Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста
презентация к уроку (младшая группа)

Нощик Инара Валерьевна

Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

м Ст. воспитатель Нощик И.В. А Л Р Ш «Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста» МБДОУ «ЦРР – детский сад № 123»

Слайд 2

В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Предупреждать речевые нарушения у детей необходимо с раннего возраста, в каждой возрастной параллели свои профилактические задачи: • в раннем возрасте (до 3 лет) - предупреждение недоразвития речи соц. характера, так как речь ребенка формируется по подражанию, то есть в процессе общения с окружающими его взрослыми и неправильное речевое окружение и воспитание может являться причиной возникновения у детей дефектов речи. Нарушения речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи, которые в той или иной степени могут повлиять на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременной профилактике нарушений и уделять внимание развитию речи детей. • в младшем и среднем возрасте (3-5 лет) - предупреждение дефектов звукопроизношения.

Слайд 3

если в 5-6 лет все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками « р » и «л»); ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке, допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании). если в 3-3,5 года если в 4 года у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов), не может запомнить четверостишье, совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма); ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения; в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения; он не повторяет за Вами слова, или Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных ( р , л) звуков является нормой На что же следует обратить внимание?

Слайд 4

Формирование красивой, грамотной речи-одна из главных образовательных задач в обучении детей дошкольного возраста. Но достижение этой цели – комплексная работа. Она включает работу над: фонематическим слухом, артикуляционной и мелкой моторикой, речевым дыханием, силой голоса.

Слайд 5

Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак – лак – мак, угол – уголь. Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми нормами. 1. узнавание неречевых звуков - игры со звучащими игрушками, баночки- шумелочки ; 2. игры, направленные на восприятие ритма; 3. различение одинаковых по высоте, силе, тембру звукокомплексов – игры « Три медведя » , « Как семья разговаривает » ; 4. различение близких по звуковому составу слов.

Слайд 6

Артикуляционная моторика Хорошая дикция – основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависит от активной и правильной работы артикуляционного аппарата. Развивать артикуляционный аппарат помогают специальные упражнения. С детьми второй младшей группы – объем требований невелик. Нужно, чтобы дети усвоили простейшие навыки движения («блинчик», «лошадка», «вкусное варенье») В средней группе необходимо следить за четкостью выполнения движений, за умением переключать органы артикуляционного аппарата с одной позы на другую.. Проводить гимнастику систематически, тогда будет эффект. Мелкая моторика Упражнения на развитие мелкой моторики так же, как и артикуляционные упражнения должны проводится систематически. Обыгрывание с детьми потешек, стихов в сочетании с движением и музыкой, пальчиковые гимнастики, выкладывание узоров разными видами круп, рисование на манке, шнуровки и многое другое способствует развитию мелкой моторики рук.

Слайд 7

Речевое дыхание Речевое дыхание – дыхание в процессе речи, отличается от обычного более глубоким коротким вдохом и ротовым длинным выдохом. Несовершенства речевого дыхания и их влияние на речь: Ослабленный вдох и выдох, как следствие - тихая речь, затруднение произнесения длинных фраз; нерациональное расходование выдыхаемого воздуха ведет к нарушению плавности речи, недоговариванию слов и фраз; произнесение фраз на вдохе - судорожной, нечеткой речи; неравномерный выдох - речь то громкая, то тихая. Конечно, нарушение речевого дыхания может быть как следствие: • аденоидных разрастаний; • общей физической ослабленности ; • сердечно-сосудистых заболеваний. Игры направленные на удлинение, развитие силы и плавности воздушной струи: «мыльные пузыри», «дутье на кораблики», надувание игрушек, воздушных шариков, «буря в стакане воды», упрямая свеча, перышки, снежинки.

Слайд 8

С А М Голос Параллельно с развитием дыхания идет работа по развитию голоса. Речевая интонация, окрас фразы усваивается ребенком по подражанию. Патологии развития голоса встречаются достаточно редко. Необходимо помнить, что в возрасте 3-5 лет у детей недостаточно развиты тормозные процессы в коре головного мозга. В это время уделить внимание детям с тихим и крикливым голосом. Крикливый голос устраняется путем игр в тихую или шепотную речь. 1. «Эхо» В лесу причу : «ау, ау». А мне в ответ: «ау, ау». Горе кричу: «ау, ау». Гора в ответ: «ау, ау» 2. Далеко-близко На примере звукоподражаний: поезд приближается, поезд отдаляется: ТУУУУУУУУУ-Туууууууууууу . Самолет летает: ВУУУУУУ-вууууу-ВУУУУУУ и наоборот. 3. Произнесение стихотворений с изменением силы голоса: Мне мила моя работа (тихо) Я доволен, я горжусь (громко) Тихий голос - игры, сопровождающиеся громким звукоподражанием или договариванием междометий: Вот обрадовались звери! Засмеялись и запели, ушками захлопали, ножками затопали. Гуси начали опять по-гусиному кричать: га-га-га. Кошки замурлыкали: мур-мур-мур , Птички зачирикали: …. , Лошади заржали: …. , Мухи зажужжали: … ., Лягушата квакают: …. , А утята крякают:…. , Поросята хрюкают: …. , Мурочку баюкают.

Слайд 9

Грамотная речь ребенка - это итог комплексной работы по ее развитию. Дети, у которых развита артикуляционная и мелкая моторика, речевое дыхание и фонематический слух понимают речь взрослого, могут ей подражать, готовы с возрастом стоить полноценные высказывания, грамотные ответы на вопросы, быстро и легко усваивают речевой материал. В итоге, детям легче подготовиться к утренникам и занятиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста

Представлено  тематическое планирование  работы  по развитию мелкой моторики рук с целью профилактики речевых нарушений  у детей младшего и среднего дошкольного возраста в свободно...

Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста с использованием методов инновационной технологии ТРИЗ – РТВ.

Методы теории решения изобретательских задач (далее ТРИЗ) и методы развития творческого воображения (далее РТВ) позволяют наилучшим образом (быстро и качественно) решать проблемы речевого развития....

Консультация для родителей. Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Воспитание «чистой» речи у детей – задача общественной значимости, и серьёзность её должны осознавать все: учителя-логопеды, воспитатели, специалисты и, конечно же, родители. Нашей задачей  являе...

Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста

В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Важную роль в профилактик...

рекомендации для воспитателей детей 3 -4 лет " Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста"

В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Важную роль в профилактик...

Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста

В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Важную роль в профилактик...

Консультация для воспитателей «Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста»

В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Важную роль в профилактик...