Консультация для педагогов "Развитие связной речи"
консультация по логопедии на тему

Алисова Елена Ивановна

Консультация для педагогов

"Развитие связной речи"

Центральное место в системе работы по развитию речи дошкольников принадлежит формированию связной речи. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковой культурой, грамматическим строем, лексическим богатством. В дошкольном детстве необходимо развивать диалогическую форму речи, а затем и монологическую.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx16.72 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

"Развитие связной речи"

Центральное место в системе работы по развитию речи дошкольников принадлежит формированию связной речи. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковой культурой, грамматическим строем, лексическим богатством. В дошкольном детстве необходимо развивать диалогическую форму речи, а затем и монологическую.

На протяжении всего дошкольного возраста необходимо развивать у детей умение строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять, возражать, подавать реплику). Для этого следует использовать беседы с детьми на самые разнообразные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями. Важно развивать умение слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать в зависимости от контекста.

При обучении детей монологической речи необходимо, прежде всего формировать элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец), представления о связях между предложениями и структурными частями высказывания.

Владение наиболее типичными вариантами соединения фраз (цепная связь: местоимения, лексический повтор, синонимическая замена) помогает детям избежать ненужных повторов, пауз, лишних слов.

В дошкольном возрасте необходимо учить ребенка строить следующие виды высказываний: описание, повествование, рассуждение. Каждый из этих типов текстов имеет определенную структуру. Так описание предполагает, прежде всего, называние объекта, перечисление его свойств, качеств, действий с ним, затем эмоциональную оценку говорящего. Описание отличается статичностью, мягкой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами его компоненты. Необходимо учить детей описывать предметные и сюжетные картинки, их собственные рисунки или их замысел, явления природы, людей, животных.

Повествование - это развитие сюжета, развертывающегося во времени. Структура повествования более жесткая (начало, середина, конец), перестановка его элементов может нарушить последовательность изложения событий.

Важно, чтобы ребенок рассказывал последовательно, использовал разные способы организациизачинов (как то раз, однажды, это случилось... и т.п.), умел дать название своему небольшому сочинению. Дошкольников необходимо учить составлять разные типы повествовательных текстов: реалистические рассказы, сказочные истории, рассказы по картине или по серии сюжетных картин. Вся эта работа в сочетании с развитием образной речи должна способствовать постепенному становлению самостоятельного словесного творчества детей (сочинение сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок).

Рассуждение содержит в себе тезис, доказательство выдвинутого положения и вывод, который из него следует. В рассуждении развиваются такие умения ребенка, как объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказывание.

В обучении рассказыванию можно использовать разнообразные методические приемы: совместное рассказывание педагога и ребенка, план рассказа и его коллективное обсуждение, составление рассказа «командами», составление рассказа по частям, моделирование, начало рассказа, запись и прослушивание детьми своих сочинений, анализ собственного и чужого текстов.

Необходимо подчеркнуть, что образец рассказа воспитателя не является здесь основным приемом, т.к. ведет к копированию его детьми и не учит структуре текста.

Педагогическая наука располагает технологиями обучения детей рассказыванию, которые могут помочь педагогу в планировании и осуществлении этой работы в разных возрастных группах детского сада. Это технологии О.С.Ушаковой и ее учеников (Г.Я.Кудрина, А.В.Зрожевская, Н.Г.Смольникова, Е.А.Смирнова, Л.Г.Шадрина, Л.А.Колунова).