Консультация для педагогов: "Развитие связной речи"
методическая разработка по развитию речи ( группа) на тему

Жукова Елена Васильевна

Развитие связной речи формируется через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи – рассуждения (объяснительная речь, речь – доказательство, речь – планирование), а также сочинение рассказов по картине и серии сюжетных картинок. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие связной речи20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи

Развитие связной речи формируется через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи – рассуждения (объяснительная речь, речь – доказательство, речь – планирование), а также сочинение рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

Последний вид речевой деятельности является ступенькой к развитию речи – доказательства, объяснительной речи. Наблюдая за речью дошкольников, можно сделать вывод, что очень многие испытывают трудности в составлении рассказов по серии сюжетных картинок, а говорить о сформированности умения использовать речь – доказательство, объяснительную речь не приходится.

Задача развития связной речи тесно связана со всеми другими речевыми задачами: овладением словарным богатством родного языка, правильным грамматическим и фонетическим оформлением высказывания.

В развитии связной речи на первый план выступает формирование умений дошкольников строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение, контаминированные тексты), соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания.

Дети должны осмысленно анализировать структуру любого высказывания: есть ли в нем зачин (начало), как развивается действие (событие, сюжет) или раскрываются микротемы, имеется ли завершение (конец). Развитие связности высказываний обеспечивается системой обучения, включающего формирование элементарных знаний о теме высказывания, расположении его структурных частей, умений использовать самые разнообразные средства связи в описательных и повествовательных текстах.

Виды занятий по развитию связной речи остаются теми же, что и в предыдущих группах: пересказ литературных произведений, рассказывание по картине об игрушке, на темы из личного опыта, творческое рассказывание на самостоятельно выбранную тему. Однако задачи в каждом виде усложняются.

На занятиях проводятся беседы о том, что такое описание, сюжетный рассказ. Точность словоупотребления формируется в таких упражнениях, когда дети образовывают слова со смысловыми оттенками увеличительности, уменьшительности, ласкательное (рука — ручка, нога — ножка, старый — старенький, полный — полноватый).

Смысловые оттенки глаголов в зависимости от приставки дети различают в таких упражнениях. Называется глагол играть, дети находят разные формы этого глагола и составляют предложения (Я играю на гармошке; Я заигрался и не заметил, как время пролетело; Миша выиграл у друга в шахматы и т. п.). После этого дети придумывают рассказ, т. е. развивают тему. Таким образом, здесь виден прямой выход от отдельных упражнений в связную речь.

Или задание на подбор глаголов движения. Дети сначала называют инфинитив (бегать, прыгать, ходить, ехать), затем словосочетания (идти домой, ехать на велосипеде, играть в футбол) доставляют одиночное предложение (Я спускаюсь на парашюте. Я лечу стрелой), а затем два предложения (Я учусь бегать быстро. Каждый день я играю в футбол).

Каждое занятие и все упражнения направлены на то, чтобы использовать слово, словосочетание, предложение в высказывании, а представление о структуре закрепляется в рассказывании по серии сюжетных картин. Каждая такая серия состоит как минимум из четырех картин, которые представляют собой развитие сюжета (см. серию картин «Расскажем о зверятах» издательства «Карапуз»).

В рассказывании по серии сюжетных картин дети составляют текст коллективно («командами»), при этом каждый раз изменяются варианты предъявления картин. Сначала детям показывается только одна открытая картина, остальные закрыты. Затем, когда первая группа детей составила рассказ по такому раскладу, открывается следующая картина — рассказывает другая группа («команда») детей. Наконец, открываются все картины, и дети составляют коллективный рассказ по открытым картинам. Варианты предъявления картин могут быть такими: открывается последняя картина (дети видят, чем заканчивается сюжет), а затем открываются все остальные, могут быть открытыми первая, третья и пятая картины. Распределение детей для рассказывания по первой, второй или последней картине развивает у них представление о композиции рассказа. С другой стороны, такая деятельность развивает у детей умение договариваться между собой, уступать сверстникам.

Дети могут нарисовать недостающие структурные части к предложенной картине. Например, они рисуют начало или конец к предложенному сюжету. Они могут нарисовать на четырех маленьких листочках и весь задуманный сюжет, а после этого индивидуально рассказать педагогу всю последовательность своего высказывания. Такие упражнения четко демонстрируют умение ребенка выстраивать сюжет, связывать между собой части текста.

Развитие умений детей выстраивать сюжетную линию в рассказе, использовать разнообразные средства связи между смысловыми частями высказывания формирует у них элементарное осознание структурной организации текста, влияет на развитие наглядно-образного и логического мышления.

Рассмотрим примеры игр и упражнений, которые формируют у детей представление о типах высказывания — описании, рассуждении, повествовании.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПОСЛОВИЦАМИ И ПОГОВОРКАМИ

Познакомить  детей с жанровыми особенностями загадок, скороговорок, пословиц, учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок и составлять по ним небольшие рассказы, соотнося содержание с названием текста.

Детям предлагаются карандаши, бумага, иллюстрации к загадкам.

— Дети, вы любите отгадывать загадки? Я знаю, что некоторые из вас придумывают загадки сами. Скажите, что такое загадка? Чем она отличается от рассказа, стихотворения?

— Загадки бывают разные. Бывают загадки складные, похожие на стихи. Вспомните такие загадки. Бывают загадки короткие, всего из одного предложения, например: «Кто родится всегда с усами»?

— Но в любой загадке предмет не называется, и нужно самому догадаться, о чем идет речь. Чтобы было легче догадаться, в загадке или говорится, на что похож этот предмет, или его называют таким словом, что сразу понимаешь, что это такое. Например, такая загадка:

— Посеяли два друга пшеницу. Один хорошо землю вспахал, щедро зерном засеял, ухаживал за полем. Пшеница уродилась добрая. Урожай хороший. А другой вспахал тяп-ляп и посеял кое-как; по работе и урожай получил бедный, маленький. Верно говорят: что посеешь, то и пожнешь.

— Жили в одной деревне две хозяйки. Одна приветливая: о чем ее попросят — все сделает, что имеет — всем поделится. Другая же злая да ворчливая, все причитает: то не так, да это не так. Случилась беда — сгорели от пожара их дома. Добрую и приветливую все к себе зовут, все помочь ей спешат, а от жадной злюки отворачиваются. Верно говорят: что посеешь, то и пожнешь.

— Вспомните пословицу, близкую по смыслу этой («Как аукнется, так и откликнется»).

Послушайте поговорку: «Грозен Семен, а боится Семена одна ворона». Как вы думаете, о каком человеке так можно сказать? В каком случае так говорят? (Когда подсмеиваются над крикуном и задирой, которого никто не боится.)

— В поговорке говорится об одном Семене, а подразумеваются все драчуны и задиры. Нужно всегда стараться не только услышать, о чем рассказывается в пословице или поговорке, а думать, чему она учит.

— Подумайте, чему учит пословица: «Одинокое дерево и ветер валит, а густому лесу и буран не страшен».

— Придумайте по этой пословице небольшой рассказ, нарисуйте к нему иллюстрацию.

Далее заслушиваются несколько рассказов.

Упражнение «Скажи по-другому».

— Вы уже знаете, что об одном и том же можно сказать по-разному разными словами. Подберите слова, близкие по смысле к выражениям: «ему все как с гуся вода» (ничего на него не действует), «держи язык за зубами» (молчи), «не задирай нос» (будь скромнее).

Упражнение на произношение скороговорок.

На горе дубы, под горой грибы.

Прохор и Пахом ехали верхом.

Произношение детьми скороговорок с разной силой голоса,  с вопросительной,  с удивленной интонацией, в разном темпе.

Методика работы над составлением устного рассказа по картинкам

Сочинения по картинкам  весьма распространены в работе с детьми. Они удобны в организационном отношении, ценны в психологическом. Дети учатся отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, пересказывать небольшие тексты, опираясь на картинку или серию картинок.  Картины способствуют развитию наблюдательности, воображения; учат понимать искусство.

Составление устного рассказа требует большой подготовительной работы. Педагогу необходимо помочь дошкольникам собрать, систематизировать, композиционно оформить материал, обогатить лексический словарь детей новыми словами и синтаксическими конструкциями. Выполнению этих задач способствует работа с картиной. Красочная содержательная картина оказывает на ребенка глубокое эмоциональное воздействие, обогащает его мыслями и чувствами, побуждает к высказыванию. Картина – лучшее средство сближения воспитателя и воспитанника. К.Д. Ушинский писал: «Если вы работаете с детьми, от которых трудно добиться слова… - начните показывать картинки, и они заговорят свободно, непринужденно…»

Картина как бы присутствует при самом процессе формирования речи и направляет ее.  «… Она поправляет ложный эпитет, приводит в порядок нестройную фразу, указывает на пропуск какой–нибудь части, словом, выполняет на деле то, что педагогу на словах выполнить чрезвычайно трудно. Работу с картиной следует проводить регулярно – не реже одного раза в неделю (это способствует развитию умений «понимать» картину, работать с ней). Причем рассматривание ее должно продолжаться до тех пор, пока дети не проявят интерес. Если же интерес ослаб, надо перенести беседу на другую какую – то работу с картиной. Поэтому, прежде чем начинать работу с картиной (или серией картин), необходимо вызвать интерес к ней; она должна быть близка и понятна детям. Беседы по картине нужно вести «не торопясь, но, не надоедая детям излишними подробностями» (21, с. 270).

Что же касается сюжетных картинок, то все они объединены общей темой, каждая является структурной частью целого. Расположенные в нужном порядке, они помогают осознать не только содержание, но и структуру повествования, облегчают работу над составлением плана рассказа, помогают в обучении рассказыванию по плану.

Целесообразно подбирать картинки, которые по тематике близки к наблюдениям дошкольников.

Сочинения по картине делятся на три вида:

- повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану;

- повествовательные сочинения по одной картине, где картина дает толчок воображению, отражая лишь один момент сюжета;

- описание картины;

Примеры основных ошибок, допущенных при составлении рассказа:

•        не раскрыта тема, основная мысль рассказа;

•        отсутствие сюжетной линии;

•        отсутствие заключительного предложения;

•        неумение связно и последовательно излагать содержание;

•        неправильное построение предложений, словосочетаний;

•        неумение пользоваться лексическими, грамматическими и стилистическими средствами языка;

•        неумение подбирать синонимы для создания более яркого, выразительного высказывания;

•        неумение находить подходящее по смыслу слово;

•        повторное возвращение к одному и тому же факту;

•        неправильное использование интонации;

•        отсутствие эмоционально – выразительных средств (монотонность речи);

•        искажение содержания картины, например: мальчики посадили дерево, дети стали ловить рыбу, принесли и сажали цветы, мальчики таскали кусты и т.д.

В подготовительной группе продолжается работа по обогащению, закреплению и активизации словаря. Широко ведется работа над уточнением понимания значения известных, близких или противоположных (синонимы и антонимы) слов, а также многозначных слов с прямым и переносным смыслом.

Одной из важнейших задач является формирование умения выбирать наиболее точные слова при формулировании мысли и правильно их употреблять в любом контексте. У детей формируется умение выбрать из синонимического рада наиболее подходящее слово (жаркое солнце — горячее; жаркий спор — взволнованный), развивается понимание переносного значения слов в зависимости от противопоставлений и сочетаний (ручей мелкий, а река глубокая; ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники крупные).

Необходимо работать и над уточнением понимания слов, противоположных по смыслу («Что может быть глубоким, мелким, легким, тяжелым?»). Использование пословиц и поговорок («Март зиму кончает, весну начинает»; «Вещь хороша новая, а друг старый») закрепляет представление об антонимах, поэтому их надо шире включать в речевые занятия.

Работа с многозначными словами разных частей речи (бежит река, мальчик, время; растет цветок, ребенок, дом; острый нож, ум, язык, глаз, суп, слух) подводит детей к пониманию переносного значения слов.

Углубленная работа над смысловой стороной слова помогает детям в точной передаче творческого замысла в самостоятельных рассказах.

Особое внимание уделяется синтаксической стороне речи — умению строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов. Для этого проводятся упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых педагогом (Дети пошли в лес, чтобы... Они оказались там, где...).

Формирование синтаксической стороны речи детей, разнообразных синтаксических конструкций необходимо для развития связной речи, так как они составляют основной ее фонд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ И РЕЧИ ДЕТЕЙ"

В дошкольных образовательных учрежде­ниях важно уделять больше внимание развитию воображения и речи у детей. Игры и этюды для развития воображения необходимо вводить  как элемент занятий в...

Консультация для педагогов «Развитие просодической стороны речи у дошкольников в условиях ДОУ»

Данная консультация может использоваться на педсоветах, на семинарах, быть полезна воспитателям и логопедам....

Консультация для педагогов "Развитие компонентов устной речи"

Консультация для педагогов содержит полезный материал для педагогов ДОУ по развитию у дошкольников устной речи в различных формах и видах детской деятельности...

Консультация для педагогов «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников»

Сегодня актуально звучат слова американского философа, художника, публициста Эльберта Хаббарта «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше, научить ребен...

Консультация для педагогов "Развитие грамматического строя речи. Игры с мячом".

В консультации говрится о том,как при помощи игр с мячом развивать аспекты устной речи: звукопроизношение, словарный запасй, грамматический строй, связную речь....