Консультация для педагогов "Развитие грамматического строя речи. Игры с мячом".
консультация по логопедии (средняя группа)

Галина Викторовна Мишурова

В консультации говрится о том,как при помощи игр с мячом развивать аспекты устной речи: звукопроизношение, словарный запасй, грамматический строй, связную речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_grammaticheskogo_stroya_rechi._igry_s_myachom.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие грамматического строя речи. Игры с мячом.

 

В своей повседневной работе мы занимаемся развитием у детей всех основных аспектов устной речи: звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, связной речи.

Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры.  В привитии ребёнку простейших навыков образования новых слов большое значение могут иметь игры с мячом, регулярно проводимые воспитателями и родителями.

Ведущий специалист в области логопедии Парамонова Л.Г. советует «отрабатывать» признаки предметов по смысловым группам:
1. Величина – большой, высокий, широкий.

2. Форма – круглый, овальный, квадратный, четырехугольный.
3. Цвет – основные + промежуточные (оранжевый, голубой, серый).
4. Вкус – горький, сладкий, соленый, кислый, вкусный, невкусный.
5. Запах – приятный, неприятный, цветочный.
6. Температура – холодный, горячий, теплый, прохладный.
7. Материал, из которого сделан предмет, – деревянный, стеклянный, железный.
8. Принадлежность предмета – мамин, папин, лисий.
9. Другие признаки – шероховатый, колючий, добрый.

Своё общение с детьми необходимо строить так, чтобы ребёнок не только овладел определенной суммой знаний, но и мог бы в разумных пределах фантазировать, активно мыслить.

Игры с мячом
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем с мячиком играть.

  1. Игры с мячом “Животные и их детёныши”

 Цель: закрепление в речи детей названий детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры. Бросая мяч ребенку, воспитатель называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч взрослому называет детеныша этого животного.

Слова скомпонованы в группы по способу их образования.

Группа 1.
у  тигра – тигренок
у льва – львенок
у слона – слоненок …

Группа 2.
у медведя – медвежонок
у волка – волчонок
у  белки – бельчонок…

  1. Игры с мячом “Кто чем занимается?”

        Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей.

Ход игры.  Бросая мяч ребёнку, воспитатель называет профессию, а ребёнок, возвращая мяч воспитателю, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.

Взрослый:

строитель                                         
     повар
     уборщица   
     парикмахер    
     маляр…

    Дети:  
   строит
   варит  
  убирает   
  стрижет 
  красит…

  1. Игры с мячом “Хорошо - плохо”

        Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи.

Ход игры. Дети сидят в кругу. Ведущий задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.

Ведущий: Город.

Дети: хорошо, что я живу в городе, можно ездить на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.
      4. Игры с мячом “Что делают эти животные?”

        Цель: активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных.
       
Ход игры. Ведущий, бросая мяч каждому ребёнку по очереди, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.

В        едущий:              Дети:

Собака                  Стоит, сидит, бежит, идет, лежит, спит, лает, кусает…

Кошка                   Мурлычит, крадется, царапается, умывается…

Мышка                  Шуршит, пищит, грызет, запасает...

5. Игры с мячом “Кто кем был?”
       
Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний. ТРИЗ.
       
Ход игры. Ведущий, бросая мяч какому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч ведущему, отвечает на вопрос, кем/чем был раньше названный объект:

цыпленок – яйцом                                 
лягушка –
головастиком…                    
дуб –
желудем
хлеб – мукой                                       
рубашка –
тканью
дом – кирпичом.

Игры с мячом являются важным компонентом в речевом развитии дошкольников, так как способствуют формированию у них умений и навыков эффективного и конструктивного общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, Игры с элементами ТРИЗа

Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. В обогащении ...

Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, игры с элементами ТРИЗа

В начале учебного года мы знакомим детей с гласными звуками. По этой теме детям предлагается множество разнообразных игр и упражнений. Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся...

Речевые игры на развитие лексико-грамматического строя речи "Играем вместе с ребёнком"

Цель: предложить родителям речевой материал, для словесных игр в домашних условиях, позволяющих развивать лексико-грамматический строй речи их детей....

КАРТОТЕКА игр с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, игры с элементами ТРИЗа.

КАРТОТЕКАигр с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, игры с элементами ТРИЗа....

Игры с мячом для детей 4-6 лет, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи" Игры с элементами ТРИЗа

Игры с мячом для детей 4-6 лет, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи" Игры с элементами ТРИЗа...

Игры с мячом для детей 5-6 лет, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи. Игры с элементами ТРИЗа

Игры с мячом для детей 5-6 лет, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.Игры с элементами ТРИЗа...