«Использование игровых технологий на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»
материал

Дети существа удивительные, они каждый день совершают открытия, заставляя нас взрослых взглянуть на мир по-новому. Чтобы лучше их понять, необходимо самим стать чуть-чуть ребенком и взглянуть на мир их глазами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp-doklad.docx26.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад N 1 "Колосок" Комсомольского района Чувашской Республики

«Использование игровых технологий на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»

                  Выполнила:

                                                                      воспитатель МБДОУ д/с «1 «Колосок»

                              Ксенофонтова З.В.

2020г. (23.01.)

Дети существа удивительные, они каждый день совершают открытия, заставляя нас взрослых взглянуть на мир по-новому. Чтобы лучше их понять, необходимо самим стать чуть-чуть ребенком и взглянуть на мир их глазами.

Мир ребенка – это мир познания. Ежедневно мы отвечаем на пытливые вопросы наших ребят, а сегодня разрешите задать вопросы вам, уважаемые коллеги?

Скажите, пожалуйста, какое сегодня число. Теперь напишите, какой сегодня день недели, номер машины, на которой вы приехали, во сколько вы вышли из дома, чтобы успеть на сегодняшнее мероприятие.

Какие знания вам помогли ответить на поставленные вопросы?

Вы правы, коллеги. Математика – удивительная наука. И как говорил Михаил Васильевич  Ломоносов :  «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»

Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения в школе.

Коллеги, что позволит увлечь ребенка математикой в дошкольном возрасте?  (игра)

Верно, главная деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни – это игра.

Не зря Василий Александрович Сухомлинский сравнивает игру с искрой, которая разжигает огонек пытливости и любознательности. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника.

Что же такое педагогическая технология, и игровая в частности???

Педагогическая технология, в дошкольном образовании, представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств для реализации образовательного процесса в ДОУ.

Ценность педагогической технологии в том, что  она :

- конкретизирует современные подходы к оценке достижений дошкольников;

•создаёт условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Игровые технологии – это игровые формы взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета  (игры, сказки, спектакля) . Другими словами, понятие  «игровые технологии»  включает достаточно большую группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Применение игровых технологий на занятиях в ДОУ:

- делает ребёнка более активным;

- повышает познавательный интерес;

- развивает память, мышление и внимание;

- способствует развитию творческих способностей, выработке речевых умений и навыков.

Материал, усвоенный во время игры, откладывается в детской памяти на более продолжительное время.  Помимо этого, по ФГОС, обучение в такой форме:

- развивает логическое и критическое мышление;

- формирует навык выстраивания причинно-следственных связей;

- воспитывает креативный подход к решению поставленных задач;

- поощряет проявление инициативы;

- способствует физическому развитию.

Основная цель игровых технологий математического развития - формирование представлении, способов действии, развитие мыслительных операции.

Одной из наиболее эффективных технологий является проблемно- игровая технология . В основе лежит активный осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату.

Целью этой технологии является развитие познавательно-творческих способностей детей в логико- математической деятельности. Проблемно-игровая технология представляется в системе следующих  средств : логико-математические игры, логико-математические сюжетные игры (занятия, проблемные ситуации и вопросы, творческие задачи, вопросы и ситуации, экспериментирование и исследовательская деятельность). Технология позволяет ребенку овладеть средствами  (речь, схемы и модели)  и способами познания (сравнением, классификацией, накопить логико-математический опыт.

В проблемно- игровой технологии логико- математические  игры представлены в виде  групп :

- настольно-печатные -  «Цвет и форма» ,  «Логический домик»  и др. ;

•        игры на объемное моделирование -  «Кубики для всех» ,  «Геометрический конструктор»  и др. ;

•        игры на плоскостное моделирование -  «Танграм» ,  «Сфинкс» ,  «Тетрис»  и др. ;

•        игры из серии  «Кубики и цвет» ,  «Сложи узор» ,  «Куб-хамелеон» , «Цветное панно и др. ; - --- игры на составление целого из частей -  «Дроби» ,  «Чудо-цветик»  и др. ;

•        игры-забавы - перевертыши, лабиринты, игры на замену мест ( «Пятнашки» ) и др.

Сейчас, я предлагая отойти от теории и окунутся в мир детства. Давайте поиграем!

1. Упражнения нейробикой , развивая межполушарные связи, направлены на улучшение мыслительной деятельности и пространственной памяти, развитие познавательных способностей, что крайне необходимо для успешного математического развития.

 Первая игра на внимание  «Кулак, ребро, ладонь» . Я вам показываю три положения рук на плоскости. Вы сначала выполняете со мной в медленном темпе затем без меня ускоряясь.

2. Второе упражнение  «Ухо, нос» . Левой рукой взяться за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук  «с точностью наоборот» .

3. Более сложное упражнение   «Восьмерка» . Правой рукой рисуем в воздухе восьмерку, запоминаем мысленно движение рукой. Левой рукой рисуем знак бесконечности, запоминает движение рукой. Теперь выполняем оба движения одновременно.

 Игра «Составь по образцу»

 Игра «Кто самый внимательны?» (составление фигуры по памяти)

 Игра «Угадай, сколько?» (игра с фасолью).

 Игры со стаканчиками:

Понадобятся стаканчики с цифрами(цифры или арифметическое действие можно написать маркером или приклеить цифры).

Задание: - поставь стаканчики по порядку, в обратном порядке.

 Игра: «Башня»

Задание: построить башню из четных чисел или из нечетных. Я обычно ввожу соревновательный мотив – делю детей на 2 команды и предлагаю посмотреть: кто справиться быстрей.

Игра «Прятки»

Цель: развивать внимание, память, закрепить состав числа в пределах десяти.

Для игры ставим стаканчик по кругу, под один из них прячем камешек, цифру.

Камешек находиться под стаканчиком с числом - ответом 8. Задача детей найти спрятанный предмет. А для того, что бы его найти, нужно решить примеры. Кто нашел – забирает себе. У кого больше – тот и победил!

А еще, стаканчики очень удобны в хранении, так как штабелируются и занимают очень мало места и в них можно вставить ложечки!

  Математические тренажеры.

После усвоения материала тренажеры могут использоваться как для подгрупповых, так и для индивидуальных занятий с детьми.

Учимся решать примеры

Изучаем время

Закрепляем цвет и форму

Ориентировка в пространстве

Состав числа

 Математический тренажер

«Цветные ладошки»

Цель:  формирование элементарных математических представлений

Задачи:

•        развивать цветовосприятие, ориентировку в пространстве;

•        обучать счету;

•        развивать умение пользоваться схемами.

Задания:

1. Сколько ладошек (красного, желтого, зеленого, розового, голубого, фиолетового) цвета?

2. Сколько квадратов (желтого, зеленого, голубого, красного, белого, черного) цвета?

3. Сколько ладошек в первом ряду смотрит влево?

4. Сколько ладошек в третьем ряду слева смотрит вправо?

5. Сколько ладошек во втором ряду слева смотрит влево?

6. На нас смотрит ладошка зеленого цвета в синем квадрате, если сделать один шаг вправо и два вниз, где мы окажемся?

7. Задай маршрут движения товарищу.

Пособие изготовлено из разноцветного цветного картона с помощью детских ручек.

МНЕМОТАБЛИЦА

Методика работы с мнемотаблицей заключается в следующем. Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и расшифровывает закодированную информацию. Затем устанавливаются логические связи, объясняется способ запоминания. Таблица убирается, а дети воспроизводят её графически самостоятельно. Важно научить детей способам запоминания. По мере усвоения этих способов время расшифровки с помощью воспитателя сокращается.

Мнемотаблица «Геометрическая фигура квадрат»:

Задача данной таблицы -закрепить представления о свойствах квадрата. Квадрат располагаем в центре таблицы. Все остальные элементы отражают какие-то свойства или особенности данной фигуры. Цифра четыре может обозначать, что у квадрата четыре стороны; у стула четыре ножки и стул-это перевёрнутая четвёрка; с буквы К начинается слово «квадрат»; если соединить два треугольника, то получится квадрат; «ёлочка» из четырёх углов обозначает, что у квадрата четыре угла, так же как у стола. Таким образом, все элементы в таблице

Мнемотаблица: « Цифра 1 »

Мнемотаблица: «Цифра 3»

Способ составления сюжета наиболее интересен детям, они сами с удовольствием придумывают истории по таблицам. Одновременно с развитием речи происходит закрепление представлений и цифрах, геометрических фигурах, ориентировки на листе бумаги.

Запомнить такую таблицу можно, составив сказку о цифрах: «Жила была цифра 1. Она жила в лесу. Однажды она пошла гулять и заблудилась. Стала она кричать «АУ». Услышала ее другая цифра «Один». Они встретились и подружились, взялись за руки и получилась цифра «Два». Пошли они гулять и пришли к озеру (овал), сели на камешек «овал» полюбовались красотой леса и пошли домой. Используя данную таблицу, мы не только знакомим детей с цифрами, а еще закрепляем представления о том, на что похож овал, знакомим с буквами.

Мнемотаблица «Состав числа» 

В центре таблицы располагается нужное число, а по диагонали, горизонтали и вертикали – два меньших числа, которые в сумме составляют нужное число.

Напишите пословицы и поговорки, крылатые слова с числительными

(1 и 2).

Просклонять : 1 команда - 675 шаров 2 команда - 947 стульев

И.П. ( сколько?)

Р. П. (скольких?)

Д.П. (скольким?)

В. П.( сколько?)

Т. П. (сколькими?)

П. П. (о скольких?)

Математические интерактивные игры

Увлекательные интерактивные игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач, успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию.  Играя, ребенок активно стремится что-то узнать, ищет, проявляет усилия и находит; обогащается его духовный мир. А это все содействует общему и умственному развитию. Интерактивные игры математического характера позволяют не только расширять знания дошкольников, но и закреплять представление детей о количестве, величине, геометрических фигурах.

Предлагаю Вам поиграть в игру «Лесная школа»

Интерактивная игра «Задачки с грядки»

8 заданий:

•        «Загадки с грядки»,

•        «Овощной счет»,

•        «По порядку становись!»,

•        «Сопоставление»,

•        «Взвешиваем овощи»,

•        «4 лишний»,

•        «Посчитай и сравни»,

•        «Машин обед».

«Математика в фигурах» (мультимедийное дидактическое пособие

для детей дошкольного возраста)

Включает в себя 5 игр:

•        «Заплатки»

•        «Продолжи цепочку»,

•        «Построй дом»,

•        «Загадки»,

•        «Фигуры в домиках».

Обучающий мультфильм

«Арифметика – малышка тетушки Совы»

Учебное видео пособие знакомит с цифрами и обучает счету.

Видео пособие РыбаКит

«Папа рисует»

Дети определяют предмет по его частям.

Серии:

•        «Игрушки»

•        «Лесные животные»

•        «Техника»

•        «Виды спорта».

 Упражнение «Дружественные ладошки».

Пусть это будет дружеская ладошка. Для этого выполним упражнение, которое так и называется. Участникам раздаются листки бумаги.

Предлагаю :  Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. И пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на пальцах вашей ладошки. Я предлагаю вырезать свою ладошку и приклеить на общий ватман.   Выполнение задания педагогами .

- Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об этих встречах, а может быть, и помогают в какой-то сложный момент.

Настоящее воспитание это не только счастливый ребенок, но и счастливый

педагог. Предлагаю вам универсальный рецепт счастья , который приумножит

количество прекрасных мгновений вашей жизни.

Итак, возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте 2 горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры, все это хорошенько перемешайте. Щедро намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте своим воспитанникам, каждому, кто встретится вам на Пути.

Я еще раз благодарю вас за терпение, активность и желаю здоровья, успехов и профессионального оптимизма! Пусть исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания! Пусть листы календаря сменяются, оставляя в памяти яркие события года! Всего вам большого и светлого...

                                       Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ТРИЗ – технологии на занятиях по формированию элементарных математических представлений с детьми дошкольного возраста»

Цель:  активизация мыслительной деятельности, снятие стереотипов мышления в деятельности, активизация творческого воображения....

Доклад "Использование проблемно-диалогической технологии на занятиях по формированию элементарных математических представлений"

Дошкольное детство - это наиболее благоприятный период для создания первичных математических представлений, установления связи между основными математическими понятиями и реальными объектами окружающе...

Мастер – класс для педагогов: «Использование игрового занимательного материала на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников».

Цель: Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию. Задачи:Раскрыть значение игрового материала на занятиях п...

Мастер – класс для педагогов: «Использование игрового занимательного материала на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников».

Цель: Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию. Задачи:Раскрыть значение игрового материала на занятиях п...