Проект "Чудо-мнемотехника. Использование мнемотехники для заучивания стихотворений"
проект (младшая группа)

Шуматиева Ирина Игоревна

Всем известно, что при заучивании стихотворений у детей возникают большие трудности, они быстро устают, путают слова местами. Встретившись с этими проблемами в работе, я стала искать способы их решения. Также у меня возник вопрос, как можно заинтересовать детей учить потешки и стихотворения. На помощь мне пришла мнемотехника, так как при работе с мнемотехникой  детям интересно, они получают удовольствие, у них работают два сенсорных канала: визуальный (видят мнемотаблицу), аудиальный (слышат пояснение воспитателя и чтение потешек сверстниками).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx65.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №44 «Алёнушка» городского округа город Нефтекамск
Республики Башкортостан

Педагогический проект

«Чудо-мнемотехника. Заучивание стихотворений с детьми младшего дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц»

Шуматиева Ирина Игоревна

Воспитатель МАДОУ детский сад №44

Нефтекамск 2020

Аннотация:

Работа может представлять интерес для педагогов дошкольных образовательных организаций, в которой представлен опыт использования приёмов мнемотехники для заучивания стихотворений, потешек в младшем дошкольном возрасте.

В работе раскрыта актуальность данного проекта, описан план работы для достижения поставленных целей и задач, подобрано ресурсное обеспечение. Представлены мнемотаблицы, конспекты занятий по заучиванию стихотворений с помощью мнемотаблиц.  

Актуальность:

«Учите ребёнка каким–нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».

К. Д. Ушинский

Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания.

Дети не любят учить стихотворения. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. И в данном случае эффективным средством при заучивании стихотворений дошкольниками служат приемы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту.

Цель: Целенаправленное развитие словесной памяти у детей младшего дошкольного возраста путём осуществления двусторонних связей между процессами запоминания и понимания посредством использования заданий, стимулирующих активную мыслительную деятельность.

Задачи:

1. Изучить научно-педагогическую литературу по использованию мнемотехники в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

2. Создать материальную базу для использования мнемотехники.

3. Способствовать развитию основных психических процессов у детей младшего дошкольного возраста  памяти, внимания, образного мышления дошкольников. 

4. Привлечь родителей к активному участию в проекте по речевому развитию  детей.

5. Повысить собственную педагогическую компетентность по проблеме развития речи детей младшего дошкольного возраста.

6. Способствовать расширению и обогащению словарного запаса детей; целостного восприятия окружающего мира.

Гипотеза: Активное использование мнемотехники заметно облегчит детям заучивание стихотворений, а также будет способствовать развитию мышления, внимания, воображения, словесной и зрительной памяти.

Новизна проекта заключается в целесообразном слиянии наглядности, плана высказывания и игрового характера деятельности. Действуя с пособиями, дети получают возможность использовать два сенсорных канала: визуальный (видят картину-схему, особенности цвета и формы), аудиальный (слышат пояснение воспитателя и рассказы сверстников).

Содержание проекта:

Реализация проекта проходит в 3 этапа: подготовительный, внедренческий, заключительный. На данных этапах для достижения цели и задач проекта используются различные методы:

– словесные – объяснение, указания, беседа, рассказ воспитателя, вопросы детям;

– практические – рассказывание стихотворений;

– наглядные – мнемотаблицы.

Информация о проекте распространяется благодаря информационным ресурсам.

Ресурсное обеспечение:

Научно-правовое: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (Ст. 48, 64)

2. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»

Научно-методическое: Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: «Детство-Пресс», 2001.

Широких Т. Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С. 59-62.

Кадровое: старший воспитатель Хисматуллина Наталья Александровна,

воспитатель младшей группы Шуматиева Ирина Игоревна.

Партнёры: воспитатели, родители.

Целевая аудитория: воспитанники второй младшей группы.

Вид проекта: групповой

По срокам: долгосрочный (август 2019 – май 2020)

Тип проекта: по доминирующей деятельности - речевой

По характеру контактов: в рамках ДОО.

Продукт: создание картотеки мнемотаблиц, сборника стихотворений, консультаций для родителей.

План реализации проекта:

Сроки

Мероприятия

Цель

Ответственный

Подготовительный этап

Август 2019

- Изучение научно-педагогической литературы по использованию мнемотехники.
- Изучение опыта работы по использованию мнемотехники в сети Интернет.
- Подбор и создание совместно с педагогами ДОУ дидактических пособий (мнемотаблиц).
дошкольников.

Повышение уровня компетентности педагогов.

Воспитатели

         Внедренческий этап

Октябрь – апрель 2019

В течение года

В течение года

С педагогами:
- Разработка плана – программы с использованием комплексно-тематического принципа (объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»; виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»).
-
Разработка серии конспектов НОД по развитию речи с использованием мнемотехники.
-
Использование педагогами в образовательной деятельности мнемотехники при заучивании стихов, потешек.
- Обогащение методической базы, информационно-методических ресурсов.

- Выступление на педсовете

«Инновационные технологии по развитию речи».
-Открытые показы занятий для педагогов ДОУ.

С воспитанниками:

- Знакомство с мнемотехникой.
-Заучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц в процессе занятий, в течение режима дня.

С родителями:

- Консультации по заучиванию стихотворения детьми с использованием мнемотаблиц.

- Выпуск памяток «В помощь родителям».

- Выставка мнемотаблиц для развития речи детей.
- Родительское собрание.

Создание условий для организации работы по заучиванию стихотворений с  использованием мнемотаблиц.

Демонстрация педагогического опыта по использованию мнемотаблиц.

Усвоение принципа работы с мнемотаблицами при заучивании стихотворений.

Педагогическое просвещение родителей.

Воспитатели

Заключительный этап

Май 2020г.

- Проведение итоговой диагностики.
- Открытое занятие для родителей.
-Обобщение и распространение полученных результатов.

Оценка эффективности работы.

Воспитатели

 

Ожидаемые результаты:

Дети

Родители

Педагоги

1. У детей появятся умения работать по образцу, по правилам, по инструкции.

2. Расширится словарный запас у детей, будет развита связная речь, словесная память.

3. Будут развиты  психические процессы (различные виды памяти, внимания, мышления).

4. Сформируются навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

5. Дети преодолеют робость, застенчивость, появится умение свободно держаться перед аудиторией.

1. У родителей появится потребность в сотрудничестве с ДОУ.

2. Повысится заинтересованность родителей в использовании приёмов мнемотехники для развития речи детей.

1.Будет создана материальная база для использования мнемотехники в дошкольной образовательной организации.

2. Будут разработаны конспекты непрерывно непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники.

3. Повысится уровень  педагогического мастерства педагогов детского сада.

4. В педагогический процесс будет внедрён опыт работы по данной проблеме.

Перспективы дальнейшего развития проекта: В дальнейшем мнемотехнику можно использовать не только для заучивания стихотворений, но и для составления рассказов, пересказов.

Ресурсное обеспечение: 1. Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста 2009 ISBN 978-5-89814-493-7 © ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009

2. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000


Основная литература:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования — 4-е изд., перераб. и доп. —М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 448 с.
  2. Одинцева А. В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста / А. В. Одинцева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург,январь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 52-53
  3. Большаева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб., 2011
  4. Ушакова О. Развитие речи и творчество дошкольников. – 3-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2014

Дополнительная литература:

  1. Акимова Г. Память – на «5»(эффективные мнемотехники для детей и взрослых). – Екатеринбург: «У-Фактория», 2006.
  2. Зяблицева М.А. Секреты суперпамяти. – М., 2007.
  3. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников// «Дошкольная педагогика». – 2006г.
  4. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. – М., 2007.
  5. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С. 102 -115.

Интернет-ресурсы:

  1. https://infourok.ru/mnemotehnika-kak-aktualnaya-tehnologiya-v-realizacii-zadach-obrazovatelnih-oblastey-v-dou-3958318.html
  2. https://www.maam.ru/detskijsad/mnemotehnika-v-detskom-sadu.html
  3. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/posobie_mnemotehnika_dlya_doshkolnikov_085654.html
  4. https://kidteam.ru/mnemotehnika-dlya-razvitiya-pamyati-dlya-detey.html

Приложение 1

Перспективный план на 2019-2020 учебный год.

Месяц

Стихотворение

Сентябрь

 «Как у нашего кота», «Зайка начал умываться».

Октябрь

В. Берестов «Тучка с солнышком  опять..», «Мишка косолапый».

Ноябрь

Барто «Кораблик», И. Винокуров «Осень»

Декабрь

Е.Ильина «Наша ёлка», В.Орлов «Мишка, мишка..»

Январь

«Мыши водят хоровод», «Пальчик- мальчик»,

Февраль

«Лиса с кузовочком», И.Суриков «Зима»

Март

А. Барто «Мишка», «Мячик»

Апрель

В. Голубчиков «Огуречик, огуречик..» (отрывок), А.Плещеев «Сельская песенка»

Стихотворения:
Сентябрь:

 Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глазки смелые,

Зубки белые.

Зайка начал умываться,

Видно, в гости он собрался.

Вымыл ротик,

Вымыл носик,

Вымыл ухо,

Вот и сухо!

Октябрь:

 Тучка с солнышком опять
В прятки начали играть.
Только солнце спрячется,
Тучка вся расплачется.

А как солнышко найдётся,
В небе радуга смеётся.  

В.Берестов

 Мишка косолапый
По лесу идёт,
Шишки собирает
И в карман кладёт.
Вдруг, упала шишка.
Прямо мишке в лоб...
Рассердился Мишка
И ногою — топ!

Ноябрь:

 А. Барто «Кораблик»

Матросская шапка

Верёвка в руке,

Тяну я кораблик

По быстрой реке.

И скачут лягушки

За мной по пятам,

И просят меня:

- Прокати, капитан!  

И. Винокуров «Осень»

Ходит осень в нашем парке,

Дарит осень всем подарки:

Фартук розовый — осинке,

Бусы красные — рябинке,

Зонтик жёлтый — тополям,

Фрукты осень дарит нам.  

Декабрь:

Е.Ильина «Наша ёлка»

Посмотри в дверную щелку —
Ты увидишь нашу елку.
Наша елка высока,
Достает до потолка.
А на ней висят игрушки —
От подставки до макушки.

Мишка, мишка! Что с тобой?
Почему ты спишь зимой?
- Потому что снег и лёд —
Не малина и не мёд!»

В. Орлов

Январь:

 «Мыши водят хоровод»

Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод.

 «Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел!»

Февраль:

 Бежала лесочком

Лиса с кузовочком

А что в кузовочке?

Лесные грибочки

Грибочки-груздочки

Для сына и дочки.

– И. Суриков «Зима»

Белый снег,пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает,ложится.

Март:

– А.Барто «Мишка»

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу -
Потому что он хороший.

– А.Барто «Мячик»
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.

Апрель:

–  Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик,
Там мышка живёт,
Тебе хвостик отгрызёт...

В. Голубчиков

– А Плещеев «Сельская песня»

Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей...

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой,

Что из стран далеких

Принесла с собой...

Приложение 2

Мнемотаблицы


Приложение 3

Конспекты занятий с использованием элементов мнемотехники.

План-конспект проведения открытого занятия по развитию речи «Заучивание стихотворения с использованием мнемотаблицы» во второй младшей группе.

Программное содержание:

1. Учить детей заучивать стихотворение с помощью мнемотаблицы, внимательно слушать и понимать содержание; закреплять умение детей употреблять в речи имена существительные в форме ед.ч. и мн.ч., обозначающие животных и их детенышей.

2. Развивать внимание, мышление, память, речь.

3. Воспитывать дружеские отношения между детьми, умение слушать друг друга.

Словарная работа: медвежата, лисята, волчата, ежата, зайчата.

Методические приёмы: загадка, объяснения, указания, повторения, вопросы детям, оценка детской речи, интригующая интонация голоса, мнемотаблица, медведь, картинки с изображением диких животных и их детенышей (медведь – медвежата, лиса – лисята, волк – волчата, ёж – ежата, заяц – зайчата), аплодисменты, ноутбук\магнитофон.

Организация занятия: дети сидят полукругом.

Ход занятия:

I. Вводная часть.

- Ребята, сядьте все красиво, посмотрите, сколько к нам гостей пришло. Они хотят посмотреть, какие вы послушные, как вы умеете играть и заниматься. Но это не все наши гости. Хотите узнать, кто ещё к нам пришёл? (Даа)

-Это мы узнаем из загадки. Слушайте внимательно:

«Косолапый и большой, 

Спит в берлоге он зимой. 

Любит шишки, любит мёд, 

Ну-ка, кто же назовет?» (Медведь)

-Правильно, медведь. Но посмотрите, медведь грустный, совсем не улыбается. Давайте мы попробуем его развеселить и поздороваемся с ним и с нашими гостями. («Здравствуйте, ладошки»)

II. Основная часть.

- Нет, ребята, не помогло, медведь до сих пор грустный. Давайте спросим, что же с ним случилось?

-Ой, он говорит, что ему подарили такую картину и сказали, что с её помощью можно выучить стихотворение. Но он совсем не умеет это делать.

-Ребята, поможем выучить стихотворение? (Даа)

-Поможем, а Мишка посидит, послушает и посмотрит, как мы это будем делать.

-Послушайте внимательно стихотворение Владимира Орлова:

«- Мишка, мишка! Что с тобой?

Почему ты спишь зимой?

- Потому что снег и лёд —

Не малина и не мёд!»

- Это стихотворение мы с вами сегодня выучим. Послушайте еще раз (с опорой на мнемотаблицу):

«- Мишка, мишка! Что с тобой?

Почему ты спишь зимой?

- Потому что снег и лёд —

Не малина и не мёд!»

- О ком стихотворение? (о медведе)

- Как обращаются к медведю? (Мишка, мишка)

- Что он делает зимой? (спит)

- Почему мишка спит зимой? ( Потому что снег и лёд – не малина и не мёд)

- Молодцы, правильно. Теперь я читаю, а вы повторяйте, смотря на картинки (отдельно прочитываю строчку, дети повторяют по мнемотаблице)

- Тея, хочешь прочитать стихотворение?

- Идём, прочитай. Эмма идём тоже прочитай.

- Вот мы с вами выучили стихотворение Владимира Орлова и помогли Мишке.

- А теперь давайте с вами немного отдохнём и побудем мишками. («Мишка косолапый по лесу идёт..»)

- Медведь принёс нам игру «У кого кто?». Сейчас мы с вами поиграем в эту игру. Я Вам буду показывать картинку, а вы будете называть кто это и называть их детенышей. Например, медведь– у медведя медвежата. Повторите. (лиса – лисята, заяц – зайчата, еж – ежата, волк - волчата)

- Молодцы, ребята, справились с этой игрой. Эту игру нам медведь дарит за то, что мы ему помогли.

III. Заключительная часть.

- Кто к нам сегодня приходил в гости? (Медведь)

- Правильно, медведь. А что он попросил сделать? (Помочь)

- Верно, ребята, медведь просил помочь ему выучить стихотворение. О ком это стихотворение? (о медведе)

-Да, о медведе. А какую игру подарил нам медведь?

- Медведь подарил нам игру «У кого кто». Вы все молодцы, все справились. Давайте похлопаем себе, скажем «спасибо» нашим гостям и попрощаемся с ними.


Конспект НОД по развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники во второй младшей группе.

Тема: Заучивание стихотворения «Фрукты».

Цель: Учить детей наизусть выразительно читать стихотворение.

Задачи: 

1. Упражнять детей в заучивании стихотворения при помощи мнемотаблицы.

2. Закреплять умение  детей узнавать и называть фрукты, понимать обобщающее слово «фрукты».

3. Развивать ассоциативное мышление, слуховую и зрительную память.

4. Учить согласовывать движения с речью.

5. Учить детей  преобразовывать слова из единственного числа во множественное.

6. Закрепить правильное произношение звуков  (т) и (ть). Развивать речевое дыхание.

Словарная работа: Фрукты, сад, фруктовые деревья.

Предварительная работа: Беседы о фруктах, рассматривание иллюстраций и муляжей фруктов, дидактические игры, чтение стихотворений о фруктах.

Оборудование: Корзинка с муляжами фруктов, мнемотаблица на стихотворение «Фрукты».

Ход занятия:

I.Вводная часть:

-Ребята, посмотрите, какую корзинку я сегодня вам принесла! Давайте рассмотрим, что в ней лежит? ( Воспитатель выкладывает из корзины на стол по одному муляжи фруктов.)

- Как можно все эти плоды  назвать одним словом? (Фрукты)

- Ребята, где растут  фрукты? (На деревьях)

- А как называется то место, где растет много фруктовых деревьев? (Сад)

II. Основная часть

- Вы уже много знает о фруктах! А сейчас послушайте стихотворение которое так и называется «Фрукты». Слушайте внимательно.

В руки фрукты мы берем,
И в  корзинку их кладем:
Слива, персик, апельсин,
Груша, киви, мандарин.

-Послушайте ещё раз. Это стихотворение мы с вами выучим ( с опорой на мнемотаблицу):

В руки фрукты мы берем,
И в  корзинку их кладем:
Слива, персик, апельсин,
Груша, киви, мандарин.

- Ребята, о чем это стихотворение? (о фруктах)

- Что делают в стихотворении с фруктами? (В руки фрукты мы берём, И в корзину их кладём)
- Куда кладём фрукты? (Фрукты кладём в корзину)

-Какие фрукты мы кладём в корзину? (Слива, персик, апельсин,
Груша, киви, мандарин.)

- Молодцы, правильно. Теперь я читаю, а вы повторяйте, смотря на картинки (отдельно прочитываю строчку, дети повторяют по мнемотаблице)

- Тея, хочешь прочитать стихотворение?

- Идём, прочитай. Эмма идём тоже прочитай.

- Молодцы, выучили стихотворение, а давайте сейчас сами отправимся в сад и наберем фруктов!

Мы по садику гуляли,  (Дети идут по кругу.)

Фрукты с дерева срывали. (Одна рука согнута в локте, на ней «висит» корзинка.)

К дереву мы подойдем,

Фрукты с дерева сорвем.  (Поднимают руки вверх, «срывают яблоки».)

Фрукты с дерева сорвем

И в корзинку отнесем. (Дети кладут фрукты в корзинку.)

Все домой мы отвезем.

Едем, едем мы домой  (Дети показывают, как управляют машиной.)

На машине грузовой,

Урожай везем большой! (Дети разводят руки в стороны.)

- Какие молодцы, помогли собрать все фрукты! А теперь возвращайтесь на свои места.

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Один - много». Например, у меня одно яблоко, а у вас много яблок. (У меня одна груша, а у вас  много… груш. У меня один апельсин, а у вас много… апельсин. У меня одна слива, а у вас много… слив. У меня один мандарин, а у вас много …мандарин. У меня один персик, а у вас много… персиков. У меня одно киви, а у вас много … киви.)

- Молодцы, ребята. Справились с игрой.

III. Заключительная часть.

- Что мы сегодня с вами делали? (учили стихотворение, играли в игру)

-Про что было наше стихотворение? ( про фрукты)
- В какую игру мы с вами играли? ( «Один – много»)

- Расскажите это стихотворение своим близким: маме, папе, бабушке. Корзинка с фруктами останется у нас в группе, мы будем с ними играть. А наше занятие уже подошло к концу!


Конспект НОД по развитию речи с детьми второй   младшей группы.

Тема «Заучивание стихотворения «Трудолюбивый колобок» с помощью мнемотаблицы».

Цель: Учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение «Трудолюбивый колобок».

Программное содержание: Учить детей внимательно слушать стихотворение и понимать содержание. Помочь детям запомнить стихотворение,  передавать его радостный характер в самостоятельном чтении. Продолжать учить детей соотносить движения с характером музыки имитировать движения животных. Уточнить и закрепить и закрепить правильное произношение звука (к). Развивать речевое дыхание.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Словарь: трудолюбивый, ниток алых.      

Развивающая среда: красочная шкатулка в которой лежат клубок белых, желтых, красных ниток, 5 картинок соответствующие каждой строчке стихотворения, игрушка колобок.

Ход НОД: Дети заходят в группу, здороваются с взрослыми.

Эмоциональный настрой.

Доброе утро всем, кто проснулся,

Доброе утро, кто улыбнулся!

Доброе утро людям и птицам,

Доброе утро приветливым лицам.

-Ой, ребята, посмотрите, какая красивая шкатулка! Желаете посмотреть, что находится в шкатулке? (достаём с детьми 3клубка цветных ниток.)

- Дети, какого цвета клубки?

-А чьи это клубки, вы узнаете, прослушав стихотворение.

Читаю стихотворение: «Трудолюбивый колобок»

На поляне колобок

Нитки сматывал в клубок.

Ниток белых, жёлтых, алых

Намотал клубков немало

И пошёл домой устало.

Вопросы по содержанию стихотворения:

- Понравилось ли вам, дети  стихотворение?

- О ком говорится в стихотворении? (о колобке).

- Что делал колобок? (нитки сматывал в клубок).

-  Сколько намотал клубков колобок?  (немало).

-У меня есть картинки про этого колобка,  они помогут нам, быстро и легко запомнить стихотворение.

Читаю 1ю строку стихотворения, и показываю 1ю картинку.

                      На поляне колобок

- Повторите, пожалуйста, эту строку все вместе.

Читаю 2ю строку стихотворения, и показываю 2ю картинку.

                     Нитки сматывал в клубок

- Повторите, пожалуйста, эту строчку.

Показываю 3ю картинку, читаю следующую строку.

                    Ниток белых, жёлтых, алых

- А эту строку повторите, громким голосом.

                   Намотал клубков немало

Показываю 5ю картинку, заканчивая стихотворение.

                     И пошёл домой устало

- А эту строку повторите, тихим голосом.

- Дети, а вам бы хотелось стать колобками? (ответы детей)

- Тогда скажем волшебные слова: «Вокруг себя покружись в колобков превратись» (проводится подвижная игра)

Подвижная игра «Колобок» (дети имитируют движения животных под музыку)

Покатился колобок  (бег в полуприседи) мимо зайки (изображают зайца: показывают ушки, лапки, хвостик) прыг – прыг – скок (прыгают на месте, руки на поясе).

Покатился колобок (бег в полуприседи) мимо мишки (изображают медведя)  прыг – прыг – скок (прыгают на месте, руки на поясе).

Покатился колобок (бег в полуприседи) мимо волка (изображают волка: пружинистый шаг, хватательные движения руками).

Покатился колобок (бег в полуприседи) мимо лисоньки (изображают лису).

- Но лиса не съела колобков.

Говорим волшебные слова: «Вокруг себя покружись в детей превратись».

-Ой, ребята, смотрите,  колобок к нам прикатился! (беру в руки колобка)

- Ок- ок- ок –ой горячий колобок ( повторяем вместе с детьми чистоговорку).

- Ребята, колобок всё горячий! Давайте на него подуем. (дыхательная гимнастика)

-Присядем, дети на стульчики и послушайте ещё раз стихотворение.

Повторное чтение стихотворения.

-Ребята, кто желает прочитать стихотворение колобку? (2-3  детей читают стихотворение)

Рефлексия:

- Понравилось ли вам, дети  стихотворение?

-Какое у вас сейчас настроение?

- Мы подарили всем  весёлое настроение. Вы согласны, ребята?

- Колобок останется у нас в группе, и мы все вместе с ним будем играть.


План-конспект проведения открытого занятия по развитию речи «Заучивание стихотворения с использованием мнемотаблицы» во второй младшей группе.

I. Вводная часть.

- Ребята, сядьте все красиво, посмотрите, сколько к нам гостей пришло. Они хотят посмотреть, какие вы послушные ребятки, как вы умеете играть и заниматься.

- Покажем им? (Да)

- Только сначала давайте покажем, как мы умеем здороваться и поздороваемся с нашими гостями. («Здравствуйте, ладошки»)

II. Основная часть.

- А какое сейчас время года? (Осень)

- Правильно, осень. А что происходит осенью?

- Верно, листочки меняют свой цвет, а потом опадают. Когда листья опадают – это называется листопад. Осенью идут дожди.

- А какую одежду мы надеваем осенью? (Тёплую)

- Правильно, тёплую, потому что на улице становится холодно.

- После осени наступает зима, поэтому животные осенью готовятся к зиме. Зайка меняет цвет шубки на белый для того, чтобы его не было видно в снегу. Белка носит свои запасы в дупло, чтобы зимой ей было, чем питаться. Ёжик устраивает себе тёплую норку для того, чтобы проспать в ней всю зиму.

- Ребята, а кто так же, как и ёжик спит зимой? (медведь)

- Правильно, медведь. Хотите узнать, почему медведь спит зимой?

- Об этом говорится в стихотворении Владимира Орлова про медведя.

- Послушайте внимательно:  

«- Мишка, мишка! Что с тобой?
Почему ты спишь зимой?
- Потому что снег и лёд —
Не малина и не мёд!»

- Это стихотворение мы с вами сегодня выучим. Послушайте еще раз (с опорой на мнемотаблицу):

«- Мишка, мишка! Что с тобой?
Почему ты спишь зимой?
- Потому что снег и лёд —
Не малина и не мёд!»

- О ком стихотворение? (о медведе)

- Как обращаются к медведю? (Мишка, мишка)

- Что он делает зимой? (спит)

- Почему мишка спит зимой? ( Потому что снег и лёд – не малина и не мёд)

- Молодцы, правильно. Теперь я читаю, а вы повторяйте, смотря на картинки (отдельно прочитываю строчку, дети повторяют по мнемотаблице)

- Айсылу, хочешь прочитать стихотворение?

- Идём, прочитай. Рамир идём тоже прочитай.

- Вот мы с вами и узнали, почему медведь спит зимой и выучили стихотворение Владимира Орлова.

- А теперь давайте с вами немного отдохнём и побудем мишками. («Мишка косолапый по лесу идёт..»)

-Сейчас мы с вами поиграем в игру «У кого кто?».  Вам буду показывать картинку, а вы будете называть кто это и называть их детенышей. Например, белка – у белки бельчата. Повторите. (медведь -  у медведя медвежата, лиса – лисята, заяц – зайчата, еж – ежата, волк - волчата)

- Молодцы, ребята, справились с этой игрой.

III. Заключительная часть.

- Ребята, сегодня мы с вами выучили стихотворение Владимира Орлова. О ком это стихотворение?

- О медведе. А почему он спит зимой?

- Правильно, потому в лесу зимой нет малины, мёда и ему нечего есть.

- Ещё мы с вами играли в игру «У кого кто». Вы все молодцы, все справились.

-Давайте скажем «спасибо» нашим гостям и попрощаемся с ними.


Приложение 4

Выступление на педсовете «Инновационные технологии по развитию речи».

Использование мнемотехники при заучивании стихотворений, потешек с детьми младшего дошкольного возраста.

«Учите ребёнка каким–нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».

К. Д. Ушинский

Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания.

Дети не любят учить стихотворения. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, у детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность. Поэтому нами была выбрана такая технология, как мнемотехника.

Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Мнемотаблицы или мнемосхемы - это дидактический материал, который используется в мнемотехнике, они содержат графическое изображение природных явлений, объектов, каких-либо действий и т. п. Другими словами, мнемотаблицы являются наглядной моделью, которая изображается в максимально доступном виде для детей.

Мнемотаблицы в детском саду используются для следующих целей:

  • Расширение объема словарного запаса.
  • Формирование умений составлять рассказ и пересказывать прочитанный текст.
  • Облегчение процесса заучивания потешек, песенок, стихотворений.

Этапы работы над потешкой:

1. Взрослый выразительно читает потешку\ стихотворение.

2. Взрослый сообщает, что эту потешку ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает потешку с опорой на мнемотаблицу.

3. Взрослый задает вопросы по содержанию потешки, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4. Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5. Взрослый читает отдельно каждую строчку потешки. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает потешку с опорой на мнемотаблицу.

Использование мнемотехники повышает эффективность заучивания потешек, стихотворений:

-значительно сокращается время заучивания;

-увеличивается длительность запоминания стихов;

-развивается ассоциативное мышление, способность к замещению;

-активизируется речь;

-появляется интерес к заучиванию поэтических произведений;

-дети преодолевают робость, застенчивость,

-учатся свободно держаться перед аудиторией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"

Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается на это «ни з...

Использование мнемотехники при заучивании стихотворений .

Использование мнемотехники при заучивании стихотворений .Добрый день, уважаемые родители! Я рада вас приветствовать на нашем мастер – классе.Тема нашего сегодняшнего мастер – класса «Использовани...

Семинар практикум для родителей разновозрастной группы "Использование мнемотехники для заучивания стихотворений".

Семинар поможет родителям заучивать стихи с детьми интересным методом, а так же родители могут практически попробовать себя в роли ребенка при заучивании.Семинар  познакомит  родителей с сис...

Использование мнемотехники для заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и, конечно, развитие речи....

Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми.

Презентация знакомит с методикой использования мнемотехники при заучивании стихотворений....