Главные вкладки

    Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».
    по математике (старшая группа) на тему

    Князева Ольга Владимировна

       Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе.

       В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, которые расширяют математический кругозор дошкольников, способствуют математическому развитию, повышают качество математической подготовленности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc216.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУО «Учебный информационно-методический центр

    г. Вольска Саратовской области»

    На тему:

     «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений»

    МДОУ «Детский сад комбинированного вида

    №1 «Ласточка»

    г. Вольска Саратовской области

    г. Вольск

    2012 год

    Содержание:

    1. Информационная карта передового педагогического опыта…….…...3-4
    2. Целостное описание опыта работы……………………………………5-13
    3. Библиографический список………………………………………………14
    4. Рецензия на опыт работы…………………………………………………15
    5. Приложение к опыту………………………………………………….16- 61


    1. Информационная карта передового педагогического опыта

    1. Автор – Князева Ольга Владимировна.
    2. Город Вольск Саратовской области.
    3. МДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка» г. Вольска, Саратовской области.
    4. Занимаемая должность – воспитатель.
    5. Стаж педагогической работы – 20 лет, квалификационная категория – первая.
    6. Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».                                                                          
    7. Уровень опыта по степени новизны – в рациональности усовершенствования традиционных и нестандартных форм обучения.
    8. Цель педагогического опыта: на практике показать эффективность использования игровых форм обучения при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
    9. Краткое описание опыта:

       Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе.

       В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, которые расширяют математический кругозор дошкольников, способствуют математическому развитию, повышают качество математической подготовленности.

     - Результативность опыта работы подтверждена в ходе проведенного мониторинга с детьми.

    Стартовый мониторинг всего приняло участие 25 воспитанников  из    

    них:

     7 воспитанников имели высокий уровень  развития, что составило   28 %,

    14 воспитанников имели средний уровень  развития, что составило 56 %,

    4 воспитанника, что составило 16 % - показали низкий уровень  развития.

    Итоговый мониторинг всего приняло участие 25 воспитанников и показал следующие результаты:

    20 воспитанников имели высокий уровень  развития, что составило  80 %,            5 воспитанников имели средний уровень  развития, что составило 20%.

    Преимущество этого опыта заключается в практическом аспекте. Практический материал представляет собой прямое руководство к эффективному использованию в работе с детьми по формированию элементарных математических представлений.

    1.  Эффективность опыта в повышении качества математической подготовленности детей к школе, что позволит им более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

    11. Экспертное заключение: опыт внесен в банк передового педагогического опыта МДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка» на основании решения педагогического совета № 9 от 28.04.2011.г и рекомендован для обобщения педагогического опыта на муниципальном уровне.

    12. Последователи: 

        Воспитатель первой квалификационной категории МДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка» Оргинова Наталья Александровна и воспитатель первой квалификационной категории МДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка» Ряснянская Елена Анатольевна решили изучить и внедрить в свою работу.

        Использование системы специальных игровых заданий и упражнений позволит ребенку подойти к открытию нового и закреплению уже изученного. Незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того – решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции.

    13.Опыт изучался на педагогическом совете.

    14.Выводы и рекомендации: опыт работы рекомендован для дальнейшего изучения и распространения, в силу его актуальности, эффективности и соответствия основным положениям современной педагогической теории.

    2. Целостное описание опыта работы

    Условие возникновения, становления опыта и его актуальность.

    Свою работу  в должности воспитателя детского сада я начала в феврале 1991 года в МДОУ « Детский сад комбинированного вида № 1          « Ласточка» и очень скоро из своей педагогической практики я узнала, что одним из самых интересных и увлекательных занятий для моих воспитанников группы была математика.

    На протяжении пяти лет я углубленно работаю над проблемой компетентностно - ориентированного образования и использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений, так как важное значение для меня имеет подготовить детей к успешному обучению в школе, формирование познавательной деятельности, математических компетенций у детей дошкольного возраста.

    Анализируя программу воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, В.В Гербовой, Т.С.Комаровой, которая реализуется в нашем дошкольном учреждении, мною было отмечено, что в ней  не достаточно представлен раздел по развитию занятий в игровой форме.

    Потребности нынешнего времени требуют от воспитателя знаний не только чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим. Поэтому постоянно необходим поиск новых форм работы с детьми. Методика формирования элементарных математических представлений у детей постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта. Для того чтобы более качественно подойти к данному вопросу мною были изучены работы выдающихся педагогов: Л.А.Венгер, Е.С. Евдокимовой, З.А. Михайловой, Б.И. Никитина, А.А. Столяра, Л.Ф. Тихомировой. Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ №655 от 23.11.2009 г. 

    Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и Федеральные государственные требования к обновлению содержания дошкольного образования диктуют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие детей предшкольного возраста. В связи с этим меня заинтересовала проблема: использование игровых форм обучения при формировании элементарных математических представлений у дошкольников, с целью изучения актуальности и эффективности, использования системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на повышение качества математической подготовленности к школе.

    Использование в практике работы занятий в игровой форме, дидактических игр, занятий-развлечений способствует прочному овладению  знаний, так как в них дети не только упражняют память, но и активизируют мыслительные процессы. Логико-математические игры способствуют развитию таких умственных операций, как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета. Дидактические игры способствуют развитию сообразительности, наблюдательности, умению применять полученные знания в игровой ситуации.

     Изучив, педагогические технологии, я отметила, что уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является использование игровых форм обучения на занятиях.

    Теоретическое обоснование опыта

    Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе, является их успешное обучение в начальной школе, которое зависит от уровня развития ребенка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы. Развитое математическое мышление не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Поэтому основное требование к форме организации обучения и воспитания – сделать занятия по формированию элементарно математическим представлениям максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить усвоение ребенком максимально доступным ему объемом знаний и стимулировать его интеллектуальное развитие.  

    В играх актуализируется интеллектуальное развитие: игры-занятия и связанные с ними игры дидактические, подвижные, сюжетно-дидактические, игры с дидактическим материалами; конкретизируются представления о сенсорных эталонах, совершенствуются умственные действия, направляются положительные эмоции, которые повышают познавательный интерес дошкольников.

    Занятия, организованные в игровой форме способствуют тому, что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника, также такие занятия способствуют формированию у ребенка творческих способностей, которые необходимы для его гармоничного развития.

         Игровые занятия носят практический и доступный характер, исходя из того, что игровая ситуация организует детей эмоционально, активизирует их мышление, побуждает самостоятельно отыскивать ответы на вопросы или самостоятельно изыскивать способ выполнения задания, и тем самым способствует развитию их инициативы, находчивости, изобретательности.

    На основании выше сказанного мною была разработана система специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей.

    Система игровых заданий и упражнений

    № п/п

    Название игр (возраст)

    Цель игры

    Приложение

    1.

    «Трамвай»

    Подготовительная группа

    Закреплять количественный состав чисел из двух меньших в пределах 10.

    2.

    «Найди пару»

    Старшая группа

    Закреплять состав чисел из двух меньших в пределах 5.

    3.

    «Делаем молча»

    Старшая группа

    Учить ориентироваться по схеме, выкладывать символические изображения предметов из счетных палочек.

    4.

    «Поезд»

    Подготовительная группа

    Закреплять количественный состав чисел из двух меньших в пределах 10.

    5.

    «Составь фигуру»

    Старшая группа

    Закреплять знания свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбирать нужную фигуру, описывая ее.

    6.

    «Цвет и форма»

    Старшая группа

    Упражнять в определении цвета, формы и нахождения похожих предметов в окружающем мире.

    7.

    «Куб-хамелеон»

    Подготовительная группа

    Учить путем подбора кубиков по цвету складывать различные фигуры, мозаики, постройки.

    8.

    «Составление треугольников и квадратов»

    Старшая группа

    Учить детей составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек, пользуясь приемом присоединения к одной фигуре, взятой за основу другой.

    9.

    «Логические задачи на поиск недостающих фигур»

    Подготовительная группа

    Вызвать у детей интерес решению задач. Учить путем зрительного и мыслительного анализа рядов фигур по горизонтали выбирать недостающую фигуру. Упражнять в доказательстве решения.

    10.

    «Сложи фигуру»

    Подготовительная группа

    Закреплять знания сенсорных эталонов формы, цвета и величины. Учить складывать фигуры из частей.

    11.

    «Сбежавшие числа»

    Подготовительная группа

    Учить детей сравнивать числа, ставить нужные знаки: больше, меньше или равно.

    12.

    «Назови число на единицу больше (или меньше)

    Старшая группа

    Закреплять умение детей называть последующее или предыдущее число.

    13.

    «Какое время года»

    Старшая группа

    Закреплять знания о месяцах года и основных признаках разных времен года.

    14.

    «Кто в домике живет»

    Подготовительная группа

    Упражнять детей в определении расположения предметов: на, под, над, вверху, внизу, слева, справа.  

    Разрабатывая содержание игровых занятий, и применяя их в своей работе, я пришла к выводу, что использование игровых ситуаций в обучающем процессе не должно быть случайным. Каждое использование игровой ситуации имеет свое место и время: определенный период изучения тех или иных тем, когда дети уже приобрели необходимые знания и овладели нужными способами деятельности и могут перенести их в нестандартные ситуации, использовать при решении свой практический опыт, знания, умения.

    На занятиях в игровой форме дети усваивали определенные знания, умения, навыки и одновременно обогащались эстетически, эмоционально, помогали друг другу, учились преодолевать трудности сообща, оценивали себя и других, делали выводы и заключения. Обучение через игру – интересное и увлекательное занятие для детей. Они способствовали постепенному переносу интереса и увлеченности с игровой на учебную деятельность.

    В этих занятиях сочетались игровые ситуации, дидактические игры, наглядный материал и действия с ним. Они побуждали ребенка применить имеющиеся у него знания в практической деятельности, использовать известные ему способы и изобретать новые для решения нестандартных заданий, рассматривать заданные условия с нескольких точек зрения, выдвигать разные пути их решения, рассуждать теоретически и действовать практически.

    Игровая мотивировка помогала поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия, создавала положительный эмоциональный настрой. В ходе этих занятий у детей возникало чувство удовлетворения и от совместной деятельности, и от правильного решения игровой ситуации.

    На игровые занятия в гости к детям приходили различные персонажи, знакомые по литературным произведениям, мультфильмам: Красная Шапочка, Буратино, Карлсон, Незнайка, зверюшки, насекомые. Привычные игрушки обращались к детям за помощью, попадая в затруднительное положение, или просили детей научить их тому, чего не знают. Обычное занятие превращалось в путешествие,  а дети попадали то в волшебный лес, то в чудесную сказку или мастерскую.  Они становились фотографами или художниками, следопытами или волшебниками, космонавтами или строителями. Часто по окончании подобных занятий дети спрашивали: «А когда мы еще так поиграем?».

    Дети любят, когда к ним на занятие «прилетает» их друг – проказник Карлсон, который приносит детям свой волшебный сундучок с разными интересными заданиями.

    Получая письма от лесных зверюшек, дети отправлялись к ним в гости, выполняли различные задания: помогали божьим коровкам найти их домики (сравнивали  дорожки по ширине, длине, определяли форму балконов в домике, где живут зверюшки).

    Чтобы дети лучше и легче усвоили материал, мною на занятиях использовались проблемные, игровые ситуации. Например, на каждом столе лежала картинка, на ней изображен домик, к нему ведут две дорожки. Предлагала определить, какая из дорожек длиннее, какая короче. Совместно обсудив игровую ситуацию, ребята решали, что нужно измерить дорожки с помощью мерки, договаривались о порядке работы, которая организовывалась в парах. Измерив, определяли какая дорожка длиннее. Затем предлагала на одну дорожку поставить матрешку, а на другую неваляшку, определить, кто из них быстрее дойдет до домика.

    Детям нравилось на занятиях попадать в сказочную страну или в сказку. Например, на занятии в подготовительной группе они попадали в сказку «Теремок», по заданию героев сказки расселяли их в домик (ориентировка на плоскости),  выполняли задания жителей «теремка».

    Детям хотелось самим исполнять роль ведущих. Так, в одном из занятий, где они сами становились фокусниками, одевали цилиндр, брали в руки «волшебную» палочку, и сами выполняли «фокусы»-задания или предлагали их другим детям.

    Особую роль в обучении детей отводилось таким занятиям, как занятия – развлечения или занятия – праздники.

    Я рассматривала развлечения и праздники не только как форму отдыха, но и как мощное средство опосредованного воспитания и образования. В них отражаются интерес, потребности, эмоции, характер и в равной степени культивируются личностные и интеллектуальные качества ребенка. Это не случайно. Радостное переживание поднимало жизненный тонус ребенка, сплачивало детей, создавало бодрое настроение. Кроме этого, активное участие в играх соревнованиях раскрепощало ребенка, а призы, аплодисменты, очки, сувениры, награды – его личные достижения - оставляли в памяти надолго, иногда на всю жизнь. Такие занятия я строила на интеллектуальном развлекательном содержании и использовала в вариативной образовательной работе с детьми. Следует назвать виды этих занятий: занятия – развлечения, математические праздники, игры – соревнования, игры – шоу, математические многоборья, театрализованные постановки, игры – драматизации (на математическом материале), викторины.

         Каждый из названных видов строились на совместной неформальной деятельности детей и взрослых, имели свои особенности в организации и методические требования к стимулированию интеллектуальной активности детей, дифференцированному и гуманному использованию поощрений, созданию условий для самостоятельной созидательной и дискуссионной деятельности детей, «деликатному» использованию соревновательных моментов, предварительную подготовку детей к усвоению познавательного содержания.

    Организация различных видов занятий – развлечений требует от педагога продуманной подготовки всей процедуры «мероприятий» (одномоментного или растянутого во времени), согласованных действий нескольких ведущих, каждый из которых хорошо знает, артистично и  раскованно выполняет свои роли и функции. Сценарии этих занятий имели не только познавательное содержание (на математическом материале), но и режиссерские подходы к их организации. Такие занятия я строила на знакомом детям материале, но, не дублировала содержание привычных форм работы с детьми. Детям нравились эти занятия, ведь они полны неожиданности и сюрпризов, дети соревновались, выполняли трудные задания, требующие внимания, смекалки, ловкости, сообразительности, определенных знаний и умений.

    В занятиях – развлечениях использовала головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование фигур и др. Старалась делать эти занятия интересными по содержанию, занимательными по форме, чтобы они отличались необычайностью решений, парадоксальностью результатов. Например, головоломки были арифметическими (угадывание чисел), геометрическими (разрезание бумаги), буквенными (ребусы, кроссворды, шарады) и другими, рассчитанными только на игру фантазии и воображения. Если у детей накопился определенный объем знаний и умений, то проводила с ними занятия – развлечения в виде «КВН», «Брейн ринга», «Путешествия в сказку», «Путешествия в страну Времени» и математических праздников.

    Занятия – развлечения были интересны для детей, эмоционально захватывали их, дети уходили с этих занятий со счастливыми искорками в глазах. Такие занятия проводила при закреплении знаний, как контрольно-игровые, в конце каждого квартала и в дни каникул. Занятия в виде развлечения обогащали и актуализировали знания детей, комплексное использование художественного слова, выразительных  движений, технических средств, музыки на этих занятиях помогали в ненавязчивой форме закрепить знания и умения детей.

    Исходя из сказанного, я сделала вывод, что проведение занятий в игровой форме, с использованием дидактических игр и занятий – развлечений помогает детям легче усваивать материал, закреплять полученные ранее знания и умения. Значение этих занятий состоит в том, что они выполняют различные функции: выявление, закрепление знаний и умений, способов действий, сообщение новых знаний и помогают детям более легко усвоить сложный математический материал.

    Большое значение также имеет приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу. Для этого использовала разнообразные формы работы с родителями. Проводила индивидуальные беседы, консультации, открытые занятия, показывала фрагменты занятий на интерактивной доске, делала выступления на родительских собраниях, знакомила родителей с приемами руководства играми, методикой их проведения, напоминала, чтобы играли с детьми, учили их последовательным действиям, успешно планировали в уме, приучали детей к умственному труду. Во  время бесед с родителями, рекомендовала им собирать занимательный материал, организовывать совместные игры с детьми, постепенно создавать домашнюю игротеку, рассказывала, какие игры вместе с детьми можно сделать своими руками: «Составь узор», «Какая фигура лишняя?», «Какой день недели спрятался?» и многие другие. Родителям детей старших и подготовительных групп рекомендовала заниматься с детьми с использованием специальной литературы. Чтобы родителям было легче определить в какие игры и как играть с детьми, оформляла стенд «Занимательная математика» и папки-передвижки, в которых была отражена тематика игр по разделам Программы воспитания и обучения детей и возрастам с содержанием игр.

    Организовывала с детьми математические праздники, вечера досуга, приглашала на них родителей, чтобы они сами могли увидеть и оценить знания и умения детей.

    Организация такой работы с родителями способствовала формированию у них творчества, изобретательности, повышению их педагогической культуры. Считаю, что только совместная работа воспитателей и родителей по обучению детей математике через игру, будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к обучению в школе.

    Результативность педагогического опыта работы

    С целью самообразования по теме: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений» мною с сентября 2008 по май 2011 год в МДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка»  с воспитанниками группы № 8 « Ромашка» осуществлялся ряд занятий и развлечений по ФЭМП в игровой форме.

    В ходе работы были поставлены цели, и задачи обучения, воспитания и развития детей.

    Анализируя состояние обучения дошкольников, я пришла к выводу, что дидактическая игра, наряду с получившей широкое распространение функций закрепления и повторения знаний, может выступать и как функция формирования новых знаний, представлений и способов познавательной деятельности.

    Дидактические игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в тоже время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения в дошкольный период и в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:

    • игровая деятельность, как ведущая в дошкольном детстве, еще не потеряла своего значения (не случайно поэтому многие дети приносят в школу игрушки).  Можно согласиться с Л.С. Выготским, который писал, что в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде. Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;
    • освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»);
    • имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного мышления. Игровые занятия как раз и способствуют развитию психических процессов;
    • недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальный период обучения заключается в том, что мотив и содержание учебной деятельности, которую он должен выполнить в школе, мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Побуждать же к учению надо то содержание, которому ребенка учат в школе. Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.

              Следует отметить, что не все занятия можно провести  полностью в игровой форме, так как в Программе воспитания и обучения в детском саду есть такой материал, который требует более серьезного отношения при знакомстве  с ним, и который можно только закрепить в игровой форме. Например, знакомство с составом числа из двух меньших чисел, знакомство со структурой задачи, обучение образованию чисел второго десятка и некоторых других задач. Вот поэтому, для поддержания интереса детей к таким обучающим занятиям, я включала в них дидактические игры, но игра идет как часть занятия, ее место в структуре занятия определяются целью, назначением и содержанием занятия. В этих играх были, как закрепляющие навыки и умения, так и носили обучающий характер, они помогали детям лучше усвоить тот или иной материал и привлекали их интерес к занятию. Например, чтобы научить детей пользоваться планом пространства, я использовала дидактическую игру «Куда спрятался котенок?». Предлагала детям макет комнаты куклы, в «комнате» расставлена кукольная мебель; план комнаты – лист бумаги, на котором отмечены окна, двери, кукольная мебель; красный кружок; игрушка Котенка. Рассказывала детям, что кукле Кате нравится играть со своим котенком, но он очень любит прятаться от нее, нужно помочь кукле  отыскать его. Показывала план комнаты, объясняла каждое обозначение, предлагала установить соответствие обозначений на плане с предметами в «комнате». Затем «прятала» Котенка в «комнате», а на плане ставила красный кружок на изображение этого предмета. Дети находили Котенка.

    Для закрепления знаний детей о частях суток проводила игру типа «Кто когда спит?» (карточки с изображением: кошки, собаки, совы, волка, петуха, летучей мыши, курицы, ежа и др.). Дети, посмотрев на того, кто изображен на картинке, говорили, когда он спит, днем или ночью. Проводились также игры с использованием знаков – символов частей суток. Детям так же нравилось составленная мною игра «Собери из геометрических фигур то, что плавает по реке и в реке», в которой закреплялись знания детей о геометрических фигурах, умение составлять предметы по образу: лодочки, корабли, рыбы.

    Использование таких дидактических игр в одной из частей занятия помогает детям лучше усвоить новый материал или закрепить полученные ранее знания, поддерживать интерес к трудно усваиваемому материалу.

    Необходимо отметить, что регулярное использование на занятиях по математике системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

    Несмотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.

    Также необходимым условием, обеспечивающем успех в работе, является творческое отношение воспитателя к математическим играм: варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или усложнением. Необходимость современных требований вызвана высоким уровнем современной школы к математической подготовке детей в детском саду, в связи с переходом на обучение в школе с шести лет.

    Математическая подготовка детей к школе предполагает не только усвоение детьми определенных знаний, формирование у них количественных, пространственных и временных представлений. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные задачи.

    Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.

    Рекомендации по применению опыта

    Эффективная организация детской деятельности с целью прочного и глубокого усвоения дошкольниками программного материала по формированию элементарно-математическому познанию будет осуществлена при выполнении определенных требований:

    1. В процессе детей математики следует сочетать традиционные и нестандартные формы обучения. Использование в практике работы занятий в игровой форме, дидактических игр, занятий-развлечений способствует прочному овладению  знаний, так как в них дети не только упражняют память, но и активизируют мыслительные процессы. Логико-математические игры способствуют развитию таких умственных операций, как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета. Дидактические игры способствуют развитию сообразительности, наблюдательности, умению применять полученные знания в игровой ситуации.

    2. Большое значение при обучении детей математике через игру имеют дидактические игры математического содержания, проводимые вне учебной деятельности, с целью закрепления, совершенствования знаний, умений и навыков, полученных на занятии. Следует при этом учитывать требования Программы воспитания в детском саду, индивидуальные и возрастные особенности детей.

    3. Необходимо организовать уголки занимательной математики в группах, начиная со среднего дошкольного возраста, так как они оказывают целенаправленное формирование интереса к элементарной математической деятельности, воспитывают у детей потребность заниматься в свободное время интеллектуальными играми.

    4. Единство в работе детского сада и семьи будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке их к обучению в школе, если будет активно вестись работа с родителями по организации в домашних условиях занимательных математических игр.

    Мониторинг эффективности проектной деятельности при формировании  у детей старшего дошкольного возраста математических способностей

    в МДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка».

    Вывод: из результатов мониторинга можно судить об эффективности проведенной работы

    в 2008 – 2009 не использовался метод проектов,   при этом дети показали следующие результаты:

    из 25 общего количества детей

    высокий уровень развития показали  4 воспитанника, что составило  16 %

    средний уровень развития показали 15 воспитанников, что составило 60 %

    низкий уровень развития показали 6 воспитанников, что составило 24 %

    в 2009 – 2010 в начале использования проектной деятельности воспитанники показали следующие результаты:

    из 25 общего количества детей

    высокий уровень развития показали 7 воспитанников, что составило   28 %

    средний уровень развития показали 14 воспитанников, что составило 56 %

    низкий уровень развития показали 4 воспитанника, что составило 16 %

    в 2010 – 2011 в завершении проектной деятельности воспитанники показали следующие результаты:

    из 25 общего количества детей

    высокий уровень развития показали  5 воспитанников, что составило  20 %

    средний уровень развития показали 20 воспитанников, что составило 80 %

         

       

    3.  Библиографический  список:

    1. Арапова-Пискарева Н.А. Развитие элементарных математических представлений.- М.: Мозайка-Синтез,2005.
    2. Агафонов В. «Твой друг компьютер», Москва, «Детская литература» 1996 г. (информатика от 4 до 9).
    3. Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых // Развитие личности. 2000.
    4. ВолинаВ.В. Праздник числа (Занимательная математика для детей)-М.: Знание,1993.
    5. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. – М.: Знание, 1984.
    6. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ.- М.:ТЦ Сфера, 2008.
    7. Юзбекова.Е.А. Ступеньки творчества.- М.,ЛИНКА-ПРЕСС., 2006.
    8. Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. - М., 2003.
    9. Метлина Л.С. Математика в детском саду.- М., 1984.
    10. Михайлова.З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: М Просвящение,1990.
    11. Попова Г.П., В.И. Усачева Занимательная математика. – Волгоград: Учитель, 2006.
    12. Петрова.М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного возраста. –М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.

    13. Погарский М. «Королевство минуток» Москва, «Вечерняя Москва»1993 г. (знакомство со временем).

    1. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред.

    М.А.Васильевой, В.В Гербовой, Т.С.Коморовой. М., 2005.

    14. Рахно М. «Играем и учимся», Саратов, «Слово» 1994 г. (развитие     творческой способности).

    1. Никитин Б.П., Ступеньки творчества, или Развивающие игры.- М.,1999.
    2. М.Шпагин. Досуг в кругу семьи. Интеллектуальные игры и задачи.- М.: Профиздат, 1989.

     

    5.  Приложение

    1. Приложение  №1 – Конспект занятия  в старшей группе «Волшебный сундучок»
    2. Приложение №2 - Конспект занятия  в средней группе «Сказочный лес»
    3. Приложение №3 – Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Встреча с героями сказки «Теремок»
    4. Приложение №4 – Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие во времени»
    5. Приложение №5 – Конспект занятия в средней группе «Подарок от фокусника»
    6. Приложение  №6  – Материал для папки - передвижки.

    Тема: «Математическая игротека» в группах старшего возраста.

    1. Приложение  №7 – Организация и содержание уголков занимательной математики.
    2. Приложение №8 – Методическая разработка по обучению детей элементарным математическим представлениям старшего возраста на основе занимательного материала.

    Приложение № 1

    К О Н С П Е К Т

    занятия по формированию элементарных математических представлений

    «Волшебный сундучок»

    в старшей группе детского сада № 1 «Ласточка»

    Тема: «Волшебный сундучок»

    Программное содержание:    

    1. Закрепить счет в пределах 10 и цифры от 1 до 10.
    2. Продолжать учить делить геометрические фигуры на 2 и 4 части, сравнивать часть и целое.
    3. Закрепить название дней недели и их последовательность.

       4.  Развивать у детей смекалку, внимание, сообразительность

       5.Индивидуальная работа …

    Предшествующая работа:

          Дети научились считать до 10. Познакомились с цифрами от 1 до 10, делили круг и прямоугольник на 2 и 4 части,  познакомились с днями недели, календарём.

    Материал к занятию:

      Демонстрационный: игрушка Карлсон, сундучок, мяч.  

      Раздаточный: квадраты, ножницы, карточки с геометрическими фигурами, цветные карандаши, тетради, ручки.

         Ход занятия:

    I часть. Ребята, посмотрите, кто это к нам опять прилетел и принёс свой волшебный сундучок. Правильно это Карлсон. Он опять приготовил нам интересные задания, давайте посмотрим какие. Вот тут у Карлсона лежат разноцветные квадраты, нам с вами нужно разделить их на 2 части, как просит Карлсон. Давайте вспомним, что нужно сделать, чтобы ровно поделить квадрат на 2 части? (Сложить пополам, разрезать по линии сгиба). Правильно, давайте попробуем это сделать. Сколько частей у нас получилось? (2 части). Как называется каждая из этих частей? (Половинка). Что больше, целый квадрат или половинка? (Целый квадрат). Сколько половинок в квадрате? (Две). Ребята, а теперь Карлсон просит, чтобы вы разделили квадрат на 4 части (дети рассказывают и выполняют задание, как и при делении на 2 части). Ребята, скажите, а что больше квадрат или четвертинка, сколько четвертинок в половинке? Молодцы, правильно отвечали на вопросы Карлсона. Теперь Карлсон хочет, чтобы вы пересчитали предметы вот на этих карточках и написали в каждой четвертине их количество (даю карточки с предметами 5, 7, 8, 10 предметов, дети считают, определяют количество и на четвертинках цифрами записывают его). Молодцы ребята, справились ещё с одним заданием Карлсона.

    II часть.  А теперь давайте немного отдохнём, поиграем в игру «Живая неделя». (Игра проводится на  ковре, на закрепление дней недели и их последовательности).

    III часть. Давайте, заглянем в сундучок к Карлосону и посмотрим, что ещё приготовил нам Карлсон. (Достаю карточки, на которых с левой стороны нарисовано 4 фигуры, в которых стоят точки, а с правой стороны написаны цифры и отмечены цвета). Задание: закрасить фигуры, а чтобы узнать каким цветом закрасить, надо пересчитать сколько, точек нарисовано в фигуре, найти цифру, обозначающую это количество и цветом, что нарисован около неё закрасить фигуру, также выполнить и задание с другими фигурами. (Дети выполняют задание, рассказывают, как выполнили задание: каким цветом закрасили ту или иную фигуру и почему).

    IV часть. Работа в тетради. (Дети выполняют очередное задание: графическое письмо).

    Приложение №2

    КОНСПЕКТ

    занятия по формированию элементарных математических представлений

    «Сказочный лес»

    в средней группе

    Тема: «Сказочный лес»

          Программное содержание:

    1. Продолжать учить детей считать до 5, закрепить цифры от 1 до5.
    2. Закрепить умение на глаз сравнивать ширину и длину предметов.
    3. Закрепить название геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
    4. Развивать у детей память, внимание, учить детей отвечать на вопросы полными предложениями.
    5. Индивид, работа с ……….

    Предшествующая работа:

         Научились с детьми сравнивать предметы по ширине, длине, считать до 5 и познакомились с цифрами от 1 до 5, познакомились с геометрическими фигурами, играли в игры с ними.

        Организация работы:

        По подгруппам, в кабинете математики.

         Материал к занятию:

    Демонстрационный материал: атрибуты леса, дорожки, разные по ширине и длине, домик, зверюшки, божьи коровки, домики с цифрами, конверт.

    Раздаточный материал: божьи коровки.

         Ход работы:

    I часть. Ребята, посмотрите, что это за конверт у нас на столе? Давайте прочтём, что в нём написано. Достаю из конверта письмо  и читаю:

                  Дорогие ребята, приглашаем вас в гости в наш сказочный лес. В         нашем лесу много тропинок и можно заблудиться, запомните, чтобы найти наш домик, нужно идти по самой длинной и самой широкой дорожке.                                                                                

         Ну, что, ребята, пойдем в гости к лесным зверюшкам? Тогда, в путь! А вот и лесная полянка. Посмотрите сколько здесь дорожек: длинные  и короткие, широкие и узкие. Вспомните, по какой дорожке нам нужно идти к домику зверюшек? Правильно, по самой длинной и самой широкой дорожке. (Дети сравнивают дорожки по длине и ширине, находят нужную им дорожку и по ней идут к домику.)

         II часть. Подходим к домику зверюшек (на фланелеграфе домик с балконами разной формы: квадратной, круглой, треугольной, прямоугольной, овальной формы, на каждом балконе «сидит» зверюшка).

         Посмотрите, ребята, сколько зверюшек живет в этом домике и у каждого из них есть свой балкон и каждый балкон похож на одну из геометрических фигур, которые мы знаем. Давайте посмотрим и назовем на какую геометрическую фигуру похож домик у мышки, у лягушки и т.д. (дети определяют и называют – балкон у мышки треугольной формы, балкон у лягушки круглой формы, добиваюсь, чтобы дети отвечали полными предложениями). Молодцы, ребята, правильно называли форму всех балконов. Зверюшки очень рады, что пришли к ним, что мы правильно нашли именно ту дорожку, которую нужно, а это значит, что вы умеете находить и различать дорожки по длине и ширине. Давайте теперь посмотрим к кому бы мы с вами попали, если бы пошли по другим дорожкам (открываю домик Бабы-Яги, Кощея Бессмертного).

         III часть. Ребята, зверюшки приглашают нас на лесную полянку погулять, набрать подснежников. А вот и подружки – божьи коровки собрались на солнышке погреться, ведь наступила весна, солнышко припекает, появились первые проталинки. Но вдруг солнышко спряталось за тучку, стало холодно, божьи коровки замерзли, их надо всех спрятать в их домики. А чтобы найти домик каждой божьей коровки, нужно посчитать точки на их спинке, количество точек обозначает номер их домика, обозначенного цифрой (дети выполняют задание, божьи коровки благодарят их и дарят на память каждому ребенку свой портрет). Ребята, божьи коровки спрятались, зверюшки спрятались, и нам пора с вами возвращаться в детский сад. Ребята, вам понравилось в сказочном лесу? К кому ходили в гости?  Кого встретили на лесной полянке?

    Приложение № 3

    К О Н С П Е К Т

    занятия по формированию элементарных математических представлений

    «Встреча с героями сказки «Теремок»

    в подготовительной группе

         Тема:      Встреча с героями сказки «Теремок»

    Программное содержание:

    1. Закрепить количественный и порядковый счет в пределах 10, цифры от 1 до 10, умение видеть равенство и неравенство предметов, правильно пользоваться знаками «больше»,  «меньше», «равно».
    2. Продолжать учить детей находить предыдущие и последующие числа.
    3. Закрепить название частей суток и их символы.
    4. Развивать у детей логическое мышление, сообразительность, умение находить правильное решение, ориентироваться в определенной обстановке.

    Организация работы: по подгруппам в кабинете математики.

    Предшествующая работа: познакомились с количественным и порядковым счетом до 10; познакомились со знаками «больше», «меньше», «равно», научились пользоваться ими; дети узнали как находить последующие и предыдущие числа названного числа; познакомила детей с символами частей суток.

    Материал:   Демонстрационный: конверт, карточки со стихами, макет «теремка», плоские и объемные игрушки героев сказки, таблица с божьими коровками, стихи о частях суток, символы, таблицы с предметами, знаки «больше», «меньше», «равно», таблицы с изображением зверей, лавочка, сказочные атрибуты.

    План – ход занятия:

         Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло вот такое красивое письмо. Герои нашей любимой сказки, приглашают нас к себе в гости. А герои какой сказки вы сейчас сами отгадаете, слушайте внимательно:

                               Раз, два, три, четыре, пять,

                               Вышел месяц погулять,

                               Шесть, семь, восемь, девять, десять,

                               В небе звездочки повесить,

                               Чтобы видеть каждый мог

                               На поляне теремок.

                               Мышка по полю бежала,

                               Мышка домик увидала,

                               «Приглашу я в дом друзей,

                               Будет в доме веселей».

                               И теперь все вместе тут

                               Звери разные живут.

         Ребята, вы правильно отгадали -  это герои сказки «Теремок» пригласили нас к себе в гости. Ребята, посмотрите, а в теремке то никого нет, зверюшки все спрятались от нас. Но они положили в конверт свои портреты и написали на них, где находится их окошко, звери хотят, чтобы мы нашли их и поставили их портрет на окошко. Читаю стихотворение:

        Выше всех живет наш Петя

        Он нас будит на рассвете.

        Ходит он по чердаку

        И кричит ку-ка-ре-ку!

                Слева Мышка наверху

                Из наперстка ест уху,

                Справа добрая Лягушка,

                Разливает чай по кружкам.

                     Под Лягушкою внизу,

                     Белка плещется в тазу,

                     В центре домика Лисица,

                     Фартук шьет себе из ситца.

                              Между ними в серединке

                              Зайка слушает пластинки.

                              А под Мышкиным окошком

                              Еж плетет себе лукошко.

                                       Ниже Белки на этаж

                                       Сделал Волк себе гараж,

                                       А в углу Козы квартира

                                       Постучите – даст вам сыра.

                                                   Возле волка, рядом с входом,

                                                   Угощает Мишка медом,

                                                   Заселился домик наш

                                                   У кого какой этаж?

    Молодцы, ребята, всех зверюшек расселили. А теперь зверюшки хотят с нами поиграть. Они нам приготовили интересные задания (дети поочередно подходят к столам и выполняют задания).

    1. Петушок и Мышка – помогите каждой божьей коровке найти свой домик (нужно сосчитать сколько точек на спинке у божьей коровке и найти домик на котором цифра будет обозначать это количество).
    2. Заяц  - просит составить его портрет по образцу из геометрических фигур (игра «Танграм»).
    3. Лягушка и Еж – вставьте пропущенные числа (игра «Найди соседей» - последующие и предыдущие числа).
    4. Лисичка – приглашает поиграть в игру «Найди пару» (карточки с цифрами и карточки с разным количеством предметов).
    5. Белочка – просит детей отгадать про какую часть суток стихотворение и показать соответствующий символ.
    6. Медведь – предлагает детям в таблицах расставить знаки «больше», «меньше», «равно».
    7. Волк – просит детей рассмотреть картинку и ответить на вопросы (у кого самый длинный хвост, у кого самая длинная (короткая) шея, кто самый толстый (тонкий) и т.д.)

         Молодцы, ребята, вот и выполнили все задания. Давайте теперь посадим всех зверюшек на лавочку. Ребята, кто у нас сидит первый, если считать слева направо, второй, какая по счету Лиса, Белка, кто сидит последний и т.д.? Ну, а теперь, ребята, нам пора возвращаться в детский сад (дети прощаются с героями сказки)

    Приложение № 4

    К О Н С П Е К Т

    занятия по формированию элементарных математических представлений

    «Путешествие по стране Времени»

     в подготовительной группе

    Тема: «Путешествие по стране Времени»

    Программное содержание:

    1. Продолжать формировать у детей чувство времени.
    2. Закрепить название времен года, частей суток, дней недели.
    3. Закрепить название осенних, зимних, весенних, летних месяцев.
    4. Продолжать учить детей определять время по часам.
    5. Закрепить умение ориентироваться на плоскости.
    6. Развивать у детей внимание, смекалку, творческое мышление, самостоятельность.

    Предшествующая работа:

    Познакомила детей с временами года, частями суток, днями недели; учила детей определять время по часам.

    Материал к занятию: сказочная атрибутика, «часы», показывающие определенное время; таблицы; карточки с заданиями; кубик с кругами; круг-сигнал остановки.

    Ход занятия: 

         Ребята, посмотрите как красиво и сказочно сегодня в нашем кабинете, вам нравится? Я приглашаю вас, ребята, поиграть в интересную игру, которая называется «Путешествие в страну времени». В этой игре вы встретитесь с героями ваших любимых сказок и мультфильмов, каждый из них приготовил вам интересное задание. Вот у меня в руках «волшебный» кубик, он поможет нам в игре. Сейчас я вам объясню, как мы будем играть. По всему полу нашего кабинета лежат макеты часов, которые показывают время, вот по ним мы и будем передвигаться. Мы бросим кубик, сколько кружков покажет верхняя сторона кубика, настолько часов мы должны пройти вперед. Если встретится красный кружок – сигнал предупреждения, он говорит какие задания мы не выполнили и возвращает нас к ним. Выполнив все задания, мы должны найти замок времени. Начинаем играть.   Задания:

    1. Белоснежка – заполнить таблицу со словами «вчера», «сегодня», «завтра».
    2. Лес Бабы-Яги – решить кроссворд (решив примеры, дети находят ответ).
    3. Лесовичок – рассади птиц в гнезда (ориентировка на плоскости).
    4. Черепаха Тартила – назовите дни недели по порядку.
    5. Кот в сапогах – назовите какие виды часов вы знаете и покажите их на столе.
    6. Колобок – определи по картинке какое время года, как ты догадался, покажи символ, обозначающий это время года.
    7. Добрая волшебница – назовите зимние, весенние, летние, осенние месяцы и покажите их на пособии «Год».
    8. Зайчик – определи день недели, заполни пустые клеточки числами по порядку.
    9. Три медведя – определить время, которое показывают часы.
    10. Волк и семеро козлят – найди, что перепутал художник (картинки с изображением времен года, но кое-какие детали в них напутаны – взяты из другого времени года).
    11. Братцы – опятки – определи по картинке, какая часть суток изображена и покажи символ ее.

         Вот, мы ребята, и справились со всеми заданиями, а вот и Замок Времени. А живут в нем минутки, секунды, часы, сутки, года и века. Читаю и показываю картинки:  

                            Раз – секунда пролетела,

                           Оглянуться не успела,

                           60 секунд промчались –

                           И минуткой оказались.

                           Ну, а 60 минут

                           Целый час с собой ведут.

                           Час за часом 20 раз

                           И четыре – про запас –

                           Сутки полные проходят

                           День и ночь с собой уводят.

    Вот и время нашей игры прошло, и нам пора возвращаться в детский сад. Дети по стрелке идут и попадают опять в детский сад.

    Приложение № 5

       

    К О Н С П Е К Т

    занятия по формированию элементарных математических представлений

    «Подарок от фокусника»

    в средней группе

    Тема: «Подарок от фокусника».

    Программное содержание:

    1. Упражнять детей в счете предметов на ощупь.
    2. Учить раскладывать геометрические фигуры в возрастающем и убывающем порядке.
    3. Учить детей подбирать предметы заданной формы: круглой, треугольной, квадратной, прямоугольной, соотносить их с геометрическим образцом.
    4. Развивать у детей активность, самостоятельность, логику мышления, сообразительность.
    5. Индивидуальная работа…

        Предшествующая работа: Дети знают и различают геометрические фигуры, упражнялись в счете предметов на ощупь, играли в игры на нахождение предметов по заданной форме.

         Материал к занятию: Демонстрационный: цилиндр фокусника, фокусный ящик, волшебная палочка, грузовая машина, яблоко, шар, кубики разные по величине, пирамидка-головоломка.

    Раздаточный: на каждого: 5 треугольников, 4 круга, 5 квадратов, 4 прямоугольника. Треугольники – самый большой со стороной 8 см, самый маленький – 2 см, круги – самый большой диаметром – 8 см, маленький –  2 на 2 см, прямоугольники – большой  8 на 4 см, маленький – 2 на 1 см, фигуры разложены на розетках, накрыты салфетками.

    Ход занятия:

         Ребята, к нам в детский сад пришел багаж: волшебный ящик, волшебная палочка, цилиндр. Предлагаю детям подумать, чьи это вещи. Затем рассказываю детям, что у фокусника продырявился ковер-самолет и он не сможет сегодня прилететь. Но он прислал «звуковое письмо». Включаю магнитофон с записью монолога фокусника о том, что он передает весь инвентарь детям, но только тем, кто самый умный, послушный, аккуратный, внимательный, вежливый. Сказать детям о том, что на занятии вместо математики будем показывать фокусы. Назначаю ребенка, надеваю ему на голову цилиндр, даю в руки палочку, подвожу к фокусному ящику, предлагаю взмахнуть волшебной палочкой над ящиком. Затем говорю, что нужно просунуть руки и нащупать первый попавший предмет, описать его свойства: какой формы предмет, на какую фигуру похож. Затем предложить вынуть из ящика и снова описать предмет, глядя на него: какого он цвета, формы, на какую фигуру похож. После этого предложить роль фокусника другим детям. И так до тех пор, пока в ящике ничего не останется. В конце первой части спросить у детей, по сколько предметов разной формы, каких предметов больше, меньше. Также обобщить действия детей–фокусников, что они учились определять предмет и его свойства на ощупь и проверять их с помощью глаз. Сказать о том, что фокуснику это наверняка понравилось. Потом сказать детям, что фокусник прислал также огромную сумку, в которой было множество предметов, но я разложила их и теперь они лежат на тарелочках.

         Предлагаю детям, не поднимая платочка (или с закрытыми глазами), нащупать предметы и определить какие фигуры лежат под платочком и сколько их. Аналогично проделываем с другими фигурами. Затем предлагаю детям поднять платочки и разложить фигуры слева направо от самой большой до самой маленькой.

         После этого предлагаю детям найти предмет, который стоит третьим, спрашиваю, какая это фигура по размеру (3-4 ребенка). Предлагаю детям из фигур построить лесенку, башенку, елочку, снеговика. Как дети составят, какой либо предмет, спрашиваю, одинаковые ли фигуры по величине, как они расположены, если смотреть сверху вниз, на каком по счету месте находится самый большой треугольник (квадрат, круг, прямоугольник), поскольку разных  фигур.

         Ребята, фокуснику, наверное, бы очень понравились ваши предметы, составленные из фигур. Сообщаю детям, что в сумке лежит еще очень интересная игра, называется она «Иллюзион». Предлагаю детям поиграть в нее. С помощью считалочки выбираем фокусника, он облачается в одежду (цилиндр, накидку), берет в руки фокусную, волшебную палочку и «колдует» над ящиком, потом фокусник волшебной палочкой дотрагивается до любого из детей, тот до кого дотронулись, выходит к ящику, фокусник открывает коробку и предлагает ребенку взять один из пакетов, и не вынимая предмета, угадать, что это. Если ребенок угадывает, то фокусник отдает ему свой «костюм» и волшебную палочку, и садится к детям. Игра повторяется несколько раз, но дети не должны выбирать одних и тех же детей. В конце занятия предлагаю детям собрать все вещи, присланные фокусником, сложить их в «волшебный» ящик, и как только фокусник сможет, он их заберет.  

                                                                                                   Приложение № 6

    Материал для папки - передвижки.

         Любому человеку жизненно важно научиться ориентироваться во времени.  У маленьких детей существуют трудности восприятия времени и временных отношений. Трудности эти связаны как со специфическими особенностями времени: текучесть, необратимость, отсутствие наглядных форм («невидимо» и «не слышимо»), - так и особенностями детского мышления. Меры времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) представляют определенную систему временных эталонов, в которой каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство ребенка с единицами времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности.

          Что же может и должен знать о времени ребенок средней группы? Первая единица измерения, с которой надо познакомить малыша, - это сутки. Время суток дети различают по изменению своей деятельности и деятельности взрослого. Самых маленьких детей (еще до 3-х лет ) надо учить различать время суток  и называть их: утро, день, вечер, ночь. Лучше начинать с контрастных частей суток: день – ночь, утро – вечер, затем уже познакомить со смешанными частями суток: утро – день, вечер – ночь.

         В повседневной жизни взрослому надо чаще использовать названия частей суток, а также давать конкретные характеристики временных отрезков. Например: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику,  оделись, умылись и теперь будем завтракать».

         После того как ребенок научился различать и называть части суток и их смену, вводятся такие понятия, как «сегодня», «вчера», «завтра». На основе ознакомления с сутками ребенку надо объяснить, что смена суток  происходит ночью, те сутки, которые мы ждем, называются «завтра», а те сутки, которые прошли, называются «вчера».

         Для  лучшего закрепления и усвоения этих понятий можно использовать следующий материал и игры:

    1. Упражнение  с картинками «КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?»

    Используется тематический набор картинок с изображением действий производимых в разное время суток. Детям дается задание:

    1. Расскажи, что нарисовано на картинке?
    2. Когда это бывает? (если ребенок затрудняется, подскажите, но так, чтобы он сам выбрал ответ, например: « Когда это бывает, днем или ночью?»)
    3. Почему так думаешь? Как ты узнал что наступил день (ночь)?
    4. Что ты делаешь днем (ночью)?
    5. Какое сейчас время суток?

    1. Игра «Назовите ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО».

    Взрослый говорит предложение, пропуская название частей суток: «Мы завтракаем утром, а обедаем …», мы будем спать ночью, а гимнастику будем делать …» и т. д.  Ребенок называет части суток, за каждый правильный ответ – награда, например картинка с изображением названной части суток.

    1. Игра «НАЗОВИ СОСЕДЕЙ».

    Взрослый говорит задание: «Назови соседей утра.» За каждый неправильный ответ с играющего берется фант.

    4.  Игра «ЧАСТИ СУТОК».

         Ребенку дается 4 картинки (утро, день, вечер, ночь), на которых изображена природа, а у взрослого подборка стихов о разных частях суток. Взрослый читает стихотворение, а ребенок,  прослушав его, показывает картинку, на которой изображена часть суток о которой прочитали.

    5. Игра «ЧТО МЫ ДЕЛАЛИ».

        Взрослый говорит предложение – задание: «Покажите, что вы делали утром». Дети изображают разные действия, но не называют их. Взрослый (или ведущий ребенок) должен угадать, что они изображают.

        Такую же игру можно провести со словами «вчера», «сегодня», «завтра».

    1. Упражнение «КТО КОГДА СПИТ ?».

         Детям раздаются картинки, на которых изображены: филин,  медведь, волк, курица, кошка, собака, бабочка, летучая мышь и т.д. Ребенок должен назвать, кто спит днем,  а кто ночью.

    1. Игра «ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА».

         Взрослый бросает мяч ребенку (или нескольким), говоря короткую фразу: «Мы рисовали…», поймавший ребенок отвечает как бы заканчивая фразу и отвечая на вопрос «когда»?

    Пример:

    Мы пойдем гулять в парк…(сегодня).

    Мы навещали бабушку… (вчера).

    Мы будем читать книгу… (завтра). И т.д.

    1. Задание – игра «ЧТО БЫЛО, ЕСТЬ И БУДЕТ».

        Взрослый и ребенок по очереди составляют рассказы. Их содержание может быть как реальным, так и вымышленным.

    Темы рассказов:

    1.Что со мной было вчера.

    2. Что я делал сегодня.

    3.Что со мной случится завтра. (и т.д.)

          Вот такие игры и упражнения можно организовать с детьми, а можно их придумать самим. Еще можно проводить путешествия – прогулки с ребенком в разные части суток, обращая внимание ребенка на изменения положения солнца, разный цвет неба, на действия людей. После прогулки предложить ребенку нарисовать увиденное или услышанное утром (вечером).

                          (материал по средней группе)

                       

    Приложение № 7

    Организация и содержание уголков занимательной математики

    Примерный перечень материала в уголке

    II-я младшая группа

    Уголок сочетается с зоной дидактических игр по всем методикам.

    1. Мелкие игрушки в количестве много и один.
    2. Игрушки разные по величине.
    3. Игрушки разные по цвету.
    4. Картинки с изображением частей суток, времени года.
    5. Дидактические игры соответственно возрасту.

    Средняя группа

    1. Мелкие игрушки для счета, цифры от 1 до 5.
    2. Игрушки разные по величине.

    3. Таблицы с предметами двух видов по величине.

    4.Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, шар, куб, цилиндр.

    1. Картинки с предметами составленными из геометрических фигур или похожие на них.
    2. Картинки с изображением времен года (деятельность детей).
    3. Дидактические игры соответственно возрасту.

    Старшая группа

    1. Мелкие игрушки для счета, цифры от 1 до 5, 10.
    2. Таблицы с предметами от 1 до 10, для закрепления порядкового, прямого и обратного счета.
    3. Игрушки разной величины от 1 до 5.шт.
    4. Геометрические фигуры средней группы и  призма,  конус.
    5. Картинки с изображением разных частей суток (явления природы).
    6. Картинки с изображением времен года (явления природы).
    7. Таблицы с изображением символов частей суток и времен года.
    8. Счетные палочки.
    9. Картинки с ориентировкой на плоскости листа: лабиринты, карты, схемы.
    10. Календарь с днями недели со II-го полугодия.
    11. Логические игры, лото, шашки, шахматы, домино и др.
    12. Дидактические игры соответственно возрасту.

    Подготовительная к школе группа

    1. Мелкие игрушки для счета, цифры от 1 до 10, 20.

    2. Игрушки с предметами от 1 до 10 разной величины.

    1. Знаки: «плюс», «минус», «равно», «больше-меньше2.
    2. Таблицы с задачами.
    3. Геометрические фигуры старшей группы и многоугольники.
    4. Таблицы на состав числа из 2-х меньших чисел.
    5. Календарь: дни недели, месяцы, год (по временам года).
    6. Макеты часов, разные виды часов, изображенные на картинках.
    7. Весы, гирьки.
    8. Емкости для измерения жидких и сыпучих тел.
    9. Линейки, метры, треугольники, линейки-трафареты.
    10. Листы бумаги в клетку, карандаши, ручки, фломастеры.
    11. Логические игры, ребусы, головоломки, кроссворды.
    12. Дидактические игры соответственно возрасту.

    Приложение №8

    П Р И М Е Р Н Ы Й   П Е Р Е Ч Е Н Ь

    ДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГР ПО  РАЗНОВОЗРАСТНЫМ  ГРУППАМ    

    2-Я МЛАДШАЯ  ГРУППА

    1.Количество и счет

    «Медведь и пчелы», «Самолеты», «Разноцветные фонарики», «Поезд», «Кот и мыши», «Птички», «Теремок», «Бабочки», «Скорый поезд», «Чудесный мешочек» и другие.

    2.Величина

    «Автомобили», «Ручеек», «Пузырь», «В лес за елочкой», «Аленушкин день рождения», «Найди такое же колечко» и другие.

    3.Геометрические фигуры

    «Найди свой домик», «Чудесный мешочек», «Гаражи», «Найди предмет такой же формы» и другие.

    4.Ориентировка в пространстве

    «Купание куклы», «Что изменилось?», «Шары с подвесными шариками», «Оденем куклу» и другие.

    5.Ориентировка во времени

    «День и ночь», «Когда это бывает?» и другие.

    СРЕДНЯЯ ГРУППА

    1.Количество и счет

    «Что изменилось?», «Магазин», «Шары», «Будем считать», «Кому сколько», «У кого столько же», «Сосчитай» и другие.

    2.Величина

    «Кто скорее соберет?», «Спрячь шарик в ладошке», «Найди такое же колечко», «Найди полоску такой же длины», «Наоборот», «Какая игрушка спрятана» и другие.

    3.Геометрические фигуры

    «Найди по форме», «Что изменилось?», «Найди по описанию», «Домино», «Гаражи», «Найди такое же», «Чудесный мешочек» и другие.

    4.Ориентировка в пространстве

    «Что изменилось?», «Угадай, где что находится», «Составь узор и расскажи», «Кто выше», «Куда мы бросим мяч» и другие.

    5.Ориентировка во времени

    «Когда это бывает?», « День и ночь», «Наш день» и другие.

    СТАРШАЯ ГРУППА

    1.Количество и счет

    «Какой игрушки не стало?», «Скажи наоборот», «Найди столько игрушек, сколько…», «Чудесный мешочек», «Отметь цифрой», «Рассеянный художник», «Найди пару», «Найди соседей», «Считай дальше» и другие.

    2.Величина

    «Два бассейна», «Большой –маленький», «Ставь правильно», «Расставь по порядку», «Сложи лесенку», «Что изменилось?» и другие.

    3.Геометрические фигуры

    «Чудесный мешочек», «Найди пару», «Гаражи», «Какой фигуры не хватает», «Какая фигура лишняя», «Домино», «Лото», «Что изменилось?» и другие.

    4.Ориентировка в пространстве

    «Помоги слонику добраться до…», «Куда пойдешь, что найдешь», «Скажи куда мы положили…?», «Что, где стоит?», «Найди флажок», «Путешествие» и другие.

    5.Ориентировка во времени

    «Когда это бывает?», «Наш день», «Дни недели», «Продолжай», «Наоборот», «Вчера, сегодня, завтра», «Было, будет», «Символ - часть суток», «Символ – время года», «Кто когда спит?» и другие.

    ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

    1.Количество и счет

    «Путаница», «Какой цифры не стало?», «Убираем цифры», «Не ошибись», «Исправь ошибку», «Назови число на 1 больше (меньше)», «Торопись, да не ошибись», «Примеров много – ответ один», «Рассеянный художник», «Сколько, какой», «Цветные цифры» и другие.

    2.Величина

    «Расставь по высоте», «У кого длиннее хвост», «Скажи наоборот», «Два бассейна», «К какому домику быстрее добежит Волк» и другие.

    3.Геометрические фигуры

    «Какая фигура здесь лишняя?», «Где мой домик?», «Домино», «Лото», «Уборка комнаты», «Какой формы картина?», «Собери игрушки в ящик», «Какой формы посылка или разложи посылки по почтовым ящикам» и другие.

    4.Ориентировка в пространстве

    «Помоги Чебурашке добраться до крокодила Гены», «Помоги Буратино дойти до школы», «Куда спрятался Котенок», «Расставь игрушки на полку» и другие.

    5.Ориентировка во времени

    «Живая неделя», «Назови скорей!», «Покажи какое время», «Символ – часть суток», «Символ – время года», «Машенькин день», «В какой день недели ходил в гости петушок?», «Какой день недели спрятался?» и другие.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективный план по теме «Использование логических игр, задач, упражнений при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (старшая группа)

    Расписание последовательного применения логических игр, задач и упражнений (с раскрытием целей обучения) поэтапно в период обучения ребёнка в старшей группе....

    Перспективный план по теме «Использование логических игр, задач, упражнений при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (подготовительная группа)

    Расписание последовательного применения логических игр, задач и упражнений (с раскрытием целей обучения) поэтапно в период обучения ребёнка в подготовительной группе....

    Опыт работы по теме "Использование развивающих и дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у детей с ОНР"

    В данном материале прдставлен опыт работы при формировании элементарных математических представлений с детьми с ОНР, с использованием занимательных игр и развивающих технологий....

    Статья из опыта работы в образовательной области"Познание(формирование элементарных математических представлений)"Тема"Развиние элементарных математических представлений и логического мышления у детей среднего возраста".

    В данной статье я хочу поделиться своим опытом работы с детьми среднего возраста при развитии элементарных математических представлений и логического мышления....

    Консультация для родителей "Использование игровых технологий при формировании у детей элементарных математических представлений"

       Нужна ли крошечному малышу математика ? Начальные математические представления малышу просто необходимы. Это и способность ориентироваться в пространстве и такие понятия, как разме...

    Использование малых фольклорных форм, как средства воспитания и обучения детей по формированию элементарных математических способностей.

    Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Таким образом, если в работе с дошкольниками использовать элементы устного народного творчества, то это будет способствовать повышен...