Уральская инженерная школа
статья (старшая, подготовительная группа)

Дудко Оксана Анатольевна

Формирование современного инженера необходимо начинать в дошкольном детстве, что требует изменения содержания дошкольного образования и новых технологий обучения детей.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальные способы формирования представлений дошкольников о многообразия профессий в условиях реализации региональной комплексной программы «Уральская инженерная школа».

        Формирование современного инженера необходимо начинать в дошкольном детстве, что требует изменения содержания дошкольного образования и новых технологий обучения детей.  

        Цель работы состоит в развитие конструкторского мышления,  изобретательства у дошкольников и вовлечении детей и их родителей в научно – техническое творчество в условиях реализации парциальной модульной программы «STEM – образование детей дошкольного возраста»

        Для успешной реализации проекта разработана парциальная модульная программа «STEM-образование детей дошкольного возраста» (авторы: Волосовец Т.В., Аверин С.А., Маркова В.А.), которая может стать частью основной образовательной программы ДОУ или использоваться помодульно при организации занятий по дополнительному образованию.

         Благодаря разработкам компаний, производителей образовательных конструкторов сегодня появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.  Работая с конструктором LEGO, дети могут экспериментировать, обсуждать идеи, воплощать их в постройке, усовершенствовать и т.д. Это повышает самооценку ребенка, а умение действовать самостоятельно формирует чувство уверенности в своих силах. Поэтому конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в режиме игры. В связи с этим мы считаем актуальным использования LEGO-технологий в образовательном процессе.

         В программу STEM-образование входят такие модули:

1.Образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фребеля»

Данный модуль направлен на формирование естественно-научной картины мира и развитие пространственного мышления у детей дошкольного и младшего возраста.

2.Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»

Данный модуль позволяет организовать знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов неживой и живой природы, оптическими явлениями в процессе исследовательской деятельности.

 

 3.Образовательный модуль «Математическое развитие» 

Он включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, абаки, счёты, математические конструкторы, шнуровки, круги Луллия и др.

4.Образовательный модуль «Мультстудия «Я творю мир» 

Обязательной частью STEM-образования является знакомство детей с цифровыми технологиями. Подспорьем в этом является модуль «Мультистудия “Я творю мир”». Он позволяет суммировать и на современном уровне демонстрировать результаты работы детей над различными проектами посредством создания ребёнком собственного мультипликационного фильма. 

5.Образовательный модуль «Робототехника» Модуль «Робототехника» включает в себя несколько конструкторов для изготовления роботов с возможностью движения. В соответствии с возрастом, задачи, решаемые ребёнком, постепенно усложняются, от простой сборки и механического перемещения модели до программирования систем управления. Наборы конструкторов из образовательного модуля «Робототехника» способствуют освоению навыков конструирования; ознакомлению с основами механики и первичными компонентами электроники, с понятием «алгоритм»; проведению экспериментов с датчиками движения, расстояния, температуры и др.; совершению первых шагов в программировании в моделировании собственных роботов.

6.«LEGO - конструирование»

Данный модуль в игровой форме позволяет познакомить с   базовыми принципами механики и особенностями работы простейших механизмов.     Благодаря разработчикам компании LEGO System на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте приобщать детей с основами строения технических объектов.

Я прошла увлекательные курсы по робототехнике и лего -конструированию. Я настолько была удивлена и поражена набором Lego WeDo. Мне хотелось скорей поделиться своими впечатлениями со своими ребятами, но мне казалось, что для них знакомство с наборами Lego WeDo будет сложным. Ещё меня беспокоило, то, как понятно и легко познакомить детей с датчиками, моторами и, конечно же, программированием.

  И вот  наш детский сад получил долгожданные наборы Lego WeDo и моя работа по обучению робототехнике детей старшего дошкольного возраста началась.

        В 2018-2019 учебном году мы выбрали для реализации STEM образования два модуля:

Модуль «Лего - конструирование» и «Робототехника»   предполагает обучение детей основам конструирования, моделирования и программирования роботов, основываясь на массовом интересе к данному виду деятельности, его образовательном потенциале.

       Причины выбора данного модуля в том, что  робототехника дает возможность решать  с ее помощью задачи:

  • развитие мелкой моторики за счет работы с мелкими деталями конструкторов;
  • навыки математики и счета;
  • первый опыт программирования;
  • навыки конструирования, знакомство с основами механики;
  • развивать способность к планированию деятельности, а также анализу, выполненной работы
  • работа в команде.

       Каждая из этих задач сама по себе не уникальна, и можно с легкостью найти еще десяток занятий, ее решающих, но робототехника удивительным образом их все в себе соединяет. Причем все это делается в игровой форме.

       Как проходят занятия по робототехнике. Детям выдаются наборы конструкторов и инструкция, по которой нужно собрать определённую фигуру (собачку, слона, змею, машину и др.)  Затем начинается самая ответственная часть работы – выстраивается алгоритм выполнения модели. Ребята смотрят на образец поэтапной работы и начинают процесс. Если же ребенок упустил какую-либо деталь или неправильно собрал, то робот может не заработать и тогда работу нужно будет начинать сначала.

         В конце занятий происходит тестирование, когда робот уже собран. В наборе имеется блок, работающий от батареек, дети прикрепляют его к роботу, подключают к блоку, и робот «оживает», выполняя свою функцию (мельница-крутится, собака-ходит, машина-едет). 

         Первые мои наблюдения за детьми, когда они знакомились с набором конструктора Lego WeDo и нетбуком оказались положительными. Детям очень понравился яркий конструктор, да к тому же детали для них были знакомы. Что касается нетбука, то ребята очень серьёзно и с огромным интересом отнеслись к работе на нём. Так что хорошее начало нашего совместного с детьми путешествия в робототехнике было положено.     

        Темы занятий очень разнообразны и проходят все не похоже друг на друга, индивидуально и групповые.

   Ещё, что меня очень радует, что не успеваем мы проститься, как они тут же спрашивают«А когда будет робототехника

         Принимая участие в различных конференциях, проектах для себя я получила много новых знаний, опыта, а так же делилась своим.

Реализация работы по лего-конструированию и робототехнике в детском саду способствует:

- реализации одного из приоритетных  направлений образовательной политики;

- обеспечению работы в рамках ФГОС;

- формированию имиджа дошкольной образовательной организации;

- удовлетворённости  родителей в образовательных услугах детского сада;

- повышению профессионального уровня педагогов;

- участию педагогов в конкурсах различных уровней;

- участию воспитанников ДОО в фестивалях робототехники.

         В результате организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO-конструирования и робототехники создаются условия  не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе,  активизации  познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки  профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно-технической направленности, востребованных в развитии региона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Обитатели уральских лесов" для детей подготовительной к школе группы

Конспект НОД направлен на обобщение и закрепление у детей подготовительной группы знаний об обитателях уральских лесов...

«Путешествие в страну уральского фольклора» (конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе)

Конспект интегрированного занятия   в подготовительной  к школе  группе (социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие детей)...

Модель социального партнёрства в рамках реализации основных направлений проекта «Уральская инженерная школа»

Одним из приоритетных направлений детского сада «Голубок» является осуществление образовательной деятельности, направленной на формирование у обучающихся интереса к техническому образовани...

«Путешествие в страну уральского фольклора» (конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе)

Конспект интегрированного занятия в подготовительной  к школе  группе "Путешествие в страну уральского фольклора"Программное содержание:Познакомить с характерными чертами уральског...

Приказ о создании рабочей группы по внедрению программного обеспечения "Инженерная школа" в образовательный процесс

о создании рабочей группы по внедрению программного обеспечения "Инженерная школа" в образовательный процесс...

Семинар-практикум для педагогов «Знакомство дошкольников с разнообразием инженерно-технических профессий в Уральском регионе»

Слово «инженер» произошло от латинского ingenium - способность, изобретательность. Инженер – это человек, которые способен к работе с техникой, к техническому творчеству.  Благо...