Консультация для педагогов "Развитие грамматического строя речи. Игры с мячом"
материал по развитию речи (старшая группа)

Кузнецова Ирина Владимировна

Развитие грамматического

строя речи.

Игры с мячом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx14.18 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие грамматического

строя речи.

Игры с мячом.

Игры с мячом  известны с древних времен, хотя точно история не знает ни места, ни времени рождения этих игр.

Практически каждый ребёнок с раннего возраста знаком с мячом.

Ниже описаны игры с мячом, направленные не обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи. Развитие грамматического строя речи

В своей повседневной работе мы занимаемся развитием у детей всех основных аспектов устной речи: звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, связной речи.

Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры.  В привитии ребёнку простейших навыков образования новых слов большое значение могут иметь игры с мячом, регулярно проводимые воспитателями и родителями.

Ведущий специалист в области логопедии Парамонова Л.Г. советует «отрабатывать» признаки предметов по смысловым группам:

1.  Величина – большой, высокий, широкий.

2. Форма – круглый, овальный, квадратный, четырехугольный.

3. Цвет – основные + промежуточные (оранжевы, голубой, серый).

4. Вкус – горький, сладкий, соленый, кислый, вкусный, невкусный.

5. Запах – приятный, неприятный, цветочный.

6. Температура –  холодный, горячий, теплый, прохладный.

7. Материал, из которого сделан предмет, – деревянный, стеклянный, железный.

8. Принадлежность предмета – мамин, папин, лисий.

9. Другие признаки – шероховатый, колючий, добрый.

Своё общение с детьми необходимо строить так, чтобы ребёнок не только овладел определенной суммой знаний, но и мог бы в разумных пределах фантазировать, активно мыслить.

Игры с мячом

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем с мячиком играть.

1. Игры с мячом “Животные и их детёныши”

Цель: закрепление в речи детей названий детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры. Бросая мяч ребенку, воспитатель называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч взрослому называет детеныша этого животного.

Слова скомпонованы в группы по способу их образования.

Группа 1.

у  тигра – тигренок

у льва – львенок

у слона – слоненок …

Группа 2.

у медведя – медвежонок

у волка – волчонок

у  белки – бельчонок…

2. Игры с мячом “Кто чем занимается? ”

Цель:  закрепление  знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей.

Ход игры.  Бросая мяч ребёнку, воспитатель называет профессию, а  ребёнок, возвращая мяч воспитателю, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.

Взрослый:

строитель

повар

уборщица

парикмахер

маляр…

Дети:

строит

варит

убирает

стрижет

красит…

3. Игры с мячом “Хорошо - плохо ”

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи.

Ход игры. Дети сидят в кругу. Ведущий задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.

Ведущий:  Город.

Дети: хорошо, что я живу в городе, можно ездить  на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

4. Игры с мячом “Что делают эти животные?”

Цель:  активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных.

Ход игры. Ведущий, бросая мяч каждому ребёнку по очереди, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.

Ведущий:

Собака

Кошка

Мышка…

Дети:

Стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается…

Мурлычит, крадется, царапается, умывается…

Шуршит, пищит, грызет, запасает...

5. Игры с мячом “Кто кем был?”

Цель:  развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний. ТРИЗ.

Ход игры. Ведущий, бросая мяч какому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч ведущему, отвечает на вопрос, кем/чем был раньше названный объект:

цыпленок – яйцом

лягушка – головастиком…

дуб – желудем

хлеб – мукой

рубашка – тканью

дом – кирпичом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, Игры с элементами ТРИЗа

Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. В обогащении ...

Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, игры с элементами ТРИЗа

В начале учебного года мы знакомим детей с гласными звуками. По этой теме детям предлагается множество разнообразных игр и упражнений. Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся...

Речевые игры на развитие лексико-грамматического строя речи "Играем вместе с ребёнком"

Цель: предложить родителям речевой материал, для словесных игр в домашних условиях, позволяющих развивать лексико-грамматический строй речи их детей....

КАРТОТЕКА игр с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, игры с элементами ТРИЗа.

КАРТОТЕКАигр с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, игры с элементами ТРИЗа....

Игры с мячом для детей 4-6 лет, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи" Игры с элементами ТРИЗа

Игры с мячом для детей 4-6 лет, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи" Игры с элементами ТРИЗа...

Игры с мячом для детей 5-6 лет, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи. Игры с элементами ТРИЗа

Игры с мячом для детей 5-6 лет, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.Игры с элементами ТРИЗа...

Консультация для педагогов "Развитие грамматического строя речи. Игры с мячом".

В консультации говрится о том,как при помощи игр с мячом развивать аспекты устной речи: звукопроизношение, словарный запасй, грамматический строй, связную речь....