Методическая разработка « Развитие познавательного интереса у воспитанников дошкольного возраста в научно – исследовательской работе с элементами химии»
учебно-методический материал (старшая группа)
Тема по самообразованию
Потребность в самообразовании является характерным качеством развитой личности, необходимым элементом её духовной жизни. Считаясь высшей формой удовлетворения познавательной потребности личности, самообразование связано с проявлением значительных волевых усилий, высокой степенью сознательности и организованности человека, принятием на себя внутренней ответственности за своё самосовершенствование.
Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров «Педагогический словарь»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение Глебовская СОШ
Тема по самообразованию
« Развитие познавательного интереса у воспитанников дошкольного возраста в научно – исследовательской работе с элементами химии»
Воспитатель старшей дошкольной группы :
Маклыгиной Анны Александровны.
Сама специфика работы педагога, направленная на воспитание и развитие детей, обязывает постоянно заниматься творческим поиском нестандартных решений, самообразованием, совершенствованием профессиональных навыков, а также личностных качеств. Хороший специалист не может быть пассивным: от него ежедневно требуются компетентность и инициативность. Кроме того, уровень владения темами и планами в соответствии с ФГОС (федеральными государственными образовательными стандартами) напрямую отражается на компетентности, квалификации и даже денежном вознаграждении специалиста. Не стоит забывать, что и родители, выбирая образовательное заведение, которое сможет предоставить оптимальные условия развития их ребёнку, интересуются прежде всего уровнем творческой активности и профессионализма работающих здесь воспитателей.
Потребность в самообразовании является характерным качеством развитой личности, необходимым элементом её духовной жизни. Считаясь высшей формой удовлетворения познавательной потребности личности, самообразование связано с проявлением значительных волевых усилий, высокой степенью сознательности и организованности человека, принятием на себя внутренней ответственности за своё самосовершенствование.
Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров «Педагогический словарь»
взято с http://shkolabuduschego.ru/doshkolniki/samoobrazovanie-vospitatelya-v-dou-temyi-po-fgos.html
Тест для самодиагностики: личная заинтересованность в саморазвитии
Отмечайте те утверждения, которые верны по отношению к вам:
Я стараюсь изучить свои интересы и потребности.
Стремлюсь работать над собой, несмотря на занятость.
Я много читаю.
Обращаю внимание на мнение обо мне окружающих, для меня важна обратная связь. Обдумываю свой жизненный опыт и чувства.
Осмысливаю свою деятельность, посвящая этому специальное время.
Возникающие преграды стимулируют меня искать выход из ситуации.
Я открыто обсуждаю интересующие меня темы, прислушиваюсь к авторитетному мнению.
Стараюсь сохранять веру в свои силы и возможности.
Анализирую влияние окружающих людей на мою личность.
Стараюсь добиваться положительного результата в своей деятельности.
Мне нравится изучать и познавать новое.
Возрастающая ответственность не угнетает меня.
Я позитивно отнесусь к карьерному росту.
Результат: большая часть положительных ответов дают основания сделать вывод о вашей готовности к осознанной работе по самосовершенствованию. Профессиональное самосовершенствование не сводится к формальному заполнению отчётов, подготовке докладов, оформлению выставок и демонстрационных стендов. Смысл многогранной работы по самообразованию в том, чтобы раскрыть творческие способности воспитателя, дать стимул к повышению его уровня мастерства и развитию личностных качеств. Знаток своего дела, обладающий яркой индивидуальностью, всегда будет вызывать интерес у воспитанников и служить авторитетом для родителей.
взято с http://shkolabuduschego.ru/doshkolniki/samoobrazovanie-vospitatelya-v-dou-temyi-po-fgos.html
Одним из принципов дошкольного образования по ФГОС (федеральный государственный стандарт) является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Опираясь на принцип дошкольного образования по ФГОС
тема по самообразованию: « Развитие познавательного интереса у воспитанников дошкольного возраста в научно- исследовательской работе с элементами химии».
Тема долгосрочная на 3 года.
Этапы реализации научно – исследовательской работы с элементами химии.
- Актуальность темы.
- Определение цели, подбор методик исследования и их освоение.
- Сбор фактического материала исследования.
- Подготовка материала и оборудования.
- Выполнение исследования - практическая часть.
- Подведение итогов - анализ и обобщение полученной информации, формулирование выводов, возможность продемонстрировать свои достижения.
Актуальность темы
.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
. Эффективное развитие дошкольника происходит благодаря познавательной активности — природа щедро наградила ею ребенка. Очень важно, чтобы содержание учебного материала не оставалось для ребенка невостребованным грузом. Поэтому на протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, познавательной активности, эвристического мышления, интереса к поисковой и экспериментальной деятельности. От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребенка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие.
Ребёнок – исследователь по своей природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопрос «как?» и «почему?». Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Задача взрослых – помочь детям сохранить исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя.
Цель работы по теме самообразования: создание оптимальных условий для развития познавательной активности в научно – исследовательской работе с элементами химии, объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательной активности дошкольников.
Задачи:
-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
-создать условия для поддержания познавательной активности детей;
-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственные зависимости, уметь делать выводы;
-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
Вся работа строится на следующих принципах:
- принцип интеграции позволяет знакомить детей с разными областями знаний, тесно связанных между собой;
- принцип деятельности и интерактивности предоставляет ребенку возможность реализовывать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу;
- принцип научности подразумевает, что все сведения должны достоверно объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне;
- принцип природосообразности учитывает психофизиологические особенности детей каждого возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка;
- принцип партнерства связан тесно с реализацией прав ребенка, обеспечивает тесное сотрудничество детей, родителей и педагогов
Работа с родителями.
Довела до сведения родителей на собрании о начале работы по данной теме. Родители приняли активное участие в пополнении необходимого оборудования в детской лаборатории. Были предложены
консультации на темы:
- „Организация детского экспериментирования в домашних условиях“,
- «Экспериментирование у дошкольников в детском саду и дома»
- «Детское экспериментирование и его роль в развитии ребенка»
- Памятка для родителей:
«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
- Буклет «Игра – ведущая деятельность развития дошкольников».
- Развивающие детские игры с песком и водой для родителей
- «Поплотнее кран закрой-осторожен будь с водой»
Примерные виды экспериментальных работ с детьми старшей разновозрастной группы.
Литература
1. Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М.: Творческий Центр Сфера 2007.
2. Вахрушев А.А. Мир и человек. – М.: Дрофа, 1998.
3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
4. Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду. Дошкольное воспитание.1994 №7
5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004
6. Поддъяков Н.М. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1998.
7. Равиза Ф.В. Простые опыты. М., 1997.
8. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
9. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
10. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.
11. Иванова А.И. экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.М.,200412. Кудрова И.А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода //Станд. и монитор. - 2006. №5
12. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы. От 20.11.2003 № 2-34-20
13. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей.- М.: Академия, 2005
14. Рыжова Н.А. Время собирать мусор (экологический проект).// Дошкольное образование № 16, 2001.
.15. Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. Лекции 1-8 - М: Педагогический университет «Первое сентября», 2007.
16. Сивенкова О.А. Технология проектной деятельности в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы: Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции. Томск, 6-7 ноября 2008 г. - Томск, 2008.
Отчет о проделанной работе за 2015-2016 учебный год по теме:
« Развитие познавательного интереса у воспитанников дошкольного возраста в научно- исследовательской работе с элементами химии».
«Детское экспериментирование
претендует на роль ведущей
деятельности в период
дошкольного развития ребенка»
Н.Н.Подъяков
Работа с детьми.
С детьми проводились беседы на тему «Необходимости и интереса к исследовательской деятельности», об экспериментировании в домашних условиях, с целью поддержки и развития интереса у ребёнка к исследованиям, открытиям. Познакомила детей с оборудованием и материалами для исследовательской деятельности. Знакомила с понятием химия, превращением веществ. Химия – мир чудесных превращений, почти волшебство. Каждый ребёнок побывал в роли учёного химика.
В течение учебного года мною проводились наблюдения в природе, беседы, чтение художественной литературы, все запланированные занятия и опыты проведены. Результаты отражены в диагностике.
В результате проведения занятий и опытов знакомились с кислотами — что такое кислота? Приводили примеры: лимон, апельсин. А потом о щелочах — что такое щелочь? Это ещё сложнее.
Ну, в общем щелочное - это то, то, что совсем не кислое) Щелочи у нас мыло, сода.
А потом проводили исследования с простейшими щелочами в лице соды, и кислотами, в лице аскорбиновой кислоты.
Дети знакомились сбытовыми растворами, примесями в растворах.
Дети смогли сравнить живую и неживую природу. Землю и её значении в жизни живых существ. Изучили агрегатное состояние воды (вода основа жизни; как образуется вода через пар, как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга). Познакомились со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы обнаружения воздуха. Дети с удовольствием высказывают свои предположения и самостоятельно делают выводы. С нетерпением ждут новых и необычных экспериментов. Любят самостоятельно работать в лаборатории, придумывая свои опыты.
Работа с родителями.
Довела до сведения родителей на собрании о начале работы по данной теме. Родители приняли активное участие в пополнении необходимого оборудования и реактивов.. Были предложены
консультации на темы:
- „Организация детского экспериментирования в домашних условиях“,
- «Экспериментирование у дошкольников в детском саду и дома»
- «Детское экспериментирование и его роль в развитии ребенка»
- Памятка для родителей:
«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
- Буклет «Игра – ведущая деятельность развития дошкольников».
- Развивающие детские игры с песком и водой для родителей
- «Поплотнее кран закрой-осторожен будь с водой»
Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования На летний период родителям и детям дано задание, пополнить мини — лабораторию новыми материалами и инструментами.
Работа с педагогами.
Для педагогов были предложены консультации
- «Организация экспериментальной деятельности младших дошкольников»
- "Детское экспериментирование в детском саду, как средство интеллектуального и речевого развития дошкольников"
- «Перспективное планирование экспериментальной деятельности в младшем дошкольном возрасте».
- «.Картотека игр – экспериментов».
- Презентация : «Волшебница –Соль»
В следующем учебном году планирую продолжить работу по данной теме.
Самообразование на 2017 – 2018 год.
Продолжаю работу над темой:
« Развитие познавательного интереса у воспитанников дошкольного возраста в научно- исследовательской работе с элементами химии».
Из анализа работы за 2016 -2017 год сделаны выводы:
Познавательная активность у детей повысилась.
Мной изучены методики, технологии по повышению познавательной активности.
Частично созданы условия для поддержания познавательной активности детей;
-У детей поддерживалась инициатива, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
-Развивались наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать.
Развивался познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, Дети научились устанавливать причинно-следственные зависимости, делать выводы;
-Развивалось внимание, зрительная и слуховая чувствительность.
Эти задачи были поставлены в 2015 – 2016 году. Задачи выполнены, но над ними нужно работать дальше. В 2016 -2017 году работа по выбранной теме будет реализовываться по программе «Химия –волшебница». В плане создание мини –лаборатории «Юный исследователь», при активном участии родителей.
развивающая программа “Химия – волшебница ”.
Автор: Маклыгина А. А. воспитатель МОУ Глебовская СОШ дошкольные группы.
Пояснительная записка.
Ребенок – дошкольник очень любопытен. Его поведению свойственна живая непосредственная реакция на всё новое. Современные дети получают большой поток информации в виде телепередач, компьютерных программ, книг, энциклопедий, пособий и пр. Взрослым необходимо помочь ребенку сориентироваться в потоке этой информации, систематизировать и упорядочить ее. При этом важно не заглушить природную тягу к познанию, а расширить познавательную сферу ребенка. Также важно помочь ребенку строить целостную картину мира, собирать разрозненные “картинки” в целое полотно адекватного восприятия мира.
Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром – одна из образовательных задач. Получение личного опыта в совокупности с доступным рассказом, показом и объяснением поможет ребенку расширять познавательную сферу, находить взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира.
Развитие наблюдательности ребенка, внимательного отношения к окружающему миру во многом определит линию его нравственного развития.
Способность создавать продукт, доводить дело до логического заключения способствует осмысленному восприятию сведений о мире и станет начальным кирпичиком в учебной самостоятельности. Это позволяет строить предшкольное образование как переход от дошкольного к школьному обучению.
Основные цели программы :
- расширение познавательной сферы ребенка-дошкольника;
- поддержка его любознательности, активности;
- развитие познавательного интереса.
Задачи:
1. Создать условия для знакомства ребенка старшего дошкольного возраста с многообразием мира.
2.Создать условия для расширения возможностей, получения первичного опыта взаимодействия с разными материалами, природными явлениями.
3. Получить первичный практический опыт экспериментирования.
4. Создать условия для получения первичного опыта ребенка с разными источниками информации, с разными способами получения необходимых, интересных данных, знаний.
5. Организовать образовательную среду с целью реализации и поддержки детского любопытства.
6. Создать в пространстве группы мест, в которых возможно удовлетворение любопытства в отношении естественнонаучного знания.
7. Создать специальные ситуации, организуя образовательные события с целью поддержки и повышения познавательной активности ребенка.
8. Организовать условия для наблюдения за опытами, проводимыми взрослыми, их обсуждение и первого самостоятельного проведения посильных безопасных экспериментов под руководством взрослого.
Описание развивающей программы.
Программа “Химия - волшебница” призвана помочь педагогу в реализации отдельных задач программ: «Ребёнок в мире поиска» (О.В.Дыбиной), «Программы воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А.Васильевой). Программа адаптированная , она рассчитана на занятия с детьми старшей разновозрастной группы..
Программа состоит из познавательных тем, которые представлены в тематическом планировании. Прилагаются фрагменты отдельных занятий. Проводится 1 занятие в неделю длительностью 20-30 минут. Всего 4 занятия в месяц. За год 34 занятия.
Данная программа характеризуется ступенчатостью – постепенным усложнением материала, цикличностью, опорой на предыдущий опыт ребенка.
На занятиях используются материалы для дошкольников: книги, энциклопедии, кубики, пазлы, лото, связанные с темами курса. Используются динамические материалы типа “Доделай…, ”, “Проведи опыт…”, “Понаблюдай”, «Поэкспериментируй…» и т.д. Выполнение заданий не носит обязательный характер, ребенок имеет возможность выбрать тип задания и вид работы, который ему интересен и предпочтителен.
В группе обустраиваются места, где размещается информация в виде книг, карточек, пособий, игр для свободного пользования ребенком. Создаются пробные места для практического применения того, что заинтересовало ребенка. Также есть места, где дети могут поэкспериментировать, продемонстрировать собственные достижения.
Несмотря на “взрослость” названия курса, характер получения информации непосредственен, детям рассказывают яркие факты по теме, используют факты, связанные с их непосредственным опытом, демонстрируют впечатляющие опыты. Методы экспериментирования, продуктивной деятельности, связи с жизненными событиями детей делают курс по-настоящему увлекательным и выбираемым детьми.
Использование интегративных способов позволяют избегать утомляемости детей на занятиях. В любой момент ребенок может выйти из комнаты, где проводится занятие, если ему неинтересно или он устал. Участие во всех видах деятельности является необязательным. Если ребенку интересно послушать только педагога или принять участие в опыте, то его участие в занятии может этим и ограничиться.
Педагог может вести индивидуальную работу с каждым ребенком по наблюдению за экспериментом, за самостоятельным проведением опыта.
В работе с детьми используются как индивидуальные, так и групповые формы.
Дети могут совместно наблюдать опыт, участвовать в обсуждении, делать зарисовки по выбранной тематике.
Включение личного опыта ребенка через приобретение новой книги, детских журналов, игр по тематике курса.
Взрослыми совместно обсуждаются и реализовываются проекты обустройства “опытных пространств”, где дети могут сами практически реализовывать свои познавательные интересы. Родителей знакомят с экспериментальной частью занятий, дают рекомендации по проведению подобных опытов дома на тот случай, если ребенку захочется их повторить. Оформляется уголок для родителей о поддержке детского исследовательского поведения.
Ожидаемые результаты.
В области образовательных умений и способностей:
- умение пользоваться образовательным пространством группы;
- получение первого осознанного опыта в пользовании взрослыми книгами, телевизором и др. как источниками информации;
- умение применять полученную информацию для выполнения задания;
- увеличение доли самостоятельности в любой деятельности ребенка;
- получение опыта взаимодействия со специальными предметами: свечами, монетами, воздушными шарами, гвоздями;
- получение опыта взаимодействия со специальными веществами: йодом, зелёнкой, марганцовкой, силикатным клеем, лимонной кислотой, уксусом;
- получение первичного опыта в изучении свойств предметов, веществ экспериментальным путем.
Диагностика и мониторинг.
- Проведение викторин по материалам образовательного курса.
- В качестве основного метода для мониторинга используется наблюдение за поведением ребенка на занятиях и во время его свободной деятельности, беседы с родителями дошкольника.
- Педагогами в индивидуальные папки собираются продукты творческой деятельности ребенка. (Рисунки, фотографии).
Некоторые способы и методы работы по данному курсу:
- Курс построен на экспериментировании и обсуждении наблюдаемых эффектов.
- Наблюдение детьми за опытами, которые проводит педагог. Названия опытов носят интригующий характер, что побуждает детей с любопытством относиться к тому, что наблюдают.
- Дети делают самостоятельные пробы в исследовательской деятельности.
- В конце курса проведение занятий-развлечений с использованием кроссвордов, проблемных вопросов, побуждающих детей проявить и применить свои знания.
Тематический план.
Список литературы.
1.Ванклив Д. Большая книга научных развлечений. «Астрель»,2009
2.Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. Сфера. М.,2010
3.Дыбина О.В.Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Сфера. М.,2010
4. Лаврова С.А. Занимательная химия для малышей. «Белый город»,2009.
5. Левитан Е.П. Камни, которые упали с неба. «Белый город»,2009
6.Мишина К. Большая книга вопросов и ответов. Что? Зачем? Почему? М.,2003
7.Репьев С.А. Забавные химические опыты. « Карапуз». М., 1998
8.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.
М.: Владос,1996
Работа с родителями.
1 Консультация по созданию «Домашней лаборатории».
2. Рекомендуемая литература:
1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
2. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 - 92
3. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002
4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под .ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004
5. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
- Материалы Интернет-сайтов.
3. Привлечение к созданию мини – лаборатории «Юный – исследователь».
4. Консультации для родителей:
«Влияние экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника».
«Кухня – тоже место для химических экспериментов».
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
«Создание условий для детского экспериментирования.
5.Изготовление леббука по химии.
Самообразование на 2016 – 2017 год.
Продолжаю работу над темой:
« Развитие познавательного интереса у воспитанников дошкольного возраста в научно- исследовательской работе с элементами химии».
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и моя задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. .Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Если в сфере науки главной целью является производство новых знаний в общекультурном значении, то в образовании цель исследовательской деятельности полагается в приобретении детьми функционального навыка исследования, как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации к познавательной деятельности и приобретение субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного воспитанника).
Цель:
Формирование познавательного интереса детей к исследованиям и экспериментам с элементами химии.
Задачи:
- Активизировать познавательный интерес, нацеленный на овладение научными знаниями, умениями и навыками.
- Воспитывать устойчивый познавательный интерес.
- Формировать навыки использования приобретённых научных знаний и умений в повседневной жизни.
- Совершенствовать аналитическое мышление, творческие способности.
- Показать значимость химических превращений.
- Прививать умения и навыки работы с приборами и оборудованием в ходе выполнения самостоятельных научно – исследовательских опытов.
- Развивать умения работать самостоятельно.
Принципы реализации.
- Доступность, учёт индивидуальных особенностей ребёнка.
- Систематичность и последовательность.
- Дифференциация.
Тематическое планирование на 2016 – 2017 год.
Название | Материал |
.Хитрое яйцо. | яйцо, бутылка с диаметром горлышка меньшим, чем яйцо, тонкая полоска бумаги и капелька растительного масла. |
Извержение вулкана. | Двухлитровая бутылка диетической Coca Cola и 5-6 драже Mentos. |
Зубная паста. | Пластиковая бутылка, поднос, сухие дрожжи, 6%-ная перекись водорода, пищевой краситель, жидкое мыло или жидкость для мытья посуды, вода. |
Соль хулиганка. | Формочки для льда (подойдут также любые чашки и миски), поднос с бортиками, соль, жидкие пищевые красители или краски, пипетки или чайные ложки. |
Разноцветный дождь. | Большая прозрачная емкость (банка, салатница), вода, пена для бритья, пипетка или чайная ложка, жидкий пищевой краситель. Вместо красителя можно взять гуашь или акварель и развести их в воде. |
Горные сталактиты | Кукурузный крахмал, вода, тонкий металлический противень, сабвуфер или колонка, гуашь или пищевые красители. |
Цветная радуга | Пищевые красители, растительное масло. |
Лава – лампа. | высокая бутылка, например, из-под воды, или емкость для сыпучих веществ, растительное масло, вода, пищевой краситель и шипучие таблетки: алказельцер, растворимый аспирин |
Химический фитиль. |
Бумага |
Мини-фейерверк |
|
Фараонова змея из глюконата кальция |
|
Танцующие червячки |
2 стеклянных стакана |
Хрустальное яйцо | : яйцо, квасцы (можно купить в аптеке), белый клей, краситель. |
Гостья змея. |
|
Весёлая радуга. |
|
.Самонадувающиеся воздушные шары. |
|
.Непослушные жидкости. | Гуашь, растительное масло. |
Волшебное зелье. | Гуашь или красители, банка с водой. |
Соль – волшебница. | Соль, вода в стаканчиках, яйцо, гуашь. |
Работа с родителями.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации я убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказываю, насколько правы те, кто строит своё общение с ребенком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности. Мне хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского: Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что – то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребёнок захотел ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». Вот несколько советов, которые я даю родителям.
ЧЕГО НЕЛЬЗЯ И ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ.
Для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию. Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность. Поощрять любопытство, которое порождает потребность в исследовании.
Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых. Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ним, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием. Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка. Если у вас возникает необходимость что- то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно. Не следует бесконечно указывать на ошибки недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности. С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводит к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований.
ТАК ЛИ ЭТО?
Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребёнка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому – либо, то это не проступок, а шалость.
Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).
- Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»
- Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.
- Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе.
- Оформление наглядной информации в родительском уголке
- Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»
- Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
- Рекомендации: «Проведите с детьми дома»
- Привлечь к пополнению реактивами и оборудованию в лабораторию «Юный исследователь».
- Пригласить на открытое занятие по научно – исследовательской деятельности с элементами химии в мае 2-18 г.
- Провести совместное развлечение «В гостях у волшебницы Химии».
Отчёт о работе 2016 – 2017 год.
Федеральные государственные образовательные стандарты определяют новые подходы к совместной деятельности воспитателя, ребенка и родителя. Научно -исследовательская деятельность с элементами химии открывает широкие возможности для совместной деятельности взрослых и детей.
На сегодняшний день все больше внимания уделяется качеству образования, ведь обучение должно быть не только полезным, но и интересным, оно должно формировать мировоззрение человека, развивать в нем любознательность и эрудицию. С этой задачей я прекрасно справляюсь с помощью организации научно –экспериментальной работы с дошкольниками.
Ребенок дошкольного возраста – любознательная, думающая, наблюдающая личность. Познавая мир, он делает множество открытий. Научное -экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития дошкольников. Любой ребенок вовлечен в нее постоянно: он рвет бумагу, разбирает игрушки, играет с песком, водой и снегом. Наша задача – помочь дошкольнику в проведении исследований, сделать их полезными и безопасными для ребенка и его окружения. В современной образовательной практике значение самостоятельной исследовательской деятельности ребенка недооценивается. Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем важным. А он сам хотел бы исследовать практически все.
Поэтому исследовательское поведение для дошкольника - главный источник получения представлений о мире.
В своей работе я широко использую научно – экспериментальную деятельность дошкольников. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста? Да! Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию. Если ребёнок уже получил в первый год работы базу для научно – исследовательской деятельности. В дальнейшем он с удовольствием и интересом участвует в научно – экспериментальной деятельности.
Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка одна из главных образовательных задач. У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения.
Так, в возрасте 2-3 лет преобладающими должны быть объекты для исследования в реальном действии с небольшим включением образно-символического материала. В 3-4 года объекты для исследования усложняются и становятся более разнообразными, а образно-символический материал начинает занимать большее место. В 4-5 лет в дополнение к усложняющимся реальным объектам и образно-символическому материалу могут вводиться простейшие элементы нормативно-знакового материала. В 5-7 лет должны быть представлены все типы материалов с более сложным содержанием.
Размещение материала для познавательно-исследовательской деятельностидолжно быть мозаичным, в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу.
Часть объектов для исследования в действии может быть стационарно расположена на специальном дидактическом столе (или паре обычных столиков, приспособленных для этой цели). Остальные объекты для исследования и образно-символический материал располагаю в поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности. Целесообразно разделяю весь материал на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года меняю их, чтобы вызывать волны интереса детей к новым или немного "подзабытым" материалам.
В уголке природы оборудована «мини-лаборатория» «Юный исследователь», это такое место, оснащенное специальным оборудованием, разнообразным материалом, где дети проводят самостоятельную и совместную со взрослым исследовательскую деятельность. Одной из главных задач лаборатории, как развивающей среды – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы. Действуя самостоятельно, производя пробы поискового и подражательного характера, ребенок приобретает ценный личный опыт, в основе которого его активная субъективная деятельность.
Дошкольникам задаются вопросы: "Какой песок легче – сухой или мокрый? ”, "Что тонет в воде – камень, песок или дерево? ”, "Что происходит с солью, сахаром, песком при их погружении в воду? ”, "Что произойдет с зажженной свечой, если ее накрыть банкой? ” и т. д. После того, как дети отвечают на вопросы, мы проводим опыты. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться). А вопросы «Зачем?», «Как?» и «Почему?» требуют уже от воспитателей компетентности в различных областях окружающего нас мира.
Все опыты, которые проводим, фотографируем, выполняем презентации, смотрим вместе с детьми.
В процессе научного -экспериментирования идет развитие всех психических процессов. У ребенка постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и поляризации. Он воспроизводит в речи все увиденное, формулирует обнаруженные закономерности, делает выводы.
Поэтому я стараюсь включать научное -экспериментирование в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей.
Опытно – экспериментальная деятельность детей соответствует возрасту и возможностям детей. Я знакомлю их со свойствами солнечных лучей, которые нагревают окружающие предметы, испаряют влагу. Изучая свойства песка, дети делают вывод, что сухой песок светлого цвета, сыпучий, из него нельзя слепить куличик. Мокрый песок темный, из него легко лепить. Наблюдая за ветром, дети приходят к выводу, что при наличии ветра лопасти бумажных вертушек и султанчики вращаются медленно или с ускорением. Знакомясь со свойствами бумаги и ткани, ребята замечают, что бумага рвется. В зависимости от толщины ее можно мять, она намокает в воде. Ткань состоит из ниток, мнется, ее легко стирать, гладить.
Наша работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития, в ходе чего дети знакомятся с явлениями и объектами природы. В процессе формирования исследовательских действий решается несколько задач: сочетается показ ребенка с активным действием (восприятие на вкус, запах, ощупывание и т. д., сравниваются предметы по внешнему виду. Учим детей рассуждать, делать выводы, сопоставлять факты. Использовать опыт в различных видах деятельности, будь то игровая или практическая.
Часто замечали, как на улице дети пробовали снег на вкус. Мы всегда говорим, что снег нельзя есть, но почему именно, дети не могли понять. Вот мы и решили провести опыт со снегом. Занесли снег в емкости в группу и, когда снег растаял, налили воду в стаканчики и посмотрели через лупу. После такого опыта дети не стали пробовать снег.
Очень интересны и увлекательны опыты с воздухом, так как он не видим. Дети с удовольствием запускают воздушного змея, чтобы увидеть порывы ветра, движение воздушных масс. Набирают в полиэтиленовые мешки воздух и замечают, что они становятся плотными, упругими. Дети дуют через трубочку на поверхность воды, при этом образуются волны и пузыри. А если через трубочку подуть на небольшой предмет, то он начнет двигаться. Интересных объектов для экспериментирования много, всего сейчас не перечислишь. Таким образом, целенаправленная систематическая экспериментальная работа с дошкольниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию.
Соблюдение перечисленных педагогических условий способствует эффективности проведения научно – исследовательской работы.
Поставленные мной задачи выполнены. Работая по программе, легче достигнуть, поставленной цели. Планирую продолжать работу по программе с некоторыми изменениями в тематическом планировании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для развития познавательных интересов детей среднего дошкольного возраста (экспериментирование «Встреча Снеговика и Ледовика»)
Цель: развитие познавательных интересов и потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.Задачи:Образовательные задачи: фор...
Методическая разработка «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в разных видах детской деятельности посредством использования камешков»
При формировании познавательного интереса просто необходимо использовать игровой занимательный материал, который сможет увлечь, активизировать умственную деятельность, способствует организации общения...
Консультация для педагогов и родителей Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через организацию исследовательской деятельности
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем бол...
Методическое пособие "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством мультипликации»
Методическое пособие "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством мультипликации»...
Методическая разработка « Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора»
Фольклор и народное искусство, многофункционально и одна из их функций – воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в пол...
Конспект занятия "Развитие познавательных интересов детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр с элементами исследовательской деятельности"
Занятие по познавательно – исследовательской деятельности способствуют развитию у детей познавательной активности, любознательности через экспериментальную деятельность, развивает мыслитель...