Консультация для педагогов «Развитие связной речи с использованием ТРИЗ»
консультация

Вяткина Лариса Георгиевна

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе и первой его ступени- дошкольному образованию.

   Задача педагогов – воспитание детей, обладающих высоким творческим потенциалом, умеющих грамматически правильно оформить свои мысли в речевое высказывание. Стало очевидно, что необходимо изменение способов взаимодействия с дошкольниками, чтобы воспитать талантливого человека, с грамотной речью, способного нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.

Такими средствами являются инновационные технологии, используемые в дошкольном образовании. Одной из таких технологий можно назвать ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon triz.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 32 «Счастливое детство»

города Рубцовска

658213, Алтайский край, г. Рубцовск, ул. Громова, 12 тел. (38557) 9-81-13, 9-80-61

e-mail: altaidetstvo@mail.ru

Консультация для педагогов

«Развитие связной речи с использованием ТРИЗ»

                                                                              Подготовила и провела:

                                                                                 воспитатель Вяткина Л.Г.

Рубцовск, 2020

«Развитие связной речи с использованием ТРИЗ»

С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи дошкольников педагоги отмечают ряд проблем.

Многие дети отличаются недостаточно сформированным навыком построения событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном это происходит не из-за того, что знания ребенка в данном вопросе недостаточны, а потому, что он не может оформить их в связное речевое высказывание. Поэтому развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей.

Связная речь – это высшая форма речи, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Кроме недостаточно развитой связной речи у дошкольников наблюдается проблемы в пересказывании текстов, недостаточен активный словарь, общение носит формальный характер, многие высказывания взрослого не вызывают реакции ребенка, что препятствует успешному развитию речи детей – дошкольников.

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе и первой его ступени- дошкольному образованию.

   Задача педагогов – воспитание детей, обладающих высоким творческим потенциалом, умеющих грамматически правильно оформить свои мысли в речевое высказывание. Стало очевидно, что необходимо изменение способов взаимодействия с дошкольниками, чтобы воспитать талантливого человека, с грамотной речью, способного нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.

Такими средствами являются инновационные технологии, используемые в дошкольном образовании. Одной из таких технологий можно назвать ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач.

Ум детей не ограничен "глубоким опытом жизни" и традиционными представлениями о том, как должно быть, что позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитать и обучать ребенка под девизом "Творчество во всем".

Хочется подробнее остановиться на использовании ТРИЗ в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Через родной язык ребенок входит в жизнь окружающих его людей. Чем внятнее и выразительнее его речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность.

В своей педагогической деятельности я столкнулась с такими проблемами современных дошкольников:

- монологическая речь плохо развита;

- небольшой опыт рассказывания текстов;

- недостаточно активный словарь;

- дети не владеют алгоритмом составления связного рассказа;

- общение носит формальный характер;

Для решения этих задач используется методика ТРИЗ – технологий. Девиз Тризовцев – "Можно говорить все"

   Практика показала, что в подобранных играх по технологии ТРИЗ ребенка привлекает игровая ситуация, которая стимулирует его активность и его речевое общение, развивает логическое мышление, наблюдательность, внимание, расширяет кругозор, способствует развитию связной речи.

В работе по тризовским технологиям по развитию речи детей используются различные методы и приемы.

Один из методов это – аналогия. Личностная аналогия (эмпатия) предлагает ребенку представить самого себя в качестве какого – нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Например, «Ты – муха, которая залетела в дом. На столе стоит банка с вареньем, тебе очень хочется варенья, но банка закрыта. Что ты сделаешь? Расскажи", "Я – девочка, а ты мама птенца. Уговори меня, чтобы я не взяла в руки твоего птенца".

Еще один метод – мозговой штурм. Он предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбора идеального решения. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Например, "Как остаться сухим, гуляя под дождем?" (можно надеть плащ, надеть шляпу с широкими полями, встать под навес и т.д.). Анализ идеи идет по оценке "хорошо – плохо", т. е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблем, дает осознание того, что безвыходных ситуаций не бывает.

Для развития речи детей используется такая игра, как "Объяснялки". Перед детьми изображение яблони и ложки. Задача детей – составить объяснение (цепочку–рассказ), как от яблони перейти к ложке. Педагог начинает, дети продолжают.

Например, такие игры:

" В саду стояла яблонька, на которой...

- Висели вкусные и спелые яблоки

-Яблоки были спелыми и поэтому сами...

Сами падали на землю.

- Так как яблочки падали, бабушка...

Бабушка собрала их.

- Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка...

-Сварила вкусное варенье.

-Варенье было вкусное, поэтому...

Внуки ели его прямо ложками".

Игра "Хорошо - плохо".

- Ребята, вы рады, что наступила весна?

-А что хорошо весной? (ярко светит и уже греет солнце, тает снег, прилетели с юга птицы, можно пускать кораблики и т.д.).

- А что плохо весной? (мокро, грязно, можно промочить ноги и заболеть, можно упасть в лужу и испачкаться и т.д.).

Игра "Перевертыши" или "Скажи наоборот".

Взрослый бросает ребенку мяч и говорит слово, ребенок придумывает противоположное слово и бросает мяч обратно.

Н-р " Снегурочка добрая, а Баба–Яга (злая).

Прием ТРИЗ также используется и в обучении творческому рассказыванию, используя различные варианты работы со сказкою.

Игра "Сказка наизнанку". Игра состоит в "перевирании" в сказки или в "выворачивании" наизнанку сказочной темы. Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер ее героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот. Н- р "Красная Шапочка злая, а волк добрый, Колобок предлагает всех съесть и съедает всех по очереди".

"Коллаж из сказок". Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок (творческая совместная работа детей и воспитателя).

"Знакомые герои в новых обстоятельствах". Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства.

В работе над грамматическим строем речи используются такие задания, как "Цветик – семицветик". Необходимо собрать цветок, подобрав слова – признаки к слову, например, "Яблоко – какое?". Ребенок проговаривает слово, четко произносит окончание: кислое, румяное, спелое, вкусное, ароматное и т.д. пока не выложит все лепестки. Или подобрать слова – действия: "Машина – что делает?" Машина едет, поворачивает, сигналит, тормозит и т. д.

Следующий метод "Составление загадок".  Цель – формирование навыков речевой творческой деятельности; обучение детей созданию сравнений, образных характеристик объектов (какой, что бывает, что делает?).

Поскольку речевое развитие детей не ограничивается рамками специально организованной деятельности, элементы ТРИЗ технологии использую в свободной деятельности детей, стимулируя их речь. Например, когда ребенок задает вопрос, лучше сначала спросить, а что он сам об этом думает, приглашая порассуждать, при этом наводящими вопросами можно подвести ребенка к тому, что он сам находит ответ.

Таким образом, игры и упражнения ТРИЗ развивают все компоненты устной речи: формируется словарь, звуковая культура речи, грамматический строй речи, происходит развитие свободного общения с детьми и взрослыми. Дети становятся более раскованными, сопровождают речью игровые и бытовые действия. Речь становится средством общения детей со сверстниками и взрослыми. А это значит, что речевая инициатива ТРИЗ дает детям возможность проявлять свою индивидуальность, нестандартно мыслить и высказывать свои мысли, развивая речь.

Используемая литература:

1. Гин. С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений; 3–е издание – Минск; И.В.Ц. Минфина; 2007 – 112 с.

2. Журналы "Дошкольное воспитание" с перечнем литературы и применением ТРИЗ;

№ 8 (1988)

№5, 6 (1989)

№4 (1993)

№5, 9 (1998)

3. Крохина И. Н. Адаптированные методы ТРИЗ – РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями (ч. 1).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"

Консультация для родителей по  развитию связной речи детей с ОВЗ...

Консультация для педагогов "Развитие связной речи"

Консультация для педагогов "Развитие связной речи"Центральное место в системе работы по развитию речи дошкольников принадлежит формированию связной речи. Связная речь вбирает в себя все достижения реб...

Консультация для педагогов: "Развитие связной речи"

Развитие связной речи формируется через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание р...

Конспект открытого занятия по развитию связной речи с использованием ТРИЗ-технологии "Времена года"

Закрепление знаний о явлениях природы в разный период года, систематизирование знаний детей о последовательности протекания различных событий, активизирование мышления детей, закрепление представлений...

Консультация для родителей «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов по ТРИЗ-педагогике у детей»

Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. ...

Консультация для педагогов Развитие связной речи у дошкольников c использованием развивающих игр В.В.Воскобовича

Консультация  для  педагогов Развитие связной речи у дошкольников c использованием развивающих игр В.В.Воскобовича...

Консультация для педагогов: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста" консультация по развитию речи (старшая группа)

Консультация для педагогов: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста" консультация по развитию речи (старшая группа)...