Развивающая предметно-пространственная среда для образной игры
статья (младшая группа)

Горькова Екатерина Викторовна

статья :Развивающая предметно-пространственная среда для  образной игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt5.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающая предметно-пространственная среда
для  образной игры

Одним из факторов полноценной   детской игры является,  грамотно созданная развивающая предметно – пространственная среда. Сегодня я хочу поделиться своими наработками по организации развивающей предметно-пространственной среды в образной игре.

Игра это неотъемлемая часть в жизни дошкольника, а образная игра, это игра  в которой ребенок идентифицирует себя с кем-то или с чем-то и в своем поведении пытается воспроизвести особенности того с кем (чем) он отождествился. И одним из условий формирования и поддержки игры является работа воспитателя с предметно-пространственной развивающей средой.

Требования к предметно-пространственной среде в образной игре такие же, как и нам предъявляет   ФГОС дошкольного образования к среде группы.

насыщенность,

трансформируемость,

вариативность,

полифункциональность,

 доступность,

безопасность

Сегодня мы рассмотрим,  как отражаются эти критерии в среде для образной игры.

Насыщенность , представлена разнообразием костюмов, атрибутов. Вот например в нашей копилке уже имеются 3 костюма лисы.

Трансформируемость,  демонстрируем  возможностью использовать один и тот же атрибут  для разных образов. Например: пушистый воротник может быть   в образе волка длинным , а для образа зайчика, мы этот же хвост можем сделать коротким, то есть в зависимости от игровой ситуации мы предмет видоизменили.

Вариативность – рассмотрим на примере накидки,  не видоизменяя ее. В игре девочки использовали накидку как юбку, платочек и крылышки бабочки.

Полифункциональность. Здесь больше речь идет об оборудовании которое необходимо для образной игры.  Имеющуюся у нас ширму мы используем как домик и она может быть декорацией для демонстрации   образа.

Организованная нами среда безопасна и доступна для детей и соответствует возвратным возможностям. Дети сами могут все открыть,  достать, одеть, подвинуть.

Важно вовремя определить ЗБР и начать поддерживать интерес детей с помощью создания среды.

«Проживание» образной игры в основном проходит по  трем темам.  Зарождается образная игра с образов животных, затем ребенок осваивает образы сказочных героев и только потом ребенок берет на себя образ человека.

Так с чего же началась наша работа по развитию образной игры. Однажды Мирослава пришла в платье, на котором были нарисованы зайчики, и она сказала: «Я сегодня буду зайчиком» Но на тот момент костюма зайчика у нас еще не было и мы воспользовались помощью других групп. Нам на помощь пришли наши друзья  из группы   «Улыбка», так как у них уже «жила» образная игра. Таким  образом появился первый образ в нашей группе , который взяла на себя Мирослава. Мы поняли,  что пора. Милый, робкий, пушистый Зайчик Мирослава "перевернула" среду группы и спровоцировали нас на обогащение образной игры .

За основу был взят опыт работы Алены Кахановаой и Богатыревой  Маринаы, наших друзей из  г. Зеленогорск,  детский сад №32 #СтранаЧудес.

В создание новой среды активно включились родители. Они  принесли детские костюмы старших детей, ободки, искусственный мех.

Воротники от пальто. В группе произошла перестановка.

Проведя мастер-класс с родителями, мы изготовили для каждого образа животного свое хранилище. Таким образом, в нашей группе началось зарождение образной игры с образов животных.

В нашей среде появилось большое разнообразие костюмов зайца, ежа, тигра.

Различные маски и шапочки.  

Очень полюбившиеся и часто используемые костюмы медведя  и божьей коровки.

Несколько образов лисы. Наша главная задача не просто дать информацию о персонаже, которым хочет быть ребенок, он  должен увидеть образец игрового поведения. Хочу обратить особое внимание, что вначале возникновения образной игры костюмы должны быть готовы, а только потом появляется небольшое  количество тряпок и бросового материала, который пригодится в момент расширения образа.

Знакомится с образами,  нам помогали мультфильмы, чтение сказок, рассматривание иллюстраций,  где мы  выделяем  характерные особенности каждого образа. Но давая готовый костюм ребенку,  мы понимали,  что наступит момент, когда этого будет не достаточно для полноценного  развития его воображение и творческих способностей. Поэтому мы постоянно фиксируем в календарном плане этапы развития образной игры.

Именно в этот момент, когда «как будто» ребенок начинает терять интерес к    образу, мы переходим на второй этап обогащения среды и  дополняем  различными атрибутами для дальнейшего обогащения образа. В среде появляется неоформленный материал: ткань, коробки, шнуровки, тесьма, листы бумаги. И образная игра «оживает» с новой силой.

Образ расширяется при помощи демонстрации внешних признаков поведения животных, отличительных черт. И только после того как ребенок включился в расширенный образ, он ходит как медведь, прыгает как зайчик, становится хитрым и красивым как лиса, в среде группы появляется сцена.

И снова родители пришли к нам на помощь,  изготовили сцену для демонстрации образа.  Сцену   лучше ставить  рядом с зеркалом, очень важно, чтоб в группе было несколько зеркал, что позволяет ребенку увидеть свой образ во всей красе, наводит ребенка на размышление, что  можно еще чем – то дополнить свой образ. Кроме сцены можно иметь мягкий подиум,  он  мобильный, дети сами могут его без помощи взрослого разложить в нужном для него месте.

Ребенок,  когда видит подиум, как настоящий актер стремится продемонстрировать свой образ. Педагогу важно помнить,  что в момент демонстрации ребенком образа, необходимы зрители, а это значит - место, где дети в любой момент можно организовать зрительный зал.

Наличие подиума-сцены натолкнуло нас на изготовление занавеса, который может выполнять различные функции, он  может быть как декорацией для демонстрации образа ребенка, может разграничивать пространство группы  в зависимости от игровой ситуации. Необходимость мягких модулей в образной игре оправдана, они служат и конструктором для строительства, например, дома и перегородкой и предметом мебели, то есть дети сами воображают, чем же сегодня будет тот или иной модуль.         

Следующая тема образной игры, это сказочные герои. Поэтому в среде появляются костюмы сказочных героев:  сарафаны, рубашки, юбки, накидки. 

Так как среда уже наполнена неоформленным материалом, дети самостоятельно могут изготовить атрибуты для сказочных бабочек, которые прилетали на день рождения к Мухи – Цокотухи.

Постепенно внимание детей начинают привлекать и другие стороны окружающей жизни. С большим интересом дети присматриваются к труду людей различных профессий: шофера, полицейского, врача и т.д.

Эти представления отражаются и закрепляются в играх, для развития которых детям нужны соответствующие костюмы и атрибутика, обозначающих внешний знак роли – рули, шлемы, бинокли и тому подобное. Для каждой категории образов среда пополняется специфическими костюмами и дополняется неоформленным материалом,  имеет цикличный характер.

Каждый день среда группы детям дает новые возможности в развитии образной игры. Очень интересно наблюдать за изменениями. Среда, созданная нами, провоцирует детей к образной игре. Возрастные потребности удовлетворяются сполна. Дети уже безошибочно знают все атрибуты к любому образу, им недостаточно просто шапочки. У героев появляются характерные черты, что говорит о нашей работе в правильном направлении.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной коррекционной среды

Организация развивающей предметно-пространственной коррекционной среды...

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...