находили папирусы, на которых описывались рецепты изготовления мыла. А также находили куски мыла.

Постепенно люди научились варить мыло, и появилась профессия «мыловар». Однако мыло долгое время было предметом роскоши и стоило очень дорого. И многие хозяйки варили мыло сами.

Слайд 5.

В дальнейшем развивались технологии производства, появлялось оборудование, которое упрощало процесс изготовления мыла и им стали пользоваться повсеместно. Вот как делают мыло на производственных предприятиях. 

Физкультминутка: Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко- легко.

Плавно руки вверх подняли

И кистями помахали.

Руки мы к плечам прижали

И локтями повращали.

Сделали по пять прыжков.

И к работе все готовы.

Воспитатель: Ребята, у нас есть коллекция мыла, давайте ее рассмотрим.

-Какое мыло бывает по форме? (овальное, прямоугольное, круглое.)

-Какое мыло бывает по цвету? (разных цветов).

-Имеет ли мыло запах? (да).

-Какой запах у мыла? (душистое, ароматное).

-Почему мыло пахнет? (добавлен ароматезатор).

-Как называется мыло для мытья рук? (туалетное).

-Для чего еще используют мыло? (для стирки одежды).

-Как называется такое мыло? (хозяйственное).

Найдите его на столе. Каким оно цветом?

Давайте проверим, действительно ли хозяйственное мыло отстирает грязь, постираем платочек.

Эксперимент:

На столе ванночка с теплой водой. Берем платочек, мочим и натираем хозяйственным мылом, трем платочек, пока грязь не отстирается. Теперь прополощем в воде, отожмем воду и посмотрим, каким стал платочек?

Можем ли мы утверждать, что хозяйственное мыло отстирывает грязь?

Ответы детей.

Слайд 6.

И сейчас, благодаря современным технологиям, мы можем встретить различные виды мыла. Это и жидкое мыло, которое используется как моющее средство, и хозяйственное мыло, применяется для стирки грязных пятен на одежде, туалетное мыло, которым мы с вами пользуемся для мытья рук, а также специальное мыло, которое используется в лечебных целях.

Слайд 7, 8.

Мыло играет важную роль во многих областях жизни и деятельности человека. Его роль существенна в предотвращении распространения болезней. В косметической промышленности мыла применяются в качестве основного компонента многих шампуней и кремов.

В текстильной промышленности нерастворимые в воде мыла используются для изготовления водонепроницаемых тканей.

В металлообрабатывающей промышленности мыла применяются для защиты металлов от ржавчины.

Маленький тоненький обмылок есть практически в каждом рабочем наборе портного. Дело в том, что с его помощью удобно чертить выкройки на ткани: след остается четкий, как от карандаша, а удалить его потом легко – мыльные линии либо сойдут сами при работе, либо исчезнут после глажки вещи.

Воспитатель: Ребята, у нас есть кусочки мыла, возьмите их и попробуйте начертить на ткани, что вы видите?

Слайд 9.

До недавнего времени мыло служило исключительно для соблюдения личной гигиены и в бытовых целях. И только когда стали особо цениться вещи, сделанные своими руками, мыловарение стало популярным увлечением, приносящим, с одной стороны, много положительных эмоций, а с другой – натуральный продукт.

Мыло стали делать в домашних условиях.

Воспитатель: Оглянитесь, осмотритесь! Вот мы и в секретной лаборатории. Мы с вами будем проводить опыты с мылом, и, возможно совершим открытие! С начала я вас познакомлю с  правилами  поведения в лаборатории.

Слайд 4.Правила поведения в лаборатории.

1. Соблюдай тишину в лаборатории.

2. Не толкай соседа во время работы.

3. Сначала подумай, потом сделай.

4. Убери за собой рабочее место.

5. Надеть шапочку, фартук, нарукавники.

Воспитатель: Приглашаю вас в лабораторию. Давайте наденем шапочки, фартуки, нарукавники.

Дети садятся за столы, на которых все готово для приготовления мыльных пузырей.

Воспитатель: Сейчас мы с вами проведем опыт. Для этого нам нужно приготовить раствор. Возьмем маленький стаканчик с водой и выльем ее в большой стакан с жидким мылом. Возьмите ложечку и размешайте раствор. Возьмите трубочку, опустите в стакан и подуйте. Получаются ли у вас пузыри?

Ответы детей.

Воспитатель: Я знаю секрет мыльных пузырей. Вы знаете, что такое глицерин?

Ответы детей.

Воспитатель: Глицерин- это такое вещество, у которого нет запаха, оно бесцветно, обладает сладковатым вкусом. Но пробовать вам его я не советую. А нам он нужен для того, чтобы наши мыльные пузыри были крепкими. Нам нужно добавить его совсем немного. Сейчас я добавлю себе и вам в стаканчики с раствором. (100мл.воды,100мл. жидкого мыла, 2 ч. Ложки сахара и немного глицерина.)

А теперь попробуйте при помощи трубочки надуть пузыри.

Дети пробуют надувать мыльные пузыри.

Воспитатель:Молодцы, ребята! Какие красивые пузыри у вас получились. А теперь, ребята, пришло время возвращаться в детский сад. Давайте наведем порядок в нашей лаборатории: вытрем столы от брызг, снимем шапочки, фартуки и нарукавники.

Ребята выходите на ковер.

Рефлексия:

- Ребята, где мы побывали сегодня?
- Что нового вы узнали о мыле?

- Какое бывает мыло? – жидкое, твердое, большое, маленькое, разного цвета, разной формы, с запахом

- Для чего нужно мыло? – для уничтожения микробов.

- Где используют мыло? – в косметической, текстильной, в металлообрабатывающей промышленностях.

Воспитатель: Занятие кончилось. чтобы вам не было грустно, примите от меня маленькие подарочки - мыльные пузыри.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми второй младшей группы "Мыльные пузыри"

Занятия с детьми второй младшей группы о знаниях детей о здоровом образе жизни. У мение пользоваться мылом, и для чего это нужно....

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе "Секреты дружбы"

Формирование у детей дружеских взаимоотношений и положительного отношения к себе и к окружающим....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Мыльные секреты».

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Мыльные секреты»....

Развлечение в старшей группе "Мыльные пузыри"

Цель: создать волшебную атмосферу и поднять настроение...