Методическая разработка для развития познавательных интересов детей среднего дошкольного возраста (экспериментирование «Встреча Снеговика и Ледовика»)
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему
- Цель: развитие познавательных интересов и потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
- Задачи:
Образовательные задачи: формировать умение видеть и выделять проблему эксперимента; формировать умение ставить перед собой цель эксперимента и планировать свою деятельность; формировать умение отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности и делать простейшие умозаключения. Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега и льда. Дать общее представление о свойствах воды; объяснить, что снег и лед – это тоже вода. Обогащать словарный запас детей понятиями «ледовик», «снеговик», «игольчатая», «холодная», «чистая», «легкая», «пушистая», «смелая», «веселая».
Воспитательные задачи: воспитывать в детях активность, инициативность, целеустремленность, настойчивость, решительность и самостоятельность. Воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи.
Развивающие задачи: развивать у детей интерес к поисковой деятельности; содействовать развитию собственной исследовательской (познавательной) активности; содействовать развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками; стимулировать желание экспериментировать и создавать новое. Развивать логическое мышление.Методическая разработка для развития познавательных интересов и потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта у воспитанников среднего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 36.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад № 9
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
(познавательное развитие)
экспериментирование «Встреча Снеговика и Ледовика»
Возраст детей 4-5 лет (средняя группа)
Автор-составитель
Воспитатель
Андреева О.И.
Используемые технологии:
- Здоровьесберегающие педагогические технологии;
- Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
- Технология экспериментально-исследовательской деятельности;
- Игровые технологии;
- Информационно-коммуникативные технологии;
- Технология проектной деятельности.
Санкт-Петербург
2018
Экспериментирование «Встреча Снеговика и Ледовика»
- Цель: развитие познавательных интересов и потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
- Задачи:
Образовательные задачи: формировать умение видеть и выделять проблему эксперимента; формировать умение ставить перед собой цель эксперимента и планировать свою деятельность; формировать умение отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности и делать простейшие умозаключения. Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега и льда. Дать общее представление о свойствах воды; объяснить, что снег и лед – это тоже вода. Обогащать словарный запас детей понятиями «ледовик», «снеговик», «игольчатая», «холодная», «чистая», «легкая», «пушистая», «смелая», «веселая».
Воспитательные задачи: воспитывать в детях активность, инициативность, целеустремленность, настойчивость, решительность и самостоятельность. Воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи.
Развивающие задачи: развивать у детей интерес к поисковой деятельности; содействовать развитию собственной исследовательской (познавательной) активности; содействовать развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками; стимулировать желание экспериментировать и создавать новое. Развивать логическое мышление.
- Материалы к совместной деятельности: вырезанная педагогом из белой бумаги снежинка; текст стихотворения К.Бальмонта «Снежинка»; запись отрывка из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» («Вальс снежных хлопьев»); костюм-накидка «Снежинка» на каждого ребенка; снег на блюдце на каждого ребенка; кубик льда на блюдце на каждого ребенка; костюмы Снеговика и Ледовика (подготовленные воспитанниками подготовительной группы).
- Предварительная работа: проведение проекта «Зимушка-зима»; рассматривание снежинок, снежного наста, льда на прогулке; изготовление снежных и ледяных скульптур; заучивание стихотворения В.Кондратьева «Метель»; чтение произведений: Н.Браун «Разве снег только белый?», по Н.Гумилевскому «Где рождается снег?», по Д.Мамину-Сибиряку «Как река замерзла», В.Степанова «Большая пурга»; чтение загадок и пословиц на заданную тему; рисование нетрадиционным способом с помощью восковой свечи и акварели «Снежинка» и «Зимние узоры на окне».
- Примерный ход совместной деятельности:
Деятельность педагога | Деятельность детей |
Здравствуйте, ребята! Мы с вами недавно заучивали стихотворение, которое называется «Метель». Давайте сейчас попробуем её изобразить. (включает запись отрывка из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» («Вальс снежных хлопьев») | слушают музыку и отвечают |
Кто из вас хочет превратиться в снежинку? Для этого нужно надеть эти волшебные накидочки, которые и превратят всех вас в снежинок. (помогает детям надеть костюмы-накидки «Снежинка») | отвечают и надевают костюмы-накидки «Снежинка» |
Кружатся и хохочут снежинки целый день… | под музыку кружатся, легко бегают, приседают, танцуют – движение по желанию |
Какие снежинки красивые! Вот одна снежинка, вот еще одна… (показывает на детей). Как много снежинок! Ты какая снежинка? | танцуют и отвечают |
Умнички! Я встретила так много снежинок! Красивую, белую, холодную, чистую, пушистую, смелую. Какие у нас еще есть снежинки? | танцуют и отвечают |
Снежинки, как смешинки, танцуют на лету! Под ветром веющим дрожат, взметаются. На землю опуститься бы… Но ветер не дает. | под музыку кружатся, легко бегают, приседают, танцуют – движение по желанию |
Ветер подул еще сильнее, и снежинки отправились в дальний путь. (привлекает внимание детей к бумажной снежинке, оставшейся на ковре) | собираются вокруг воспитателя |
Одна снежинка осталась, да не простая. | рассматривают снежинку |
Смотрите, на обратной стороне снежинки что-то написано! Как вы думаете, от кого это послание? | слушают и отвечают |
Как узнать, кто из вас угадал? Правильно, нужно прочитать послание! | слушают и отвечают |
Читает послание: Добрый день! Пишут вам ваши друзья – Пушистый, белый Снеговик И прозрачный Ледовик. Очень завидно бывает Слышать часто из окна, Как взрослый книги вам читает, Как веселится детвора. Мы б хотели очень-очень К вам приехать погостить. Беспокоимся мы, впрочем, Можно ль то осуществить? Какие чувства у вас возникли, когда вы узнали, что к вам в гости собираются Снеговик и Ледовик? | слушают и отвечают |
А почему у вас, ребята, возникло чувство радости, веселое настроение? Потому что вы гостеприимные и любите, когда к вам приходят гости? | слушают и отвечают |
Хорошо. А вот у меня есть сомнения… Имена Снеговик и Ледовик ни о чем вам не говорят? Вспомните, мы с вами недавно на прогулке лепили снеговика… Как вы думаете, почему наших гостей так зовут? | слушают и отвечают |
Молодцы! Потому что Снеговик из снега, а Ледовик изо льда. Как вы считаете, хорошо ли они будут у нас себя чувствовать? | слушают и отвечают |
Возможно, им у нас будет не очень хорошо, потому что у нас они могут растаять. Вот я и не знаю, стоит ли им к нам приходить… Как нам убедиться, звать ли Снеговика и Ледовика к нам в гости? | слушают и отвечают |
Правильно, надо проверить. Для того чтобы проверить мы должны найти что-то похожее на Снеговика и Ледовика. Как вы думаете, что это может быть? | слушают и отвечают |
Молодцы! На Снеговика похож снег, а на Ледовика похож лед. Значит мы с вами возьмем снег и лед. Кто мне ответит, что же мы будем проверять? | слушают и отвечают |
Да, мы посмотрим, что будет со снегом и со льдом, когда мы их принесем в нашу группу. А где же мы можем взять снег и лед? | слушают и отвечают |
Правильно, на улице. Вот я для вас с улицы их и принесла. (вносит с балкона в группу снег и лед) Что, ребята, вам понадобится для эксперимента? | слушают и отвечают |
Хорошо. Берите себе по два блюдца. На одно блюдце я каждому положу немного снега, а на другое - кубик льда. На середину стола поставьте, пожалуйста, бумажные салфетки. А пока вы подготавливаете оборудование для нашего эксперимента, я прочитаю вам отрывок из стихотворения К.Бальмонта «Снежинка»: Светло-пушистая Снежинка белая, Какая чистая, Какая смелая! Дорогой бурною Легко проносится Не в высь лазурную – На землю просится. Лазурь чудесную Она покинула, Себя в безвестную Страну низринула. В лучах блистающих Скользит умелая, Средь хлопьев тающих Сохранно-белая. Под ветром веющим Дрожит, взметается, На нем, лелеющем, Светло качается. Его качелями Она утешена, С его метелями Крутится бешено. Но вот кончается Дорога дальняя, Земли касается Звезда кристальная. Лежит пушистая Снежинка смелая. Какая чистая, Какая белая!
(раскладывает снег и лед на блюдца) | готовят оборудование для наблюдения и слушают стихотворение |
Ребята, давайте немного поиграем. Игра называется «Снеговик». Нужно встать в круг и повторять за мной движения. Мы бабу снежную лепили Чтоб краше не было ее. Лопатами весь снег собрали, Не позабыли ничего. Сначала ком большой скатали И плотно этот ком прижали. Второй поменьше был размером. На первый он уселся смело. А третьим – голова была И участи своей ждала. Лицо украсили морковкой, И угольками вместо глаз. Пририсовали ротик ловко, Смотрели в профиль и анфас. На голову ведро надели, Украсили его пером. Метлу воткнули для порядка, Трудились дружно всем двором! | дети выходят в середину группы, становятся в круг и выполняют движения по показу воспитателя: (изображают в воздухе последовательно три круга) (проводят пальцами по лицу) (имитируют движения лопатой) (имитируют руками в воздухе максимально большой круг) (изображают перед собой руками круг, опускают его) (изображают круг меньше) (приседают) (показывают на голову) (подпирают голову ладонями) (на уровне носа пальцами изображают морковку) (показывают на глаза) (показывают на рот) (поворачивают голову в сторону, прямо) (делают движения двумя руками сверху вниз по голове) (поднимают одну руку вверх и расставляют пальцы) (делают движение «подметание») (скрещивают пальцы рук в замок) |
Молодцы! А теперь давайте вернемся на наши места и посмотрим, изменилось ли что-то? Понаблюдаем вместе за изменениями. Как вы думаете, откуда у вас на блюдцах появилась вода? | садятся за столы и наблюдают |
Правильно, снег и лед начали таять. Но мы же с вами не брали воду, откуда же она появилась на блюдцах? | слушают и отвечают |
Молодцы, ребята! Вода появилась, потому что снег и лед – это вода. А давайте теперь подумаем, сможем ли мы принять Снеговика и Ледовика у нас в группе? Почему вы так решили? | слушают и отвечают |
Да, к сожалению, мы их не сможем позвать к нам в гости, потому что в теплом помещении они растают и превратятся в воду. Но так не хочется их обижать! Что же нам придумать? | слушают и отвечают |
Хорошая идея! Давайте пригласим Снеговика и Ледовика к нам на участок. Давайте им позвоним по телефону и позовем вместе погулять. (звонит по телефону) А что бы вы рассказали нашим гостям при встрече? | слушают и отвечают |
Все это нужно рассказать Снеговику и Ледовику при встрече. Может быть они уже ждут нас на участке. Давайте поскорее оденемся и выйдем на прогулку! | одеваются, выходят на прогулку и встречают там Снеговика и Ледовика (воспитанников подготовительной группы в костюмах) |
Ребята, давайте расскажем нашим гостям о том, что вы сегодня узнали про снег и лед. Снеговику и Ледовику эта информация может очень пригодиться. Чтобы они не сомневались больше в том, где им можно с нами встретиться и поиграть вместе. | делятся полученными знаниями и впечатлениями с детьми подготовительной группы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности
Занятия познавательного цикла дополняются опытно-экспериментальной, поисковой деятельностью, что позволяет обогатить новым содержанием задачи познавательного развития и усилить развивающий эффек...
Статья "Дидактические игры и упражнения по экспериментированию как средство развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста"
Проблема развития познавательных процессов у дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его познавательной ак...
Творческий проект "Следопыты".Развитие познавательных интересов детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности
Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Экспериментальная деятельность дает детям реальные представлени...
Методическая разработка "Разностороннее развитие и воспитание детей среднего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства"
Программа нацелена на формирование у детей четырех – пяти лет целостных представлений о природе как живом организме. Мир природы выступает как предмет пристального изучения и как средство эмоцио...
Досуг как средство развития познавательных интересов детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром На тему: «Прощай, Зимушка – зима»
Предварительная работа: Наблюдения за изменениями в природе, рассматривание снежинок во время прогулки, презентация «Зима», рассматривание иллюстраций о зиме, дидактические игры...
Перспективный план работы с детьми на 2016 - 2017г. по теме: «Развитие познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»
Перспективный план работы с детьми на 2016 - 2017г. по теме: «Развитие познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»...
«Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста.
Мастер - класс для родителей...