Главные вкладки

    Технология обучения детей элементарному музицированию. («Элементарное музицирование» Т.Э.Тютюнникова)
    методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

    Костова Валентина Михайловна

    Чтобы ребенок мог сочинить мелодию, создать музыкальный образ, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях.  Идеальным способом решения данной проблемы стало элементарное музицирование – система музыкального воспитания детей, созданная современным немецким композитором К. Орфом и адаптированная как технология Т.Э. Тютюнниковой.

    Суть этой технологии в неразрывном единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном импровизационном и радостном общении с музыкой.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технология обучения детей элементарному музицированию.

    («Элементарное музицирование» Т.Э.Тютюнникова)

    Цель: Развивать первоначальные навыки элементарного музицирования 

    Алгоритм применения технологии в
    практической профессиональной

    деятельности

    1.Разработка тематического планирования по обучению дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.        

    2.Составление картотеки по теме «Виды музыкальных инструментов», подбор литературного материала.

    3.Подготовка атрибутов для творчества, музыкальных инструментов, фонограмм музыкальных пьес для исполнения в детском оркестре.

    4.Разучивание музыкального материала с детьми и приемов игры на детских музыкальных инструментах для совместного исполнения музыкальных произведений  в оркестре.

    5.Организация выступлений детского оркестра во время праздничных мероприятий, проводимых в ДОУ.

    Результат использования
    образовательной  

    технологии

    Воспитанники:

    - проявляют  интерес  к  прослушиванию музыкальных произведений в исполнении различных музыкальных инструментов;

    - сравнивают  контрастное звучание музыкальных инструментов различных оркестровых групп;

    - отмечают выразительные средства музыки;

    -владеют различными способами звукоизвлечения.

    Дети стали более раскрепощенными, охотно исполняют в детском оркестре произведения классической и народной музыки

    Пояснительная записка.

    Чтобы ребенок мог сочинить мелодию, создать музыкальный образ, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях.  Идеальным способом решения данной проблемы стало элементарное музицирование – система музыкального воспитания детей, созданная современным немецким композитором К. Орфом и адаптированная как технология Т.Э. Тютюнниковой.

    Суть этой технологии в неразрывном единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном импровизационном и радостном общении с музыкой.

       Данная технология реализуется в образовательной деятельности детей, на детских праздниках, развлечениях. В процессе обучения детей игре на ДМИ можно выделить 3 этапа:

     

    1. прослушивание музыкальных произведений, обсуждение, какие инструменты будут звучать. Распределение инструментов для исполнения музыкального произведения с учетом предпочтения детей и их способностей.
    2. разучивание каждой партии отдельно и по подгруппам, запоминание ритмического рисунка.
    3. освоение детьми техники игры на своих инструментах, исполнение своей партии, объединение в оркестр.

    Методы:

    - словесный;

    - наглядный;

    - игровой:

    - практический.                                     

         

     Формы  организации:

    - индивидуальная;

    - подгрупповая;   

    - групповая.

     

    Двумя основными принципами технологии являются: импровизационно-творческая деятельность и игра. Сейчас уже многим педагогам понятно, что для детей игровой подход представляет единственно возможную форму участия в любой деятельности, в том числе и в музыкальной. "Будем играть на инструментах, танцевать и аккомпанировать себе, придумывать музыкальную сказку или озвучивать стихи" — все эти формы вызывают азарт и восторг, дают эмоциональный всплеск, без которого нет музыки вовсе. Дети от них не устают, потому что являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями. Они внутри музыки, а не снаружи ее.

    Основные виды детской деятельности, применяемые в технологии - пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных и самодельных шумовых инструментах, танец, импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная театрализация.

    В характере звучания каждого музыкального инструмента можно найти аналогию с каким-либо явлением природы — голосами птиц, животных, речью человека.

    Широко применяются различные виды контрастных сопоставлений. Важно заострять внимание дошкольников на том, что даже простое звукоподражание (например, шум дождя) можно передать по-разному: чтобы в музыке слышались волшебные легкие капельки теплого дождика, сверкающие на солнце, или грозные, барабанящие по крышам тяжелые капли сильного ливня с ветром и громом, когда становится темно и страшно.

    Рассмотрим, какие инструменты используются в технологии.

    «Первым инструментом» человека было, как известно его собственное тело. Для современного ребенка оно им является и сейчас. Звучащие жесты – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов. Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки..и т.д. Игра звуками собственного тела есть первая бессознательная импровизация ребенка, поэтому звучащие жесты это надежный путь к тому, чтобы дети начали элементарно импровизировать. Но самое основное, это то, что звучащие жесты являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека.

    Игры типа «Послушай себя», «Украсим мелодию, стихотворение» позволяют детям ощутить радость открытия того, что природа наделила человека огромным многообразием звуков. Их можно воспроизвести, используя возможности собственного тела (голосом, руками, ногами, губами) как своеобразного и оригинального инструмента. Здесь объединяются разнообразные комбинации звучащих жестов, кластерное исполнение фонем (З, Ж, Х, Ф, С, Ч, Ш, У, О и т.д.) исполнение которых должно быть разнорегистровым, разнодинамическим, и разновременным.

    Используемые варианты звуковых моделей:

    *легкие и тихие (не синхронные) удары в раскрытую ладонь одним пальцем, двумя, всеми пальцами с постепенным усилением и уменьшением силы звука (дождь, усиливающийся от порыва ветра);

    *быстро потереть ладони (шелест листвы и травы);

    *трение внешней стороны рук (шуршание камыша);

    *несильные удары по груди (далекие раскаты грома);

    *шлепки по коленям (хлопанье крыльев птиц);

    *постукивание кулачками по полу (бег табуна лошадей);

    *постукивание подушечками пальцев (бег сказочных существ).

    Творческие задания для шумового оркестра: передать в музыке цокот копыт, волшебные падающие снежинки. Снежинки можно изобразить с помощью звенящих колокольчиков, треугольников, металлофонов, а цокот копыт — с помощью деревянных ложек, кубиков. Важно, чтобы дети понимали, что, создавая какой-либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки, (всадник может скакать беззаботно, весело, бодро или торопливо, стремительно, решительно; он может ехать вдалеке, потом приближаться и удаляться). В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства.

    В современной музыкальной педагогике исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов (баночки от йогурта, коробки из-под обуви, пластиковые бутылки, металлические крышки, кухонные миски и т.д.) получают всё большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра! А сколько радости и изумления доставляет детям открывать для себя необыкновенные звуки, которые извлекаются ими самыми разнообразными способами в результате взаимодействия с самой обыкновенной бумагой и картоном (разных видов), связкой ключей, от бурления воды через соломенную трубочку, если подуть в большую пластиковую бутылку. Для подобных игр мной создан дидактический стол «Лаборатория звука», позволяющий детям экспериментировать со звуками, сравнивать их, пробовать создавать простейшие музыкальные инструменты. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы:

    • Почему все звучит?
    • Откуда берется голос?
    • Где живет эхо?
    • Как сделать звук громче, тише?

    Техническая лёгкость игры на шумовых инструментах, их способность тотчас же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через неё – к простейшей импровизации. Таким образом, шумовые инструменты позволяют всем детям, независимо от способностей, участвовать в музицировании. Каждому ребёнку в этом ансамбле может быть найдена подходящая роль. Роль ребенка может быть небольшой и очень простой, но качественно необходимой для его саморазвития.

    Поскольку коллективное музицирование является также одной из форм общения, бесспорна и воспитательная функция оркестра. У детей появляется ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, помогает выработать волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах

    Значение элементарного музицирования для музыкального и общего развития детей трудно переоценить. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический.

    Консультация для родителей:

    «Музицирование – это возможно»

    «Рисуем картину звуками»

    «Озвучивание стихов»

    Конспекты НОД:

    «На бабушкином дворе»

    «Гномик Погуляйка»

    «Волшебный мир звуков»

    . Примерный перспективный план по элементарному музицированию в старшей группе.

        

          Сентябрь

    Учебное музицирование

    Звуки окружающего мира и рисование звуков, создание художественных композиций. Осваивать на слух исполнение новых ритмов и воспроизводить игру на барабане «Как много звуков»

     Слушание музыкальных произведений в аудиозаписи по выбору педагога. Музыкальнодидактическая игра «Два барабана» муз. Е. Тиличеевой «Эхо» - ритмическая игра

     Творческое музицирование На фоне звучащей музыки педагог декламирует слова, дети, выбрав по желанию инструменты, «Вальс» муз. В. Ребикова «По коленочкам» («Ах, вы сени» обр. М. А. Давыдовой)

    спонтанно сопровождают подходящими звуками эту композицию

    Концертное музицирование

    Инсценирование игры, дети делятся на 2 группы «музыканты» и «танцоры» выполнение движений в метре музыки, предложить детям придумать движения

    «Чей кружочек быстрее соберётся» р. н. мелодия

     

                     Октябрь

    Учебное музицирование

    Учить детей ориентироваться в звукоряде ксилофона, дать представление об общем направлении звуковысотной линии: вверх- вниз, показ рукой. Учить определять на слух, исполнять ритмический рисунок упражнения

    «Дождик» р. н. попевка «Кулачки и ладошки» муз. Е. Тиличеевой, МДИ, «Осень» -  декламация, применение музыкальных инструментов

     

    Творческое музицирование

    Муз. рук. аккомпанирует детям на ф-но, дети делятся на 2 группы танцующих и играющих, используют «звучащие жесты», можно использовать сопровождение: бубны, маракасы, деревянные палочки, ксилофон

    «Тюшки-тютюшки» (Ах ты, берёза) р. н. мелодия; «Ноги и ножки»; «Палочкискакалочки»

    Концертное музицирование

    Инсценирование песни, сопровождается игрой на муз. инструментах и пением

    «Савка и Гришка» бел. н. мелодия

     

                   Ноябрь

    Учебное музицирование

    Учить детей сочинять вопросы и ответы, обращать внимание на мелодичность и напевность, выразительность. Учить детей различать тембровую окраску голосов детей, пропевать свои имена

    «Комары и мошки»; «Пропой своё имя» «Догадайся кто поёт?» МДИ Г. Левкодимова

    Творческое музицирование

    Играть звуками детских музыкальных инструментов, выполнять динамические оттенки, прислушиваться к общему звучанию, не пропускать время своего вступления

    «Едем на лошадке»; «Звери» р.н.потешки

     

    Концертное музицирование

    Инсценирование песни - выбрать ребёнка дирижёром, учить эмоциональному исполнению, дать детям возможность почувствовать себя создателями в музыкальной композиции

    «Весёлые гуси» у. н. мелодия.

     

                    Декабрь

    Учебное музицирование

    На заданный текст сочинить колыбельную песню, играть на металлофоне, дать детям представление о графической записи звуков, об общем направлении мелодического движения.  Познакомить с понятием «нотный стан», «скрипичный ключ», «ноты».

     Музыкальные импровизации с опорой на рисунок, подбор музыкальных инструментов

    «У кота – воркота» р. н. потешка «Спой песенку» МДИ, Г. Левкодимова

     

    Творческое музицирование

    Речевая игра с движениями, учить детей правильной артикуляции

    «Мороз» р. н. потешка

     

    Концертное музицирование

    Исполнение ансамблем, приобщение детей к художественной музыке в форме коллективного соучастия вместе с педагогом, учить детей выдержке, развивать природные способности ребёнка

    «Колыбельная» муз.В.Моцарта

     

                        Январь

    Учебное музицирование

    Учить детей сочинять несложную мелодию, сопровождать игрой на металлофоне. Учить проговаривать текст, декламируя его в разных интонациях, темпах, тембрах, размерах

    «Зайка, зайка, где бывал?» муз. М.Скребковой «Бубен и погремушка» МДИ Е.Тиличеевой

     

    Творческое музицирование

    Пение под шумовой аккомпанемент, выполнение движений по тексту песни

    «Солнышко» р.н. попевка

     

    Концертное музицирование

    Исполнение ансамблем, приобщение детей к художественной музыке в форме коллективного соучастия вместе с педагогом, учить детей выдержке, развивать природные способности ребёнка

    «Полька» муз.С.Майкапара

     

                Февраль

    Учебное музицирование

    Упражнять детей исполнять попевку со «звучащими жестами», сочинение детьми простейшего аккомпанемента. Учить детей различать мелодические рисунки по ритму, динамике, темпу

    «Ладушки» р.н. потешка «Музыкальное лото»  Е. Тиличеева

     

    Творческое музицирование

    Интонационно - ритмическая игра, с аккомпанементом «звучащих жестов», спонтанная игра на бубне и трещотке

    «Скок-скок» р. н. потешка

    Концертное музицирование

    Исполнение ансамблем, приобщение детей к художественной музыке в форме коллективного соучастия вместе с педагогом, учить детей выдержке, развивать природные способности ребёнка

    «Детская полька»  муз. А. Жилинского

     

               Март

    Учебное музицирование

    Использовать графический способ моделирования ритма в колыбельной и марше, выбор инструмента по желанию детей, развивать фантазию и воображение в игре звуками, предварительно проиграть характерные произведения. Развивать у детей ритмический слух, использовать графическую запись, «звучащие жесты»

    «Походный марш» муз. Д. Кабалевского. «Вечерняя песенка» муз. В. Герчик. «Петушок, курица, цыплёнок» МДИ Г. Левкодимова

    Творческое музицирование

    Фонопедическое упражнение, каждый исполняет свой звук в фальцетном регистре, используя различные звуки природы

    Весенние голоса

    Концертное музицирование

    Инсценирование песни с использованием музыкальных инструментов, на каждый куплет исполняет разная группа: колокольчики, ксилофон, треугольник и т.д.

    «А я по лугу» р. н. песня

     

                Апрель

    Учебное музицирование

    Импровизационно - двигательная игра с элементами движений, с декламацией. Учить детей различать тембровую окраску инструментов, спонтанно играть под аккомпанемент музыкального руководителя

    «Чудеса в решете»; «Угадай, на чем играю?» МДИ Г. Левкодомова

    Творческое музицирование

    Игровая песня со «звучащими жестами», использование самодельных игрушек: пучки нарезанного целлофана, связки крупных пуговиц, ключи, стаканчики с водой

    «Солнышко-колоколнышко» р. н. закличка

     

    Концертное музицирование

    Импровизационно - двигательное задание на движение и создание коллективного звукового аккомпанемента, лёгкость и выразительность исполнения

    «Дудочка»  муз. М. Парцхаладзе

     

              Май

    Учебное музицирование

    Графическое моделирование ритмического рисунка, исполнение по нему на металлофоне. Усвоение детьми динамических оттенков: пиано, форте, пение со «звучащими жестами»

    «Гори-гори, ясно» р. н. потешка «Тихо - громко запоем» МДИ Е. Тиличеевой

    Творческое музицирование

    Игровая песня с элементами театрализации. Пение с инструментальным сопровождением

    «Ворон» - р. н. игра

    Концертное музицирование

    Учить детей языку звуков инструментов, передавать муз. образы, передавать в жестах, мимике, пластике

    «Необычный концерт» муз. В. Дементьева, сл. И. Векшегоновой

    Примерный перспективный план по элементарному музицированию в подготовительной группе.

           Сентябрь

     Учебное музицирование

     Импровизировать голосом разную степень ветра: лёгкий, сильный, шторм. Использование аутотренинга под соответствующую музыку, развивать у детей хорошую артикуляцию, мимику Какой ветер прилетел? «Грустно - весело» МДИ

     

    Творческое музицирование

     Импровизационно - творческое задание на движение и создание коллективного звукового аккомпанемента. «Осенний день»  муз. Р. Леденева

     

     Концертное музицирование

     Совершенствовать музыкальный слух, играть спонтанно на инструментах, подбирать инструменты характерные маршу «Муз.  сказка о марше» муз. Э. Ерашасова

     

            Октябрь

     Учебное музицирование

     Использовать шумовые инструменты и игрушки в различных ритмических рисунках, составлять графическую запись

    . Познакомить детей с записью высоты звуков, используя песенки – попевки из 2-3 звуков пентатонического звукоряда, дать понятие о гамме, трезвучие Много шума из ничего. «Бубенчики»  муз. Е. Тиличеевой

     

     Творческое музицирование

     Речевое упражнение, сопровождаемое «звучащими жестами», под музыку для релаксации со звуками дождя «Осенний дождик» муз. М. Парцхаладзе

     

     Концертное музицирование

     Импровизировать ритмические аккомпанементы к песне, дать возможность и шанс каждому ребёнку выразить себя «Ой, вставала я ранёшенько» р. н. песня

     

                 Ноябрь

    Учебное музицирование

     Музыкальные импровизации на тему «Здравствуйте, дети». Предложить детям придумать продолжение песенки. Ориентироваться в звукоряде металлофона и ксилофона, различать звуковысотное направление: вверх- вниз.

    Петь с простейшим аккомпанементом в пентатонике «Здравствуйте, дети»; «Музыкальные лесенки»;  «Бубенчики» муз. Е Тиличеевой

     

     Творческое музицирование Придумывать партитуру для самых обычных предметов: для кубиков, карандашей, коробочек и т.д. Играть остинато, сопровождать фонемами. «Звуки осени»  муз. Г. Боровик

     

     Концертное музицирование

    Инсценирование русской народной песни, дети сами выбирают инструменты и придумывают собственную партитуру и графические символы для записи звуков. «Млада» р. н. песня

     

           Декабрь

    Учебное музицирование

    Игра - распевка исполняется аккомпанементом «звучащих жестов»; предложить детям придумать свой мелодический рисунок попевки. Воспитывать у детей слуховую ориентацию и умение повторять голосом певческие интонации «Василёк» р. н. попевка «Эхо» ритмическая игра муз. Е. Тиличеевой

     

    Творческое музицирование

    Учить детей петь и одновременно выполнять движения, сопровождать спонтанной игрой на инструментах

    «Зима» р. н. календарная песня

     

    Концертное музицирование

    Учить детей играть по графическим записям звукоинструментов, придумывать свои партитуры, менять партии инструментов, играть вместе с муз. руководителем, внимательно следить за указаниями дирижёра -ребёнка

    «Новогодняя полька»  А. Александрова

     

                Январь

    Учебное музицирование

    Учить детей сочинять песенный мотив на темы: «маленькая звездочка», «солнечный зайчик», «падающий снег». Использование выразительных средств при игре на музыкальных инструментах: динамику, темп, тембр, ритм. Познакомить детей с музыкальными инструментами и их звучанием, обратить внимание на характерные особенности строения, звукоизвлечения

    «Муз. инструменты» Г. Левкодимова, МДИ

     

    Творческое музицирование

    Детям предложить спонтанное сопровождение на инструментах вместе с фортепианным сопровождением, подчеркнув при этом, что он должен «украсить» музыку, подходить к ней по звучанию, а не заглушать её.

    «Зимний вечер»  муз. К. Сорокина

     

    Концертное музицирование

    Вместе с детьми распределить партии, играть ритмично, чувствовать смену остинато, метрическую пульсацию, играть коллективно, знать особый знак – игры всем вместе - тутти

    «Вальс шутка»  Д. Шостакович

     

                Февраль

    Учебное музицирование

    Придумывать свой аккомпанемент для знакомых песен, играть на любых знакомых инструментах. Различать динамические оттенки: громко - форте, пиано - тихо; громко - умеренно, умеренно - тихо

    Спой песенку. «Громко - тихо» МДИ муз. Г. Левкодимова.

     

    Творческое музицирование

    Озвучивание текста по графическим знакам, спонтанная импровизация на инструментах

    «Дед Мороз»  стихи М. Клоковой

     

    Концертное музицирование

    Исполнение ансамблем детей, созданной ими музыки; развитие навыков общения, соучастия, контактности, доброжелательности, взаимоуважения.

    «Латвийская полька»

    Март

    Учебное музицирование

    Импровизация голосом, интонацией голосов животных. Предложить детям послушать окружающие нас в жизни звуки, дать почувствовать тембровую окраску

    Путаница Где прячутся звуки?

     

    Творческое музицирование

    Звукоподражательная игра и пение, сопровождаемая игрой на треугольнике, металлофоне, колокольчике; составление графической партитуры

    «Шаловливые сосульки»

     

    Концертное музицирование

    Учить детей слушать и вовремя начинать свою партию, выкладывать графически партитуру, приучать детей к естественности, раскованности

    Полька «Аннушка» ч..п.

     

                  Апрель

    Учебное музицирование

    Выкладывание попевки на фланелеграфе, игра на металлофоне, тактирование её, выделение сильной доли (акцента), освоение ритмических рисунков и наложение их на метрическую сетку без счёта, на долю такта.

     

    Слушание музыкальной картинки, определение каких животных она

    «Петушок» рус нар попевка «Во поле берёза стояла» рус. нар. песня Карнавал животных «Весёлые путешественники»  муз. Компанейца

    изображает, домашнее задание – рисование сюжетов про животных

     

    Творческое музицирование

    Импровизационная песня для ансамбля, спонтанная игра на треугольнике и стаканчиках с водой, металлофонах

    «Капельки» муз Майкопара

     

    Концертное музицирование

    Игра оркестром. Синхронное выполнение, пение в лёгком темпе, использование звукоподражания

    «Вальс петушков»  муз.  И. Стрибогга

     

          Май

     

    Учебное музицирование

    Ровная метрическая игра на инструментах, чередовать динамические оттенки. Играть по показу дирижёра. Дети играют самостоятельно мелодии знакомых попевок

    «Игра с дирижёром» «Угадай мелодию» МДИ

     

    Творческое музицирование

    Исполнение песни с сопровождением музыкальных инструментов, знать каждому музыканту своё остинато

    «Пение птиц» польская детская песня

     

    Концертное музицирование

    Коллективное исполнение детьми, знание своих партий, умение слушать и слышать своих партнёров.

    «Оркестровые шутки»   муз.В Моцарта

     

     

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».

    Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе.   В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...

    Рабочая программа по обучению детей старшего возраста элементарным приемам квиллинга «Волшебный мир квиллинга»

    Рабочая программа по обучению детей старшего возраста элементарным приемам квиллинга «Волшебный мир квиллинга»...

    ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭЛЕМЕНТАРНЫМ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ

    в статье подробно описаны формы организации обучения детей дошкольного возраста элементарным математическим представлениям...

    Из педагогического опыта работы «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений»

    В опыте работы представлены современные формы работы по математическому развитию дошкольников....

    Использование малых фольклорных форм, как средства воспитания и обучения детей по формированию элементарных математических способностей.

    Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Таким образом, если в работе с дошкольниками использовать элементы устного народного творчества, то это будет способствовать повышен...

    Технология обучения детей элементарному музицированию

    Технология обучения детейэлементарному музицированию...